Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт Философия – это наука о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Философия направлена на выработку обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека; она исследует познавательное, целостное, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Как мировоззрение, философия неразрывно связана с социально-классовыми интересами, с политической и идеалогической борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она оказывает активное воздействие на общество, бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. Философия как теоритическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологии и религиозных форт мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме. Рано проникает философия в нашу жизнь, потому что еще в детстве у человека начинается складываться мировоззрение, а ведь его выработка – одна из важнейших задач философии. Философия – как воздух, которым все мы дышим, даже когда не знаем еще, сколько в этом воздухе кислорода, азота и других газов. Проблемы философии, задачи, основа философии, ее история, о том, как неизбежно и необходимо развитие философской науки, объясняющей мир – сложны. Философия нужна каждому думающему человеку не меньше, ничуть не меньше, чем любая наука. Как устроен мир и общество, какова природа знания, что такое истина, красота, добро – эти вопросы всегда волновали и волнуют думающего человека; чтобы ответить на них и была создана философия. Слово философия возникло около 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции и означало тогда любовь к мудрости. По преданию, впервые назвал себя философом Пифагор, чье имя знакомо каждому школьнику из курса математики. Пифагор применял это слово, вероятно, для того, чтобы объяснить свой образ жизни, свою цель – вечное стремление к мудрости, полагая при этом, что достичь мудрости и быть мудрым может только Бог. В настоящее время слово «философия» имеет много значений, то есть употребляется в различных смыслах. Например, среди многих людей, профессионально занимающихся философией, распространено понимание философии как высшей формы духовной деятельности человека или как особой, высшей, науки. Но существуют и другие, резко отрицательные взгляды на философию. «Что такое философия?» - Философ на Руси есть слово бранное и означает оно – дурак; - писал Ф.М.Достоевский. На вопрос чем является философия на самом деле, однозначного ответа дать невозможно. Но можно дать такое определение философии – это ответы на вопросы о смысле жизни человека, об отношении человека к окружающему миру, о возникновении, устройстве и развитии этого мира. Особенностью приведенного понимания философии является отказ от определения философии только как науки. Отвечать на философские вопросы можно в следующих формах, или типах, философии: научной, религиозной, художественно-литературной. Научная форма философии включает три особенности: а) представители филасовской науки для ответа на филосовские вопросы используют специальный научный язык – научные термины, которые рассчитаны на узкий круг профессионалов и людей специально изучающих философскую науку; б) ответы на философские вопросы являются главной и единственной целью их деятельности; в) в филасовской науке вводится требования обоснования, доказательства высказываемых утверждений по той или иной философской проблеме; Но не следует полагать, что философская наука возникла в результате приложения трех особенностей в готовом виде для ответа на философские вопросы. Философские вопросы оказались сформированы таким образом, что ни на одних из них нельзя дать один единственный, исчерпывающий, неоспоримый ответ, поэтому эти вопросы называют иногда вечными. Предмет философии исторически изменяется в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, с развитием науки и самого философского знания. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, Греции. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. На последующих этапах формирования философии, появились более или менее стройные системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире. Первые философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. Основными методами философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом. За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека, как свою одухотворенную и самосознающую часть. Познание человека мира, осознание им своего места в нем есть социальный процесс, развертывающийся на основе общественно-исторической практики – предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философии – познания. Философия не только теория объективной диалектики и логики научного познания, но и общесоциалогического, этического и эстетического познания. Философия осмысляет весь окружающий нас мир. Она призвана формулировать и решать коренные проблемы отношения человека и действительности, исследовать наиболее общие законы развития природы, общества, человеческого сознания. Когда мы говорим о мировоззрении, то имеем ввиду не просто сумму взглядов на мир, никак не касающихся того, что мы делаем, и как ведем себя, как выбираем жизненный путь, чем дорожим, какие цели преследуем. Все это – тоже предмет философии. Мировоззрение – система обобщенных взглядов на объективный мир, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а так же обусловливания этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Оно образуется на основе естественнонаучных, социально – исторических, технических и филасовских знаний, включая определенную идеологию; его носитель - личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенного мировоззрения. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. По своему содержанию и направленности может быть научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, атеистическим и религиозным, революционным и реакционным. «Знание и только знание делает человека свободным и великим», - писал Дмитрий Писарев. А.Френсис Бекон сказал: «Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать; не затем, чтобы принимать на веру; и не за тем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». Много наук создало человечество. Физику и химию, биологию и историю… перечислять не стоит, каждый может сам продолжить этот список. Но ведь существуют проблемы, общие для всех наук, сколько их ни есть на свете. Каждая отдельная наука изучает движения и изменения, свойственные той области, которой она занимается. Но есть общие законы движения действующие всегда и всюду. Есть общие законы изменения, проявляющиеся во всех изменениях и веществах, и растениях, и животного, и человека, и общества. Эти общим для всех наук занимается философия. Т она же связывает каждую отдельную науку с той общей картиной мира, которую мы называем мировоззрением, осмысляет достижения одной науки в свете всего, что знают остальные. В XVII веке Спиноза дал такой ответ на вопрос, что же имеет ценность в жизни. Многие, сказал философ стремятся к богатству, славе и чувственным удовольствиям. Но они, эти три желанные для стольких людей ценности, порождают постоянное беспокойство, человеку мало того, что он имеет из этих благ, а потеря их – горе. Мыслитель решил найти подлинное благо жизни. Вот оно, на взгляд Спинозы: надо быть самим собой, видеть реальный мир, описывать действующие силы и законы. «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости», - сказал Демократ. Диалектика – как наука – отражение действительности. Наша мысль движется по тем же законам, которые управляют природой. Законы познания совпадают по содержанию с законами внешнего мира, потому что первый – отражения вторых в наших головах. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Три основных закона, с равной силой действующие в природе мертвой и живой, в обществе и в личной жизни каждого человека. Сущность познавательного процесса, творческая активность субъекта свое отражение находят в постановке определенных задач, выдвижении проблем, их решении. Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельеые свойства объектов – красное, сладкое и т. д. Восприятие – образ предмета в целом – форму, величину, объем т. е. воспроизводим предмет в единстве его свойств, как целое. Представление – это чувственный образ предмета, с которым субъект непосредственно не взаимодействует, но который частично или полностью воспринимается ранее (не только органы чувств, но и память). На основе полученных впечатлений формируются новые чувственные образы, которые ранее вообще не воспринимались или для которых отсутствуют реальные прототипы. Это – воображение. Чувственные образы – восприятия и представления – выступают как единство репродуктивного и продуктивного. Под репродукцией понимается способность субъекта воспроизводить объект в той форме, в какой он существует в данный момент времени. Продуктивное – преобразование наличного содержания, вылевающегося в форму, которая отличает образ от того состояния объекта, которая характерна для его настоящего. Единство репродуктивного и продуктивного обнаруживается уже в восприятии, коль скоро уже здесь объект воспроизводится под углом будущего, задаваемого целями субъекта. Практика – есть прежде всего предметно-чувственная, материальная деятельность субъекта. В этом ее коренное отличие от духовной, идеальной активности субъекта, от познания. Практика – источник, основа и цель познания. Она дает науке фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению, определяет строй, объективное содержание и направление мышления человека. Практика – критерий истинности познания. Основные виды практики – производство материальных благ и социально-преобразовывающая деятельность масс. Как уже отмечено, практика – дает материал для наук, в том числе и философии как науки. Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научные знания (т.е. объективное, всеобщее, необходимое), согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Ограниченность рационализма – в отрыве рационального познания от чувственного, в идеалистической концепции врожденный идей. Рационализм – один из философский источников одеологии Просвещения. Таким образом, я рассмотрела и проанализировала, что философия занимается вечными вопросами о том, что такое разум и красота, о смысле жизни человека, о путях, которыми он может и должен идти к счастью, о том, каково общество, в котором живет человек и каким оно может и должно стать. Самое общее, самое важное, самое глубокое в мире и человека – вот предмет философии. Ведь она дает человеку целостный взгляд на мир и на его собственное место в нем – из этого вытекают все остальные ее задачи. Философия изучает самые глубокие законы, управляющие Вселенной, обществом, внутренней жизнью каждого человека, открывая этим законы, она открывает и связи между ними. Она дает нам увидеть, каков мир, найти где причины, где следствия, разобраться в обманчивой видимости вещей. «Принять хороший совет – это значит увеличить собственные возможности», - так считал И.В.Гете. Счастливы философы, чье учение делает мир лучше, а людей – счастливее. Но в том и сила философии, что не только гениям открывает она путь к счастью. Философия учит думать и жить. Думать верно и жить счастливо – насколько возможно для человека, на сколько позволяет ему его рационально-теоритический тип мировоззрения. Аннотация. В данной статье автор поднимает вопрос о философии, как о науке, как о теоретической форме сознания, рационально обосновывающей свои цели, задачи, принципы, методы, мировоззрения. Подробно подходит к составляющей философии, к ее основам. Ключевые слова: философия; наука; сознание; позниние; мировоззрение; философские взгляды, направления, источник, критерий, субъект, система, личность. Литература 1. Большая сов. энциклопедия/Под ред. Прохорова, 1977 г. 2. Габидулин Р. Философия, 2003 г. 3. Гурина М. Философия, 2004 г. 4. Соколов Э.В. Лекции по философии, 2001 г. 5. Советский энциклопедический словарь/ Под ред. Прохорова А.М., 1989 г. 6. Человек и общество/Под ред. Боголюбова Л.Н. и Лазебниковой А.Ю., 2010 г. 7. Подольный Р.П. «Любовь к мудрости», 1982 г.