АННОТАЦИЯ. В данной статье представлены взаимосвязанные темы веры и религии, определены их главные тезисы и положения. Объясняется сущность как веры, так и религии. Тема веры рассматривается в первую очередь с философской точки зрения, тема религии же рассмотрена в соответствии с её практическими основаниями и достоверными фактами. Ⅰ. ВЕРА. Вера - это убеждение в чём-либо, не требующее никаких фактов и доказательств. Вера является основополагающим компонентом для любой религии, а также её главным образующим и тем фактором, благодаря которому религии существуют по сей день. В теории по философии нельзя воспринимать веру и религию как одно и то же. Бывает вера религиозная и вера нерелигиозная. Первая основана на вере в сверхъестественное, когда другая может быть нашем представлением и убеждением в совершенно разных областях нашей жизни. Также вера выступает некой формой доверия. Когда человек доверяет чему-либо или кому-либо, он основывается на своих чувствах, своей вере. В доверительных отношениях, как и в религии вера является основой. Нет человека, который не верил во что-либо. Сущность веры отражается в нравственной потребности души человека. Именно она является одним из главных составляющих духовного мира людей. Вера отвечает глубоким чувствам человека и ими же насыщается. Вера заключена в нашем разуме, именно он заставляет человека поверить во что-то. Разум имеет границы, и ему непостижимо узнать, что находится за ними. На вопрос о том, что хранит в себе эта область отвечает вера. «Там, где кончается разум, начинается вера»(Аврелий Августин). Акт веры - это сверхсознательное чувство, ощущение, своего рода внутреннее «ясновидение», в той или иной мере свойственное каждому человеку. Нельзя разделять понятия веры и разума. То, во что верит человек, определяет сущность его внутреннего мира, его мировоззрение, его способ восприятия и реализации знаний, полученных из окружающего мира. Вера имеет многогранный характер и проявляет себя в разных сферах жизни. Любая вера не имеет точных доказательств, даже научное представление о мире ограничено, и не обходится без веры. Мы имеем представление и знания о многих вещах, однако до конца непознанные нами вещи остаются на осмысление с помощью веры. Мы можем только верить в успех нашей работы, в правильности нашего выбора, в точности наших действий. Религиозная вера же зачастую является в жизни той сферой, в которой мы получаем исчерпывающие ответы на вопросы с любой стороны жизни. Гегель называет религией, сферу жизни, в которой происходит синтез знаний и веры. Религия - это не просто вера в сверхъестественное, это совокупность принципов жизни, основанных на нашей вере, нашем отношении и восприятии объектов этой веры. Не только разум, но и чувства влияют на проявление веры. Мы нуждаемся в чувствах, нам хочется испытывать их. Именно вера, по большей мере, религиозная помогает разрешить эту проблему. Вера в Бога позволяет человеку представлять мир отчасти по-другому, наполняя обычную жизнь некими возвышенными чувствами, божественным смыслом, благодаря тому, что всё имеет отношение к Богу. Ⅱ.РЕЛИГИЯ. Религия – это особый феномен общественного сознания, в котором представление о мире основано на вере в сверхъестественное. В обществе религия занимает одно из наиболее важных мест в жизни человека. Как говорилось ранее, религия основана на вере, а в вере нуждается как душа человека, так и его разум. Религия выступает основополагающим компонентом мировоззрения людей. Также она наделена такими функциями, как регулятивная, коммуникативная, интегративная, компенсаторная и воспитательная. 1. Регулятивная функция выражена в том, что каждая религия имеет определённый свод правил, которому нужно подчиняться. Религия во многом определяет поведение людей и их точку зрения в жизни. 2. Благодаря коммуникативной функции религия объединяет людей в группу, в которой происходит общение между её участниками. Человек таким образом может удовлетворить потребность в общении. Верующие общаются между собой или же со священнослужителями во время богослужений. Также коммуникативная функция религии отражается в возможности человека контактировать с Богом. 3. Интегративная функция выражается в том, что религия создаёт общность людей на основе их совместных убеждений, ценностей и культуры. С помощью религии человек интегрирует в общество. 4. Компенсаторную функцию по-другому называют утешительной, потому что в религии человек находит утешение в непростой жизненной ситуации, позитивные стороны жизни, гармонию с миром. Именно эту функцию характеризует высказывание о том, что религия – это опиум для народа. 5. Воспитательная функция основана на моральных нормах и запретах. Эта функция способствует развитию моральных качеств в личности и соответствующему воспитанию личности. Таким образом, религия есть аспект жизни, который возник в процессе развития человека и общества, а также частью духовной сферы человечества. Помимо философии, религию изучают такие науки как богословие и история. Богословие даёт восприятие религиозных фактов, а также их анализ. История же пытается изучить процесс возникновения религий, понять религиозное сознание, сравнить религии мира и их становление. Философия ставит перед собой задачу понять суть религии, её место в системе общества, роль в мировоззрении человека, она же изучает её психологическое влияние на общество. Религия рассматривается в разных сферах, так как она представляет Бога как творца человека и его окружающего мира. Она воплощает в себе два мира: мир земной и мир трансцендентный. Особое значение в религии имеет отношение души человека к трансцендентному, что предполагает синтез духовного начала и материальных объектов. Даже при огромном количестве религиозных воззрений, «религия всегда означает веру в реальность абсолютно-ценного, признание начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа». За долгую историю человечества не было такого народа, который не имел бы религии. Это означает то, что обществам людей свойственна потребность в религиозном сознании и соответствующих идеях. Эта потребность остаётся актуальной во все времена, даже в век развития технологий. Религия всегда остается тем духовным началом в человеке, которое отличает его от животного. Как объяснить необходимость и возникновение религии? 1. Во-первых, человеку свойственно хотеть познать необъяснимые для него вещи, он желает выйти за пределы своего разума и найти то, что стоит выше и мудрее него самого. 2. Во-вторых, устройство нашего мира настолько гармонично и высокоорганизовано, что его существо нельзя понять обычному человеку, опираясь только на законы науки. 3.В-третьих, любая религия имеет факт встречи человека с божественной силой, как правило, это и служит точкой отсчета возникновения религии. Эти факты необычны и редки, однако их нельзя категорично отрицать. Происхождение религии действительно сложный вопрос, который многократно можно поставить под сомнение. Сложность этого вопроса заключается в том, что мир развивается отнюдь неравномерно и духовная сфера общества в том числе. Существует не одна точка зрения на происхождение религии. Выдвигают три основных варианта происхождения религии: 1. «Прамонотеизм». Эта версия была создана в околоцерковных объединениях, которые опирались на древние источники. По этой версии, изначально существовал один единственный Бог, в которого верил народ. Затем, когда все народы начали развиваться в разном направлении, вера перешла от единого Бога к множеству Богов. Только часть народов в последствии смогла вновь обрести веру в единого Бога. Такой вариант возникновения религии не подтвержден конкретными исследованиями. Археологи утверждают, что древние люди поклонялись различным явлениям природы, каждое из которых имело представление в виде определенного божества. Это подтверждает мифология. В дальнейшем развитии общества, при появлении государств в сознании людей образуется параллель между единым монархом на земле и единственным Богом. То есть если один правитель, то, соответственно, должен быть и один Бог. 2. По второй версии, в истории имелся этап, в котором религии не существовало. Причиной тому, по словам приверженцев этой версии, была малоразвитость интеллекта первобытного человека, неумение его сформировать представление о божествах. Несмотря на это исследования показывают наличие у первобытного общества элементов зарождающейся религиозной веры. Об этом свидетельствуют раскопки останков. Останки зверей расположены в хаотичном порядке, когда человеческие останки находят в определенно учтённом порядке. Этот факт говорит о наличии веры в загробную жизнь. 3. Третий вариант происхождения религии – заслуга современной науки. По этой версии первые формы религиозного сознания появлялись примерно 40 тыс. лет назад, когда и появился первый «Homo sapiens», наделённый своего рода абстрактным мышлением. Наличие религиозного верования подтверждается практикой захоронения людей и наскальная живопись. Эти примеры говорят о вере в множество богов, которые соотносились со стихиями природы. Разнообразие видов религий обосновано длинным и сложным путём развития. Основой классификации видов выступают такие, как история возникновения, количество богов, взаимосвязь с реальной жизнью, суть основополагающей идеи данного вероисповедания. В соответствии с хронологией религиозной истории выделяют: полидемонизм, религии этапа перехода к классовому обществу, национальные и мировые религии. 1.Полидемонизм(язычество) характерен для первобытного общества. Такой вид зачаточного представления религии был широко распространён и имел много разных вариантов, которые могли различаться как по своему содержанию, так и смыслу. Тем не менее в периоде полидемонизма наблюдаются формы культа характерные для всех народов: анимизм, аниматизм, тотемизм, магия, фетишизм, шаманизм. 2. К концу этапа полидеманизма, уже при зарождении классовых отношений в обществе появляются сельскохозяйственные культы, в которых находится определённая последовательность во взаимодействии богов. В этот период вошли религии Египта, Древней Греции, Древнего Рима, славянские религии и религии других народов. 3.Национальные религии стали появляться во время деления людей на классы и зарождения первых государств. Важную роль в такой религии играет принадлежность человека к определённому народу, так как исповедующем данную религию может стать только человек этого народа. Такие религии существуют, как правило, длительное количество времени. Они подстроены под характерные особенности данного народа и без проблем приспосабливаются под изменения мира. Эти религии в полной мере отвечают религиозным потребностям граждан. Примерами национальных религий являются: в современной Индии — индуизм; в Китае — конфуцианство и даосизм; в Японии — синтоизм и в Израиле — иудаизм. 4.К заключительному этапу относится возникновение мировых религий. Их может исповедовать любой желающий несмотря на свою национальность. К мировым относятся буддизм, ислам и христианство. В зависимости от количества богов религии бывают двух типов: монотеистические и политеистические религии. Первые предполагают веру в единого бога. Это такие религии, как иудаизм, христианство и ислам. Вторые в свою очередь подразумевают в своей вере наличие множества богов. К таким религиям относятся все остальные, а также буддизм. Каждая религия обладает рядом типичных элементов таких, как: 1. Религиозное сознание (идеология и психология религии) 2. Религиозный культ 3. Религиозная структура 1.Идеология религии представляет из себя систематизированные идеи и взгляды, направленные на существование сверхъестественных сил, с помощью которых создан мир. Выделяют следующие составляющие идеологии: • Историю святых книг церкви. • Богословие. • Учение о культах (экзегетика). • Церковную археологию. • Учение об отцах церкви (патрология). • Догматику. • Историю святых книг церкви. • Правила проведения служений (гомилетика). • Церковную археологию. 2.Психология религии направлена на эмоциональную связь между людьми и Богом и его атрибутами такими, как церковь, божественные законы и др. Наиболее распространёнными в религиозной психологии являются чувства подчиненности Богу, страх перед ним, чувство вины. В православии существует высказывание: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду». 3.Религиозный культ является указанием к тому, в каком виде, в какое время и как именно нужно выполнять определённые действия, в соответствии с Божьим законом. Культ отражает взаимодействие и взаимосвязь верующего со своим божеством. С древних времен известны такие виды культов, как: • богослужение, таинства, молитвы и т. д.; • принудительность к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания • жертвоприношение, жертвование, подаяние и т. п.; • богослужение, таинства, молитвы и т. д.; • освящение церковных сооружений, утвари и проч.; • превознесение богов, святых, предков, реликвий; • пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; • принудительность к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания. 4.Религиозная структура. В каждой вере происходит разделение верующих на рядовых и руководящих. т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: • синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.; • священнослужители. • патриарх, папа, аятолла и др.; • синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.; Ⅲ. ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ. 1.Буддизм. Как всем хорошо известно буддизм самая старая мировая религия. Датой зарождения данной религии принято считать Ⅴ-Ⅵ вв. до нашей эры. Её основатель – индийский принц Гаутама Сиддхартха. По приданию, принц в возрасте 35ти лет, обрёл просветление, что послужило началом изменения своей жизни и жизни других, а именно его приспешников. Ими же в последствии Гаутама стал называться «Буддой», что в переводе с санскритского означает «просветлённый». Сущность буддизма заключается в стремлении к очищению души и разума от мирских соблазнов и человеческих грехов. После полного просветления человек полностью приходит к освобождению разума, иными словами так он достигает «Нирваны». Также, по теории буддизма, каждое живое существо неоднократно перерождается. Новая стадия зависит от поведения существа в течении жизни. Эта цепь перерождений называется в буддизме «Сансарой». Отличительной чертой буддизма от других мировых религий является отсутствие идея Бога, как создателя мира. 2.Христианство. Возникновение этой религии датируется 1-ым веком нашей эры. Идея христианства заключена в надежде на спасителя (в лице Бога) мира от всего грешного на Земле. Таким избавителем стал Иисус Христос. По словам христиан, божий приход на Землю будет сопровождаться страшным судом над живыми душами и мертвыми, а впоследствии направлением их в рай или ад. К основополагающим идеям Христианства относятся: • Бог един, но представлен он в образе Святой троицы (Отец, Сын и Святой дух). Именно он стал творцом всего мира. • Иисус Христос играет роль искупительной жертвы. По своей природе он и Бог и человек. • Каждому все воздастся после смерти. • Вера в существование двух миров: рай и ад. Священным писанием в этой религии является Библия. Она включает в себя два Завета: Ветхий (древнейшая часть) и Новый (христианские записи), который включает в себя четыре евангелия (от Матфея, Луки, Иоанна и Марка), труды апостолов, послания и Откровения Иоанна Богослова. Христианство делится на три ветви. В 1054 г. Эта религия поделилась на православную и римско-католическую церкви. В последствии, в ⅩⅥ в. В результате Реформации (антикатолического движения) образовался протестантизм. Православная и католическая церкви весьма похожи. Они имеют общих семь христианских таинств: покаяние, миропомазание, крещение, причастие, брак, священство и елеосвящение. Обе церкви признают Библию. Различаются они тем, что православие не имеет главы, здесь отсутствует понимание чистилища, и православие не дает обета безбрачия. Во главе у католиков стоит Папа Римский, находящийся в Ватикане. Протестантизм в свою очередь имеет деление ещё на три ветви: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестантство находят спасение верующего не в банальном соблюдении обрядов, а в личной вере в Иисуса Христа, как в искупительную жертву. Все конфессии данного течения предполагает маленькое количество таинств. 3.Ислам. Наиболее молодая религия из мировых. Зародился в первой половине Ⅶ в. На западе Аравийского полуострова. Основателем религии был Мухаммед из города Мекки. Его же называют пророком самого Аллаха, а кроме Аллаха нет другого божества. «Ислам» означает «преданность Аллаху». У мусульман отсутствует конкретное представление бога, в отличие от христианства. Поэтому в исламе отсутствуют, как иконы, так и статуи. Эта религия держится на чётких принципах Корана и Сунну, так называемыми «Столпами Веры». Многое в Коране заимствуемо у Библии.