УКД Симметрия – это красота и гармония. Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? Кочеткова Ксения Алексеевна, студентка 1 курса, группы ГМДБ-17-1. Высшая Школа Бизнеса, Менеджмента и Права, ksenia9876543210@yandex.ru; ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация Аннотация: Данная статья посвящена вопросу симметрии. Категории симметрии, гармонии и красоты рассматриваются в их историческом формировании и взаимодействии еще со школы Пифагора вплоть до нынешней субатомной физики. Обсуждается роль симметрии подобия фрактальных структур и золотого сечения в научной и художественной культуре. В целом триаду гармония - симметрия - красота предлагается расценивать как неслиянное и неделимое триединство-это одно целое, одно слово. Зародившись еще в Древней Греции понятие симметрии прочно вошло в различные сферы жизни. Через симметрию объединяются строгие математические законы и эстетические взгляды на красоту и гармонию. В статье дан краткий исторический экскурс на осмысление феномена симметрии. Взгляните, ведь с симметрией мы сталкиваемся абсолютно везде - в природе, технике, искусстве, науке, например, симметрия, встречается в разных разновидностях рябины, шиповник, листьев клевера-все они свойственны симметрии, точно так же как, бабочке и кленовому листу, симметрия форм автомобиля и самолета. А как же симметрия в искусстве? - в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы, симметрия орнаментов и бордюров, симметрия атомной структуры молекул и кристаллов. Можно приводить море примеров, связанной с симметрией, и это действительно интересно и познавательно, находить и видеть ее! Само определение симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Основы симметрии играют не маловажную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Ключевые слова: симметрия, асимметрия, гармония, красота. Текст статьи: В Древней Греции большое внимание уделяли гармонии в жизни. Существовала верили, что она делает бытие прекрасным. Прекрасное через искусство создавало атмосферу всеобщего блага. Одним из аспектов гармоничного бытия в куль-турном образовании античного пространства являлась симметрия и асимметрия. Античные философы утверждали, что симметрия отражает Вселенную, поэтому она прекрасна. Симметрия - это средство, с помощью кото¬рого организуется форма. С её помощью можно создавать элементы расположенные правильно относительно плоскости, оси или центра какого- либо объекта, изображения или пространства. Это одно из наиболее ярких и наглядно проявля¬ющихся свойств композиции в искусстве. «Для симметричной организации компози¬ции характерна уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме. В та¬ких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. Как пра¬вило, он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. Если точка схода смещена от центра, то это нарушает идеальное равнове¬сие» [1]. Понятие и суть симметрии с древних вре¬мен не утратило свои позиции. На протяжении всех веков начиная, с культуры Древнего Египта симметрия использовалась во многих вещах как в искусстве, так и в других областях науки: мате¬матике, биологии, анатомии и т.д. Симметричные композиции Древнего Египта в основном наблюдались в архитектурных ан¬самблях. В Древней Греции симметрию активно раз¬вивали и архитектуре и в скульптурных ком¬позициях, и в вазописи. К правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний, пара¬дов, заседаний в больших залах и т. д. Наглядный пример симметричных композиций - это фрон¬тоны греческих храмов. Скульптурные группы в них располагались четко относительно центральной оси. Гармония симметрии создава¬ла величественный, возвышенный образ культо¬вого здания. Не забывали о симметрии и в эпоху средневе¬ковья. Иконостас в христианской культуре име¬ет ярко выраженное симметричное построение. Об иконостасе так пишет С.А. Шулятева, он: «...изначально представлял деревянную стену от северной до южной стороны алтаря и претерпел эволюцию от невысокой преграды без икон в форме решетки или резной стенки до вида архитектурного сооружения. Высокие иконостасы композиционно отражали идею «Небесного града» и определялись размерами икон, их взаимным расположением и цветовой гаммой.» [2]. В композиционных сюжетах симметрия под¬черкивает символический смысл изображаемо¬го. Так, например, композиция из храма Свя¬той Софии в Константинополе, изображающую Богородицу и двух императоров, сим¬метрично предстоящих перед образом Марии, будто говорят о том, что император Константин и Юстиниан ограждают Богоматерь, как страж¬ники. А созданные ими град и храм (Констан¬тином столица Византии - Константинополь, а Юстинианом - храм Святой Софии в Константи¬нополе), являются символами веры и торжества христианства. Большое внимание правилу симметрии уде¬ляли художники эпохи Возрождения, о чем сви¬детельствует монументальная живопись того периода. Понятие симметрии в данную эпоху выражало, так же, как и в эпоху античности, проявление красоты и порядка. Симметрия и асимметрия есть формообра¬зующие приемы композиции необходимые для большей выразительности и создания гармо¬ничного образа. Они оказывают определенное визуальное воздействие на человека, позволяют достичь филигранной точности в управлении вниманием и ощущениями зрителя. Их приме¬нение необходимый инструмент, без которого невозможно создать равновесие и гармонию. Вторая половина XX в., в том числе благодаря открытиям Ю. Вигнера в кван¬товой механике, ознаменована бурным наступлением неопифагорейской традиции в естествознании, проходившим под знаком идей симметрии. Сегодняшний «симметрийный постнеопифагореизм» подготовлен всем ходом развития естествознания. Идея симметрии в наши дни осознается как важнейшая универсалия, пронизываю-щая мироздание от микро- до макрокосма, как «сверхпринцип» современного есте-ствознания. Изначальное понятие о геометрической симметрии как соразмерности зримых геометрических форм приобретает сегодня универсальный смысл как все¬общая идея инвариантности относительно некоторых преобразований. В истории эстетики многие авторы отождествляли красоту и гармонию исклю-чительно с порядком (симметрией, пропорциональностью), иначе говоря, с полной определенностью системы. Абсолютная симметрия — это тождество противопо-ложностей, равновесие, скованность, покой. Гармония же есть их движение, раз¬витие, борьба, а посему включает в себя моменты асимметрии, неупорядоченности, неопределенности. Но прекрасна и самая строгая симметрия, ибо как тождество (единство) противоположного (различного) она является причиной движения (борьбы противоположностей), в том числе и игры наших познавательных способ¬ностей. Гармония и симметрия есть не просто формальные признаки прекрасно¬го. Гармония всегда содержательна. Прекрасное — не только какое-либо отдельное свойство предмета; оно есть и совокупная целостность элементов, свойств объекта, и сам объект. Наиболее общее и адекватное определение гармонии дал Гегель: «Гар¬мония представляет собой соотношение качественных различий, взятых в их сово¬купности и вытекающих из сущности самой вещи» Итак, порядок, противодействующий хаосу, определяет основную линию разви¬тия мироздания. Но и самому хаосу как его главнейшему первоначалу мы не вправе отказать в эстетической окраске. Хаос — это потенциальная красота, тогда как по¬рядок — актуальная. [3, с. 15—16]. Гармония и дисгармония есть отражение в эстетике основной онтологической пары — порядка и хаоса. Обе эти дихотомии, первая в искусстве, вторая в миро¬здании, дополнительны. Миром управляет порядок, и именно он, пронизывая все мироздание, придает ему целостность, гармонию и эстетическое начало. Однако порядок не присущ ни миру, ни нашему сознанию изначально, он рож-дается из хаоса и в победе над ним. Негэнтропийные силы в природе противостоят энтропийным, гармонические тенденции в искусстве спорят с дисгармоническими. Однако гармония и дисгармония, как и порядок и хаос, не находятся в состоянии симметрического равновесия. Победа гармонии над дисгармонией есть основной закон, движущий мирозданием. Эстетический потенциал дисгармонии как качественной функции хаоса состоит в ощущении рождения нового. Актуальная дисгармония всегда несет в себе потен-циальную гармонию, потенциальная красота дисгармонии непременно перерастает в актуальную красоту гармонии. Эстетика порядка и эстетика хаоса — это два видения мира, два взгляда на кра-соту, на соотношение гармонического и дисгармонического, рационального и ир-рационального начал в искусстве, две концепции мироощущения, названные о. П. А. Флоренским «хищнически-механистической» и «созерцательно-творче¬ской» Абсолютный порядок не способен к саморазвитию, жесткая детерминация рано или поздно превращается в тормоз для последующего развития системы, ибо ста¬рые структуры и формы становятся тесными для накопленного содержания. Так на¬зревает необходимость разрушения старого порядка и перехода системы на более высокий уровень организации. Неизбежный при этом хаос — лишь временное яв¬ление, непременное условие перехода к более высокой степени упорядоченности. Хаотические системы представляют собой разновидность динамических, что было доказано математиком Майклом Барнсли (см. [4, с. 83—84]). Красота живет на границе порядка и хаоса. И тем не менее, несмотря на необхо-димую взаимодополняемость гармонии и дисгармонии, главному вектору развития мироздания следует гармоническое направление. «Соразмерность (simetria), соответственность свойственна уму человеческому», — писал А. С. Пушкин Вяземскому (см. Полное собрание сочинений, т. XI, с. 304). И это является лучшим определением понятия симметрии, как и определение, данное математиком Г. Вейлем: «Симметрия есть свойство сохранения при изменениях». Группу симметрии в математическом смысле составляет набор преобразований, сохраняющих фиксированную структуру системы. Симметрия позволяет установить инварианты преобразований. И наоборот: для имеющихся инвариантов (сохраняющихся величин, мировых констант, инвариантов эволюции и т. д.) можно подобрать соответствующие группы сохраняющих преобразований. Симметрия есть единство сохранения и изменения. Гармония есть соответствие. И в этом своём качестве она включает симметрию как важнейший свой компонент. Требование коэволюции человека и биосферы, обеспечивающее человечеству стабильное существование, есть требование гармонизации. Соответствие планов содержания и планов выражения есть свойство гармонии семиотических систем, каковыми являются произведения искусства. Свойства обобщённой симметрии произведений искусства можно сформулировать как требования сохранения их смысла при допустимых преобразованиях их языка. С выходом книги «Симметрия» выдающегося математика XX в. Г. Вейля начался новый этап философско-эстетического осмысления этого понятия как меры кра¬соты и гармонии мироздания. «Симметрия, — писал Вейль, — означает тот вид со¬гласованности отдельных частей, который объединяет их в единое целое. Красота тесно связана с симметрией...» [6, с. 35]. Эти понятия наделены общей специфи¬кой (характеризуют соотношение отдельных частей целого) и общим свойством (отношение, согласованность). Латинская «пропорция» (proportio), введенная в употребление Цицероном, есть перевод платоновского термина avaXoyta, озна¬чавшего соотношение — общее отношение мер. Вслед за симметрией — мерой порядка, красоты и совершенства — на авансцену сегодня естественным образом выходит и математика. Золотое сечение, названное так Леонардо да Винчи, известно уже в «Началах» Евклида, где фигурирует как де¬ление отрезка в крайнем и среднем отношении, а еще ранее встречается в «Тимее» Платона и, по-видимому, было известно Пифагору. Пифагорейская «математиче¬ская традиция» в эстетике бытия в наши дни звучит с новой силой. Нобелевский лауреат В. Гейзенберг перевел знаменитый тезис Кеплера «Geometria est archetypus pulchritudinis mundi» в современных терминах: «Математика. есть прообраз кра¬соты мира» руководствуясь именно этой уверенностью в заглавной роли математики в процессе познания гармонии и красоты мироздания. Литература: 1. Платон. Филеб; Государство; Тимей; Критий. М.: Мысль, 2002. 656 с. 2. Татаркевич В. История шести понятий. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 483 с. 3. Волошинов А. В. Математика и искусство. 2-е изд., дораб. и доп. М.: Просвещение, 2000. 399 с.: ил. 4. Лаос-Бельтра Р. Математика жизни. Численные модели в биологии и экологии: Пер. с исп. М.: Де Агостини, 2014. 160 с. (Мир математики; т. 28). 5. Романенко Ю. М. Эстетика и математика. Издательство МГОУ. Вестник Московского государственного областного университета серия \'Философские науки\' №3, 2016 г. ... 100-108 6. Вейль Г. Симметрия / Пер. с англ. Б. В. Бирюкова, Ю. А. Данилова. М.: УРСС, 2003. 192 с.