Философия и искусство. Закирова Мая Камилевна/студентка 1курса/группа ГДДбп-17-1а/ Высшая школа Туризма, гостеприимства и дизайна/ Maya300398@mail.ru , ФГБОУ ВПО«Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва,Российская Федерация. Аннотация: Статья посвящена одной из интересных тем. В ней говорится о самом прекрасном –об искусстве, об отношении человека к искусству, так же говорится о философии, которая близка каждому человеку. Искусство-это особая форма общественного сознания и как вид духовного производства искусство возникло из потребности человека в художественном познании мира. Философия- это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Философия так же близко держится с наукой, этикой и эстетикой. Эстетика связана с гармонией. Гармония- единство многообразия, ценность не сама по себе, а по отношению к человеку. Абсолютно все взаимосвязанно. У искусства и философии есть как схожести, так и различия. Об этом в основном и говорится в статье. Искусство и философия- это взаимосвязанные, но разные фигуры социального рассудка, которые, невзирая на целую схожесть собственных массивных сфер, в собственную одинаковую нацеленность в максимально единые проблемы атмосферы и существования, различаются способом постижения и формулировки. Так же в статье говорится об основных философских дисциплинах, которые показывают насколько сфера философии многогранна. Есть очень много цитат, которые описывают философию и искусство, как что-то непостижимое и безумно глубокое, читая их, невольно возникают разные мысли и картинки в голове. Философия, точно так же как и искусство, влияет на эмоции людей. А эмоции влияют на человеческие мысли и в значительном характеризует её. Ключевые слова: философия, искусство, этика, эстетика, эмоции. ВОПРОС О СООТНОШЕНИИ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ СЛОЖНЫМ И МНОГОПЛАНОВЫМ. МЕЖДУ ЭТИМИ ДВУМЯ ВИДАМИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, НЕСОМНЕННО, ЕСТЬ ГЛУБОКОЕ РОДСТВО,НО НЕТ ПОЛНОГО ВНУТРЕННЕГО ТОЖДЕСТВА. ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО – ДВА РАЗНЫХ МЕТОДА ПОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА И САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. МОЖНО СКАЗАТЬ О НИХ КАК О СОЗНАТЕЛЬНО ОБРАТНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, НО МОЖНО И КАК ОБ ОБОЮДНО ДОПОЛНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА. ИСКУССТВО КАК ПРАВИЛО ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ КАК МЕТОД ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО ВТОРЖЕНИЯ В РАНЕЕ НЕВЕДОМОЕ С ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ ДАННОЙ ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВИДЕ. ФИЛОСОФИИ ХАРАКТЕРЕН УПОР В РАЗУМНОЕ РАССУЖДЕНИЕ И ЛОГИКУ. ЦЕЛЬ ИСКУССТВА НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНОЕ ОБЬЕДИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОБЩЕСТВОМ, А ЦЕЛЬ ФИЛОСОФИИ- РЕФЛЕКСИВНОСТЬ ЛИБО РЕШАЮЩЕЕ МНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ОБЩЕСТВУ. МЕЖДУ ФИЛOСOФИЕЙ И ИСКУССТВOМ ЕСТЬ МНOГO OБЩЕГO. КАК В ФИЛOСOФИИ, ТАК И В ИСКУССТВЕ ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ВНИМАНИЯ – ЧЕЛOВЕК, ЕГO ДУХOВНЫЙ МИР, ЕГO ВOСПРИЯТИЕ И ПOНИМАНИЕ ЯВЛЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНOСТИ. И ФИЛOСOФ И ХУДOЖНИК ЗАЩИЩАЮТ И OБOСНOВЫВАЮТ OПРЕДЕЛЕННЫЕ ЧЕЛOВЕЧЕСКИЕ ЦЕННOСТИ И ИДЕАЛЫ (OДИН – ПРЕИМУЩЕСТВЕННO С ПOМOЩЬЮ ЛOГИЧЕСКOЙ АРГУМЕНТАЦИИ, ДРУГOЙ – ПРЕИМУЩЕСТВЕННO ЭМOЦИOНАЛЬНO-ЭСТЕТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ); OКРУЖАЮЩАЯ ЧЕЛOВЕКА ДЕЙСТВИТЕЛЬНOСТЬ OСМЫСЛИВАЕТСЯ И OЦЕНИВАЕТСЯ ИМИ В СВЕТЕ ЭТИХ ЦЕННOСТЕЙ И ИДЕАЛOВ. OНИ СТРЕМЯТСЯ ДOНЕСТИ ДO ДРУГИХ СВOЕ ВИДЕНИЕ МИРА, СДЕЛАТЬ ДOСТУПНЫМИ И ПOНЯТНЫМИ ДЛЯ ДРУГИХ СВOИ ДУХOВНЫЕ ПРOЗРЕНИЯ И ПРOРЫВЫ В НЕВЕДOМOЕ. КАК ПOЙМЕТ ЧЕЛOВЕК ТO, ЧТO ХOЧЕТ ВЫРАЗИТЬ В СВOЕМ ПРOИЗВЕДЕНИИ КOМПOЗИТOР ИЛИ ПOЭТ, КАКOЙ OТКЛИК ВЫЗOВЕТ OНO В ЕГO ДУШЕ – ЭТO ЗАВИСИТ НЕ ТOЛЬКO OТ АВТOРА, НO И OТ ДАННOГO ЧЕЛOВЕКА. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК, ПОСМОТРЕВ НА КАКУЮ-НИБУДЬ КАРТИНУ, МОЖЕТ ОПИСАТЬ ЕЕ ПО-СВОЕМУ. ТOЧНO ТАК ЖЕ И ПOНИМАНИЕ ФИЛOСOФСКИХ ИДЕЙ OКАЗЫВАЕТСЯ НЕOДНOЗНАЧНЫМ. ТРАКТOВКА СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ФИЛOСOФСКИХ ПРOИЗВЕДЕНИЙ, КАК И ТВOРЕНИЙ ИСКУССТВА, МЕНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМOСТИ OТ КУЛЬТУРНO-ИСТOРИЧЕСКИХ УСЛOВИЙ, ПРOИСХOДЯЩИХ В OБЩЕСТВЕ ПРOЦЕССOВ, СOЦИАЛЬНOГO ПOЛOЖЕНИЯ ЧЕЛOВЕКА, ЕГO ИНДИВИДУАЛЬНЫХ OСOБЕННOСТЕЙ. В ФИЛOСOФИИ, КАК И В ИСКУССТВЕ (В OТЛИЧИЕ OТ НАУКИ), ИЗУЧЕНИЕ КНИГ И УЧЕБНИКOВ, КРАТКO СУММИРУЮЩИХ ВСЕ, ЧТO СДЕЛАНO ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ, НЕ МOЖЕТ ЗАМЕНИТЬ НЕПOСРЕДСТВЕННOГO ЗНАКOМСТВА С ИХ ТВOРЧЕСТВOМ. И ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО ВЫРАБАТЫВАЮТ У ЛЮДЕЙ ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ, ДРУГ К ДРУГУ. ЭТО ИХ КЛЮЧЕВАЯ ФУНКЦИЯ, КЛЮЧЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ. КРОМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОНИ НЕСУТ ЗНАЧЕНИЯ ЭТИЧЕСКИЕ, ЭСТЕТИЧЕСКИЕ. ОДНИМ ИЗ ОБЛИКОВ ЦЕННОСТНОГО ДЕЛА К МИРУ СЧИТАЕТСЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОЩУЩЕНИЕ. ЭТО ПРИРОЖДЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧНОЕ ОЩУЩЕНИЕ, СВОЙСТВЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ. ПОЭТЫ, ЖИВОПИСЦЫ, АРТИСТЫ, ФИЛОСОФЫ ОТЫСКИВАЮТ В МИРЕ ГАРМОНИЧНОСТЬ. ГАРМОНИЯ — ЭТО ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ, ЦЕННОСТЬ НЕ САМА ПО СЕБЕ, А ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ . ВЫСОЧАЙШИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ ГАРМОНИИ СЧИТАЕТСЯ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ, ВОПЛОЩАЮЩЕЕСЯ В ИСКУССТВЕ И ВОЛНУЮЩЕЕ ФИЛОСОФОВ. ФИЛОСОФИЯ, КАК И ИСКУССТВО, ВЛИЯЕТ НА ОЩУЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ, ОРГАНИЗУЯ ИХ. А ОЩУЩЕНИЯ, В СОБСТВЕННУЮ ОЧЕРЕДЬ, ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ИДЕЮ И ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕЕ. ЭТИМ ОБРАЗОМ, ПОЛУЧАЕТСЯ, СОБСТВЕННО ЧТО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНО-ЧУВСТВЕННОЙ РЕАКЦИЕЙ НА ОКРУЖАЮЩУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ЕСТЬ ДОЛЯ ДУХОВНОЙ ГАРМОНИИ. «ЭМОЦИЯ — ЭТО САМОПРОИЗВОЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС ЧЕЛОВЕКА НА ТО, СОБСТВЕННО ЧТО ЕГО ЗАТРАГИВАЕТ И БЕСПОКОИТ, ДОВОДИТ ДО СТЕПЕНИ ДОЛГОВРЕМЕННОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ, ПОРОЖДАЮЩЕГО ОЩУЩЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ПОДДАЮТСЯ ПО СУЩНОСТИ ОПТИМАЛЬНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ». ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ НИКАК НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ СОБОЙ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЬЕФ. ВАЖНЫЕ ЧЕРТЫ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИИ- ЭТО НАУКА И ВЕРА, В КОИХ ОБЯЗАННОСТЬ ЗА ПОНИМАНИЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ВЫСОЧАЙШЕЙ СУТИ ЛИБО БЕСПРИСТРАСТНОЙ ПРАВДЕ. НО СРЕДИ ЭТИХ ЧЕРТ ИМЕЕТСЯ НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ НЕВЕДОМАЯ ОБЛАСТЬ, В КОТОРОЙ ИНДИВИД СТРЕМИТСЯ РАЗРЕШИТЬ БОЛЕЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, НЕЗАВИСИМЫЕ ИНЫМ КОНФИГУРАЦИЯМ ПОЗНАНИЯ, И В КОТОРОЙ ОБЯЗАННОСТЬ ЗА ДАННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОН БЕРЕТ НА СЕБЯ. НЕРЕАЛЬНО ОСУЩЕСТВИТЬ ЖЕСТКУЮ ГРАНИЦУ СРЕДИ ДАННЫХ МЕТОДОВ ОСМЫСЛЕНИЯ НАРОДОМ СОБСТВЕННОЙ ЗОНЫ В ОБЩЕСТВЕ. ФИЛОСОФИИ КРОМЕ ТОГО ХАРАКТЕРНА ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ, ОДНАКО ТОЛЬКО ЛИШЬ УМСТВЕННАЯ, В ТАКОМ СЛУЧАЕ РАВНО КАК С ЦЕЛЬЮ ИСКУССТВА СВОЙСТВЕННА ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ. НЕВОЗМОЖНО ДОКАЗАТЬ ТО, ЧТО ИСКУССТВУ КАТЕГОРИЧНО ПРОТИВОПОКАЗАНА ЛОГИЧНОСТЬ. В СОБСТВЕННЫХ АВАНГАРДНЫХ КОНФИГУРАЦИЯХ МАСТЕРСТВО ДЕЛАЕТСЯ ОТРАЖЁННЫМ И КРИТИЧЕСКИМ. И В ЦЕЛОМ, В ТЕЧЕНИИ СОБЫТИЯ КУЛЬТУРЫ ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО - НИКАК НЕ СОПЕРНИКИ, НАОБОРОТ СТОРОННИКИ. ПОЧТИ ВСЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИЗУЧЕНИЯ ССЫЛАЮТСЯ В ОБРАЗНЫЕ ТВОРЕНИЯ, РАВНО КАК В КАРТИНКИ. ИСКУССТВО ИМЕЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ В ОБЩЕФИЛОСОФСКОМ ОСМЫСЛЕНИИ РАВНО КАК ОПРЕДЕЛЕННЫХ ТВОРЕНИЙ, ТАКИМ ОБРАЗОМ И ОБРАЗНЫХ СПОСОБОВ. ИСКУССТВО ВОЗМОЖНО РАСЦЕНИВАТЬ РАВНО КАК ПРАКТИКУ ФИЛОСОФИИ, А ФИЛОСОФИЮ РАВНО КАК ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ИСКУССТВА. ЦИТАТА ОБ ИСКУССТВЕ:«ДАВАЙТЕ, ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ПИШУТ О КАРТИНАХ, РАЗБИРАЮТСЯ В НИХ БОЛЬШЕ? СКАЖУ ВАМ ПО СЕКРЕТУ: О КАРТИНАХ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ — КАК ВООБЩЕ ОБ ИСКУССТВЕ. ВСЕ, ЧТО ПИШУТ ОБ ЭТОМ, СЛУЖИТ ОДНОЙ ЦЕЛИ — ПРОСВЕЩЕНИЮ НЕВЕЖД. ПИСАТЬ ОБ ИСКУССТВЕ НЕЛЬЗЯ. ЕГО МОЖНО ТОЛЬКО ЧУВСТВОВАТЬ.» РЕМАРК Э. М. ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ, БЕЗУСЛОВНО, БЫЛИ И БУДУТ ДОПОЛНЯЮЩИМИ ДРУГ ДРУГА ИНСТРУМЕНТАМИ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА. В ОСОБЕННОСТИ ЭТО ВЫРАЖАЕТСЯ В ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ ПЕРЕМЕНЫ РЕГИСТРА КУЛЬТУРЫ. ПЕРЕРАСТАНИЕ С ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ К МОДЕРНИЗМУ СОПУТСТВОВАЛСЯ ТЕМ, ЧТО РЕШИТЕЛЬНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ МЫСЛИ И ОБРАЗНЫЕ ФИГУРЫ ПРОЯВИЛИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОМУ ДЕЯТЕЛЮ. МОДЕРНИСТСКИЕ УТОПИИ СПЕРВА ВОЗНИКЛИ В ФИЛОСОФИИ, ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ И ТОЛЬКО ЛИШЬ ЗАТЕМ ПОЯВИЛСЯ РЯД УСИЛИЙ ОСУЩЕСТВИТЬ ИХ В ПРАКТИКЕ, ТО ЧТО ВОПЛОТИЛОСЬ В ФОРМИРОВАНИИ НЕКОТОРЫХ ТОТАЛИТАРНЫХ СТРАН С НЕОСУЩЕСТВИМОЙ МЕТАНАРРАТИВНОЙ ИДЕОЛОГИЕЙ. ДАННОЕ ПОВЕРГЛО К МНОЖЕСТВЕННЫМИ ТРАГЕДИЯМ. ФИЛОСОФСКИЕ ТВОРЕНИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ОНИ НА САМОМ ДЕЛЕ ОСОЗНАЮТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА И НАХОДЯЩУЮСЯ ВОКРУГ ЕГО РЕАЛЬНОСТЬ, ТАКЖЕ СТАНОВЯТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ, ВЫРАЖАЮЩИМИ ИНДИВИДУУМ И ВОЛНЕНИЕ ФИЛОСОФА, ЕГО ПОДХОД К РЕАЛЬНОСТИ. ТАК КАК ВОЛНЕНИЕ У РАЗЛИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ РАЗНООБРАЗНЫ, РАЗНООБРАЗНЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПОЭТОМУ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФИИ МНОЖЕСТВО. ИТОГИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБЪЕДИНЕНЫ, РАВНО КАК И В ИСКУССТВЕ, С ОСОБЕННОСТЬЮ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЕЛИКИЙ ФИЛОСОФОВ ОТРАЖАЮТ ТАКИЕ ВЕЩИ КАК: 1) ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛИЧНОСТЬ В ЕЕ ГЛУБОЧАЙШЕМ РАЗМЫШЛЕНИИ О МИРЕ, А ЛИЧНОСТЕЙ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНОЕ МНОЖЕСТВО — НЕТ ДВУХ ТОЖДЕСТВЕННЫХ; 2) ВЫРАБОТАННОЕ СВОЕ ПОНИМАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ; ТАКОГО ПОНИМАНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПО СУЩЕСТВУ НЕ ТАК УЖ МНОГО; ОНИ МОГУТ БЫТЬ СОБРАНЫ В НЕБОЛЬШОЕ ЧИСЛО ОСНОВНЫХ ТИПОВ. НО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРЕДИ НИХ ОДНОГО ЕДИНОГО, БОЛЕЕ ВЕРНОГО, ЧЕМ ВСЕ ДРУГИЕ. КРИТЕРИИ ЯСНОГО И ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЛЯ ЭТОГО НЕТ, И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. В ФИЛОСОФИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАРЯД В ЦЕЛОМ МЕНЬШЕ, ЧЕМ В ИСКУССТВЕ, НО ПО СРАВНЕНИЮ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ ВСЕ ЖЕ ДОСТАТОЧНО ЗНАЧИТЕЛЕН, ЧТОБЫ СТАВИТЬ ВОПРОС О ТОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ ТАКЖЕ И ИСКУССТВОМ. ИМЕЮТСЯ ТВОРЕНИЯ ИСКУССТВА, В КОТОРЫХ, КАЗАЛОСЬ БЫ, ПОДЧИСТУЮ НЕ ИМЕЕТСЯ ФИЛОСОФИИ, , ОДНАКО СОБСТВЕННОЙ ИСКРЕННОСТЬЮ, ОБНАЖЕННОСТЬЮ УБИРАЮТ НАКИПЬ С ДУШИ, ОБНАЖАЮТ ЕЁ И СОВЕРШАЮТ НАИБОЛЕЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ К ПОПАДАНИЮ В ГЛУБОКИЕ СЕКРЕТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ. НО, ИНОГДА ТВОРЕНИЯ ХУДОЖЕСТВА НАПИЧКАНЫ ФИЛОСОФИЕЙ И ОНА ТУТ ЧУЖЕРОДНОЕ ТЕЛО. ЭТО ТВОРЕНИЕ УТОМЛЯЕТ, ТАК КАК ЭКСПЕРТ НАБЛЮДАЕТ В НЕЙ НЕПОНЯТНУЮ МЕШАНИНУ, А ОБЫКНОВЕННОМУ ЧИТАТЕЛЮ ОНА НЕИНТЕРЕСНА. В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ, ЗАИМСТВОВАНИЕ ОЧЕВИДНО, НО ОНО НАСТОЛЬКО УСПЕШНО ВПЛЕТЕНО В МАТЕРИЮ ОБРАЗНОГО ТВОРЕНИЯ И ЭТО ЯВЛЯЕТСЯ УНИКАЛЬНЫМ. ЦИТАТА О ФИЛОСОФИИ:« ЕСЛИ ПОД ФИЛОСОФИЕЙ ПОНИМАТЬ ПОИСКИ ЗНАНИЯ В ЕГО НАИБОЛЕЕ ОБЩЕЙ И НАИБОЛЕЕ ШИРОКОЙ ФОРМЕ, ТО ЕЕ, ОЧЕВИДНО, МОЖНО СЧИТАТЬ МАТЕРЬЮ ВСЕХ НАУЧНЫХ ИСКАНИЙ. НО ВЕРНО И ТО, ЧТО РАЗЛИЧНЫЕ ОТРАСЛИ НАУК И В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ ОКАЗЫВАЮТ СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ТЕХ УЧЕНЫХ, КОТОРЫЕ ИМИ ЗАНИМАЮТСЯ, И, КРОМЕ ТОГО, СИЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮТ НА ФИЛОСОФСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАЖДОГО ПОКОЛЕНИЯ.» ЭЙНШТЕЙН А. ГОВОРИТЬ О СХОДСТВАХ И РАЗЛИЧИЯХ ИСКУССТВА И ФИЛОСОФИЯ КАК КУЛЬТУРНЫХ ФОРМ МОЖНО ТОЛЬКО ИМЕЯ В ВИДУ ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ УКАЗАННЫХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЙ И СХОДСТВ, ОБ АКЦЕНТАХ, А НЕ ОБ АБСОЛЮТНЫХ РАЗГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ ЛИНИЯХ. ЭТО ОСОБЕННО ОТНОСИТСЯ К СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. ГОВОРЯ О ТЕХ ЧЕРТАХ, КОТОРЫЕ РОДНЯТ ФИЛОСОФИЮ И ИСКУССТВО, ОТМЕТИМ СЛЕДУЮЩИЕ: § ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТРАНСЦЕНДИРОВАНИИ ОБЫДЕННОСТИ, В УСТАНОВЛЕНИИ СОБРАННОГО БЫТИЯ, В ПОСТАНОВКЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛИ ДИСКУРСИВНОЙ ФОРМЕ «ПОСЛЕДНИХ» ВОПРОСОВ О СМЫСЛЕ И НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. ЭТОТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ СОСТОИТ В ПОПАДАНИИ В «ПАУЗУ НЕДЕЯНИЯ», АМЕХАНИЮ, В ВЫХОДЕ ИЗ РЕЖИМА ОБЫДЕННОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И УТИЛИТАРНОСТИ. § ВМЕСТЕ С ТЕМ ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО СВЯЗАНЫ С СОЦИАЛЬНОСТЬЮ, С ОБЩЕСТВЕННЫМ, ПУБЛИЧНЫМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА. ФИЛОСОФИЯ КАК НЕПРЕМЕННО ВСЛУХ ВЫСКАЗАННОЕ, ЯВЛЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ТЕАТР КАК УТВЕРЖДЕНИЕ БОДРСТВУЮЩЕГО БЫТИЯ ПЕРЕД ЛИЦОМ ВСЕХ, НА АГОРЕ, «НА ПОЗОРЕ»; – И ФИЛОСОФИЯ, И ИСКУССТВО ЯВЛЯЮТСЯ СПОСОБАМИ СОХРАНЯТЬ И ДЛИТЬ СОЗНАТЕЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, ДЕЛАЯ КУЛЬТУРУ ЖИВОЙ. БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТАКИХ СОСТОЯНИЙ КУЛЬТУРА ПРЕВРАТИТСЯ В ЗАСТЫВШЕЕ И МЕРТВОЕ СОБРАНИЕ ПАМЯТНИКОВ, В ИМИТАЦИЮ КУЛЬТУРЫ. § ГОВОРЯ О ВАЖНОМ ДЛЯ ВСЕХ, ОБ ОБЩЕМ И ОБЩЕЗНАЧИМОМ, И ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО СОХРАНЯЮТ ЗНАЧИМОСТЬ И ЖИЗНЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОСОБЕННОГО, В ОТЛИЧИЕ ОТ АБСТРАКТНОЙ ВСЕОБЩНОСТИ НАУКИ. ПОНЯТИЕ НАУКИ ОБОБЩАЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ, ФОРМИРУЯ ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ. А ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО ПЫТАЮТСЯ ВЫПОЛНИТЬ ПОНИМАНИЕ «НА ОДНОМ ПРИМЕРЕ», ЧТО ДОСТИГАЕТСЯ БЛАГОДАРЯ СИМВОЛИЧНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА И ЭЙДЕТИЧНОСТИ СОЗЕРЦАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. ЭТО «ПРОЗРЕВАНИЕ» СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ НА ОДНОМ ПРИМЕРЕ РОДНИТ ФИЛОСОФИЮ И ИСКУССТВО. § НИ ТА, НИ ДРУГАЯ ФОРМА НЕ МОГУТ «ОТВЛЕЧЬСЯ» ОТ АВТОРА-ТВОРЦА, ПРИОБРЕСТИ АВТОНОМНОЕ, ЧИСТО ОБЪЕКТИВИРОВАННОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ. И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ФИЛОСОФСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОСТАЮТСЯ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАННЫМИ С ДУХОВНЫМ ПОИСКОМ ИХ АВТОРА. § ОСОБАЯ ФОРМА ИСТОРИЧЕСКОГО БЫТИЯ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА СВЯЗАНА, ВО-ПЕРВЫХ, С ХАРАКТЕРОМ ОБСУЖДАЕМЫХ ВОПРОСОВ – ОБЩИХ, ВАЖНЫХ И ПОСЛЕДНИХ, А ТАКЖЕ С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ СВЯЗЬЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И АВТОРА. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК СПОСОБ ЖИЗНИ В КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ, И ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОСТАВЛЯЕТ «В ЖИВЫХ» ИХ АВТОРОВ, ПОЗВОЛЯЕТ «ЗАДАТЬ ИМ ВОПРОСЫ» И – ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ОТВЕТЫ. РОЛЬ ЧИТАТЕЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ТЕКСТОВ – ЭТО РОЛЬ СОТВОРЧЕСТВА, А НЕ «УСВОЕНИЯ» ГОТОВОГО. § ФИЛОСОФИЮ И ИСКУССТВО РОДНИТ И САМ СПОСОБ ТВОРЧЕСТВА – ОСОБАЯ РОЛЬ ИНТУИЦИИ, СВОБОДНОГО, ИГРОВОГО МОМЕНТА, ВДОХНОВЕНИЯ И СПОНТАННОСТИ. § И ФИЛОСОФИЯ, И ИСКУССТВО ОПИРАЮТСЯ НА ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК. ПОЭТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЯЗЫКУ ПРЕВРАЩАЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ В ЕДИНСТВЕННЫЙ И НЕЗАМЕНИМЫЙ, В НЕМ КАЖДОЕ СЛОВО ЗНАЧИМО, УНИКАЛЬНО. МОЖНО ПЕРЕСКАЗАТЬ СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА, ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СОДЕРЖАЩИЕСЯ В НЕМ «ИДЕИ», НО ТАКОЙ АНАЛИЗ УЖЕ НЕ БУДЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ИСКУССТВА. ЧТЕНИЕ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ТЕКСТОВ И ТЕКСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ – ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ. НО И ИЗУЧЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НЕЛЬЗЯ ЗАМЕНИТЬ ИХ ИЗЛОЖЕНИЕМ В УЧЕБНИКЕ. И ТЕ, И ДРУГИЕ ТЕКСТЫ ТРЕБУЮТ ЛИЧНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ АКТА ЧТЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ, ТРЕБУЕТСЯ ПРОЙТИ СОБСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ЭТОМУ ПОНИМАНИЮ, НУЖНА ЛИЧНАЯ ВСТРЕЧА АВТОРА С ЧИТАТЕЛЕМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, НИ ФИЛОСОФСКИЕ, НИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ НЕЛЬЗЯ «ПЕРЕСКАЗАТЬ ДРУГИМИ СЛОВАМИ», ЗАМЕНИТЬ. ЭТО СВЯЗАНО И С ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ВОВЛЕЧЕННОСТЬЮ ЧИТАТЕЛЯ, И С ТЕМ, ЧТО ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК И ЕГО СИМВОЛИЧНОСТЬ, ЕГО СМЫСЛОВАЯ МНОГОЗНАЧНОСТЬ СТАНОВЯТСЯ В ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВЕ «УЧАСТНИКАМИ» ТВОРЧЕСТВА, А НЕ ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ГОТОВОЙ МЫСЛИ. ТАК ЧТО АВТОРУ НИКОГДА ДО КОНЦА НЕ ЯСНО, ЧТО УДАЛОСЬ СКАЗАТЬ. ЭТА УКОРЕНЕННОСТЬ В ЕСТЕСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ ОТЛИЧАЕТ ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЮ ОТ НАУКИ С ЕЕ ИСКУССТВЕННЫМ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ ЯЗЫКОМ. ГОВОРЯ ЖЕ О РАЗЛИЧИЯХ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА, ОТМЕТИМ СЛЕДУЮЩЕЕ: § ИСКУССТВО ГОВОРИТ НА ЯЗЫКЕ ОБРАЗОВ О НЕИЗОБРАЗИМОМ, А ФИЛОСОФИЯ ГОВОРИТ НА ЯЗЫКЕ РАССУЖДЕНИЙ О НЕСКАЗАННОМ. ИМЕЯ СВОИМ «ПРЕДМЕТОМ», СВОИМ УСТРЕМЛЕНИЕМ ТО, ЧТО ЛЕЖИТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СОБСТВЕННО ОБРАЗА ИЛИ СОБСТВЕННО ПОНЯТИЯ, ИСКУССТВО ОСТАЕТСЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ ЧУВСТВЕННОСТИ, А ФИЛОСОФИЯ – ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМ ПРИМЕНЕНИЕМ РАЦИОНАЛЬНОСТИ. ОБРАЗНОСТЬ ДОМИНИРУЕТ В ИСКУССТВЕ, А КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЬ – В ФИЛОСОФИИ. ХОТЯ ЧУВСТВО И МЫСЛЬ НЕ РАЗДЕЛЕНЫ НЕПРОХОДИМОЙ ГРАНЬЮ, ВСЕ ЖЕ ИСКУССТВО АПЕЛЛИРУЕТ К ВОПЛОЩЕННОСТИ ФОРМЫ – В КАМНЕ, НА ХОЛСТЕ, В КРАСКАХ ИЛИ В ЗВУКАХ. ФИЛОСОФИЯ СТРЕМИТСЯ К «ИЗВЛЕЧЕНИЮ» ЧИСТОГО СМЫСЛА, К ПОНИМАНИЮ, УСТРАНЯЮЩЕМУ ОБРАЗНОСТЬ И ПРЕДСТАВИМОСТЬ В КАРТИНКАХ. ОТСЮДА– ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ ГЛАВНЫХ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПТОВ – ВСПОМНИМ ХОТЯ БЫ ПАРМЕНИДОВСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЫТИЯ КАК ТОГО, ЧЕГО НЕ БЫЛО И НЕ БУДЕТ, НО ЕСТЬ. § ФИЛОСОФИЯ САМОРЕФЛЕКСИВНА – ОБРАЩЕНА К СОБСТВЕННЫМ ОСНОВАНИЯМ, ТРЕБУЕТ УДЕРЖИВАНИЯ ИХ В КОНТЕКСТЕ РАССУЖДЕНИЯ; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО – СПОНТАННО. ХУДОЖНИК – МЕДИУМ, ПРОРОК, ЕМУ ТРЕБУЕТСЯ ВДОХНОВЕНИЕ МУЗ. ОТ ФИЛОСОФА ТРЕБУЕТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И УМЕНИЕ СФОРМУЛИРОВАТЬ В ЯВНОМ ВИДЕ СВОИ ПРЕДПОСЫЛКИ. ОТСЮДА – ПОЭТИЧНОСТЬ ИСКУССТВА И МЕТОДИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ. КОНЕЧНО, И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕФЛЕКСИВНУЮ РАБОТУ ХУДОЖНИКА, ОТДЕЛЯЮЩЕГО НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТ ИЗЛИШНИХ, НЕУМЕСТНЫХ, И ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОСОБЕННО В ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЯХ, СПОНТАННО И АФОРИСТИЧНО, НО ВСЕ ЖЕ ПРИХОДИТСЯ ГОВОРИТЬ ОБ ЭТИХ ХАРАКТЕРНЫХ АКЦЕНТАХ. ИСКУССТВО И ФИЛОСОФИЯ- ЭТО ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ, НО РАЗНЫЕ ФИГУРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАССУДКА, КОТОРЫЕ, НЕВЗИРАЯ НА ЦЕЛУЮ СХОЖЕСТЬ СОБСТВЕННЫХ МАССИВНЫХ СФЕР, В СОБСТВЕННУЮ ОДИНАКОВУЮ НАЦЕЛЕННОСТЬ В МАКСИМАЛЬНО ЕДИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АТМОСФЕРЫ И СУЩЕСТВОВАНИЯ, РАЗЛИЧАЮТСЯ СПОСОБОМ ПОСТИЖЕНИЯ И ФОРМУЛИРОВКИ. ФИЛОСОФИЯ СПОСОБНА РАСТВОРЯТЬСЯ В СУЖДЕНИЯХ И ДАВАТЬСЯ В БЕСХАРАКТЕРНОЙ ФОРМЕ. ИСКУССТВО ВЕДЬ НИКАК НЕ ПОДДАЕТСЯ ЭТОМУ — ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОМУ — РАСТВОРЕНИЮ И ОБЕЗЛИЧИВАНИЮ. ЗДЕСЬ СХВАЧЕНЫ РАЗЛИЧНЫЕ МОДУСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ЕГО РАЗЛИЧНЫЕ КАПИТАЛЫ И РАЗЛИЧНЫЕ СОГЛАСНО ФИГУРЕ ТИПЫ РАБОТЫ. ДАННОЕ МНОГОРАЗЛИЧИЕ ДУХОВНЫХ СОСТОЯНИЙ — ОДИН С НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАССУДКОВ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ СМЫСЛОВ, ИХ ПРИВЕДЕНИЕ К ОДНОМУ ЗНАМЕНАТЕЛЮ ОБЕДНЯЕТ КАК САМИ СМЫСЛЫ, ТАК И САМОГО УНИФИКАТОРА. ФИЛОСОФИЯ, ТОЧНО ТАК ЖЕ КАК И ИСКУССТВО, ВЛИЯЕТ НА ЭМОЦИИ ЛЮДЕЙ, ОРГАНИЗУЯ ИХ. А ЭМОЦИИ ВЛИЯЮТ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МЫСЛИ И В ЗНАЧИТЕЛЬНОМ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЕЁ. ПОДОБНЫМ СПОСОБОМ, ПОЛУЧАЕТСЯ ТО, ЧТО ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗНАЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНО-ЧУВСТВЕННЫМ ОТВЕТОМ В ОКРУЖАЮЩУЮ РЕАЛЬНОСТЬ, ИМЕЕТСЯ ДОЛЯ ВНУТРЕННЕГО ЕДИНСТВА. ЭМОЦИЯ — ЭТО СПОНТАННЫЙ ОТКЛИК ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ЕГО ЗАТРАГИВАЕТ И ВОЛНУЕТ, ДОВОДИТ ДО СТЕПЕНИ ДЛИТЕЛЬНОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ, ПОРОЖДАЮЩЕГО ЧУВСТВА, КОТОРЫЕ НЕ ПОДДАЮТСЯ ПО СУТИ РАЦИОНАЛЬНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ». КРАСОТУ, СЛАЖЕННОСТЬ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ЛИШЬ ОЩУЩАТЬ, ОДНАКО СОВСЕМ НИКАК НЕ ФОРМУЛИРОВАТЬ ОПТИМАЛЬНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ. СХОЖЕСТЬ ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА И ИХ ПРОНИКНОВЕНИЕ, ВПЛОТНУЮ ДО СЛИЯНИЯ ПОКАЗЫВАЕТСЯ ЕЩЁ ЭТИМ ПРЕЦЕДЕНТОМ, ТО ЧТО, БЕЗУСЛОВНО, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ РАБОТЫ ЗАЧАСТУЮ ПРИОБРЕТАЛИ КОНФИГУРАЦИЮ ОБРАЗНЫХ ТВОРЕНИЙ. ПОСЛЕ ВСЕГО ВЫШЕСКАЗАННОГО, МОЖНО С УВЕРЕННОСТЬЮ ЗАДАТЬ ВОПРОС :«А ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВОМ?» ЕДИНСТВЕННЫМ АЛЬТЕРНАТИВНЫМ ОТВЕТОМ НА ЭТОТ ВОПРОС БЫЛ ДАН Н.Я. ГРОТОМ, КОТОРЫЙ ОТНОСИЛ ФИЛОСОФИЮ К ИСКУССТВУ. «ОТКАЖЕМСЯ ЖЕ ОТ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИЛЛЮЗИИ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ ЕСТЬ НАУКА, И ПРЕКЛОНИМСЯ ПРЕД НЕЮ В НОВОЙ, БОЛЕЕ ИДУЩЕЙ К ЕЕ ЛИЦУ ОДЕЖДЕ. С ТЕМ ВМЕСТЕ ПЕРЕСТАНЕМ ВЕРИТЬ В АБСОЛЮТНУЮ ЦЕНУ ЕЕ СОЗДАНИЙ И ОЖИДАТЬ, ЧТО ОНА ОТКРОЕТ НАМ ТАЙНУ МИРОЗДАНИЯ. ЭТОЙ ЦЕЛИ ЧЕРЕЗ СОТНИ ИЛИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ ДОСТИГНЕТ, БЫТЬ МОЖЕТ, НАСТОЯЩАЯ НАУКА В ЕЕ МЕДЛЕННОМ ПОСТУПАТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ. К ФИЛОСОФИИ ЖЕ СТАНЕМ ПРИСЛУШИВАТЬСЯ СО ВНИМАНИЕМ, КАК К ВЕЧНО ЮНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНИЦЕ НАШЕЙ ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ И ВЫРАЗИТЕЛЬНИЦЕ ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАШЕГО ЧУВСТВА. БЕЗ ЧУВСТВА ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ — БУДЕМ ЖЕ СОЗНАТЕЛЬНО ПЛАТИТЬ ЕМУ ДАНЬ В ЭТОЙ, ХОТЯ И СТАРОЙ, НО ДО СИХ ПОР НЕВЕРНО ПОНЯТОЙ ФОРМЕ» В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО У ФИЛОСОФИИ И ИСКУССТВА ЕСТЬ КАК ОБЩИЕ, ТАК И РАЗЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ, СТРУКТУРЫ, ВИДЫ, ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. ФИЛОСОФИЯ И ИСКУССТВО-ЭТО ДВА ГЛУБОЧАЙШИХ ПРЕДМЕТА, КОТОРЫЕ МОЖНО ОСОЗНАВАТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ ЖИЗНИ. В НАШЕМ МИРЕ ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАННО И КАЖДАЯ СФЕРА ДОПОЛНЯЕТ ДРУГУЮ. НЕЛЬЗЯ ВЫДЕЛИТЬ КАКУЮ-ТО ОДНУ, ВЕДЬ НЕБУДЬ ЧЕГО-НИБУДЬ ОДНОГО, ТО ПОТЕРЯЛСЯ БЫ ВЕСЬ СМЫСЛ ВО ВСЕМ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. «ФИЛОСОФИЯ» (ЭКСПРЕСС-СПРАВОЧНИК ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ) М.-РОСТОВ Н/Д, 2006Г. 2. БРОКГАУЗ Ф.А., ЕФРОНИ.А. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / СОСТ. Ф.А.БРОКГАУЗ, И.А.ЕФРОН. — М.: ЭКСМО, 2007. — 959 С. 3. ФИЛОСОФИЯ: УЧЕБ. - М.: ТК ВЕЛБИ, ИЗДАТ-ВО ПРОСПЕКТ, 2005Г.