УДК 141 Тема статьи: философская концепция идеального государства Платона. Выполнила: студентка группы ТРДба-17-1а Вольхина Арина arishavolhina@mail.ru ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Москва, Российская Федерация Аннотация к статье: в данной статье рассматривается философская концепция одного из самых знаменитых древнегреческих мыслителей – Платона. Для введения используются биографические факты о Платоне, этапах его жизни, а также исторические рамки формирования взглядов философа. Поясняется роль Платона в истории политических учений и значение его произведений на дальнейшее развитие утопического направления в философии. На основе трактата «Государство» подробно описываются все аспекты концепции «идеального государства» и приводятся примеры их реализации в реальной жизни. Отдельно рассматривается теория идей Платона с подробными иллюстрациями и примерами. На протяжении всей статьи приводятся теоретические определения и факты, способствующие подтверждению сказанной мысли и ее обоснованию. О Платоне Платон и Аристотель были самыми влиятельными из всех древних, средневековых и даже современных философов. Из них, по мнению многих ученых, наибольшее влияние на последующие эпохи и развитие философских наук оказал Платон. Самыми важными проблемами в философии Платона являются: во-первых, его утопия, которая была самой ранней из всех существующих утопических произведений; во-вторых, его теория идей, в которой он впервые взялся за решение проблемы; в-третьих, его аргументы в пользу бессмертия; в-четвертых, его космогония; в-пятых, его концепция познания. Ниже будет рассмотрена платоновская концепция построения идеального государства. Платон родился в Афинах в 428 - 427 гг. до н.э. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним, которое ему дали из-за его мощного строения; по другим сведениям, он получил его, благодаря размашистому стилю и широкому лбу. Платон - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель собственной фи¬лософской школы — Академии. Платон является основоположником идеалистиче¬ского направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, который оставил после себя ряд философских произведений, наиболее известными из которых являются \"Апология Сократа\", \"Государство\", \"Законы\". Большинство произведений Платон писал в форме диалогов. Аристотель писал, что Платон сначала был учеником Кратила, и лишь потом – Сократа. Платон встретился с Сократом только в возрасте около 20 лет. Ясно, что Платон последовал за Сократом первоначально чтобы лучше приуготовить себя к политической жизни. Первое непосредственное включение Платона в политическую жизнь относится к 404 - 403 гг. до н.э., когда аристократия пришла к власти, и двое его родственников – Хармид и Критий – оказались на первых ролях в олигархическом правительстве. Скоро после продвижения родственников в правительство Платон полностью разочаровался в практической политике после осуждения его учителя Сократа к смерти в 399 году, ответственность за которое легла на демократов, вновь пришедших к власти. Итак, с этого времени Платон решает держаться подальше от политики. В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. Затем он отправляется на Сицилию, в Сиракузы по приглашению тирана Дионисия I. По возвращении в Афины Платон основывает собственную философскую школу - Академию (в гимназии, расположенной в парке, посаженном в честь героя Академа). Первая философская школа утвердилась очень быстро и стала собирать множество молодых и талантливых людей. В 367 г. до н.э. Платон снова отправляется на Сицилию, где на престол воцаряется после смерти Дионисия 1 Дионисий II, который заключил Платона в узники. И лишь из-за своей занятости военными приготовлениями Дионисий, в конце концов, позволил Платону вернуться на родину. В 361 г. Платон в третий раз посещает Сицилию. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти, наступившей в 347 г. до н.э. Среди всех существующих политических учений утопия Платона является одой из самых знаменитых. Формировались взгляды Платона под влиянием определенных исторических событий – Пелопонесской войной и, вследствие, кризисом полисной системы в Греции. Эти события привели к размыванию традиционных ценностей и падению морали в греческом обществе. Кризис полиса был, прежде всего, кризисом гражданского общества, то есть постепенно разрушились социальные связи , которые ранее существовали в греческом обществе, а также повысилась социальная мобильность, это все привело к дифференциации общества. Платон пытался разрешить возникшие перед полисом проблемы и в итоге предложил свою концепцию государственного переустройства. «Государство». Введение. Самый популярный диалог Платона «Государство» состоит в общем из трех частей. В первой части Платон рассуждает о построении идеального государства – это самая ранняя из утопий. Результатом рассуждений в первой части является мысль о том, что правителями в идеальном государстве должный быть философы. Вторая часть поясняет определение слова «философ» – книги шестая и седьмая. В третьей части обсуждаются достоинства и недостатки различных видов государственного устройства: монархии, олигархии и демократии. Формальной целью трактата «Государство» является определение «справедливости». И так как справедливость в какой-то общности гораздо легче описать, чем справедливость для какого-то отдельного индивида, то появилась задача описать такое государство, а только потом решать, какие из его преимуществ следует назвать справедливостью. Прежде чем рассмотреть «идеальное» государство Платона, необходимо разобраться, какие государства он относил к «неидеальным» и что в уже существовавших государственных устройствах его не устраивало вообще. В своем трактате «Государство» Платон говорит о том, что главной причиной гибели большинства государств является господство корыстных интересов их правителей. На основе этого аспекта Платон подразделяет все существующие государства на четыре вида в порядке увеличения «корыстных интересов» в их государственном строе. 1. Тимократия – власть честолюбцев, по мнению Платона, еще сохранила черты «идеального» строя. В государстве такого типа правители и воины были свободны от земледельческих и ремесленных работ. В таком обществе большое внимание уделяется спорту, однако уже заметно стремление к обогащению,и «при участии жен» спартанский образ жизни переходит в роскошный, что обуславливает переход к олигархии – «уродливому» двойнику тимократии. 2. Олигархия. При олигархическом устройстве власти уже имеется четкое разделение на богатых (правящий класс) и бедных, тем самым жизнь правящего класса становится совершенно беззаботной. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к ее перерождению в демократию. 3. Демократия. При демократическом строе еще больше становится разобщенность бедных и богатых классов общества, и, следственно, начинают возникать восстания, кровопролития, борьба за власть, что может привести к возникновению наихудшей, по мнению Платона, государственной системы – тирании. 4. Тирания. По мнению Платона, если какое-то действие делается слишком сильно, то это приводит к противоположному результату. Имеется в виду, что избыточное количество свободы при демократии приведет в итоге к возникновению государства, в котором не существует свободы вообще и живущего по прихоти только лишь одного человека - правителя-тирана. Отрицательные формы государственной власти Платон противопоставляет своей концепции «идеального» общественного устройства. Теория идей. Как я уже отмечала выше, одним из выводов в ходе рассуждения Платона является мысль о власти нескольких философов в государстве. Чтобы понять в полной мере смысл, который вкладывается в это понятие, затронем теорию идей Платона. Этой теории посвящена часть диалога с середины пятой книги и до конца седьмой. Именно здесь содержится ответ на вопрос кто такой философ по мнению Платона. Платон говорит, что философ – это человек, который любит «созерцать истину». Далее раскрывается и это понятие – «созерцать истину». Например, человек, который любит эстетику(слушает музыку, знает живопись) не является философом, потому что он любит лишь прекрасные вещи, тогда как философ любит прекрасное само по себе. Платон считает, что человек, который любит лишь прекрасые вещи живет в неком сне, а человек, который любит само прекрасное – живет наяву. Первый обладает лишь мнением, второй – знанием. Таким образом, не может быть такого, чтобы знание было ошибочным. В противоположность знанию мнение может быть ошибочным. Таким образом, можно сделать вывод, что руководствуясь чувствами, человек составляет свое мнение о мире, а знание – это уже сверхчувственный вечный мир; например, мнение относится к отдельным прекрасным предметам, знание же относится к прекрасному самому по себе. Итак, перейдем к теории идей. Эта теория состоит из логической и метафизической частей. Логическая часть ее имеет дело со значением общих слов. Приведем яркий пример логического аспекта теории. Имеется много отдельных животных, о которых мы можем точно сказать: «Это кошка». Обычно люди подразумевают под словом «кошка» нечто отличное от каждой отдельной кошки. По-видимому, какое-либо животное является кошкой потому, что оно разделяет общую природу, которая свойственна всем кошкам. Ведь без такого слова как «кошка» наш язык не может обойтись, следовательно, это слово не является бессмысленным. Но если слово «кошка» означает что-либо, то оно означает не какую-то конкретную кошку, а обобществлено называет всех животных этого вида в целом. И так как эта кошка не существует в каком-то конкретном образе, она не имеет места ни во времени, ни в пространстве, то есть она становится в какой-то степени «вечной».Она не родилась, когда родилась отдельная кошка, и не умрет вместе со смертью отдельной кошки. Это логическая часть теории, независимая от метафизической части этой теории. Согласно метафизической части, понятие «кошка» означает некоторую идеальную кошку, кошку, которая была создана Богом и является уникальной в своем роде. Другие представители семейства кошачьих являются менее совершенными, чем данная кошка.. Только благодаря тому, что существуют эти несовершенные кошки, в мире может быть много кошек. Идеальная кошка реальна; отдельные кошки являются лишь кажущимися. Так вот только об этой одной кошке, созданной Богом, возможно знание, но в отношении многих кошек может быть лишь мнение. Философа как такового будет интересовать лишь одна идеальная кошка, поэтому он будет исытывать некое равнодушие к обыкновенной мирской суете, делам. Таким образом, молодой человек, который выделяется среди своих сверстников как справедливый, обладающий отличной памятью и умом, способен стать философом. И в соответствии с этими качествами он должен получать правильное воспитание, чтобы в будущем стать либо правителем-философом, либо стражем. Идеальное государство. Итак, Платон решает разделить граждан своего «идеального» государства на три класса: простых людей(земледельцев и ремесленников), воинов и философов. Только последние должны обладать политической властью. Философов-правителей должно быть значительно меньше, чем людей, принадлежащих к первым двум классам. По-видимому, в первый раз они должны избираться законодателем; после того их власть будет переходить по наследству; но в исключительных случаях кандидат может выдвигаться из одного из низших классов. Основной проблемой по мнению Платона, является обеспечение того, чтобы стражи осуществляли намерения, указания правителей. Образование в государстве Платона делится на две части – музыку и гимнастику. И та, и другая имеют у Платона более широкий смысл, чем в настоящее время: «музыка» означает все, что входит в область муз, «гимнастика» означает все, что связано с физической тренировкой и подготовкой. «Музыка» почти так же широка, как то, что мы называем «культурой», а «гимнастика» представляет более широкое понятие, чем то, что мы называем сейчас «атлетикой». Воспитание в детях таких качеств как мужество, серьезность, соблюдение внешних приличий – являются для данного общества главными. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы. Чтение детям произведений Гомера и Гесиода запрещается в силу ряда причин..Должны быть под запретом такие рассказы, в которых дурные люди счастливы, а хорошие несчастливы: моральное влияние таких рассказов могло бы сказаться негативно на молодых восприимчивых умах. Именно поэтому следует осудить поэтов. Далее идет речь о цензуре музыки (в современном смысле). Говорится, что следует запретить музыкальные произведения, которые выражают печаль и которые расслабляют. Могут быть допущены только такие гармонии, которые прибавляют мужество и умеренность. Ритмы в мелодиях должны быть простыми и выражать мужество и гармонию. Физические упражнения и тренировки должны быть очень суровыми. Также запрещается есть рыбу или мясо иначе, как в жареном виде, и не должно быть ни соусов, ни кондитерских изделий. По мнению Платона, люди, воспитанные таким образом не будут испытывать нужды во врачебной помощи. Что касается экономики, Платон предлагает ввести для воинов радикальный коммунизм. Они должны иметь небольшие дома и есть простую пищу; они должны жить, как в лагере, обедая в общих столовых; они не должны иметь частной собственности, кроме совершенно необходимого. Золото и серебро должны быть запрещены. Хотя они не богаты, но ничто не препятствует им быть счастливыми. Есть только одна цель – счастье всего города, а не счастье отдельного класса или индивида. И богатство, и бедность опасны, и поэтому в городе Платона не должно быть ни того, ни другого. Платон связывает незаинтересованность в обогащении с военными успехами: легко будет приобретать союзников, так как государство не будет заинтересовано в доле военной добычи. Платон применяет свой коммунизм и к семье и создает такое понятие, как общность жен и детей. По его мнению, у друзей должно быть все общее – женщины и дети. Платон допускает появление некоторых трудностей при реализации такой идеи, но не считает их непреодолимыми. Во-первых, девушки и юноши должны получать одинаковое воспитание (изучать гимнастику и военное искусство). Платон говорит о полном равенстве женщин с мужчинами во всех сферах жизни. Одинаковое воспитание, которое делает мужчин хорошими стражами, сделает и женщин хорошими стражами. Законодатель, по идее Платона, выбирает некоторых женщин и мужчин и приказывает им жить в общих домах и питаться за общим столом. Брак в таком обществе радикально преобразован. На некоторых празднествах невест и женихов будут соединять, как их учат верить, якобы по жребию в таком количестве, которое необходимо для сохранения постоянной численности населения; но на самом деле правители города будут производить манипуляцию с жребиями, исходя из евгенических принципов. Они будут устраивать так, чтобы лучшие производители имели больше всего детей. То есть лучшие будут совокупляться с лучшими, а худшие с худшими. Все дети будут после рождения отбираться у своих родителей. После разлучения родителей с их детьми, они больше не знают друг друга до конца жизни и живут с другими людьми. Детей, которые имеют с рождения какие-либо физические изъяны, а также детей худших родителей станут скрывать в тайном месте и никому неизвестном месте. Возраст матерей должен быть в от двадцати до сорока лет, отцов – от двадцати пяти до пятидесяти пяти. Младше и старше этого возраста общение между мужчиной и женщиной должно быть свободным; но принудительными являются аборт или детоубийство. Брачующиеся не должны возражать против брака, устроенного государством и не должны руководствоваться своими личными чувствами, они должны чувствовать долг перед государством. Так как ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре. Предполагается, что чувства, связываемые в настоящее время со словами «отец», «мать», «сын» и «дочь», будут все еще связываться с ними и при новых порядках, устанавливаемых Платоном; например, молодой человек не будет бить старика, потому что этот старик мог бы оказаться его отцом. Основная мысль идеи общности жен и детей в том, чтобы свести к минимуму личные чувства и таким образом устранить препятствия, стоящие на пути к господству духа общественности, так же, как и обеспечить невозражение с отсутствием частной собственности. Ложь в государстве Платоная является исключительным правом правительства. Должна быть «одна царская ложь», которая, как надеется Платон, может обманывать правителей, но остальных жителей города будет обманывать в любом случае. Эта «ложь» рассматривается далее с пространными подробностями. Наиболее важной ложью является догмат, что Бог создавая людей, разделил их на три сорта; самые лучшие сделаны из золота, менее лучшие – из серебра и простая толпа – из меди и железа. Люди, сделанные из золота годны для деятельности стражей, сделанные из серебра должны быть воинами, остальные пригодны только к физическому труду. Обычно дети принадлежат к тому же сословию, к которому принадлежат их родители; когдамони не принадлежат к этому сословию, их следует соответственно повышать или понижать. Считается едва ли возможным заставить настоящее поколение поверить в этот миф, но следующее и все следующие за ним поколения можно так воспитать, чтобы у них не было даже сомнения в этом мифе. Определение справедливости, которое является формальной целью всего обсуждения, достигается в четвертой книге. В трактате говорится о том, что справедливость в обществе состоит в том, что каждый выполняет только свою работу и не лезет в чужие дела, в работу других классов. Каждый должен заниматься только тем делом, к которому он пригоден и не занимать чужого места. Под влиянием демократии слово «справедливость» у нас ассоциирутся, прежде всего, с равенство. Но у Платона это слово имело немного другое значение. Понятию «справедливость» синонимом служило слово «право» - это касалось чаще всего прав собственности. То есть «справедливость» по Платону никак не относилась к равенству, как в современном мире. В начале своего произведения, Платон говорит, что справедливость состоит в уплате долгов. Заключение. Платон описывал «идеальное государство» для того, чтобы осуществить его в реальной жизни, в отличие от современных утопических произведений, которые не имеют такой цели. Это не было так фантастично или невозможно, как могло бы, естественно, показаться. Многие пункты утопической идеи Платона были осуществлены на практике, а именно – в Спарте. Пифагор пытался осуществить правление философов – одну из составляющих платоновской концепции. И вообще, греческие города часто использовали какого-либо мудреца, который занимался созданием законов. Список литературы: 1. Платон. Государство. //Книга первая: постановка вопроса о справедливости 2009 г. стр. 16-17; 2. http://www.vdovgan.ru/filosof-platon/ (дата обращения: 28.11.2017 г.)