Введение «Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене», - говорил древнегреческий философ Сократ, живший в 470-399 гг до н.э. Удивительно, но лучше и не скажешь о людях, которые живут в современном мире и, несмотря на то, что этой фразе более 2 тысяч лет, она актуальна как никогда. За это время человечество сделало громадный рывок в собственном развитие. Однако, последствия этого развития не менее существенны и весомы. Именно результатом модернизации во многом стали глобальные проблемы человечества, которые, без преувеличения, угрожают существованию наших цивилизаций. Уже в 60-х годах ХХ века ученые осознали наличие не просто проблем общества, а глобальных проблем всего человечества, угроз единых для всех, независимо от расы, национальности или класса. В это время началась активная проработка этого вопроса, формулирование самих проблем и поиск возможных решений. Тогда под началом Аурелио Печчеи образовался Римский клуб, международная организация, объединившая ученых десятков стран. По убеждению Печчеи, главная проблема человечества в целом – это не необходимость совершенствования человеческих качеств. Нужна революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации. Но сегодня уже ХХI век: казалось бы, прошли десятилетия, окружающий социальный мир сильно поменялся, все совсем по-другому. Но так ли это в действительности? А, может, ничего не изменилось и актуально для людей века XXI? Безусловно. Разница только в том, что 2000 лет назад философы могли говорить о проблеме человека или небольшого социума, а в XXI веке, в условиях глобализации и размытия границ мы можем говорить об общих угрозах и проблемах, единых для всего человечества. Поскольку все дела, вещи и события рождаются из разума и сердца человека, глобальные социальные проблемы человечества вызывают особый интерес для изучения. Проблема 1.Когда реальность переходит в виртуальность С развитием доступности интернета и социальных сетей большая часть нашей жизни уходит в виртуальное пространство. Аналитики Фонда «Общественное мнение» посчитали, что, в среднем, россияне тратят около 3 часов на серфинг и общение в Сети. Несложный и довольно примитивный расчет (где, условно, 50 лет сознательной жизни интернет используется активно) показывает нам, что за свою жизнь человек тратит более 50 000 часов на Интернет, это более 2200 дней! Но более угрожающе эта цифра выглядит в годах – 6 чистых лет своей жизни человек «зависает» в Сети. Становится страшно, не правда ли? Но почему это является проблемой?! Казалось бы, что плохого в том, что человек использует сеть для получения новых знаний или образования?! Однако, не все так просто: только лишь 7% опрошенных по результатам все того же исследования использует Сеть для обучения. Данная цифра вполне может подвергнутся сомнению, учитывая патологическое желание любого человека казаться или показать себя с лучшей стороны перед другими людьми, пусть даже случайными специалистами, проводящими опрос, часть респондентов вполне могли приукрасить реальность или утаить. Анализ человеческого поведения в Интернете и многочисленные исследования говорят о том, что большую часть, проведенную в Сети, люди тратят на развлечение, ньюссёрфинг, общение и досуг. Сеть насыщает человека информацией, предоставляет безграничные возможности для коммуникации и возможности выразить свои эмоции виртуально (с помощью многочисленных эмодзи можно передать любое сочетание чувств и эмоций). Человек устает, перенасыщается информацией, создается ложное ощущение – удовольствие от состоявшейся коммуникации. При этом, та самая коммуникация состоялось исключительно с экраном монитора или смартфона. В конечном итоге, уходя в виртуальность человечество в глобальном смысле теряет энергетику живого общения, коммуникацию, которая дарит вдохновение и настоящие эмоции, сподвигает и воодушевляет. Кроме того, Сеть – это глобальная черная дыра, пожиратель времени, которое человечество могло бы использовать более разумно. Справедливости ради стоит отметить, что Сеть имеет и созидательное воздействие, но вместе с этим, представляет собой угрозу для всего человечества в глобальном смысле. Проблема 2. Первым делом глянец, а душа – потом Социальные сети в целом и феномен Instagram и YouTube в частности позволили любому желающему стать «звездой», быть примером для тысяч, а порой, миллионов людей. При этом, не обязательно обладать каким-либо талантом или быть выдающейся личностью. Рецепт успеха: делать красивые фото красивого себя в красивых местах. Однако, непременно, необходимо соответствовать стандартам современного глянца – проходить по росту, весу, носить правильные бренды и соответствовать текущим трендам. Конечно, вышеописанное чуть-чуть гротеск, но только самую малость. В этом смысле еще большую актуальность приобретает цитата, с которой началась данная статья. Вспомним Сократа еще раз: «Всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене». Людям интересно смотреть именно на твоих овец, а не на твоих друзей. И чем более симпатичны твои овцы, тем больше у тебя поклонников и наблюдателей. Но что же мы получаем с другой стороны баррикады? А с другой стороны выходит еще одна глобальная проблема человечества: бросить все силы на то, чтобы подогнать себя под красивые глянцевые стандарты, которые есть повсеместно. Чтобы фигура, машина, дом, одежда были как у той с ником «лучшевсех». «Я тоже так хочу и обязательно добьюсь», - думает большая часть молодых жителей развитых стран. В глобальном смысле – стремление человечества сделать из себя стандарт, подогнать под формат, направить всю энергию на создание материального блага в ущерб духовному. Не говоря уже о перекосах, возникающих в процессе этого стремления, например, таких как болезнь анорексия, которую в некоторым смысле можно назвать явлением социальным. Проблема 3. Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу И это не про трех обезьян, а про третью глобальную проблему человечества, которая, фактически, является логичным продолжением первых двух. Ученые утверждают, что вместимость человеческого мозга может достигать 100 терабайт. Но несмотря на это, человечество устает от огромного количества информации, которая сыпется в мозг ежеминутно. Так, например, бытовая ситуация: человек сидит дома за компьютером, в комнате работает телевизор, сводка новостей. Звонит телефон. Наш испытуемый берет трубку, начинает разговор, продолжая при этом пробегать глазами лиды новостей… ТВ никто не выключал. Итого, три источника, которые подают разноплановую информацию в его мозг одновременно, всю эту информацию мозг также одновременно обрабатывает… Несколько лет подобного ежедневного режима, а что происходит потом? Человек закрывается, не идет на контакт, не может воспринимать новую информации, возникают болезни нервной системы. Во многом из-за этого все чаще врачами упоминается синдром «панических атак», все больше и больше людей страдают различными расстройствами. В глобальном смысле это приводит к нарушению коммуникационных цепочек, повышению уровня агрессии, недовольства и, соответственно, нестабильности в обществе. Так, например, перенасыщенность информацией, расстройства нервной системы и желание отречься от всего этого способствует уходу некоторых молодых людей в различные субкультуры. А если эти проблемы еще и соединяются радикальными религиозными воззрениями и наличием рядом соответствующих «учителей», то мы получаем готовых шахидов, как орудие глобального терроризма. Серьезно, не правда ли? Проблема 4. Чего НЕ стоит человеческая жизнь?! Другая глобальная проблема человечества – обесценивание человеческой жизни, как таковой. Причин тому – целый комплекс. От урбанизации и высоких темпов научно-технического прогресса до перенасыщенности каждого конкретного индивидуума информацией. Еще Иммануил Кант, родоначальник немецкой классической философии, писал: «Во всем сотворенном мире все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек, а вместе с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе». Уже на рубеже XVIII-XIX веков философ обращает внимание на проблему обесценивание человека как такового. В современном мире человек становится средством и это – норма, и это настоящая глобальная проблема человечества. В потугах достичь желаемого материального, заработать больше, иметь возможности круче, все коммуникационные цепочки настраиваются на получение и эксплуатацию. Человек оказывается, фактически, в рабстве – в рабстве стереотипов и штампов, которым должен соответствовать. И ему ничего не остается, кроме того, как доказывать ежедневно, что он – в рамках этих стереотипов. Все это порождает ужасные социальные явления современного мира, например, такие как появление большого количество социально не благополучных слоев населения, без определенного места жительства. В этом смысле, ценность человеческой жизни стала ничтожна, и это стало нормой. Особенно красноречиво иллюстрируют это примеры больших городов: зима и сильный мороз на улице, сотни людей проходят мимо бродяг, которые ютятся у входа в метро… Все до единого, каждый человек, проходя мимо, понимает, что эти бродяги, скорее всего, замерзнут насмерть на улице, просто умрут. И ни один (за редким исключением!), не сделает ничего, чтобы это предотвратить. Наличие сотни отговорок у каждого, почему он НЕ может помочь – норма. Сознание того, что жизнь бродяг не имеет ценности у каждого – норма. Человек перестал быть целью - тоже норма. Это ли не глобальная проблема человечества?! Заключение Австралийский ученый и философ Конрад Лоренц еще в XX веке, изучавший данную проблематику и сформулировавший восемь «смертных грехов» или глобальных проблем человечества, писал, что только сам человек является творцом и носителем всех глобальных проблем. Именно он ответственен за все, что порождает и производит. Конечно, вышеперечисленные проблемы – лишь некоторые из многих. Однако, даже они в глобальном масштабе способны со временем сыграть свою партию в оркестре деструктивных процессов, уничтоживших человечество. Есть ли выход? Безусловно! Он – в культуре, этике и духовности. В «реформировании» глобальной системы ценностей и самоидентификации человека как живого существа с душой, а не шаблона и стереотипа. Источники 1. Статья «Философия Сократа» // www.studopedia.ru (дата обращения: 05.12.2017). 2. Статья «Римский клуб» // www.wikipedia.org (дата обращения: 05.12.2017). 3. «Критика чистого разума», И.Кант // www.knijky.ru (дата обращения: 05.12.2017). 4. «Философия глобальных проблем», В.И. Добрынина // www.society.polbu.ru (дата обращения: 05.12.2017). 5. Раздел «СМИ и Интернет» // www.fom.ru (дата обращения: 05.12.2017).