Воскресное раннее утро… «Дамокловым мечом» висит в сознании неуходящее: кончаются сроки написания статьи по философии, пора сдачи доклада, а мысли так и не приходят… Начинаю вслух высказывать отговорки: срочно надо пойти туда-то, невозможно отложить встречу с тем-то, позвонить тому-то… Но мама быстро обрывает мои потуги отвертеться: «Ну - ка, кончай «философствовать» и садись за написание доклада!» Вот так вот просто и сложно переплетаются различные понятия одного и того же слова – философия… В бытовом смысле подразумевается под этим словом – пустые разговоры, длительные рассуждения, уход от дел, переключения от нежелаемого на другие интересы, а с научной точки зрения философия – это система взглядов на мир, специфическая наука. Причем это не хаотичное нагромождение, выщипывание по строчке с миру, а целостные теории, опирающиеся на четкие понятия и категории. Существует множественность мнений о предмете философии: Это – наука (Аристотель); Это – учение о нравственном поведении (Кант); Это – наука о всеобщем (Гегель) и множество, множество других высказываний. На основании таких определений философии и выстраиваются ее основные составляющие, разделы, как: • собственно история философии, • философия истории («игра слов», а совершенно различные важные разделы!), • логика, • эстетика, • этика, • культурология, • социальная, • философия, • диалектика, • онтология, • аксиология и другие… Невозможно даже представить количество трактатов и авторов, описывающих эти разделы! У Платона вывод о философии – это подготовка к смерти. Более веселое, не заставляющее думать о завершении жизни, а радоваться в процессе, это высказывание Эпикура: «Философия – это врачевание страданий человеческой души». Да, что-то припоминаю упоминание этого имени, проходя мимо компании молодых людей, один из них кривлялся: «Что мы, не эпикурейцы, повеселиться не можем? Идем на ночь! Имеем право!» Останавливаюсь на этой теме, захожу в Википедию, инет…и разочаровываюсь… Эпикур жил еще до нашей эры! Какая же связь «мажора» и тех веков? Что там разрешил нам Эпикур? Родился Эпикур в 342 году до н.э. Любознательным был не по годам, с 12 – 14 лет заинтересовался философией, а к 32 годам этот скромный, доброжелательный мужчина уже открыл собственную философскую школу в Афинах. Место выбирал сам, прикупив для нее сад, отсюда и пошло название его школы – «Философы Сада». Мысленно провожу параллель между его школой и нашим вузом, утопающем в зелени…ну чем не философы мы? Над нашим вузом висит строгая табличка, писанная по ГОСТУ: «РГУТиС», над школой Эпикура – заманчивый баннер: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Читаешь и перед глазами картина – в белых одеждах, сандалиях на босу ногу ходят, прогуливаясь по дорожкам сада, держа подмышкой рулон – тетрадку, вольнодумцы в ожидании посещения их новой идеей, чтобы тут же, на ходу, записать посетившую мысль. Особая атмосфера дружелюбия царила здесь. Дни проходили в беседах, писались тексты на темы почитания родителей, бережного отношения к друзьям, уважения к рабам. Школа Эпикура пользовалась большой любовью афинян, причем ее членами могли быть не только состоятельные юноши, но в ряды учеников принимались и женщины и даже рабы. Но не обходилось и без злопыхателей и завистников Школа Эпикура – первая из эллинистических школ (если рассматривать в хронологическом порядке), возникшая в Афинах в конце IV в. до н.э. Эпикурейцами стали называться последователи его учения, приверженцы его теории, само течение – эпикуреизмом. Пик популярности эпикуреизма пришелся на то время, когда греки жили в самоуправляемых городах, то есть отошли от укладов деревенской жизни, но с самостоятельностью появились страхи за свое будущее, чувство одиночества. Но Эпикур не лез ни в политику, ни общественную жизнь, отмежевался от властей. Его учения направлены были на индивидуальную жизнь человека. Если по большому счету делить философов на два лагеря – материалисты и идеалисты, вечно спорящими что первично, материя или сознание, то Эпикура можно и нужно отнести к материалистам. Рассматривая теории Эпикура как состоящие из трех важных частей: • каноника (учение о познании); • физика (учение о природе); • этика (учение о морали и нравственности), то: В основе каноники лежало учение о критериях или канонах истины. Первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. На основании чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе – общие понятия, «пролепсисы» (предвосхищения). Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Его понятие «образный бросок мысли» есть нечто иное, как интуиция. В учении о природе все древние мыслители были заняты поиском и обоснованием первовещества или первого элемента, из которого все возникло. Одни (согласно Фалесу), таким первым веществом считают воду, по мнению Аксимена – воздух, согласно Аксимандру – апирон (первичное вещество, подобно тесту), которым заполнен весь космос, а предметы и процессы действительности это сгустки апирона. Вещи возникают из первого вещества благодаря действию двух противоположных сил сжатию и разряжению. В учении о природе–физике, Эпикур был последователем Демокрита, их называли Атомистами: в основе вещей лежат атомы и пустота. Атомы – неделимые частицы. Демокрит утверждал, что существует пустота, пространство – великая пустота, в которой лежат атомы. Телесное полностью заполняет объём, в котором оно находится. Мир состоит из неделимых атомов, которые отличаются друг от друга по форме, расположению. Когда атомы сталкиваются следует образование вещи. Эпикур наделяет атомы Демокрита силой тяжести, следовательно, они падают, но иногда сталкиваются. Демокрит считал, что и человеческая душа тоже состоит из круглых атомов. Предположил, что все в мире предопределяется положением атомов. Создал свою теорию познания. Различал существование по истине (атомы) и существование по мнению (вкус, цвет) следовательно получилось, что он ввел представление о действительности, идеальности цветов, запахов – у любого человека свои ощущения, любой по–своему воспринимает цвета, запахи. 2 познания: ощущениями и разумом. Истина рождается из столкновения разума и чувства. Атомизм оказал большое влияние на дальнейшее развитие человеческой мысли. На этой идее базировалась вся европейская классическая наука. Но в изучение естествознания глубоко Эпикур не вторгался, математика для него как наука не существовала, относился к ней с пренебрежением, считал бесполезной наукой. Физика была как бы переходной ступенькой к главной составляющей в теории Эпикура – этике. Краеугольным камнем философии Эпикура является это суждение: физика существует ради этики. Этика Эпикура основана на принципе удовольствия. Удовольствие воспринимается как отсутствие страдания. Человек получает удовлетворение в себе самом. Высшая добродетель – благоразумие – достигается в результате самостоятельного выбора. В поздних сочинениях Эпикура счастье – это избавление от каких-либо зол. Мнение его, что душевные страдания хуже телесных и что помимо наслаждений в движении (радость и веселье), существует наслаждение покоя – безмятежность и отсутствие страдания. Именно этим Эпикур отличается от киренаиков, подчеркивал Диоген Лаэртий, что вторые признавали лишь наслаждение в движении. Цена удовольствия не в сиюминутности наслаждения, а в том результате, который исходит от удовольствия. Это не обжираловка, чтобы треснуло пузо, не обвешивание золотыми цепями тяжелым грузом, не выпячивание своих драгоценностей для зависти, а это испытание счастья от малого. Живите скромно, незаметно, но наслаждайте душу свою, избегая страданий. Все удовольствия по Эпикуру делятся на три группы: 1. Естественные и необходимые; 2. Естественные, но не необходимые; 3. Неестественные и не необходимые. То есть к первой группе относит обычные, естественные желания – «удовольствия чрева», но с ограничениями: ешьте меньше, чтобы не вызвать нежелательных последствий (боязнь заворота кишок); пейте мало (из – за боязни гепатита и похмелья, наверное). Как к курению относился, мне неизвестно, но может от него еще пошло предупреждение от занятия оным, вылившееся предупреждением от Минздрава на каждой пачке сигарет? Скорее всего, это занятие по Эпикуру попадает в разряд второй группы или даже третьей Философ учит, что если неисполнение желания не влечет страдания, то такое удовольствие не является необходимым, такие желания относятся ко второй группе. Получается, кто не может бросить курить – слаб сознанием, если бы он освоил теорию Эпикура, стал эпикуреистом, то первенство отводил бы удовольствиям души, как менее всего зависящим от внешних условий и уверенность эта наиболее надежно привела бы человека к состоянию спокойствия, к достижению ступенек счастья и бросил бы курить на раз. А на третью группу неестественных и не необходимых желаний вообще стоит махнуть рукой, без них прожить счастливо возможно! Так учит Эпикур, но не так считают представители других течений в этой же теории признания высшим процессом удовольствия, например гедонисты. То есть тех, кто не задумываясь отдают пальму первенства материальным благам, а не душевным наслаждениям от получения этих благ, называют гедонистами. Так что теперь, коснувшись лишь поверхностно, по чьим - то разрозненным познаниям о трудах Эпикура (ведь из более чем 300 написанных им трактатов, дошли до нас неутраченными три письма, да упоминание об одной книге), я все - таки могу сделать вывод: ошибнулся, ты, юноша, зовущий друзей в ночной бар: никакой ты не эпикуреец, ты гедонист! Настоящие эпикуреисты, а школа Эпикура, поддерживаемая его последователями, просуществовала более 8 веков, «вымерли» видать давненько, искаженная его теория имеет место быть сейчас и на платформе гедонизма. Эти мальчики (и девочки), кичащиеся достижениями собственных отцов и дедов, донесших до них материальные блага, даже не напрягают мысли, стоит ли довольствоваться малым, им надо все и сразу. Мысль у них не работает на опережение: задумайся о последствиях, прежде чем… И они отрываются напропалую: гоняют на запредельных скоростях на дорогих иномарках по ночным столицам, шумно празднуют бракосочетания с выстрелами на улицах, сбивают на смерть прохожих, детей, обвиняя потом последних в алкоголизме. Хотелось бы процитировать некоторые высказывания из книги Эпикура «Главные мысли»: • Предел величины наслаждений есть устранение всякой боли. Где есть наслаждение и пока оно есть, там нет ни боли, ни страдания, ни того и другого вместе. • Нельзя жить сладко, не живя разумно, хорошо и праведно; и нельзя жить разумно, хорошо и праведно, не живя сладко. У кого чего-нибудь недостает, чтобы жить разумно, хорошо и праведно, тот не может жить сладко. • Никакое наслаждение само по себе не есть зло; но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений. • Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности. Поэтому по отношению же к себе, затеплилось у меня такое чувство, что на несколько процентов, но могу себя считать уже стоящей у порога этой Школы – Сада: довольствуюсь присланной мамой «социальной» поддержкой в виде десяти тысяч рублей на месяц, не живу впроголодь, а с удовольствием пью чай с конфетами, медом, которым делятся друзья по кампусу, ходим и в кафешки на пиццу (без переедания!), вечерами гуляю по нашему парку – саду, по аллеям, с искрящимися в свете фонарей серебряными одеждами деревьев, и думаю, думаю, думаю…