укд симметрия это красота и гармония. что же такое симметрия почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир кочеткова ксения алексеевна студентка 1 курса группы гмдб-17-1. высшая школа бизнеса менеджмента и права ksenia9876543210@yandex.ru; фгбоу впо российский государственный университет туризма и сервиса москва российская федерация аннотация: данная статья посвящена вопросу симметрии. категории симметрии гармонии и красоты рассматриваются в их историческом формировании и взаимодействии еще со школы пифагора вплоть до нынешней субатомной физики. обсуждается роль симметрии подобия фрактальных структур и золотого сечения в научной и художественной культуре. в целом триаду гармония симметрия красота предлагается расценивать как неслиянное и неделимое триединство-это одно целое одно слово. зародившись еще в древней греции понятие симметрии прочно вошло в различные сферы жизни. через симметрию объединяются строгие математические законы и эстетические взгляды на красоту и гармонию. в статье дан краткий исторический экскурс на осмысление феномена симметрии. взгляните ведь с симметрией мы сталкиваемся абсолютно везде в природе технике искусстве науке например симметрия встречается в разных разновидностях рябины шиповник листьев клевера-все они свойственны симметрии точно так же как бабочке и кленовому листу симметрия форм автомобиля и самолета. а как же симметрия в искусстве в ритмическом построении стихотворения и музыкальной фразы симметрия орнаментов и бордюров симметрия атомной структуры молекул и кристаллов. можно приводить море примеров связанной с симметрией и это действительно интересно и познавательно находить и видеть ее. само определение симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. основы симметрии играют не маловажную роль в физике и математике химии и биологии технике и архитектуре живописи и скульптуре поэзии и музыке. законы природы управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений в свою очередь подчиняются принципам симметрии. ключевые слова: симметрия асимметрия гармония красота. текст статьи: в древней греции большое внимание уделяли гармонии в жизни. существовала верили что она делает бытие прекрасным. прекрасное через искусство создавало атмосферу всеобщего блага. одним из аспектов гармоничного бытия в куль-турном образовании античного пространства являлась симметрия и асимметрия. античные философы утверждали что симметрия отражает вселенную поэтому она прекрасна. симметрия это средство с помощью кото¬рого организуется форма. с её помощью можно создавать элементы расположенные правильно относительно плоскости оси или центра какого- либо объекта изображения или пространства. это одно из наиболее ярких и наглядно проявля¬ющихся свойств композиции в искусстве. для симметричной организации компози¬ции характерна уравновешенность ее частей по массам по тону цвету и даже по форме. в та¬ких случаях одна часть почти зеркально похожа на вторую. в симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. как пра¬вило он совпадает с геометрическим центром картинной плоскости. если точка схода смещена от центра то это нарушает идеальное равнове¬сие [1]. понятие и суть симметрии с древних вре¬мен не утратило свои позиции. на протяжении всех веков начиная с культуры древнего египта симметрия использовалась во многих вещах как в искусстве так и в других областях науки: мате¬матике биологии анатомии и т.д. симметричные композиции древнего египта в основном наблюдались в архитектурных ан¬самблях. в древней греции симметрию активно раз¬вивали и архитектуре и в скульптурных ком¬позициях и в вазописи. к правилам симметрии нередко прибегали художники при изображении торжественных многолюдных собраний пара¬дов заседаний в больших залах и т. д. наглядный пример симметричных композиций это фрон¬тоны греческих храмов. скульптурные группы в них располагались четко относительно центральной оси. гармония симметрии создава¬ла величественный возвышенный образ культо¬вого здания. не забывали о симметрии и в эпоху средневе¬ковья. иконостас в христианской культуре име¬ет ярко выраженное симметричное построение. об иконостасе так пишет с.а. шулятева он: .изначально представлял деревянную стену от северной до южной стороны алтаря и претерпел эволюцию от невысокой преграды без икон в форме решетки или резной стенки до вида архитектурного сооружения. высокие иконостасы композиционно отражали идею небесного града и определялись размерами икон их взаимным расположением и цветовой гаммой. [2]. в композиционных сюжетах симметрия под¬черкивает символический смысл изображаемо¬го. так например композиция из храма свя¬той софии в константинополе изображающую богородицу и двух императоров сим¬метрично предстоящих перед образом марии будто говорят о том что император константин и юстиниан ограждают богоматерь как страж¬ники. а созданные ими град и храм констан¬тином столица византии константинополь а юстинианом храм святой софии в константи¬нополе являются символами веры и торжества христианства. большое внимание правилу симметрии уде¬ляли художники эпохи возрождения о чем сви¬детельствует монументальная живопись того периода. понятие симметрии в данную эпоху выражало так же как и в эпоху античности проявление красоты и порядка. симметрия и асимметрия есть формообра¬зующие приемы композиции необходимые для большей выразительности и создания гармо¬ничного образа. они оказывают определенное визуальное воздействие на человека позволяют достичь филигранной точности в управлении вниманием и ощущениями зрителя. их приме¬нение необходимый инструмент без которого невозможно создать равновесие и гармонию. вторая половина xx в. в том числе благодаря открытиям ю. вигнера в кван¬товой механике ознаменована бурным наступлением неопифагорейской традиции в естествознании проходившим под знаком идей симметрии. сегодняшний симметрийный постнеопифагореизм подготовлен всем ходом развития естествознания. идея симметрии в наши дни осознается как важнейшая универсалия пронизываю-щая мироздание от микро- до макрокосма как сверхпринцип современного есте-ствознания. изначальное понятие о геометрической симметрии как соразмерности зримых геометрических форм приобретает сегодня универсальный смысл как все¬общая идея инвариантности относительно некоторых преобразований. в истории эстетики многие авторы отождествляли красоту и гармонию исклю-чительно с порядком симметрией пропорциональностью иначе говоря с полной определенностью системы. абсолютная симметрия это тождество противопо-ложностей равновесие скованность покой. гармония же есть их движение раз¬витие борьба а посему включает в себя моменты асимметрии неупорядоченности неопределенности. но прекрасна и самая строгая симметрия ибо как тождество единство противоположного различного она является причиной движения борьбы противоположностей в том числе и игры наших познавательных способ¬ностей. гармония и симметрия есть не просто формальные признаки прекрасно¬го. гармония всегда содержательна. прекрасное не только какое-либо отдельное свойство предмета; оно есть и совокупная целостность элементов свойств объекта и сам объект. наиболее общее и адекватное определение гармонии дал гегель: гар¬мония представляет собой соотношение качественных различий взятых в их сово¬купности и вытекающих из сущности самой вещи итак порядок противодействующий хаосу определяет основную линию разви¬тия мироздания. но и самому хаосу как его главнейшему первоначалу мы не вправе отказать в эстетической окраске. хаос это потенциальная красота тогда как по¬рядок актуальная. [3 с. 15—16]. гармония и дисгармония есть отражение в эстетике основной онтологической пары порядка и хаоса. обе эти дихотомии первая в искусстве вторая в миро¬здании дополнительны. миром управляет порядок и именно он пронизывая все мироздание придает ему целостность гармонию и эстетическое начало. однако порядок не присущ ни миру ни нашему сознанию изначально он рож-дается из хаоса и в победе над ним. негэнтропийные силы в природе противостоят энтропийным гармонические тенденции в искусстве спорят с дисгармоническими. однако гармония и дисгармония как и порядок и хаос не находятся в состоянии симметрического равновесия. победа гармонии над дисгармонией есть основной закон движущий мирозданием. эстетический потенциал дисгармонии как качественной функции хаоса состоит в ощущении рождения нового. актуальная дисгармония всегда несет в себе потен-циальную гармонию потенциальная красота дисгармонии непременно перерастает в актуальную красоту гармонии. эстетика порядка и эстетика хаоса это два видения мира два взгляда на кра-соту на соотношение гармонического и дисгармонического рационального и ир-рационального начал в искусстве две концепции мироощущения названные о. п. а. флоренским хищнически-механистической и созерцательно-творче¬ской абсолютный порядок не способен к саморазвитию жесткая детерминация рано или поздно превращается в тормоз для последующего развития системы ибо ста¬рые структуры и формы становятся тесными для накопленного содержания. так на¬зревает необходимость разрушения старого порядка и перехода системы на более высокий уровень организации. неизбежный при этом хаос лишь временное яв¬ление непременное условие перехода к более высокой степени упорядоченности. хаотические системы представляют собой разновидность динамических что было доказано математиком майклом барнсли см. [4 с. 83—84] красота живет на границе порядка и хаоса. и тем не менее несмотря на необхо-димую взаимодополняемость гармонии и дисгармонии главному вектору развития мироздания следует гармоническое направление. соразмерность simetria соответственность свойственна уму человеческому писал а. с. пушкин вяземскому см. полное собрание сочинений т. xi с. 304 и это является лучшим определением понятия симметрии как и определение данное математиком г. вейлем: симметрия есть свойство сохранения при изменениях. группу симметрии в математическом смысле составляет набор преобразований сохраняющих фиксированную структуру системы. симметрия позволяет установить инварианты преобразований. и наоборот: для имеющихся инвариантов сохраняющихся величин мировых констант инвариантов эволюции и т. д. можно подобрать соответствующие группы сохраняющих преобразований. симметрия есть единство сохранения и изменения. гармония есть соответствие. и в этом своём качестве она включает симметрию как важнейший свой компонент. требование коэволюции человека и биосферы обеспечивающее человечеству стабильное существование есть требование гармонизации. соответствие планов содержания и планов выражения есть свойство гармонии семиотических систем каковыми являются произведения искусства. свойства обобщённой симметрии произведений искусства можно сформулировать как требования сохранения их смысла при допустимых преобразованиях их языка. с выходом книги симметрия выдающегося математика xx в. г. вейля начался новый этап философско-эстетического осмысления этого понятия как меры кра¬соты и гармонии мироздания. симметрия писал вейль означает тот вид со¬гласованности отдельных частей который объединяет их в единое целое. красота тесно связана с симметрией. [6 с. 35]. эти понятия наделены общей специфи¬кой характеризуют соотношение отдельных частей целого и общим свойством отношение согласованность латинская пропорция proportio введенная в употребление цицероном есть перевод платоновского термина avaxoyta озна¬чавшего соотношение общее отношение мер. вслед за симметрией мерой порядка красоты и совершенства на авансцену сегодня естественным образом выходит и математика. золотое сечение названное так леонардо да винчи известно уже в началах евклида где фигурирует как де¬ление отрезка в крайнем и среднем отношении а еще ранее встречается в тимее платона и по-видимому было известно пифагору. пифагорейская математиче¬ская традиция в эстетике бытия в наши дни звучит с новой силой. нобелевский лауреат в. гейзенберг перевел знаменитый тезис кеплера geometria est archetypus pulchritudinis mundi в современных терминах: математика. есть прообраз кра¬соты мира руководствуясь именно этой уверенностью в заглавной роли математики в процессе познания гармонии и красоты мироздания. литература: 1. платон. филеб; государство; тимей; критий. м.: мысль 2002. 656 с. 2. татаркевич в. история шести понятий. м.: дом интеллектуальной книги 2003. 483 с. 3. волошинов а. в. математика и искусство. 2-е изд. дораб. и доп. м.: просвещение 2000. 399 с.: ил. 4. лаос-бельтра р. математика жизни. численные модели в биологии и экологии: пер. с исп. м.: де агостини 2014. 160 с. мир математики; т. 28 5. романенко ю. м. эстетика и математика. издательство мгоу. вестник московского государственного областного университета серия философские науки №3 2016 г. 100-108 6. вейль г. симметрия пер. с англ. б. в. бирюкова ю. а. данилова. м.: урсс 2003. 192 с.
Уникальность текста: 84.2
Подсветить все совпадения