Двуреченская София Николаевна студент 1 курса группы ТРДба-17-1б, факультета туризма, гостеприимства и дизайна. Dvurki789@yandex.ru ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация Существует ли виртуальная реальность в нашей жизни? Аннотация. Статья посвящена философскому вопросу о теории компьютерной симуляции, которая по-другому также называется теорией «матрицы». Данная тема в наш век достаточно развита, поэтому создаётся множество культурных творений, которые затрагивают ее, в том числе и кино. Целью статьи является видение мира с другого ракурса, с другой точки зрения. В статье раскрываются понятия, которые относятся к компьютерной симуляции. Рассказывается о предпосылках рассуждения насчет восприятия реальности, о пике развития идеи о компьютерной симуляции, а также раскрытие данной идеи в киноиндустрии. Кроме того, рассмотрены позиции со стороны приверженцев данной теории и их противников. Ключевые слова: матрица, компьютерная симуляция, реальность, виртуальность. Существует ли виртуальная реальность в нашей жизни? Еще в Древней Греции известный философ Платон, ученик Сократа, наставник Аристотеля утверждал: «Если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается». Еще тогда люди начали сомневаться в действительности, в достоверности существующего окружающего мира. Люди пытались найти ответ на вопрос: «Реально ли то, что мы видим?» В связи с развитием общества и одновременно с развитием технологий данная мысль обрела новое начало. Особенно бурно она начала развиваться в современное время, постепенно обнаруживаясь в кинематографе. В фильмах: «Начало», где повествуется об осознанных сновидениях; сны неотличимы от той реальности, где находятся главные герои, «Тринадцатый этаж», где группа ученых создает машину, способную генерировать другую реальность, а также создание сознания людей, которые запрограммированы в суперкомпьютере; в последствии выясняющих, что они сами компьютерная программа более совершенной цивилизации, «Дивергент», где применяется виртуальная реальность для выявления сущности человека, чтобы понять к какой фракции он относится: Дружелюбие, Эрудиция, Бесстрашие, Отречение или Искренность, а также в особенности «Матрица» затрагивается тема компьютерной симуляции нашего мира. «Симулятор — имитатор (в основном компьютерный или механический), основная задача которого состоит в том, чтобы сымитировать управление какого-либо процесса, аппарата или транспортного средства. В современном мире слово «симулятор» применяется к компьютерным играм. Для более конкретного объяснения данной теории обратимся к фильму «Матрица», где данная мысль представлена очень чётко. Население земли находится в состоянии комы в каких-то капсулах, а любая мелочь действительности ориентируется и контролируется злобными ему машинами, которые используют людей в «матрице» как топливо. Для большинства зрителей такой сценарий занимателен, как прием научной фантастики, невероятно далекой от всего, что существует сегодня или, скорее всего, появится в будущем. Но после того, как зритель обдумает этот сценарий, он прекращает казаться ему нереальным. Нам перестает казаться странным состояние нахождения в «матрице». Он нам покажется весьма реальным. Фильм задает вопросы: «А вдруг мы тоже объекты какого-то суперкомпьютера, управляющегося кем-нибудь? И, если да, удастся ли нам выбраться из него?» Некоторую роль в теории компьютерной симуляции сыграл и другой фильм режиссера Йозефа Руснака, «Тринадцатый этаж». Сюжет был достаточно прстым, но в то же время был уникальным. Группа ученых создает суперкомпьютер, который способен полностью симулировать участок реального, включая сознание, мышление, воспоминания людей, которые населяли модель. Данная модель была своего рода развлечением для группы, аттракционом, где человек подключается к виртуальному миру, а «мозг» (в смысле сознания, разума) вселяется в тело одного из людей в симуляции. Персонажи модуля разумны и ведут собственную рутинную жизнь. Главный герой фильма проделывает несколько «входов» в проекцию и возвращается в свой мир. Но вскоре он обнаруживает, что и его мир является всего лишь «матрицей». Сюжеты данных фильмов достаточно интересны, и именно из-за своей возможности осуществления такой идеи в реале и, в некотором роде, правдоподобности, заставили работать с данной проблемой, как обычных людей, так и учёных, философов, и психологов. Начальным создателем доктрины о том, будто все мы живем в компьютерной симуляции, считается Ник Бостром, являющийся профессором кафедры философии Оксфордского университета и директором Института Будущего человечества. Ник Бостром писал статью о «компьютерной симуляции», и говорил следующие слова: «Безграничные вычислительные возможности расширят способности человечества до невероятной степени. Эта цивилизация станет «постчеловеческой» и будет способна на необычайные технологические свершения. Постчеловеческая цивилизация может принять различные формы. Она может оказаться во многом похожей на нашу современную цивилизацию или радикально от нее отличаться. Разумеется, почти невозможно предсказать, как будет развиваться подобная цивилизация. Но одно мы знаем точно: постчеловеческая цивилизация будет располагать доступом к практически бесконечным вычислительным мощностям. Постчеловеческой цивилизации может оказаться по силам превращать планеты и другие астрономические объекты в сверхмощные компьютеры. В данный момент сложно с уверенностью определить «потолок» тех вычислительных мощностей, которые могут оказаться доступными постчеловеческим цивилизациям». Гипотеза гласит: «Благодаря быстрому развитию и совершенствованию технологий мы научились строить мощные машины, способные создавать симуляции наших предков. И если это так, то как мы можем быть уверенными в том, что сами не являемся цифровыми созданиями наших потомков?» Теорию матрицы придерживаются и ученые, такие как: Рич Террайл, директор Центра эволюционных вычислений и автоматизированного дизайна в Лаборатории реактивного движения НАСА. ОН считает, что создатель нашего мира является космическим программистом. Приверженцы теории компьютерной симуляции глубоко уверены, что мир, который мы воспринимаем как «реальность», на самом деле является лишь результатом компьютерного моделирования. Как в компьютерных играх: есть игрок, который создает себе мир, создает персонажей, создает разные сценарии развития игры, предписывает каждому определенные роли и наблюдает. Некая глобальная версия игры The Sims, которую, наверное, все играли, выполняя роль некоего марионеточника. Безусловно, кроме приверженцев, есть и те, кто не согласен с данной теорией: Джона Маркоффа, лауреат Пулитцеровской премии и автор «Машин благодати и любви», книги о пределах возможностей роботов и искусственного интеллекта, считает, что «мы точно не живем в матрице». Вместо этого Маркофф считает, что вся эта возня вокруг идей о компьютерной симуляции является наглядным примером того, как в технологической индустрии лихорадочно нарастает одержимость концептами. Некоторые ученые отвергают идею о жизни в компьютерной симуляции, среди них: профессор Питер Милликен, преподаватель философии и информатики в Оксфордском университете. Милликен уверен: «Данная теория базируется на допущении, что находящийся вне Матрицы «Суперинтеллект» мыслит примерно также как и люди. Если же предположить, что мир смоделирован инопланетным интеллектом, то непонятно, почему он ограничен теми же идеями и методами, которые характерны для людей». (Милликен) Приведём несколько доказательств того, что данная теория верна: 1. Антропный принцип: Планета Земля является единственной в Солнечной системе пригодной для жизни, притом располагается на самом удобном для развития жизни местоположении. Существование людей в высшей степени удивительно. Чтобы начать жизнь на Земле, нам нужно, чтобы все было в порядке. Мы находимся на прекрасном расстоянии от Солнца, атмосфера нам подходит, гравитация достаточно сильная. И хотя в теории может быть много других планет с такими условиями, жизнь кажется еще более удивительной, когда вы смотрите за пределы планеты. Слишком уж идеальные условия, точные расчеты, которые можно написать на языке программирования, казалось бы, только в компьютерной симуляции. 2. Парадокс Ферми: Ферми утверждает: «Помимо нашей планеты есть другие, которые даже значительно старше нашей Земли, и, если учесть, что мы отважились выйти в космос и не нашли других форм цивилизаций (хотя по чистой случайности мы бы могли встретить хотя бы одну цивилизацию). Поскольку на Земле есть все условия для жизни, значит наша планета вообще могла бы стать целью для колонизации в определенный момент. Тем не менее, никаких следов, намеков или запахов другой разумной жизни во вселенной мы не нашли». Парадокс Ферми звучит просто: «Где все?». Теория моделирования может дать несколько вариантов ответов. Если жизнь должна быть везде, но существует только на Земле, мы находимся в симуляции; 3. Сбои в системе. Как любой компьютер симуляция тоже дает определенные сбои. Ведь управлять таким огромным количеством информации очень сложно. И некоторые люди, которые придерживаются теории компьютерной симуляции, приводят в качестве примера дежавю. «Дежавю (уже виденное) — состояние человека, при котором он ощущает, что он когда-то уже был в подобной ситуации, но это чувство не связывается с конкретным моментом прошлого, а относится к прошлому в общем. Дежавю является своеобразным сбоем в «матрице». И согласно этой мысли, на самом деле в нас уже запрограммировали нашу жизнь, то есть мы должны пережить определенную закономерную последовательность. Наши воспоминания являются лишь кодом. И то чувство, будто мы видели ситуацию, является сбоем системы, сбоем встроенной в нас определенной системы. И сверхъестественные силы, магия также считается сбоем, но сбоем именно в области графики. То, что кажется нам сверхъестественным, мистическим, лишь погрешностью гигантского компьютера, который проецирует наш огромный мир. Опровержения: На самом деле точного, неопровержимого аргумента против того, что мы не живем в «матрице» нет. Появляется интересный факт: если бы мы жили в настоящей матрице, то все опровержения, все вопросы насчет того, как выйти сразу из компьютерного симулятора сразу бы исчезали, из-за того, что «Матрице» удобно, чтобы мы остались в ней. Кроме этого, есть еще доказательства насчет того, что мы живем не в матрице. Чтобы воссоздать такой же мир как у нас нужно много информации, которую надо записывать на какой-нибудь носитель, а так как информации бесконечно много, то и носитель нужен с бесконечной памятью, что, по сути, невозможно. Вывод Таким образом, мы понимаем, что жизнь в «матрице» вполне реальна. Может даже оказаться, что мы и живем в компьютерной симуляции. Выше приводились мнения ученых против этой теории и за, приводились доказательства и опровержения, но прийти к единому выводу сложно в силу того, что данная тема все еще изучается и является новой, «молодой», и чтобы доказать ее, изучить, потребуется немало лет. Теория матрицы может послужить многофункциональным кодом, так сказать ключом, открывающим все замки. Так как она может ответить на «теорию всего», поисками которой занимаются уже много лет, она бы помогла разрешить спор между классической и квантовой физикой. Наши знания об окружающем мире растет. Мы очень много узнаем о нашей Вселенной. Может быть, данная теория подтвердиться или, наоборот, будет опровергнута. Ведь, например, если вспомнить историю и вспомнить то, как ученые прошлого делали различные открытия, которые казались бредом (электричество, спутники, геоцентрическая система), можно предположить, что в будущем теория матрицы не будет казаться «бредовой» идеей. Литература: Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матрице»./ под. Ред. Глена Йеффета [перевод с английского Т. Давыдова] Wikipedia. Гипотеза симуляции URL: //http//wikipedia.org/wiki/Гипотеза_симуляции (дата обращения 25.11.2016) Wikipedia. Матрица (трилогия) URL: //http//wikipedia.org/wiki/Матрица_(трилогия) (дата обращения 25.11 2016) Исследование, которое может показать, что Вселенная это компьютерная симуляция URL://https://geektimes.ru/post/154373 (дата обращения 24.11.2016) Можем ли мы жить в компьютерной симуляции? URL://http://hi-news.ru/research-development/mozhem-li-my-zhit-v-kompyuternoj-simulyacii.html (дата обращения 26.11.2016) А вдруг мы уже живем в компьютерной симуляции?URL://http://izbrannoe.com/news/mysli/a-vdrug-my-uzhe-zhivem-v-kompyuternoy-simulyatsii/ Wikipedia. Тринадцатый этаж. URL://https://wikipedia.org/wiki/Тринадцатый_этаж