Статья. Модель мира Эдгара ПО. Эдгар По отразил в своей эстетической концепции основные идеи романтизма: цель поэзии - Прекрасное; поэт - посредник между действительностью и миром идей, высшими сферами. Творчество американского литератора также содержит многие черты этого направления, при этом обладая характерными особенностями, присущими уникальной творческой манере автора. Эдгар По стал воплощением гениальной личности в искусстве и первым по значению среди поэтов-символистов, он называет американского автора самым выдающимся поэтом, воплотившим в своём творчестве наиболее полно черты философской поэтики. Философия Эдгара ПО представлена в четырех диалогах, афорестических «Маргиналиях», а также в нескольких поэтических эссе и крупной «поэме в прозе» «Эврика». Она напоминает гностический текст, и будет предметом нашего анализа для реконструкции свойственного Э. ПО способа восприятия мира, т. е. его модели мира. “Эврика” – поэма в прозе. Такое читатель уже видел – сразу вспоминается Гоголь и его “Мёртвые души”. Только данное произведение Эдгара По не художественное, а скорее научно-популярное, что может вызвать удивление, однако это скорее служит лишним напоминанием о разносторонних интересах автора, придумавшего первый детектив и ставшего одним из первых авторов в жанре научной фантастики. “Эврика” стала тем, чем до этого интересовался Эдгар По, и, надо сказать, круг его интересов был действительно широк. Займись По наукой – вышел бы толковый исследователь. Конечно, современный читатель может скривить мину, читая некоторые размышления человека, чей жизненный путь закончился в середине XIX века, но Эдгар По в своих выводах старается обобщить труды нескольких знаменитых людей, чей авторитет никто так и не поставил под сомнение. Эдгар По не просто рассуждает о науке – он пытается делать собственные предположения, до которых пусть доходят потомки. Где-то можно увидеть предположение о существовании чёрных дыр, но чаще очень трудно во всём этом разобраться, не имея физического, математического или химического образования. Эдгар По же подобен философам древности, когда была только одна наука – философия, и все остальные ещё не выделились из неё. Читатель найдёт в книге только мысли автора, и не только об евклидовом пространстве, теориях Ньютона и Лапласа, где По не станет уподобляться софистам, играя словами, а чётко и по делу старается рассмотреть все версии их теорий, где-то делая свои собственные выводы. Например, Ньютон в своей работе ориентировался не на падающие яблоки, а на труды Кеплера, а тот в свою очередь просто “догадался”, так трактует это Эдгар По, выдвигая собственные гипотезы, которые, как знать, может позже ему поставят в заслугу. Главное – вовремя высказаться. В «Эврике» говорится о том, что Божественное сердце бьется в каждом их нас. Это дает возможность предположить, что Бога можно попытаться понять через некоторые качества человека, тем более, если это первичные качества. К таким качествам он относит противоречивость (извращенность). ПО считал, что волей Бога вселенная вышла из «правильного единого в неправильное состояние многих». Ответ на вопрос «зачем» и «почему» обнаруживается в рассказах, посвященных психологии: Новеллы Эдгара ПО «Вильям Вильсон», «Бес противоречия», «Черный кот» и «Сердце- обличитель». Человек являющийся выразителем Божьей воли, Бог противоречит себе. Его замысел не линеен и внутренне конфликтен. С подобным мы сталкиваемся и в гностицизме: «...эта абсолютная личность вдруг почему-то начинает действовать совершенно человечески, со всеми ошибками, недостатками, трагизмом и драматизмом и даже со всеми преступлениями, свойственными ограниченному природному человеку». Предельная антропоморфизация Божества, предпринятая гностиками и являющаяся краеугольным камнем их философии, совершенно чужда ПО. Бог у него- это прежде всего источник воли, управляющей миром. Эдгара ПО можно считать монистом только в определенном смысле, там, где речь идет о звездной вселенной как основном объекте его рассуждений. Согласно «Эврике», наша конечная вселенная звезд находится, наряду с бесчисленным множеством других «обостровленных», по выражению поэта, вселенных в безграничном пространстве, для определения которого он использовал метафору, приписываемую Блезу Паскалю: «... сфера, центр которой везде, а окружность нигде». Вселенные, разбросанные по безграничной сфере, подчинены своим законам, не имеющим ни чего общего с законами нашего мира. Э.Ф. Осипова в своей монографии «Загадки Эдгара ПО» обращает наше внимание на то, что идей о множественности вселенных ПО предвосхитил плюрализм У. Джеймса и Б. Блада. Идеи Эдгара ПО, высказанные в 1848году, интересны своей близостью теории, выдвинутой католическим священником Жоржем Леметром в 1931году. Отрывок из «Эврики», касающийся первочастицы, которую первичным действием создает Бог: «Мы обратимся теперь к конечной цели, для которой, нам надо предположить, частица создана- т. е. к конечной цели, насколько наши соображения еще могут делать нас способными видеть ее- к построению Вселенной из нее, Частицы». Леметр также предположил, что вся материя представленная собой первоначально сжатый ком- «первоатом», или «космическое яйцо», которое взорвалось, разлетелось в разные стороны в момент творения. Эдгар ПО нередко пречислял себя к метафизикам и даже стремился революционализировать эту филосовскую дисциплину, о чем свидетельствует его письмо к Джорджу Р. Эвелету: «То, что я выдвигаю (своевременно), революционизирует мир физических и метафизических наук...». Подобно представителям «первой философии», он говорит об истоках бытия, но говорит с позиций религиозной космологии. С точки религиозного мировоззрения ПО, с одной стороны вселенная произошла из первочастицы, созданной велением Бога из его духа, и божественный дух манифистируется во всем творении, направляя его, а с другой стороны, некоторые высказывания писателя дают повод к разговорам о его деизме. В монографии «Загадки Эдгара ПО» утверждается: « Профессор Л. Стивенс не заметил главного — деизма ПО, его представлений о первотолчке, неучастие Бога в дальнейшем творении, т. е. основы его концепции о происхождении мира». Но мир с точки зрения ПО, - сюжет, замысел Бога, выступающего в качестве художника. На мой взгляд, ПО указывает на активность того, что не творит, но из чего сотворен мир (т. е. объекта), и надеяния Бога (т. е. субъекта), который не может быть назван творцом, поскольку творчество выступает здесь как акт чистой воли и подразумевает анонимность творения. Сотворение мира — это материализация божественной идеи, осуществляемой волей Бога из его частицы. А поскольку очевидно, что в Модели мира Эдгара ПО воля не тождественна его носителю, Бог остается автором замысла (что является первотворчеством), но не воплощения. Мысль воплощается через материал. Согласно диалогу, «Источник всякого движения-мысль, а источник всякой мысли,...Бог». Можно называть это деизмом, но в током случае следует допустить и то, что сам ПО сообщал лишь первотолчок своим произведениям, в дальнейшей их судьбе не принимая никакого участия. А это не соответствует теории создания поэтического произведения, которую поэт изложил в «Философии творчества»: сочинение поэмы «Ворон» показано в этом эссе как от начала и до конца подчиненное разуму автора. Однако идеи этого разума редко подчинены самому автору. Одни из них априорны, другие спонтанны. Какова бы ни была степень авторского контроля над творческим процессом, автор всегда не вполне является автором. Первотолчок в божественном масштабе — это судьба вселенной от начала до конца и далее снова к началу, «вторичное» творение развивается внутри нее и строго детермитированно. Дух и воля Бога являются в философии Эдгара ПО первоосновой мира, его материалом. Внешнее сходство с деизмом только рельефнее выявляет внутреннее различие между, с одной стороны, космологией Эдгара ПО и представлением деистов — с другой. ПО не может быть назван деистом, как не может быть назван им тот, кто говорит о таком действии, которым «Бог, самосущий и единосущий, вдруг претворился во все взмахом воления своего, между тем как всё и все сделались таким образом частицей Бога». Однако при отказе понимать деистическую трактовку философии ПО возникает опасность впасть в другую крайность: пантеистическое истолкование, к которому склонялись Ш. Бодлер, В. Брюсов. Они нередко приписывали мировоззрению Эдгара ПО те черты, которые сами желали там обнаружить, и это стократно возмещалось плодами того влияния, которые оказывал на них американский поэт. О связи философских взглядов ПО и Эмпедокла писал Питер С. Пейдж. Он обрашает наше внимание на то, что ПО черпал информацию об Эмпедокле из книги Диогена Лаэрция «жизнеописания философов» и из «классического словоря» Чарльза Антона. Оба эти источника представляли античного врача и мыслителя как шарлатана, на этом основании Пейдж делает выводы, что, «Эврика» является произведением эроническим, а в доказательство тому приводя те положения космологии ПО, которые представляются ему абсурдными. Пейдж убежден, что ПО своей книгой желал провести твердую грань между поэзией и наукой, искусством и правдой. В частности, его настораживает, как первочастица «единой формы» может быть в то же время «бесформенной и пустой». Список литературы. ПО Э. А. Полное собрание рассказов. М., 1970 2. Осипова Э.Ф. Генри Торо. Очерк творчества. Л. Ленинградский университет. 1985г. 128 с.; Осипова Э.Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб., 2004. 171 с. и Осипова Э.Ф. Ральф Уолдо Эмерсон: Писатель и время. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. 136 с. 3. Много миров. Новая Вселенная, внеземная жизнь и богословный подтекст/ьпод ред. С. Д. Дика. М., 2017г. 4.Чередников В.И. Генри Торо: теория и практика философских метаморфоз // Модели рассуждений – 1: Логика и аргументация: сб. науч. ст. / под общ. ред. В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 313 – 319. 5. Лосев А. Ф. Гностицизм URL: http://www.academia.edu/ 6. Ковалев Ю. В. Эдгар Аллан ПО. Новеллист и поэт. Монография. Л., 1984