УКД Буддизм в России. Лужинская Алина Юрьевна, студентка 1 курса, группа ГМДб-17-1, ВШМБиП, Alina52839834@yandex.ru, ФГБОУ ВПО “Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса”, Москва, Российская Федерация. Аннотация: Одна из распространенных на территории страны религиозных традиций является буддизм. Бурятия, Тыва, Калмыкия и Забайкальский край – районы, где исповедуют буддизм. Также эти общины присутствуют в разных городах России. Данную статью посвящаю многовековой истории буддизма, который исповедуется народами, живущие на территории России: бурятами, калмыками, тувинцами. Также в ней показаны основные тенденции в развитии и современное состояние этой традиционной для России религии. Ключевые слова: история России, буддизм, религия, учения. Текст статьи: В современном буддизме в России существует два основных типа буддистских организаций: общины традиционной школы тибетского буддизма Гелуг и разнообразные общины и группы, относящие себя к школам буддизма, которые не принадлежат к школе Гелуг, а иногда не связаны даже с тибетской формой буддизма. Если традиционный буддизм Гелуг в России достаточно консервативен, то буддизм за пределами регионов своего традиционного распространения становится все более секулярным, транснациональным. Цель моей работы в том, чтобы изучить историю буддизма в России. С появлением первой мировой религии — буддизма, стало возможным разграничить мистику, мифологию и религию. Буддизм отошёл от признания святого характера Вед и прежней индийской мифологии, в его положениях Боги начали выполнять высшие законы по жизни, которые установил буддизм. С установлением буддизма политеизм заменен был монотеизмом — единым Всевышним Богом — Богочеловеком, единым с Богом. Бог становится небесным и отдалённым от человека земного и смертного и налагает запреты на своё изображение в земной жизни, но с иной стороны и человек встаёт на путь Бога, словно Будда - пророк учения буддизма. Все догмы религии сменяют прежние мифические представления. Буддизм - есть начало становления новой земной и мировой цивилизации - буддистского мира Юго-Восточной Азии. В буддизме явственно проявляется влияние ведической религии и брахманизма, китайской и японской мифологии. Истинная любовь развивает в личности человека способность к самоотречению и отказу от всего временного и тленного во имя права следовать одною тропою любви ко духовному саморазвитию и самопознанию. И кто постигнет этого понимания,- тот и будет жить любовью по жизни и судьбе. Любовь одна поднимает в сферу вечной радости и покоя души... Общим для всех мировых религий является признание равенства людей независимо от наций или каст в обществе — а это труднее всего по жизни. Культура Индии — самая древняя религия, которая по праву и есть древнейшей из религий мира. Будда - «Просветлённый» рассматривал смерть как главное зло мира суетного и Он покинул родной дом, начал странствовать и скитаться, стал странным странником, что ищет истину небес и звёзд. Он, познав многие понятия религий своей страны, изучив человеческие страдания и боли Д.Дей,- подтвердил, что страдание и слёзы людские важнее удовольствий и жизненных утех и услад, познал то, что мир земной есть не больше чем просто иллюзия, не более того! И чем скорее мы будем уходить от бренного мира земного, тем лучше для нашей души. Уединение и отстраненность от эмоций и желаний, от страстей и личного Я, устремление свободе от цепей рождений и смертей и есть основной вывод Будды. Суть освобождения от страданий есть скорейший уход от колеса перевоплощений, - всей череды рождений и смертей. Высшие состояния прозрений, наитий и озарений связаны неразрывно с самоотречением и страданием, которые и приближают личность человека к миру истинной духовности, ибо так полагают все мировые религии на земле. Буддизм отличен от иных религий тем, что он считает страдание злом, а избавление от них — во благо. На Будду в юношеские годы повлияли встречи с больными, стариками и мёртвыми. Есть рассказ о том, что Маар-бог смерти испытывал Будду и наслал ему своих трёх дочерей - Вожделение, Неудовлетворённость и Страсть, но Будда не поддался на все их искушения. Мысль о смерти так страшит и мучит, томит и занимает людей земных и эта тема издавна есть одна из главных в творчестве землян. Познав этих грозных вестников смерти, человек должен творить лишь добро и излучать свет любви: мыслию и словом, поступками своим по жизни краткой. Любовь есть движущая сила и цель жизни земной. Внутренний взор любящего видит истину во всё Творении, ибо любви нет границ и пределов. Там, где живёт любовь истинная, мы находим счастье, и радость своей души, и об этом вещают нам все пророки религий мира. В первой свое проповеди Будда говорил об избавлении от смерти в осмыслении четырёх истин и прохождении восьмеричного пути в ходе которого нужно уходить от желаний и страстей, что возможно только при самоотречении. Смерть уходит в никуда, раз ты не мыслишь о мирском и не живёшь суетно — в семье, в мире собственническом и денежном. Эти истины и были озвучены Буддой в его главной проповеди: «Вот, монах, благородная мысль о страдании. Рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с нелюбимым есть страдание, разлука с любимым есть страдание». Вот, о монахи, благородная истина об источниках страдания: это жажда (бытия), ведущая от рождения к рождению, связанная со страстью и желанием, находящая удовлетворение там и тут, а именно: жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества. Вот, о монахи о пути, ведущем к прекращению страдания. Это восьмеричный путь, а именно: праведная вера, праведное намерение, праведная речь, праведные поступки, праведный образ жизни, праведное усилие, праведная мысль, праведная самосо средоточенность» (1, с. 177). Восьмеричный путь Будды включить в себя: свободу от заблуждений, отрешенность от привязанностей к миру, от дурных намерений, от вражды к людям, воздержание от лжи, отказ от уничтожения живого, зарабатывание на жизнь честным путём, искоренение дурных мыслей, постоянное повторение ранее усвоенного, правильное сосредоточение. Данный путь и дан , дабы подготовить к полному освобождению от страданий в состоянии нирваны («затухание», « угасание»),когда человек, теряя все связи с внешним миром суеты и забот, иллюзиями и пустыми мечтами, мнением о своём Я и своими мыслями,- соединяется в единое целое с гармонией невыразимого духа небес и словно песчинка вливается в бархан пустыни блаженства! Из восьми ступеней первые две содержат: правильные взгляды и правильное стремление (достижение нирваны), которые относятся к сознанию личности верующего. Три следующие ступени касаются: правильной речи, правильного внешнего поведения человека и верного образа жизни (при честном поведении в труде ради хлеба насущного), и — это всё - внешние формы деятельности личности. Последние три стадии включают в себя: правильное усилие (слежение за своей психикой и др.), верное направление помышлений (меньше мыслить о себе и своём Я), правильная концентрация внимания на достижение отрешённости от мирской суеты (избавление от эмоций и чувств),- что относится ко внутри личностному преображению. Любящий Бога прекрасно знает, что, потеряв всё своё земное имущество и вещи, он ничего не потерял, но если он теряет время на молитвы- медитации, и пронизанную память о Всевышнем, то эти потери откликнутся в его душе и сердце унынием и страданием, болью совести — разлуки опустошающей личность верующего. Истинно любящий и духовный перестаёт быть рабом своих переживаний и эмоций от гаммы чувств, ибо все чувства покорно и с осознанием долга начинают служить его любви к Богу, а чудная аура духовности его личности начинает пронизывать всё вокруг него в земном мире. Нирвана, как цель по жизни и есть главное понятие в мировой религии буддизма. Это такое состояние сознания, при котором идёт преодоление всех смутных мирских связей и пристрастий, с высвобождением и отстранением от своего Я, и таким образом — обретением истинной свободы от лицемерия и двойственности по жизни и судьбе. Личность начинает уходить от самой себя, как главного истока болей души и страданий сердца, самодавления и самопорабощения вещные внешним мирком суеты и забот. У Будды нет совсем желаний и чувств, эмоций и пристрастий по жизни земной, и нет: страха смерти, ложной боязни и терзаний совести, потому, что ему уже нечего терять в его земном существовании. Краеугольные камни буддизма и есть: Будда, как Учитель в пути земном, его Дхарма (учение) и община учеников (община религиозная). При своём проповедовании Будда не оставляет лишних письменных заветов адептам буддизма, как религии. Однако — благодарные ученики и его последователи в пути очищения сознания: Касьяна, Упали и Ананда смогли донести до нашего времени все афоризмы, высказывания, обобщения и правила морали великого Учителя. В главе Второй сказано о «серьёзности» так: « Серьёзность есть путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти. Серьёзные е умирают. Легкомысленные — подобны мертвецам». Во главе Пятой мы читаем, что «Нет счастья равного спокойствию». В главе Девятой говорится «О зле» и даётся путь ко просветлению души, где все поблажки злу приводят ко крушению и погибели во пути, так как « Кто сам не делает зла, не подвержен злу». В главе Двадцать пятой мысль о душенаводит на понимание истинного пути по земной жизни - «Ибо ты сам себе Господин, ибо ты сам себе путь. Потому смири себя, как купец хорошую лошадь».... Боги не в силах спасти людей от страдания и болей души, как и смертные близкие, и родственные души. Оттого-то и отличие людей от Богов не та уж и далеки по сути своей. Буддизм подводит нас к пониманию и осознанию того, что признание безграничных возможностей человеческой личности во земном пути по изменению своей внутренней сущности, приводит ко возрождению (преобразованию) черт характера в последующих воплощениях. Нирвана — это и есть состояние психики при активной и непрерывной духовной работы, как свойство приобщения ко незримому состоянию блаженства и покоя души. «Нирвана есть лишь разрушение вожделений, ненависти и невежества».(3,с.381), то есть пустота и единство в их слиянии, при которых человек начисто забывает о своём Я и приходит в состояние высшего духовного покоя, редкого совершенства личности, кое так трудно постичь и достичь, отразить мыслями и словами, ощутить чувствами наяву. Это Нечто Ничто,- через самоотречение и самопожертвование в самоотрицании и самоуничижении своей воли, деланиях, страстях и множестве суетных мирских контактах. Все великие и мистические адепты, истинные святые,- последователи Будды были исполнены настоящей милости и сострадания ко страдающим людям на земле, но живя в суетном миру забот и болей, они неустанно помогали людям встать на истинный путь Любви вечной. Порою они даже перекладывали на свои плечи бремя кармического греха своих верных учеников по буддистскому учению, так как безвозмездно предлагали великое и святое сокровище души — духовное освобождение. Буддизм выступал против деления людей на касты и сословия, оттого-то к нему и приобщалось немалое число простых трудящихся людей мира сего. Обещая спасение простым смертным, как и христианство, которое также смело все границы разделения людей в обществе, заявив, что «нет ни эллина, ни иудея». Обе мировых религии имеют направление к душе человека, от того-то они и стали мировыми. «Ни род, ни красота, ни возраст, ни сила выдающаяся, ни богатства в той жизни не дают блаженства никому, коль щедростью и добрым поведением и добродетелями прочим украшен он не будет в этой жизни». В настоящее время на территории России существует уже более 200 буддистских общин, групп и организаций. В связи с тем, что в последнее время Далай-Лама XIV не посещает Россию, представители России более активно посещают место его пребывания в Индии – Дхарамсалу (здесь же находится крупнейший буддийский университет). Недавно от буддистов Калмыкии он получил орден Белого Лотоса, состоялась его встреча с Главой Республики Калмыкия К. Илюмжиновым. К сожалению, отсутствие непосредственного общения российских буддистов с Далай-ламой из-за отказа российского правительства выдать ему визу на въезд в Россию, отрицательно сказывается на развитии современного буддизма. Ослабляются контакты не только с Далай-ламой, но и с некоторыми буддистскими странами, хотя ламы, посланные Далай-ламой в Россию, продолжают свою историческую миссию по возрождению буддизма. За эти полтора тысячелетия буддизм оказал огромное влияние на все стороны общественной, интеллектуальной и духовной жизни Индии, в результате чего даже после исчезновения буддизма с индийского субконтинента многое в возрожденном индуизме оказалось окрашенным в буддийские тона. Список литературы: 1. История индийской философии.- М.,1966. 2. История мировой религии (А.А. Горелов). 3. Радхакриштан С. Индийская философия- М., 1956. 4. Будда. Истории.