УКД Сущность и предмет Индийской философии. Ваняшина Полина Витальевна, студентка 1 курса, группы ГМДб-17-1, ВШБМиП, polinavan99@mail.ru, ФГБОУ ВПО “Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса”, Москва, Российская Федерация. Аннотация: статья посвящена вопросам сущности индийской философии. Индийская философия – одна из наиболее древних в мире. Она отличается поразительной широтой кругозора, которая показывает её стремление к истине. Ценностью древнеиндийской философии является то, что она обращается к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности. Исторически первые философские системы в Индии представлены различными материалистическими школами, которые рассматриваются в данной статье. Несмотря на наличие множества школ, взгляды которых весьма значительно отличались друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды других и взвесив аргументы приходили к определенным выводам. Ключевые слова: Индийская философия, учения, философское мировоззрение, Индуизм, философские школы, бытие, Брахма Текст статьи: Индийская философия на сегодняшний день представлена совокупностью теорий философии различных индийских мыслителей, которые выделяются как древние, так и современные, сюда же включены индусы и неиндусы, теисты и атеисты. Стоит отметить, что некоторым свойственно полагать, что такой термин как «индийская философия» выступает в качестве синонима «философии индусов», но это не так. Слово «индус» важно понимать не только в географическом смысле, но также его стоит рассматривать и в смысле последователя индуизма. Актуальность данной темы заключается в том, что философии Древнего Востока и Древнего Запада носят легендарный характер и именно в этом её таинство, которое порождает интерес окружающих. Всем известно, что по своей сути каждая из этих философий имеет свои особенности, например, если запад исследует законы природы, то восток – законы космоса. Если философия востока занимается внутренним исследованием, например, использует интуитивный синтез, то запад исследует физический мир, который выражен духовной сферой. Кроме того, актуальность данной темы обусловлена философскими проблемами, которые отличают философию древнего Востока от любой другой философии. Древневосточные мыслители стремятся проникнуть в сокровенную сущность мироздания с целью разгадать тайны бытия. Цель исследования - ознакомление с особенностями философии Индии. Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: • выявить особенности философского мировоззрения Древней Индии; • охарактеризовать философские школы Древней Индии. Работа состоит из введения, основной части, раскрывающей сущность выбранной тематики исследования, заключения, списка использованных источников. Под древнеиндийской философией в настоящее время понимают определённую совокупность философских учений и теорий, которые были созданы представителями различных народов, проживающих на полуострове Индостан в период его исторического развития. С. Радхакришнан в своём сочинении «Индийская философия» выделил спиритуализм как специфическую черту. Основным мотивом индийской жизни мыслитель считает духовный. Основным интересом индийской философии является жизнь людей, а не заоблачные сферы. Философские системы индийского мировоззрения носили всеохватный характер. Религиозные же системы древней Индии были основаны на монистическом идеализме (от греч. монос – один, единственный). Индийские народы во все периоды расцвета её культуры испытывали восторг перед жизнью, природой, наслаждались своим существованием, развивали все виды искусств, исследовали отношения между полами. Основным произведением древнеиндийской философии считаются Веды, под которым понимают четыре группы произведений на санскрите: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. Гимны Ригведы являются важнейшим элементом ведического культа. Все божества в пантеоне Ригведы были олицетворением природных явлений, социальных отношений, духовных состояний, священных слов и др. Одни боги антропоморфны, а другие лишены конкретного облика. Ведические тексты формировались в течение длительного исторического периода, что было связано с социальными особенностями древних индоариев. В этих племенных сообществах развивается земледелие, ремёсла, торговля, со временем были выделены четыре варны (сословия): профессиональные священнослужители (брахманы), профессиональные воины (кшатрии), сословие земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и сословие наёмных работников - батраков (шудр). Огромное влияние на развитие культуры Древней Индии оказывали религиозные идеи ведического культа. Первая идея связана с понятием «рита», которое обозначает мировой порядок: одновременно космический, литургический и нравственный. Вторая идея связана с понятием «майя», означающее изменение, которое разрушает или отрицает, а также изменение изменения. Еще одним значимым произведением являются тексты Упанишад, представляющие собой первые религиозно-философские и психологические произведения древней Индии. В этих текстах ведическая система ценностей переоценивается коренным образом. Неотъемлемой частью учения упанишад является концепция круговорота жизни, с которой тесно связан закон кармы. Человеческая жизнь в этом учении понимается в качестве определённой формы бесконечной цепи перерождений. Закон кармы имеет причинно-следственную связь с прошлыми поступками и деяниями человека. Высшая цель жизни человека в упанишадах представляет собой истинное знание, позволяющее индивиду выйти за пределы любой кармы. Кризис ведической картины мироздания исторически завершился в VI в. до н.э. в учениях джайнизма и буддизма. Название учения джайнизма происходит от санскритского слова «джайна», которое обозначает «победитель», то есть человек, который преодолел круговорот перерождений и достиг духовного освобождения. Последователи этого учения отвергают значимость ведической традиции и разрабатывают особое обоснование картины мира. Согласно джайнизму, и человек, и животные, и растения, и земля, и огонь, и вода имеют души, в то же время выделяют неживое и живое. При этом в неживое включается состоящая из атомов материя, поддающаяся соединению и разъединению, а живое является вечным и не зависит от материи. Основным принципом данного учения является принцип ненасилия, приобретающая характер суровой аскетической практики, при которой последователи учения могли передвигаться только при солнечном свете, при этом они должны подметать дорогу перед собой, чтобы не нанести вред живому. К главным чертам джайнизма относят следующие: собственный оригинальный канон «Сидд-ханта», не признает ведическую традицию; почитает основателей учения; значимость идеи ненасилия; критикует ритуально-ведические жертвоприношения; признают духовное равенство всех людей; в основе метафизики лежит плюралистическая классификация бытия. Буддизм возник в древней Индии в VI-V вв. до н.э. Как и джайнизм, буддизм подвергает критике традицию вед и предлагает людям опираться лишь на собственный духовный опыт. В центре учения расположены четыре благородные истины, провозглашенные Буддой в самом начале своей деятельности: неразрывная связь существования человека со страданием; вторая истина связана с причиной страданий, находящиеся в «круговороте бытия»; устранение причин страданий заключается в отсутствии желаний; способ освобождения человека от страданий. Древнеиндийские философские школы в своем развитии связаны с индуизмом. Особенностью философских школ, которые разрабатывают основные мировоззренческие проблемы индуизма, является признание авторитета ведической традиции. Стоит отметить, что индийская философия серьезно отличается своей широтой кругозора, которая в свою очередь свидетельствует о постоянно увеличивающемся стремлении поиска истины. В индийской философии отмечается огромное количество различных школ, которые в свою очередь обладают серьезными отличиями друг от друга. Так стоит обратить внимание, что каждая существующая школа стремится к изучению взглядов и интересов всех других школ, а также тщательно взвешивает все возражения и аргументы. Как следствие, отмечается, что такого рода характер индийской философии смог привести к особенному методу философского рассмотрения, в частности: прежде чем сформулировать свою собственную теорию, философ должен сначала установить точку зрения своего оппонента. Это установление доводов оппонента должно быть первоначальной точкой зрения (пурвапакша). Затем следует ее опровержение (кхандана) и, наконец, изложение положений и доказательств с позиции данного философа, которая поэтому называется последующей точкой зрения (уттарапакша), или выводом (сиддханта). Такой характер индийской философии, который можно охарактеризовать терпимостью одних философских школ по отношению к другим философским школам, определяет положительное значение, а также факт того, что философская система индийской философии смогла принять завершенный вид. Интересной особенностью индийской философии считается факт, что многочисленные проблемные вопросы западной философии практически всегда рассматриваются в индийской философии. Философия страны в целом способна охарактеризовать цвет ее культурного развития, а также особенности цивилизации в целом. Философия страны берет свое происхождение из тех идей, которые занимают весомую долю в данной стране, а поэтому именно они и носят национальный характер. Многочисленные школы индийской философии отличаются друг от друга различными взглядами, что, собственно, можно наблюдать в некоторых общих чертах индийской культуры. То есть, такое сходство можно назвать общностью религиозных, а также моральных взглядов. Основной момент, в котором можно наблюдать сходство – факт рассмотрения философии с точки зрения практической необходимости, а также непосредственного развития данной философии в качестве руководства, применяемого для достижения лучшей жизни человека. Основная цель философской мудрости состоит в удовлетворении интеллектуальной любознательности, а также, главным образом она состоит в непосредственном достижении лучшей жизни, которая будет освещаться дальновидностью, предвидением, глубокой проницательностью. Именно по этой причине у индийских писателей стало обычаем объяснять в начале своего произведения, в какой мере оно послужит конечным целям человека. Однако следует иметь в виду, что наличие практических мотивов не ограничивает сферу индийской философии только этикой и теологией, как это кажется некоторым западным критикам. Ее сфера столь же обширна, как и любой философии, возникшей на почве теоретических интересов; более того, по своим теоретическим основам некоторые отрасли индийской философии, такие, как метафизика, теория познания и логика, не уступают ни одной из философских систем Запада. В современной науке классическими системами философии индуизма считают 6 учений: Санкхья, Йога, Вайшешика, Ньяя, Миманса, Веданта. В соответствии с учением Санкхья в мироздании существуют два самостоятельных первоначала: пракрити, согласно которой всё существующее постоянно изменяется; пуруша, или абсолютная душа, существует независимо от материального первоначала. Учение Ньяя часто называют наукой о мышлении, так как основными проблемами были проблемы теории познания и логики. Специфика учения Миманса заключается в практическом истолковании ведического корпуса текстов, что тесно связано с философией языка и разработкой логических и грамматических аспектов понимания. Последователи учения пытались решить проблему смысла слов, которые находили свое выражение в определённых звуках. Учение Веданта завершает классическую систему индуизма. Последователи данной школы отрицали положение, в соответствии с которым мир представляет собой продукт взаимодействия материальных сил. Для них единственной реальностью является только высшая духовная сущность Брахма, из которой всё и выводится. Таким образом, именно с индуизмом было связано развитие философских школ в Индии. Индийская философия является истинно «живыми плодами», которая продолжают питать своими соками мировую человеческую мысль. В истории европейской философии, как правило, одни философские школы сменялись другими; та или иная философская школа господствовала до тех пор, пока ее не сменяла другая. В Индии же мы видим ряд школ, которые хотя и не одновременно возникли, но параллельно существуют и совместно процветают на протяжении ряда столетий. Причина этого, видимо, в том, что в Индии философия являлась составной частью жизни. Как только появлялась новая система мысли, группа ее сторонников воспринимала ее как философию жизни и создавала школу этой философии. Они жили ею и передавали ее поколениям своих последователей, которые следовали их образу жизни и мыслей. Таким образом, благодаря непрерывной цепи сменяющихся приверженцев различные системы индийской философии могли существовать в течение столетий. Даже в наши дни мы можем еще найти в различных частях Индии активных последователей некоторых основных философских школ, хотя развитие индийской философии в связи с происшедшими социально-политическими изменениями почти прекратилось. Именно индийская философия оказала огромное влияние на Запад. Поиск «света, который идёт с Востока», «истины о происхождении рода человеческого», которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах ХХ века являются очевидным свидетельством той живой связи, которая соединяет западную культуру и восточную. Главная ценность древнеиндийской философии заключена в том, что она обращается к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности. Список использованных источников: 1. Антология мировой философии. М., изд. \"Мысль\", 1969 2. Боги, брахманы, люди. Перев. с чешск. М., изд. \"Наука\", 1969. 3. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963. 4. Канке В.А. Основные этапы философии. 2011. 5. Романов И.Н. Философия. Исследования - тексты - схемы - таблицы - упражнения - тесты. Учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 352 с. 6. Стрюковский В.И. Курс философии в схемах / В.И. Стрюковский. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 192 с.