Привет мир! «Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа»- утверждал Вальтер Скотт. Я тоже не слишком жаловала алкоголь, но мне хватает своих пристрастий. Людям вообще крайне свойственны вредные привычки. Согласно данным напечатанным в журнале «National Geographic» в 2014 году насчитывалось 240 млн. алкоголиков и 1 млрд. курящих людей. Но это только статистика, реальные цифры намного больше. Ну да, это, что касается алкоголя и табака – королей вредных привычек. Но ведь есть и другие так сказать наркотики. И я сейчас не про психотропные. Если задуматься, много ли людей балуют себя сладким? А сколько среди нас кофеманов, сексоголиков, Любителей специй? Практически все мы, так или иначе, зависимы и виной тому удовольствие. Удовольствие - это положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение той или иной потребности. Людей, как и животных, направляет в погоню за наслаждением их собственный мозг. Точнее система поощрения. Этот нейрохимический механизм в основном использует дофамин. Дофамин – это нейромедиатор, ответственный за удовольствие. Если вообразить в голове объект наибольшего вожделения, тогда прямо сейчас в мозге начал вырабатываться дофамин, превращая мысли в приятные фантазии, далее превращая эти фантазии в жизнь. Если сделать желаемое то свойства дофамина усилятся, после в дело пойдет серотонин, что приведет к получению сильного удовольствия в сумме с радостью и счастьем. Это заставляет повторять представлять объект наслаждения вновь и вновь. Так вот, подробно механизм поощрения мы разобрали совсем недавно, но ведь удовольствие, будучи столь заметной и эмпирически значимой частью человеческой жизни, интересовало любопытные умы издревле. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа, его ученик и друг. Он считал единственным подлинным благом телесные наслаждения. Именно его этическое учение, утверждающее удовольствие смыслом жизни получило название гедонизм. В современном обществе гедонистов, в основном, представляют как эдаких чрезмерно разных деструктивных извращенцев, в пьяном угаре пожирающих пироги во время нескончаемых оргий. Но это не совсем так. Аристипп знал меру, он утверждал, что истинный мудрец наслаждается удовольствием, не поддаваясь тому, чтобы оно овладело им. Но к гедонизму всегда было множество вопросов. Самый главный, из которых как избежать страданий в поисках наслаждений, если сама потребность в наслаждениях и есть страдание? Это логическая заковырка даже породила пессимистичных гедонистов, отрицающих возможность счастья для человека и проповедующих самоубийство посредством голодания. Вернемся к учению. Аристипп делил душу человека на две части: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом физической боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия. Но идеям свойственно развиваться, и на смену Аристиппу пришел Эпикур. Эпикур-древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура») - описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. По правде сказать, этот мыслитель не был гедонистом. Однако вплетя идеи Аристиппа в свою философию, он вдохнул в них новую жизнь. Эпикурейцы считали смыслом жизни не получение наслаждения, а отсутствие страданий. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами. Их учитель делил удовольствие на истинные и мнимые. Он утверждал, что не любое желание достойно удовлетворения, поскольку за некоторыми из них могут последовать страдания. Хороший совет в преддверьях выхода нового IPhone 7. Не правда ли? Уверены, что стоит брать 3 кредит? Ну да ладно! Возможно, для кого-то сфотографировать на новую камеру «Доширак» будет пределом мечтаний. Мечтой же Эпикура была атараксия - это спокойное безмятежное состояние, лишенное нужд и страданий, а потому тождественное удовольствие. Эпикурейский идеал, скорее всего, недостижим, да и не факт, что это плохо. Скорее всего, наслаждение – редкая ценность. Дофаминновая система поощрения, к слову, работает в свою очередь ради предвкушения удовольствия, а не ради непосредственного его переживания. Таким образом, природа отправляет животных на нескончаемую охоту за пищей и сексом. Однако обещанной награды в конце зачастую не оказывается. В диких условиях удовольствия строго лимитированы и достаются не каждому. Человечество построило цивилизацию, изменив правила игры. Теперь мы надежно ограждены от множества опасностей, а удовольствия можно купить в ближайшем ларьке. Правда, большинство из них после сулят одни страдания, так что Эпикур, безусловно, прав, считая, что человек должен быть осмотрителен. Однако жизнь происходит здесь. Нет ничего важней данного момента. Как говорил Аристипп: «Только им мы можем свободно распоряжаться». К сожалению, в нашей действительности не все это могут себе позволить. Во-первых, потому, что для этого требуются либо большие деньги, либо связи и возможности. А во-вторых, потому, что вокруг есть много людей, осуждающих подобный образ жизни, вот они своим мнением и сковывают гедонистов. Есть стереотипное мнение, что гедонист - это грубо говоря «балбес», который только и дело, что пьянствует, тусуется, получает удовольствие от этого. На самом деле это люди, которые живут ради своего удовольствия, но не каждое удовольствие является истинным. Истинным удовольствием является то, которое не имеет негативных последствий. Никаких страданий! Гедонизм исключает страдания. Нужно следить за тем, что расстраивает и почему это расстраивает. Нужно сразу избавиться от таких вещей как общественное мнение. Гедонист не уделяет никакого внимания общественному мнению. Нужно прислушиваться к себе и делать только то, что нравится и не боятся осуждения со стороны. Если вы не хотите куда-то идти - вы не идете, если вы не хотите чего-то пить или есть - вы не пьете и не едите, если вы не хотите здесь быть - уходите! Все просто. Чувствуется какой-то эгоизм. Да, с какой-то стороны это, грубо говоря, синонимы. Не ждите поддержки, гедонисту это не свойственно. Он сам гордиться собой. Когда вы гордитесь собой, вы чувствуете круговорот благодарности, гордости и внутреннего роста, что дает вам силы и стимул жить с собой вечно. Наверное, самый широко известный психолог XX века З. Фрейд положил в основание своего учения (психоанализа) принцип гедонизма (удовольствия). По мнению австрийского врача, человек – природный гедонист. В младенчестве его потребности удовлетворяются непосредственно и быстро: жажда, голод, потребность в материнской опеке. Когда же человек вырастает, общество предъявляет к нему требования и настаивает на том, чтобы он контролировал, сдерживал свое стремление к удовольствию и удовлетворял свои потребности в подходящее время. Таким образом, общество в некотором смысле управляет человеком посредством «жетонного метода»: поучился, потрудился – насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из одного сплошного удовольствия, потому что такая форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации. Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, прикрепили к педали и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на педаль, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, утопая в сладостной истоме, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм – это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе. Может быть, это прозвучит жестоко и цинично, но алкоголики и наркоманы – это такие же \"крысы\", которые забыли мир ради наслаждения. Алкоголик ради бутылки. Наркоман ради дозы. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни миг счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Одним из подражаний данного учения является итальянский миллионер Джанлука Вакки. Девиз Вакки звучит как «Наслаждайтесь» (или Enjoy). По собственным словам, он однажды с ужасом обнаружил себя грязным как внешне, так и в душе. И избрал путь к избавлению – доставлять радость и себе, и окружающим. Своему стилю жизни он посвятил целую книгу и считает его предметом для подражания. Сам он является тем еще бездельник. Его поколение Вакки работает в разных сферах бизнеса, а он за свои 49 лет работал лет 6. Сам же она наслаждается жизнью со своей красавицей женой, танцует и снимает это в интернет, отдыхает на островах. Ну что еще делать заядлому гедонисту? Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни – гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениями. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать. Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр). Для них гедонизм в философии – это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий. Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. Таким образом, делаем вывод, что гедонизм в философии – это главным образом отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий. В современном мире в бизнесе популярен такой термин, как инфантильный гедонизм. Означает почти тоже самое, что и обычный гедонизм – человек хочет ничего или минимум вкладывая, получать всевозможные удовольствия жизни. Надо ли говорить, что сейчас большинство человек на земле инфантильные гедонисты? Взять даже меня. Могла бы взять более интересную тему, расписала бы ее так же как и эту. Нет. Зачем? Проще же взять тему, которая хорошо известна, и не надо ничего искать, читать и так далее. Вернемся к теме. Если брать сферу бизнеса, то инфантильный гедонист хочет, чтобы компания обеспечила ему соц. пакет, чтобы он мог валяться на больничном, но при этом получать деньги, ходить на корпоративные вечера за счет компании. То есть он приходит в большие компании, чтобы получить удовольствие, а не развивать свой потенциал и добиваться успеха и так далее. Он приходит, что бы получать удовольствие априори. Причем это проникло настолько глубоко в наше общество, что власть ограничивает возможность бизнесу давить на работника и вынуждает обеспечивать его все больше и больше бесплатными наслаждениями. Бизнес оказывается, так сказать, между «молотом и наковальней». То есть гедонисты и у власти и в низших социальных эшелонах. Но на самом деле надо все равно совершать аскезы, надо работать над собой, потому что, если ты зря одно мгновение жизни потратил, ты увеличил страдания в своей судьбе. Когда человек стремиться к работе над собой, развивается, раскаивается, что возрастает в его жизни? Счастье возрастает… Но здесь я никого не призываю становиться гедонистами или наоборот аскетами. Я призываю наслаждаться. Я предлагаю обратить внимание на настоящий момент и сделать его лучше. Обними любимого человека или налей себе кофе, наслаждаясь своим одиночеством, поставь себе музыку, в конце-то концов. Представь, несметные полчища живых существ тратят свои скоротечные жизни на жестокую борьбу в погоне за эфемерным счастьем, пожиная невзгоды и в большинстве своем, погибая, так и не достигнув желаемого, самые счастливые из них, насладившись сиюминутным удовольствием обречены на продолжение борьбы будучи прикованы к огромному космическому кому, который несется сквозь пустоту из неоткуда в никуда. И посреди всей этой вакханалии ты, сидишь, читаешь, наслаждаешься чашечкой кофе.… Так, наслаждайся!