Аннотация: В этой статье рассмотрены мировоззренческие способы истолкования(интерпретации), суть герменевтики, ее источники и сложные составляющие, мировоззренческие, теоретические и методологические функции герменевтики, важнейшие положения герменевтических учений в событиях нашего времени, ключевые рубежи и направления развития герменевтики, место герменевтики из числа гуманитарных дисциплин в культуре и в целом. Ключевые слова: Герменевтики, понимания, философия, языка, основе, представитель, философия, систему, науки, смысл, человек, помощью Согласно философской энциклопедии, герменевтика – это область философского познания, объектом которого является истолкование, постижение смыслов знаков, понимание текстов; теория и общие правила интерпретации текстов. Предметом герменевтики, как правило, является текст. Главная идея герменевтики заключается во взаимосвязи: существовать – значит быть понятым. Понятие «герменевтика» произошло от имени владеющего умным словом древнегреческого бога Гермеса, который являлся покровителем путников, торговцев; будучи хитрым и ловким, покровительствовал плутовству и воровству. Существует также этимологическая связь с магико-оккультным течением герметизма, в основе которого лежали принципы причинности и аналогии. Существуют два основных типа герменевтики — традиционная герменевтика и философская герменевтика. а) «Традиционная» герменевтика была близка к учению по истолкованию библейских текстов-экзегетике. Первичный смысл древних текстов был часто неясен из-за их давности, ветхости и неполной сохранности источников. Из экзегетики вытекает религиозная герменевтика, занимавшаяся истолкованием Библии на основе соединения принципов филологии и теологии. Религиозная герменевтика гораздо шире экзегетики и занимается не только толкованием текстов, но и интерпретацией (хотя в западной традиции данные дефиниции являются тождественными). Так, считалось что если правильно истолковать текст Священного Писания, отделить зерна от плевел, то можно достичь высшей истины. Герменевты утверждали, что с течением времени и культурно-историческими изменениями нам становится сложнее восстановить истинную картину описанных в Священном Писании событий и процессов. Поэтому выделялись три составляющих религиозных текстов: религиозно-мистический, отвлеченно-нравоучительный и чувственно-буквальный смыслы. Но ошибочно предполагать, что герменевтика использовалась только применительно к текстовым источникам. Методы системной герменевтики также используются в интерпретации смыслов и образов произведений изобразительного искусства, музыки и даже юриспруденции (толкования законодательных актов). Подобно пантеистам герменевты отождествляли окружающий мир с книгой Творца, которую необходимо грамотно и четко истолковать и интерпретировать. Утверждалось, что текст требует изучения, исходя из его имманентной сущности, а не основанной на диалектическом подходе историко-генетической интерпретации. б) Философская герменевтика включала разнообразные подходы: психологический, онтологический, экзистенциально-онтологический, виталистский, русская школа символа и имени. Ярчайший представитель психологической ветви философской герменевтики, немецкий философ и теолог Фридрих Шлейермахер утверждал, что все индивидуумы наделены собственным значением и обязаны совершенствовать свой прообраз. Им был выражен всеобщий закон долга, включавший трех основных компонента: действовать в каждый момент, стремиться изо всех нравственных сил и ко всем нравственным целям. Главной заслугой Шлейермахера является обобщение и соединение различных теорий герменевтики в общую систему интерпретации: «Все частные герменевтики есть части общей теории». Представители философской герменевтики боролись против суждений натурализма, который, по их мнению, не мог выразить и усвоить индивидуальность человека, раскрыть его тайну. Для противодействия натурализму немецкий философ и представитель философской школы жизни Вильгельм Дильтей разделил научное познание на науки о природе и науки о духе. В науках о природе главенствуют логические методы объяснения и теоретизация (подведения частных явлений под понятие). Но науки о духе, к которым причисляются история, философия, литературоведение, вследствие неповторимости и индивидуальности каждого человека не могут пользоваться объяснениями теоретического уровня. Жизнь как объект наук о духе может быть постигнута лишь индивидуально, непосредственно самим субъектом либо с помощью самонаблюдения, либо с помощью эмпатии и «вживания» в чей-либо образ. Революционный переворот совершил немецкий философ, представитель экзистенциально-онтологической отрасли герменевтики Мартин Хайдеггер. Он изменил направленность традиционной герменевтики от истолкования к пониманию на первичность понимания по отношению к истолкованию. С помощью герменевтики Хайдеггер считал необходимым познать саму сущность бытия, заключенную в языке. Немецкий философ утверждал, что язык является объективной реальностью, а не просто изобретением человечества, его отличительной чертой. Не язык заключен в человеке, а человек в языке. Поэтому философия, в первую очередь, должна заниматься не человеком, а языком. Язык как объективная реальность необходим для осуществления понимания окружающего мира и людей в нем. А понимание возможно лишь при проведении языковой интерпретации самого языка, отображенного в текстах. Ученик Хайдеггера Ханс Георг Гадамер истолковал понимание более глубоко, нежели его учитель. Для осознания мира он, как и его предшественники, предлагал использовать жизненный опыт, вбирающий в себя всю совокупность диалогов. В основу интерпретации понимания он вкладывал заданные на основе образования и языка здравый смысл и традиции. Поэтому для более полного понимания мира Гадамер выступал за взаимодействие различных культур с противоположными традициями, за мирное сосуществование между теми, кто воюет друг с другом, между либералами и консерваторами, между верующими и неверующими. Саму герменевтику немецкий философ рассматривал уже не как учение о механизмах понимания, а в качестве онтологии – учения о бытии. Дальнейшее развитие идей философской герменевтики осуществил Карл Отто Апель. С его именем связывают лингвистический поворот в философии, согласно которому философия, в первую очередь, должна заниматься не онтологией и теорией познания, а анализом языка и языковых структур. Апель разработал отличную от позиции В. Дильтея по этому вопросу систему взглядов на соотношение понимания и интерпретации. В основу наук об обществе и этики немецкий философ вкладывал разрабатываемую им теорию коммуникации. Общая рациональность, согласно Апелю, должна основываться именно на коммуникативной рациональности. Он пытался прояснить важнейшие предпосылки трансцендентально-герменевтического понятия языка на основе изучения объективно-субъективных условий общения. Важнейшей категорией понимания сторонники теории герменевтики считают так называемый герменевтический круг. Философы-герменевты понимают любое целое как систему, в которых происходит взаимодействие между целым и его составляющими элементами. Чтобы понять целое, нужно иметь представление о его элементах, и в то же время, невозможно понять отдельные элементы без общего понимания целого. Для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Чтобы понять себя как индивидуума, человек должен понять то, частью чего он является, в чем он находится. Поэтому человек как мыслящее существо постоянно находится в герменевтическом круге. Если индивид покидает герменевтический круг, он перестает быть индивидом. Таким образом, герменевтика — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований. Возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов (например, Гомера) и развивается в средние вв. и эпоху Возрождения в рамках толкования священного писания (экзегетика). Литература 1. Апель К.-О. Трансцедентально-герменевтическое понятие языка // Вопросы философии. 1997. №1. С.71. 2. Губин В.Д. Философия. Электронный учебник. 3. Золкин А. Л. Философия. Учебник для вузов. М., Юнити-Дана. С. 552. 4. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. СПб., 1997. C. 463. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. Электронная версия.