РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА МИРОВОЗЗРЕНИЯ Код УДК 347.167.1 Утяшев Адель Равилевич, студент 1 курса, группа ТРДба-17-1а, высшая школа туризма и гостеприимства, adel99685@gmail.com, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», д.п.Черкизово, Российская Федерация. Аннотация. В данной статье детально разобрана роль одной из форм мировоззрения - религии. Эта тема довольно актуальна в нашей стране, так как ещё недавно наша страна была совершенно другого политического строя, называемая коммунизмом, где религия была запрещена, и приветствовался только атеизм. После распада СССР в России начала процветать церковь, и даже стала заметна пропаганда. И всё это на фоне того, что во всём мире интерес к религии заметно падает. Статья начинается с понятия мировоззрения, где далее идёт моё философское осмысление мировоззрения. Тут же затрагивается проблема однобокости мышления людей, которые отрицают другие формы мировоззрения и воспринимают только свою. Сделав определённые выводы тема статьи приходит к тому, к чему она и шла (судя по названию). Подробно разобрана тема религии, и её роль в нашей жизни. Начиная от истории возникновения, и заканчивая её функциями. Ну а заканчивается статья выводом, в которой даётся оценка, значимость религии. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мировоззрение, религия, история, бытие. Для начала стоит напомнить что такое мировоззрение. Мировоззрение — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В последнее время всё больше людей стало утверждать, что религиозное мировоззрение, начиная от священных писаний и заканчивая существованием бога, является полной ересью. Это относится не только к религии. Так отрицаются большинство взглядов на жизнь. Однако при этом, даже самые ярые атеисты верят в свою другую религию, но почему-то при этом они не называют это религией. Я имею в виду науку. Я не имею ничего против науки. Наука это действительно классная вещь, благодаря которой наша жизнь стала гораздо проще. Но я придерживаюсь такого видения, когда надо отовсюду, с каждого мировоззрения брать по не многу. Нельзя возводить что-то в культ . нельзя возводить в культ религию, но и нельзя возводить в культ что-то другое. Возьмём к примеру науку. Люди культивирующие науку воспринимают научные доказательства как священное писание. А каких-то выдающихся умов, таких как Эйнштейн или Тесла как местных священников. Ну и бог в роли Большого взрыва. В последнее время можно заметить такую картину. Два человека начинают с друг с другом разговаривать, и вдруг у них появились разногласия в чём-то. Они пока ещё не уверены кто из них победит в споре. Но в определённый момент кто-то начинает начинает говорить мол: “Вот, учёные из Оксфорда доказали мою точку зрения, так что я прав.” . Ну а что же ответит второй, у него аргументов нет, или максимум он ответит другой ссылкой где учёные из Кембриджа доказывают обратное. И в таком моменте назревает вопрос, да какого черта творится в мире. То есть если у тебя, на твою точку зрения, есть доказательство ученых, а у твоего оппонента есть доказательство на совершенно противоположное мнение, то можно делать вывод, что эти ученые сами еще не разобрались между собой. Я думаю любой учёный скажет что с нашим миром надо ещё много разбираться разбираться, и ещё раз разбираться. Много веков назад они утверждали что атом неделим. Теперь он уже делим. Думали что скорость света не преодолеть. Сейчас в андронном коллайдере разогнали частицу до сверхскоростей, и таким образом можно перечислить многое. То есть, почему-то надо дожидаться разрешения ученых считать ту или иную точку зрения правильным? Зачем человеку с религиозным мировоззрением нужно ждать того момента когда учёные разберутся в том, что есть Бог или нет. Сейчас они говорят что вроде Бога нет. А вдруг будет та же история как с атомом? Через сто лет скажут что бог есть. И что? Только тогда можно верить? И всё это звучит как бред. Надо освобождаться от этого. Не надо лаять на одно узкое мышление по типу религии. Но при этом самому оставаться в научном мышлении, это тоже довольно узко. Кто-то культивирует науку, кто-то культивирует потребление, для которых священники это успешные люди, а боги это к примеру деньги. От всего надо брать по-немногу и стараться думать самому, не надо ждать позволения ученых считать как-то. И не надо говорить что, “вон там Вася Пупкин считает так, и при этом ученые это опровергли”. Ну и что? От этого жизнь Васи не меняется, для него всё нормально, ему комфортно с этими мыслями. Главное чтобы он никому не мешал, и ни к кому не лез. Давайте вспомним пример бывшего циркача В.И. Дикуль а ныне известного как руководителя российского медико-реабилитационного центра заболеваний опорно-двигательного аппарата. Этот человек после прыжка сломал себе позвоночник, и все врачи твердили ему что он никогда не встанет на ноги. Однако путем усилий и тренировок он восстановился, и научился снова ходить. Очень часто бывает так, когда антинаучные штуки начинают работать. Это связано с тем, что учёные пока ещё не успели придумать, как это то или иное явления научно обосновать. Но зачем их дожидаться? Зачем себя ограничивать? Ведь можно вылечить себя хоть энергией Ци. Так надо пробовать это, зачем ждать разрешения ученых? Всё это хотел привести к тому, что многие ограничивают себя религиозным или научным мышлением. Однако мир дико разнообразен, он не однобок. И кода человек берет отовсюду всё самое важное, то он понимает как многогранен наш мир. Что есть какие-то силы, которые научно не объяснить. И есть какие-то силы которые наука очень классно объясняет, то что не может объяснить религия. Так же можно сопоставить и любой другой тип мировоззрения. Хорошо разобравшись с мировоззрением, можно спокойно перейти к религии, и детально разобраться с ней. Религиозные взгляды на жизнь ассоциируются с верой в мистические силы, которые представляют главную значимость в существовании человека и мироздания. Рели́гия (лат. religare — связывать, соединять) — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община). Наравне с мифологией и философией религия — одна из форм мировоззрения. Также как философия, она сменила мифологическое мировоззрение, которое не сумело удовлетворительно ответить на вопросы, возникшие в древнем мире при переходе от первобытно-общинных взаимоотношений к более сложным, классовым. Религиозное понимание, возникнув в давние времена и претерпев разнообразные перемены,сопряженные с формированием социальных взаимоотношений, не прекращает оказывать воздействие на влияние и поступки многого числа людей и в наши время. В истории человеческого общества религия играла неоднозначную роль. К примеру в Европе в Средние века (с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения считалась господствующей. Христианство определяло становление всех сфер жизни общества, все решалось в согласовании с его предписаниями. В последующем, при переходе от феодальных отношений к буржуазным, с развитием наук и общества стала выявляться невсеобъемлемость и несостоятельность христианских постулатов. 1-ые шаги в освобождении от религии происходили в ученой среде, а с расширением образования и новыми научными открытиями воздействие религии помаленьку стало уменьшаться и в иных слоях общества. Жизнь общества стала секуляризироваться, то есть высвобождаться от религиозного воздействия. В современное время даже и в тех странах Америки и Западной Европы, где христианство обычно поддерживается на официальном уровне, идет примечательное ослабление его воздействия на становление культуры. «В прошлом это влияние было громадно, его наследством мы продолжаем пользоваться по сей день; сегодня оно ничтожно мало». В это же время в государствах прежнего социалистического лагеря, где официально признавалось только атеистическое образование, имеется возрастание внимания к религии. Сейчас в России к верующим считают себя более 80% опрошенных граждан. Проблемы возникновения и развития религии. Трудности появления религии и ее становления всякий раз заинтересовывали историков. А поскольку она, как особенное миропонимание, оказывает воздействие на духовную и иные сферы жизни общества, то задачам религии уделяют внимание ко всем слоям общества. О сути религии и ее происхождении историки высказывают большое количество всевозможных точек зрений. К примеру, большой психолог-религиовед конца XIX — начала XX вв. У. Джемс считал, что религиозные представления являются для нас прирожденными, источником коих считается что-то необычное. Иная концепция исходит из того, что собственно что вера считается порождением людских инстинктов, особенной формой реагирования организма на находящуюся вокруг среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии публичные идеи, представления и верования, которые обязательный характер для всех членов общества и то, что наиболее связывают индивидума с социумом, подчиняют его последнему. 3.Фрейд с позиций психоанализа обусловил вероисповедание как корпоративный невроз навязчивости, как глобальную иллюзию, в базе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Ещё раньше немецкий философ Л. Фейербах оценивал вероисповедание как отблеск людского бытия. Он считал, собственно что не Господь сделал человека, а человек сделал Бога в собственном фантазии по собственному виду и схожести. Марксистская философия считает, собственно что вера считается ничем другим, как фантастическим отблеском в головах людей тех наружных сил, которые властвуют над ними в их будничной жизни, — отблеском, в котором земные силы принимают форму неземных. Данная философия акцентирует внимание общественные предпосылки существования религии. Есть и ряд иных концепций философов и научных работников. Для человека с религиозным типом мировоззрения все утверждения, которые есть в священных писаниях, являются достоверными и принимаются на веру. А для того, чтобы у верующих не вкрадывались сомнения в подлинности и истинности содержания данных книжек, функционирует целая система исследованию их слов и популяризации между верующих. С древних лет и до нашего времени материалистическая философия исходит из того, что собственно почвой религиозного мировосприятия считается вера в что-то необычное. Религия базирована на представлении о неподчиненности обычного закономерностям вещественного мира, о его безоговорочной независимости от чего бы то ни было и о его всевластии. Верующий уверен, собственно что сверх сила не просто есть, оно имеет возможность воздействовать на его жизнь и судьбу. В последствии этого он чувственно тянет свое отношение к необычному, верует, собственно что с помощью особенных поступков возможно оказать позитивное воздействие на него, «задобрить» его. Этим образом, религиозное мировоззрение подразумевает, собственно, что есть особенные связи между человеком и необычным, которые реализуются верующими в культовых деяниях. Конструкция религии. Религия представлена как сложная система образования. В ее структуре, выделяют 3 элемента: - религиозный культ; - религиозное сознание; - религиозные организации. Религиозное сознание можно разделить на две группы, это: религиозная идеология и религиозная психология. Основой религиозной идеологии и религиозной психологии является вера в сверхъестественную силу. Религиозная идеология — это система религиозных идей, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации в лице профессиональных богословов и служителей культа. В современных развитых религиях в состав религиозной идеологии входят теология, различные религиозно-философские учения, социальные теории и т.д Религиозная психология — это совокупность религиозных представлений чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим, которые формируются под воздействием носителей религиозного сознания, всего окружения, связанного с религией. Религиозные представления и чувства неразрывно связаны с практической деятельностью верующих и выступают в качестве побудительного мотива их поступков. Взаимодействуя между собой, религиозные представления и чувства дополняют и усиливают друг друга, укрепляя тем самым религиозное мировоззрение верующих. Центральная часть религиозной идеологии — теология (от греч. теос — бог, логос — учение), или богословие. Она включает в себя систему богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основа теологии — священные книги, содержанием которых является совокупность «богооткровенных истин». Большинство теологических систем содержит доказательства бытия Бога, характеристику его качества и отношений с миром, обоснование истинности религиозной догматики, «богоданности» нравственных, бытовых и ритуальных предписаний данной религии. Религиозная философия стремится посредством доказательных аргументов обосновать истинность и непреходящую ценность религиозной догматики, полезность и всеобщую значимость религии для человека. Ранняя религиозная философия способствовала формированию религиозной догматики, а современная — выполняет по преимуществу апологетические задачи. Социальные теории — это систематизированное или несистематизированное изложение позиций той или иной религии в отношении проблем собственности, классов, классовой борьбы, революции, государства. Католицизм, как правило, формирует свои социальные представления в энцикликах (посланиях римских пап духовенству и верующим). Неотъемлемой частью любой религии является религиозный культ — совокупность символических действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты. К культу относятся все виды действий, связанные с религиозно-мистическими представлениями: обряды, таинства, ритуалы, жертвоприношения, богослужения, мистерии, посты, молитвы. Этому служат материальные предметы — храмы, святилища, священные реликвии, утварь, одеяние. Роль культа в любой религии исключительно велика. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих. Посещение религиозных служб и молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призваны не только приобщить человека к религии, но и постоянно возобновлять и укреплять у него религиозное мироощущение. Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, укрепляется чувство их превосходства над инаковерующими и неверующими. Культ приобретает большую устойчивость, срастается с бытовыми и национальными традициями. Регулярное участие в культовых действиях ведет к формированию стойких привычек. Существенную роль в функционировании религии играют религиозные организации, представляющие собой объединения последователей той или иной религии и возникающие на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, регулировании культовой деятельности, обеспечении устойчивости и целостности объединения. Особое значение приобретают религиозные организации в монотеистических религиях, как например в христианстве, исламе, буддизме. Религиозное сознание, религиозные культы и религиозные организации характеризуют деятельность религии как специфического социального института. Новый шаг в институционализации религиозной жизни был связан с появлением монотеистических религий. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Церковь является проводником жестко фиксируемой системы вероучения и культа; ей присущи иерархический принцип управления, деление на клир, т.е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян. Объединения верующих, противопоставивших себя господствующему религиозному течению, представляют собой организации в виде различных сект. Секту отличает ряд устойчивых отличительных признаков: отсутствие жесткого деления на клир и мирян; сознательное вступление в общину; активная миссионерская деятельность. На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма религиозных организаций получила название «деноминация». Причины возникновения религии и ее функции. Религия как общественное явление имеет свои причины возникновения и существования социалные, гносеологические и психологические. Социальные причины — это те объективные факторы общественной жизни, которые с необходимостью порождают и воспроизводят религиозные верования. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие — с отношениями между людьми. Гносеологические причины — это предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе познания человеком закономерностей природных явлений. Появление у человека возможности мыслить абстрактно, т.е. вычленять в мышлении общее, существенное и необходимое, отвлекаясь от единичного, несущественного и случайного, способствовало развитию теоретического познания. Способность вычленить общее и существенное в мышлении и фиксировать их в языке позволяет познать мир глубже, точнее, полнее; но она же создает также возможность превращения общих понятий в некие «самостоятельные сущности», которые рассматриваются как существующие вне и независимо от материального мира. Тем самым абстрагирование в мышлении от действительности становится гносеологической предпосылкой формирования религиозных представлений. Психологические причины возникновения и воспроизводства религии заключаются в следующем. Религиозные верования возникают также в зависимости от эмоционального состояния людей, их настроений, переживаний и т.п. Постоянные и устойчивые отрицательные эмоции, в том числе неуверенность и страх, как повторяющиеся переживания, могут создать благоприятную почву для приобщения индивида к религии. Помимо страха и неуверенности в себе такую же почву для религии создают другие отрицательные эмоции — чувства горя, скорби, одиночества. Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать, восполнять). Религия выполняет роль иллюзорного компенсатора из-за слабости человека, его бессилия, прежде всего социального. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать, восполнять их решение в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно благопристойного по отношению к ней поведения, исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения верующего в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией. Таким образом можно сделать вывод о том, что религиозная форма мировоззрения имеет право быть. Сегодня религия для очень многих людей служит ориентиром, утешением, успокоением. Это своеобразная форма психотерапии для тех, кто не ходит к психологам, не доверяет психотерапевтам, а доверяет другим идеям, другого склада ума людям. И для многих это реально помогает в жизни, многих это ориентирует, потому что многим непонятно, а зачем им нужна эта жизнь? И религия даёт им какой-то ответ, не каждому такой ответ понравится, но вопрос у людей есть, и ответ на него в общем они получают. ЛИТЕРАТУРА Георгий Велигорский. Религия как форма мировоззрения. https://www.proza.ru/2010/01/18/387