взаимоотношения государства и общества аннотация: данная статья рассматривает способы и проблемы взаимоотношения государства и общества а также включает в себя личные рассуждения. помимо этого в ней на основе исторических и обществоведческих фактах я рассказываю о возможных вариациях этих отношений пытаясь найти оптимальный. тема статьи является проблематичной и являлась таковой на протяжении всего времени существования государства. ключевые слова: государство личность человек гражданин отношения во все времена а тем более в наши дни стал сильно обостряться вопрос о взаимоотношениях государства и людей проживающих на его территории. но прежде чем начать раскладывать ответы по полочкам хотелось бы все-таки остановиться на таких понятиях как человек личность и гражданин. понятие человек выражает биологическую сущность человеческого рода. личность это устойчивая система социально значимых свойств человека характеризующих индивида как члена общества или общности то есть личность продукт общества. гражданин это человек индивид который рассматривается в свете его отношений с государством личность обладающая определенным правовым статусом продукт государства на известной ступени его развития. все эти понятия тесно связаны между собой. и именно они дали начало государству. для начала разберемся в истории возникновения государства. например на руси оно появилось в 862 году и существуют 3 теории его возникновения: 1. норманнская теория гласит о том что государственность на руси появилась благодаря скандинавам а частности рюрику которого призвали на княжение в новгород. эта теория отрицает возможность образование государственности в результате внутреннего общественно-экономического развития. теория имеет право на существование благодаря тексту повести временных лет но при этом имеет много противоречий: государственность например не предмет экспорта или импорта она всегда является или сопровождается процессом внутреннего развития да и благодаря школьным урокам истории мы знаем что в 862 году уровень развития варягов не был выше уровня развития славян. а как ты можешь показать что такое государственность если ты и сам этого не знаешь 2. антинорманнская теория была изложена в работах м.в. ломоносова и имела много сторонников. и по названию можно понять что эта теория была полным противопоставлением норманнской. приведя множество доводов ломоносов так и не смог доказать что эта теория единственная верная: в речи славян в то время было очень много заимствованных от скандинавов слов и имен и уж тем более имя первого князя рюрика а также сама повесть временных лет которая в то время имела большое значение в истории руси. 3. и последней наиболее близкой моему мнению и мнению большинства современных историков популярной теорией была центристская которая по своей сути являлась слиянием первых двух подразумевая что государственность появилась в процессе внутреннего развития общества и его экономики но при этом влияние со стороны других народов тоже имело место быть. теория набрала популярность благодаря наименьшему количеству противоречий объединив только факты от норманнской и антинорманнской теорий. таким образом мы можем утверждать что возникновения государств это очередной этап в развитии общества а значит развития каждого его звена личности. государство было создано только ради того чтобы урегулировать экономические правовые и некоторые другие отношения между его гражданами. а значит можно утверждать что без людей государство потеряло бы смысл ведь взаимоотношение государства и личности главный показатель состояния общества и перспектив его развития в целом. фактическое положение личности масштаб ее свободы выражается прежде всего в материальных и духовных возможностях и обязанностях. в зависимости от времени исторического географического политического пространства объективных и субъективных факторов отличаются основные показатели состояния личности. поэтому даже одни и те же права и свободы человека например право на жизнь и на свободу в современной европе принципиально отличаются от тех же прав в россии в эпоху диктатуры пролетариата. итак какие же функции выполняет государство со времен появление государство выполняло общесоциальные функции и первая из них спасение общества от самоуничтожения: до образования государственности между людьми постоянно проходили противоречия которые зачастую имели летальный исход борьба за землю недвижимость и другие ценности была жесткой и бескомпромиссной. вторая но не менее важная функция оборонная. государство обязано было обеспечить защиту внешних границ а также исключить возможность проникновения иностранных агентов подкупы государственных служащих и террор. третья экономическая. первоначально государство создавало благоприятную и безопасную среду для торговых и других предпринимательских отношений. затем уже при помощи права регулировало экономические отношения запрещало создавать вредную и опасную для общества продукцию наказывая виновных тем самым создавая стабильную среду в сфере экономики. эти три функции выполняли первоначальные задачи для построения организованного общества. остальные же функции государства которые существуют в наше время появлялись по ходу развития потребностей личности что в очередной раз указывает на постоянную так называемую обратную связь личности с государством. есть несколько ярких примеров этой обратной связи в наши дни. первое конечно же выборы. каждый гражданин российской федерации с 18 лет имеет право избирать что является наверное главным способом выражения людьми своего доверия или недоверия кандидату. также большой вес волеизъявления граждан играет проведение референдумов в которых решаются вопросы по действующим законам и другим государственным проблемам. третий и последний но не последний существующий пример митинги демонстрации и пикетирования. зачастую получается так что правительство не может заметить какую-то проблему раньше чем народ либо просто игнорируют ее. в таких случаях конституция многих стран предусматривает возможность выражение общественно-политических настроений гражданами однако есть и еще один способ выражения общественных настроений который может быть не выражен в такой мере но я думаю определенно сказался на государствах и некоторых классовых структур общества в разные времена. и способ это искусство будь это картины кинематография или литература. множество известных неразвлекательных произведений например литературы основаны именно на проблемах времени в которое они написаны. и речь идет даже не о каких-то революционных призывающих на восстание книг: даже произведение тургенева муму своим существованием в очередной раз показало государству что основная часть общества недовольна и не согласна с существующим общественным строем. причем муму всего лишь капля в огромном море литературы которое может не так заметно но точно повлияло на развитие государств. в наше же время бо̀льшую роль играют средства массовой информации которые фактически являются уже не способом связи общества и государством а наоборот. сми сильнейший способ влияния на настроения людей на данный момент именно с их помощью государство может влиять на эмоциональное состояние чувства и сознание человека. происходит это благодаря информационным потребностям людей которое государство может удовлетворить так как ему самому это нужно. выше мы рассматривали пример государства с демократическим режимом правления где властью является сам народ. это значит что правительство должно действовать исходя исключительно из интересов народа что подразумевает под собой их тесные отношения которые носят государственно-правовой характер. устойчивая связь между человеком и государством выражается в институте гражданства или подданства. эта связь означает юридическую принадлежность лица государству приобретение личностью специфических качеств гражданина наличие взаимных прав и обязанностей гражданина и государства а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. вместе с тем необходимо отметить что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод: завышение делает права фикцией а ограничение ведет к разрушению государства. но есть и исключения: помимо демократических государств в наше время встречаются страны с тоталитарным и авторитарным режимами правления: 1. тоталитарный режим правления подразумевает собой полный контроль общества выражающийся в форме физического и психологического террора; наличие единственной партии; наличие одной единственной государственной идеологии. в таких странах действует правило разрешено только то что приказано властью все остальное запрещено. 2. авторитарный режим правления представляет собой режим который можно было бы назвать переходным между демократическим и тоталитарным режимами. в таких государствах как правило существуют 2 идеологии и 2 партии представляющие их. власть в этих странах носит неограниченный неподконтрольный гражданам характер при этом отказываясь от тотального контроля над обществом. то есть правительство в первую очередь занимается вопросами собственной безопасности общественного порядка обороны и внешней политики при этом почти не влияя на стратегию экономического развития. в этих странах а особенно в тоталитарных взаимоотношения народа с государством сводятся к минимуму что как правило приводит к низкому уровню жизни. благодаря такому выводу можно заметить что уровень жизни рос одновременно с появлением прав и свобод человека: сейчас когда отношения большинства государств с людьми основываются на конституции и другим свободам законов прав и свобод очень редко поднимается вопрос например рабовладения. также на это можно посмотреть с другой стороны. именно неразвитому обществу соответствуют государства с бесконтрольной властью и силой сконцентрированной лишь в карательных принудительных и других подобных органах. в итоге мы можем выделить два типа отношений между обществом и государством которые выражаются в цели последнего: 1. цель государства повышение благосостояния общества. в этом случае государство всего лишь выступает в качестве партнера или слуги общества пытаясь подыскать лучшие средства для достижения задачи. именно это ведет к идеальным отношениям между жителями и правительством. 2. во втором случае государство видит какую-то свою цель которая обычно является какой-то великой миссией причем чаще всего эта задача является личной целью одного или нескольких правящих в этом государстве людей. как пример можно привести фашистскую германию времен а. гитлера чьей целью являлось превосходство одной расы над другими. таким образом общество становится всего лишь орудием средством достижения поставленных задач а государство в свою очередь его хозяином начальником. и вот мы все-таки пришли к тому что в идеале государство должно служить обществу. но если это так легко понять почему же жизнь на планете до сих пор не достигла должного уровня ответ на этот вопрос есть вторая сторона медали отношений между государством и личности: каждый человек максимально стремится к свободе однако если эта свобода станет безграничной то она будет угрожать самому человеку и обществу в целом. люди зачастую злоупотребляют данной им свободой нарушая права законы и интересы других граждан и государства. а это может привести к массовым беспорядкам что определенно не должно устраивать государство ведь одна из основных его функций охрана внутреннего порядка. идеальный порядок для государства соблюдается в тоталитарных странах где жизнь человека фактически принадлежит государству однако такой порядок должен полностью не устраивать общество. именно поэтому вопрос взаимоотношений государства и личности можно назвать проблемным: пока наверное ни одно государство не нашло ту самую золотую середину которая будет устраивать абсолютно все структуры общества. и как я думаю найдет не скоро. источники: stedopedia.ru wikipedia.ru
Уникальность текста: 82.5
Подсветить все совпадения