УДК 17.023.32 Философия семьи Пышкина Валерия Александровна студентка 1-го курса группы ССДб-17-2 Высшая школа сервиса e-mail: valeriya.pyshkina.99@mail.ru ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», п. Черкизово, Московская обл., Россия. Аннотация: Семья и семейно-брачные отношения очень интересны для исследования в современном мире, так как семья - один из фундаментальных институтов общества, которое дает ему стабильность и выполняет важную репродуктивную функцию. В то же время семья является самый стабильный и сплоченный социальный механизм. Поэтому данная статья посвящена изучению взглядов на природу семьи и семейных отношений в русской философии. Представлена эволюция семейно-брачных отношений с точки зрения социальной философии, проанализирована эволюция семейных ценностей, традиций с позиции, в которой семья является самой высокой ценностью и базируется на таких понятиях, как вера, брак, счастье материнства и отцовства, православная вера. Выявлена идея влияния брака, основанного на любви, на формирование впоследствии у супругов высоких чувств по отношению к родине и государству. Также затронуты вопросы, касающиеся происхождения института семьи и брака. Описаны главные формы общественной жизни человека, этапы развития брачных отношений и появления конкретных прав и обязанностей членов семейных отношений при первобытнообщинном строе. Проанализирован переход от полигамной к моногамной семье и ее превращение в патриархальную. Рассматривается развитие семейно-брачных отношений во взаимосвязи с развитием общества. Также в статье представлено мнение великих русских философов о семье, браке, любви и о том, что представляет собой великую ценность для человека на протяжении многих веков. А также появление новых типов брака в России и прогнозы на будущее российской семьи. Ключевые слова: Семейно-брачные отношения, семья, брак, супружеская любовь, русская религиозная философия, семейные ценности, семейные традиции, эволюция семейно-брачных отношений, социально-философские исследования, трансформация семьи Данная тема очень заинтересовала меня своим многообразием. Проблема эволюции семьи является актуальной и в наши дни. Ведь институт семейных отношений формировался на протяжении многих веков и по сей день продолжает свое развитие, претерпевая множество трудностей. Очень интересно то, что самые первые семьи, отношения в которых еще не имели юридической силы, строились на уровне родственных уз, морали, религии. Но ведь и сегодня семейные отношения строятся не только на правовой основе, да и вообще многие современные семьи стараются перенять опыт семейных отношений от прошлых поколений и перенести их в собственную семью, передать детям. Как говорил древнегреческий философ Лукиан: \"Брак обеспечивает необходимую преемственность рода человеческого.\" Так и на сегодняшний день задача воспроизводства рода человеческого остается основополагающей. Но нельзя оставить без внимания и взаимоотношения супругов, отцовскую и материнскую любовь, семейное воспитание детей, формирование семейных традиций, ценностей, которые являются неотъемлемой частью стабильности института семьи. Не случайно, представители многих общественных наук, ученые и философы разных веков уделяли особое внимание изучению института семьи. Ведь семья, как одна из форм организации жизни человека, имеет большое значение не только для индивида, но для общества в целом. Именно семья является основным носителем культурных образцов, передающихся из поколения к поколению. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения, комплекс мировоззренческих ориентиров, определяющих чувство причастности к тому национальному, социальному и политическому сообществу, членом которого он является. От родителей ребенок узнает об основных гражданских обязательствах, необходимых для их выполнения. Таким образом, семья обеспечила не только социально-культурную, но и первичную политико-правовую социализацию личности. Семья и брак в процессе исторического развития. Эволюция семейно-брачных отношений. В последнее время проблема семьи и ее эволюции рассматривается в рамках исторической демографии и социальной истории, а представители этих направлений основное внимание уделяют, как правило, периоду XVII - XX вв., оставляя древнерусскую семью домонгольского периода за рамками своих исследований. Так, что же представляет собой древнерусская семья до принятия христианства на Руси? До Крещения Руси семейно-брачные отношения регулировались нормами обычая, а заключение брака осуществлялось путем похищения невесты, так называемая \"умычка\". Молодые люди из разных сел, деревень собиралась у берегов рек или озер на игрища с песнями и плясками, и там женихи \"умыкали\" невест. Но умыкание осуществлялась по предварительной договоренности жениха и невесты, именно поэтому слово \"похищение\" здесь неуместно. Глава семейства, муж, был холопом по отношению к государю, но государем в собственном доме. Все члены семьи находились в его полном подчинении. Довольно широко в язычестве было распространено многоженство среди богатых и знатных людей. Например, князь Игорь, помимо княгини Ольги, имел и других жен, а святой Владимир имел пять жен до брака с византийской царевной Анной и принятия православия. Принятие христианства на Руси внесло существенные изменения в жизнь славян и древнерусской знати, так как в те времена с Византийской империей были очень тесные отношения, то появились нормы византийского права, касающиеся семейно-брачных отношений. Брачный возраст устанавливался по византийским законам и составлял 14-15 лет для мужчин и 12-13 лет для женщин. Христианство запрещало многоженство, что благотворно повлияло на дальнейшее развитие семьи. Церковные уставы запрещали скрытые формы нарушения брачного законодательства: супружескую измену, половые сношения между родственниками и свойственниками. Церковь рассматривала брак в первую очереди как духовный союз, следовательно браки допускались лишь между православными христианами. Брака должен был происходить в форме церковного венчания. Поэтому сразу же после крещения князь Владимир Святославович отказался от привычной в язычестве полигамии. Также хочется привести пример семейных взаимоотношений и Ярослава Мудрого со скандинавской принцессой Ингигерд, который является очень поучительным. Поразительным остается то, что они безукоризненно следовали патриархальным традициям. Война между братьями за Киевский престол, которую пережил Ярослав, сильно тяготила его христианское мировоззрение. Поэтому он создавал семейный союз с четкими, признаваемыми всеми законами иерархии. И место жены в создании всей этой системы является ключевым и решающим. Ингигерд, а в православии Ирина, за всю свою супружескую жизнь с Ярославом была верной боевой подругой, вдохновляющей мужа на новые свершения. Она была рядом даже в самые трудные моменты жизни. Прежде всего Ирина для Ярослава была безупречной и отзывчивой спутницей на суровом жизненном пути. Ее очаровательное обаяние и духовность сделали Ярослава сильным правителем, что позволило ему верно расставить акценты в развитии государственности. Конечно, он самолично принимал все решения, блистал великолепием авторитетного властителя, мужа и отца благородного семейства, но его легендарная сила духа незаметно, но постоянно поддерживалась скромно стоящей рядом женщиной. Только он знал и ценил эту величественную роль дорогого сердцу человека. Словно в подтверждение своих чувств Ярослав Мудрый посвятил своей жене обитель умиротворения, специально построив в ее честь монастырь святой Ирины. В честь же своего небесного покровителя князь велел рядом возвести монастырь святого Георгия – в крещении сам Ярослав назывался Георгием. Два храма, два вместилища высокой духовности, играли роль священных символов, оставленных потомкам, предметно свидетельствующих и напоминающих о существовавшей возвышенной связи между мужчиной и женщиной, красиво прошедших общий для двоих путь. Пример отношений Ярослава и его жены научил их сыновей правильному отношению к женщине, отличающемся от языческого. Однако не все представители русской знати последовали этому примеру. Об этом, в первую очередь, свидетельствует то, что в Церковном Уставе Ярослава Мудрого присутствовали статьи, в которых оговаривались жесткие санкции за многоженство. На протяжении долгих веков брачные отношения регулировались нормами обычая, морали, а затем церковными нормами, которые прочно легли в сознание народа. Например, в XVI веке брачно-семейные отношения на Руси регулировались Домостроем, в котором был систематизирован весь накопленный социальный опыт православного христианства. Это были моральные учения, разработанные нормы и правила, которые должны были контролировать и регулировать частную и общественную жизнь государства. Необходимо отметить системность, завершенность, логичность основных положений Домостроя, которые опираются на Священное Писание и народные традиции и призваны регламентировать как различные сферы социальной жизни, так и взаимоотношения в семье. Очень высоко оценивалась роль жены и матери в Домострое. Жена являлась регулятором эмоциональных отношений в семье и благополучной обстановке. Домострой рекомендует жене во всем угождать мужу, то есть поступать сообразно с его желаниями и представлениями. Обязанность мужчины, главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена должна заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей, а обучение сыновей – обязанность отца. Все решения, связанные с управлением дома, муж и жена принимают совместно. Очень трогательно, даже читать сейчас о том, что муж и жена должны были обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Интересно и то, что главной обязанностью детей было любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. На сегодняшний день эта забота введена в ранг закона и прописана в Конституции РФ как обязанность. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения. В свою очередь, эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства. Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Таким образом, постепенно происходит процесс государственного вмешательства в церковь по брачно-семейным делам. Поэтому создаются органы, регулирующие эти отношения. Нельзя оставить без внимания невероятную историю семейных взаимоотношений последних в истории России императора и императрицы, которые пронесли свои чувства через все испытания и невзгоды. Очень трепетные чувства вызывает у меня история любви Николая II и Александры Федоровны брак которых называют святым. Любовь к Александре Федоровне, а тогда еще принцессе гессенской Алисе, была первой любовью Николая II. Чувство это родилось в нем еще до совершеннолетия - в 16 лет, и будущий царь разглядел жену в Алисе, которой было еще меньше, всего 12. Николай писал в своем дневнике, что мечтает когда-нибудь жениться на Аликс и любит ее уже давно. Он не верил тому, что его мечта может сбыться. Пять лет он ждал воли Божьей, смиренно молился и просил облегчить Аликс переход в православную веру и дать её ему в жёны. И через пять лет влюбленные женятся, чтобы быть вместе до самой смерти. Несмотря на высоту своего положения, император и императрица вели очень простую жизнь. Они старались воспитывать детей в строгости и не предаваться излишествам. Всем известно, что Николай предпочитал простые русские блюда, например щи и кашу. А Александра Федоровна вместе с дочерьми во время войны работала санитаркой в госпитале. Многие считали тогда, что такая простота снизит авторитет царской семьи, ведь эта простота проявлялась и в общении с солдатами, крестьянами, сиротами, да вообще с любым человеком. А своим детям Николай и Александра говорили, что все перед Богом равны и не надо гордиться своим положением. Ежегодно они отмечали день своей помолвки и всегда проводили этот день вместе, а в апреле 1915 года, когда император был на фронте как раз в день помолвки Николай получил от своей возлюбленной письмо, в котором было написано о том, как она ясно помнит день венчания и благодарна ему за любовь и счастье, которое он ей подарил. В своем письме, после стольких лет совместной жизни, императрица призналась, что целует подушку Николая, когда его нет рядом. И очень трогательно, что в день венчания Аликс записала в дневнике Николая: \"Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно\". Многие современники считают, что их медовый месяц длился целые 23 года Эта история любви и семейных отношений вызывает во мне самые трепетные чувства. Любовь Николая и Александры является примером света и чистоты человеческих взаимоотношений, которая послужит примеров для будущих поколений. Проанализировав мнение выдающихся русских философов прошлого и нынешнего столетия о природе семьи и брака я пришла в выводу о том, что именно с середины XX века семья и брак как один из основных социальных институтов функционирования государства претерпевают серьезные изменения, причем в невероятном темпе. Ускоряется процесс трансформации семьи, изменения в брачно-семейных отношениях, традициях, моральных устоях оказались в центре многочисленных общественных и научных дискуссий. Мысли русских философов данного периода были нацелена на изучение религиозного значения брака и семьи. Так, например, главным направлением исследований В.С. Соловьева стал поиск совершенного организма любви. Идея Владимира Сергеевича заключалась в том, что плотская любовь между мужчиной и женщиной не может иметь силы вне моральных, нравственных критериев общества. Данная тема актуальна и сегодня. Высший образ семейных отношений B.C. Соловьев наблюдал в процессе генезиса человеческой сущности из грешного в безгрешный или, то есть в появлении образа Божьего в человеке. В.С. Соловьев рассматривает половую любовь как основу для того, чтобы превознести и усовершенствовать человеческую природу. Он считал рождение детей искуплением, которое послано человеку за его участию в животном процессе плотского воспроизводства рода. В.С. Соловьев считал, что сексуальная любовь воплощается в образе Божий и может стать предпосылкой возникновения идеальной личности, сочетающего в себе мужское и женской начало. По словам философа, связь идеи нравственной и половой любви поможет достичь их духовности. В работе В.С. Соловьева «Смысл любви» подтверждается мысль о том, что главной целью любви должно быть восстановление целостности человеческой личности, ее полная самореализация. А это возможно только в браке и семье. По мнению ученого, воплощение идеальной женственности отражается в конкретной женщине, объектом любви становится тело, но при этом рождение детей философ рассматривает как руководство животного начала в человеке. Воспроизводство рода является одной из главных порочных ошибок. Таким образом, дети обречены на грехи и спасение возможно лишь при отсутствии повторения злодеяний родителей. В свою очередь, изучению противоречий и проблем семьи и ее положению в обществе посвящены ряд работ выдающегося русского философа и писателя В.В. Розанов. Он впервые обратил внимание на необходимость государственной поддержки семьи, подчеркнув прямую зависимость благосостоянием семьи и нравственного положения всего общества. В.В. Розанов видит ценностное олицетворение семьи в единстве мужского и женского начал, вернее, в их дополнении, слиянии друг друга, где две половинки составляют единое целое , то есть брак. Поэтому с легкостью можно утверждать, что русские философы прошлого и настоящего столетия проявили глубокий интерес к мировоззренческим ценностям, к пониманию духовности межличностного общения. В русской философии семья являлась высокой ценностью, ячейкой общества, в которой воплощалось продолжение рода и царила любовь. Семья основывалась на таких понятиях, как вера, супружество, счастье материнства и отцовства, полная покорность женщины, послушание, уважение к старшим, к родителям, целомудрие, взаимоуважение, верность, преданность, прощение. В контексте этих понятий и существовала отечественная философская идея. Сегодня, в период коренных изменений и трансформаций не только общественной жизни, но и института семьи в целом очень важно изучение наследия российской научной философской мысли. Именно русская религиозная философия определяет главной задачей человека преодоление всех проявлений зла и несовершенства, которые являются следствием грехопадения. А главные вопросы о жизни, её смысле и предназначении, таинстве смерти, отношении между полами остаются вечными и открытыми по сей день. Серьезные изменения в семье и семейно-брачных отношениях начала XX века -установление равенства между партнерами их равноценность для общества. Патриархальный или, как еще говорят, традиционный тип семейной жизни постепенно заменяется на эгалитарный. Характерным для которого является равные права мужа и жены, сознательное регулирование деторождения, усиление роли межличностного общения и четкое стремление к нуклеаризации семьи. В современном обществе происходит смена приоритетов в сторону ориентированности не на семью, а на индивида. Если раньше доминирующими интересами были семьи, то теперь предпочтение отдается конкретной личности, что приводит к неизбежному изменению ориентации личности на внесемейные ценности. Также значительно сократилось количество детей в семье. Типичная современная семья-муж, жена, один-два ребенка. Наряду с уменьшением числа членов семьи меняется характер взаимоотношений между ее членами. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается увеличением числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что приводит к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом. Трансформация семьи влияет и на взаимоотношения между родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. В современном обществе к сожаления одних, к радости других появляются новые типы брачных отношений, такие как гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно. Гражданский брак или сожительство, под которым понимается фактические семейные отношения людей, не зарегистрированные в обязательном порядке. Мужчины и женщины по-разному относятся к новым типам брачных отношений. Мужчина, живущий в гражданском браке, во время социологических опросов зачастую отвечает, что он холост, но при этом большая часть женщин говорят, что они замужем. Получается, что для мужчин гражданский брак – это несерьезно и он сможет продолжать поиски второй половины. А для женщин – это почти официальный брак она чувствует себя определившейся. Все это приводит к нестабильности института семьи. Что ждет институт семьи в будущем? Что будет представлять собой брак в дальнейшем или будет ли он существовать вообще? Как сохранить семейные традиции, устои, моральные и нравственные ориентиры и передавать их будущим поколениям? Лично для меня семья это не просто родители и дети. Семья - невероятная атмосфера, которая создается благодаря любви. Того самого неземного чувства без которого не может жить человек. Семья - взаимоотношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми. Это вера и поддержка друг друга всеми членами семьи. Семья - жизнь. Но, к сожалению, многие эксперты и ученые считают, что такие понятия как семья и брак могут исчезнуть, что в будущем будут использоваться временные брачные договоры (контракты) и люди станут чаще менять партнеров. Следовательно увеличится количество матерей-одиночек, которые наверняка будут иметь более высокий статус чем сейчас в связи с достойным уровнем жизни и развитием страны. Популярным и чем-то обыденным станет искусственное оплодотворение и женщины смогут сами выбирать пол, внешность, цвет газ и прочие характеристики ребенка. И хочется верить, что государство будет проводить разумную политику в отношении семьи, что будут проводиться программы по приобщению молодого поколения к изучению вопросов появления семьи, воспитания детей, семейных традиций, института брака и будут интересоваться историей своей собственной семьи. Ведь семья - бесценное сокровище каждого из нас. Но эта проблема остается открытой. Все зависит от будущих поколений. Список использованной литературы: 1. http://bookap.info/othosheniy/badrak_7_par_ocharovavshih_mir/gl19.shtm 2. http://russian7.ru/post/7-interesnyh-faktov-o-brake-nikolaja-ii/ 3. https://xreferat.com/104/2148-1-evolyuciya-braka.html 4. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения : в 2 т. Т. 2. М., 1988. 100 с. 5. Розанов В.В. Уединенное. М., 2013. 190 с. 6. Розанов В.В. В мире неясного и нерешенного / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 1995. 461 с. 7. Гурджиян Мадонна Вартановна статья о \"РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ О ПРИРОДЕ СЕМЬИ И БРАКА\"