Философия – удивительная наука. Она расширяет сознание, заставляет думать о вещах, с которыми ты не сталкиваешься в повседневной жизни напрямую. Проблемы, поднимаемые философами с давних времен, лежат далеко за рамками обычной жизни. Действительно, чем нам может помочь в жизни, если мы будем знать, что первично вещь или ее «идея» по Платону, «форма» по Аристотелю; или что нам даст тот факт, что мы узнаем, что лежит в основе всего, что есть первооснова, вода ли по Фалесу, или как считал Анаксимен воздух, или быть может был прав Анаксимандр, вводя понятие апейрон. Эти вопросы, волновавшие философов не одного поколения, обычного человека оставляют равнодушными. Но философия затрагивает и другие вопросы, такие как в чем счастье, как познать мир, как вести себя по отношению к другим людям и окружающему миру, как воспринимать неприятности и пережить трудности. К подобным вопросам приходят не только философы, но и каждый человек в тот или иной период своей жизни. Здесь проявляется роль философии как наставника для обычного человека и всего общества в целом. Любой философ хоть отчасти затрагивал эти вопросы и пытался привлечь к ним других. В своих учениях, мыслители пытаются постичь простые истины и подтолкнуть к ним людей, упростить им трудный путь раскрывания сути вещей и жизни вообще. Это стремление связывает отдаленный мир философии и философов и насущный мир простых обывателей, далеких от вечных мировоззренческих вопросов. Одним из волнующих вопросов, объединяющих философов и простых людей, это достижение счастья и удовлетворения от жизни. Большое внимание этой проблеме уделялось в эллинистической философии, последнего периода развития философии Древней Греции. Весь эллинизм можно охарактеризовать, как поиск путей достижения счастья. Основная черта данной философии – нестабильность. В условиях постоянных войн и разрушений устоев мир стал для человека жестоким и враждебным, в силу чего у людей пропала уверенность в завтрашнем дне, появилось ощущение чувство потерянности и ненужности в огромном мире. Это чувство нельзя не отметить и у людей нашего времени. Конечно сейчас нет постоянных войн, и условия жизни совершенно другие. Но чувство отчужденности проявляется, особенно у людей больших городов, где никому нет ни до кого дела. Этим и обусловлена моя большая заинтересованность в философии эллинизма. В ней я смогла найти пути к ответам на вопросы, беспокоящие меня. Как быть счастливым, как обрести уверенность в себе, как сохранить самообладание и не потерять себя в мире, где каждый сам за себя, как оградить себя от бед, происходящих вокруг. В эллинизме выделяю четыре школы: эпикурейскую с основателем Эпикуром Самосским, стоическую во главе с Зеноном из Китиона, киническую, основанную Антисфеном Афинским и скептической, у истоков которой стоял Пиррон из Элиды. Объединенные в стремлении обосновать и разработать эвдемонизм, то есть учение о счастье, они различались по способам и путям, которые предлагали людям для поиска счастья. Принципы, излагаемые каждой из школ, сильно различались друг от друга. «Довольствоваться малым», – говорили эпикурейцы, к «покорности судьбе» призывали стоики, «сомнение во всем», – утверждали скептики, «возврат к природе» предлагали киники. Из всех школ эллинизма ближе всех мне оказалась эпикурейская. Кроме принципа довольствоваться малым, Эпикур выдвигал на пути к счастью этап преодоления страхов. Страх – неизменный спутник человека. Мы боимся боли, темноты и много чего еще. Наш мир наполнен фобиями. Среди всех страхов, Эпикур выделяет три главных, которые, как он считает, стоят на пути к счастью. Страх перед Богами, всемогущими и способными, как помочь, так и навредить; страх перед судьбой, предопределением как счастливым, так и роком; страх перед смертью, непознанным завершением жизни. Последний волнует многих, я не исключение. Буквально несколько дней назад человек погиб под вагоном на нашей ветке. Это было не на моих глазах, но пока я ехала в метро, я все время думала, как ему было больно, как он мучился и как страшно умирать. И что нас всех ждет смерть, и никто не знает, как и когда ее ждать. Я всегда переживаю известия о смерти, мысли комом оседают в голове, страх сковывает и становится страшно жить. Страх смерти Эпикур развеивает следующим образом: наша жизнь складывается из ощущений. Больно, плохо, хорошо – это только ощущения, а смерть – это лишение всех ощущений. То есть за гранью нет ни боли, ни плохого, ни хорошего, ничего. Пока есть мы – смерти нет, если есть смерть – нас нет, то есть она и мы – разные вещи, которые никак не соприкасаются. Познакомившись с идеей Эпикура, я поняла и извлекла для себя истину, что смерть – неизбежная вещь, но ее не стоит бояться. Наш страх перед ней бессмысленен. Как ни странно, но мне стало легче от этого. Конечно, это не смогло переубедить мои сожаления о смерти чужих и тем более родных людей. Но страх собственной смерти меня не беспокоит больше. Одним страхом меньше, одним шагом к гармонии и счастью ближе. Следующий момент в учении Эпикура – это поиск источника счастья не вне себя, а внутри. Счастье не в вещах, а в отношении к ним. То есть если мы поменяем свое восприятие вещей и событий, все вокруг нас может радикально измениться. Действительно, как точно заметил Эпикур, все зависит от нас, ищите счастье в простых вещах и уныние и плохое настроение будут обходить вас стороной. Я не могу не согласиться с философом. На самом деле, любое явление, любое событие в нашей жизни мы определяем, как хорошее или плохое, но эти определения зависят от того, с какой стороны посмотреть и что для себя из этого извлечь, и как к этому отнестись. Эту позицию я стараюсь воплощать в своей жизни. Я всегда была отличницей и любые ошибки, будь то в контрольной или в самостоятельной, сильно расстраивают меня, я начинаю себя винить и теряю уверенность в себе, своих силах и знаниях. Учение Эпикура мне очень помогло. Недавно я не очень хорошо написала контрольную работу по английскому, глупая ошибка по неосмотрительности и невнимательности. Раньше бы снова начала переживать, но теперь на такие промахи я реагирую трезвым взглядом. Плохо написанная контрольная работа не смертельная ошибка, главное, я научилась решать такие задания, багаж моих знаний пополнился и что немаловажно, я поняла свою ошибку, а значит следующий раз ее постараюсь не сделать. Такой подход не дает повода для расстройства и не тормозит, а толкает вперед. Благодаря философии Эпикура и вообще курсу философии моя нервная система, учеба и жизнь обеспечены хорошим и спокойным будущим. Таким образом, казалось бы философия, которая так далеко от обычных людей, напрямую не связанных с ней, может очень даже неплохо помогать в повседневной рутинной жизни. Примеры, о которых я сказала выше, показывают, как учение философов могут изменить ход мыслей людей, направить в нужную сторону. В этом философам нет равных. Ни один из деятелей других наук не может так всецело охватить проблемы общества и в то же время проблему каждого человека в отдельности. Все философы выдвигали свои видения одних и тех же вопросов. За счет этого создается широкое поле аргументированных взглядов, советов, теорий, идей и каждый человек в этом обширном мире учений найдет то, что ему поможет понять себя, понять других, найти счастье, избежать беспокойства, обрести покой и гармонию в душе. Об этом как нельзя точнее говорит высказывание великого мыслителя древности Цицерона: «Философия является медициной души». Литература: 1. Основные направления эллинистической философии // https://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/107-osnovnye-napravleniya-ellinisticheskoj-filosofii.html (дата обращения: 28.11.2017) 2. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. // http://poznayka.org/s37423t1.html (дата обращения: 28.11.2017) 3. Особенности эллинистической философии // http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2127-osobennosti-ellinisticheskoj-filosofii (дата обращения: 01.12.2017) 4. Философия эпохи эллинизма//Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009 // https://psyera.ru/filosofiya-epohi-ellinizma-647.htm (дата обращения: 01.12.2017)