аннотация: в этой статье рассмотрены мировоззренческие способы истолкования интерпретации суть герменевтики ее источники и сложные составляющие мировоззренческие теоретические и методологические функции герменевтики важнейшие положения герменевтических учений в событиях нашего времени ключевые рубежи и направления развития герменевтики место герменевтики из числа гуманитарных дисциплин в культуре и в целом. ключевые слова: герменевтики понимания философия языка основе представитель философия систему науки смысл человек помощью согласно философской энциклопедии герменевтика это область философского познания объектом которого является истолкование постижение смыслов знаков понимание текстов; теория и общие правила интерпретации текстов. предметом герменевтики как правило является текст. главная идея герменевтики заключается во взаимосвязи: существовать значит быть понятым. понятие герменевтика произошло от имени владеющего умным словом древнегреческого бога гермеса который являлся покровителем путников торговцев; будучи хитрым и ловким покровительствовал плутовству и воровству. существует также этимологическая связь с магико-оккультным течением герметизма в основе которого лежали принципы причинности и аналогии. существуют два основных типа герменевтики традиционная герменевтика и философская герменевтика. а традиционная герменевтика была близка к учению по истолкованию библейских текстов-экзегетике. первичный смысл древних текстов был часто неясен из-за их давности ветхости и неполной сохранности источников. из экзегетики вытекает религиозная герменевтика занимавшаяся истолкованием библии на основе соединения принципов филологии и теологии. религиозная герменевтика гораздо шире экзегетики и занимается не только толкованием текстов но и интерпретацией хотя в западной традиции данные дефиниции являются тождественными так считалось что если правильно истолковать текст священного писания отделить зерна от плевел то можно достичь высшей истины. герменевты утверждали что с течением времени и культурно-историческими изменениями нам становится сложнее восстановить истинную картину описанных в священном писании событий и процессов. поэтому выделялись три составляющих религиозных текстов: религиозно-мистический отвлеченно-нравоучительный и чувственно-буквальный смыслы. но ошибочно предполагать что герменевтика использовалась только применительно к текстовым источникам. методы системной герменевтики также используются в интерпретации смыслов и образов произведений изобразительного искусства музыки и даже юриспруденции толкования законодательных актов подобно пантеистам герменевты отождествляли окружающий мир с книгой творца которую необходимо грамотно и четко истолковать и интерпретировать. утверждалось что текст требует изучения исходя из его имманентной сущности а не основанной на диалектическом подходе историко-генетической интерпретации. б философская герменевтика включала разнообразные подходы: психологический онтологический экзистенциально-онтологический виталистский русская школа символа и имени. ярчайший представитель психологической ветви философской герменевтики немецкий философ и теолог фридрих шлейермахер утверждал что все индивидуумы наделены собственным значением и обязаны совершенствовать свой прообраз. им был выражен всеобщий закон долга включавший трех основных компонента: действовать в каждый момент стремиться изо всех нравственных сил и ко всем нравственным целям. главной заслугой шлейермахера является обобщение и соединение различных теорий герменевтики в общую систему интерпретации: все частные герменевтики есть части общей теории. представители философской герменевтики боролись против суждений натурализма который по их мнению не мог выразить и усвоить индивидуальность человека раскрыть его тайну. для противодействия натурализму немецкий философ и представитель философской школы жизни вильгельм дильтей разделил научное познание на науки о природе и науки о духе. в науках о природе главенствуют логические методы объяснения и теоретизация подведения частных явлений под понятие но науки о духе к которым причисляются история философия литературоведение вследствие неповторимости и индивидуальности каждого человека не могут пользоваться объяснениями теоретического уровня. жизнь как объект наук о духе может быть постигнута лишь индивидуально непосредственно самим субъектом либо с помощью самонаблюдения либо с помощью эмпатии и вживания в чей-либо образ. революционный переворот совершил немецкий философ представитель экзистенциально-онтологической отрасли герменевтики мартин хайдеггер. он изменил направленность традиционной герменевтики от истолкования к пониманию на первичность понимания по отношению к истолкованию. с помощью герменевтики хайдеггер считал необходимым познать саму сущность бытия заключенную в языке. немецкий философ утверждал что язык является объективной реальностью а не просто изобретением человечества его отличительной чертой. не язык заключен в человеке а человек в языке. поэтому философия в первую очередь должна заниматься не человеком а языком. язык как объективная реальность необходим для осуществления понимания окружающего мира и людей в нем. а понимание возможно лишь при проведении языковой интерпретации самого языка отображенного в текстах. ученик хайдеггера ханс георг гадамер истолковал понимание более глубоко нежели его учитель. для осознания мира он как и его предшественники предлагал использовать жизненный опыт вбирающий в себя всю совокупность диалогов. в основу интерпретации понимания он вкладывал заданные на основе образования и языка здравый смысл и традиции. поэтому для более полного понимания мира гадамер выступал за взаимодействие различных культур с противоположными традициями за мирное сосуществование между теми кто воюет друг с другом между либералами и консерваторами между верующими и неверующими. саму герменевтику немецкий философ рассматривал уже не как учение о механизмах понимания а в качестве онтологии учения о бытии. дальнейшее развитие идей философской герменевтики осуществил карл отто апель. с его именем связывают лингвистический поворот в философии согласно которому философия в первую очередь должна заниматься не онтологией и теорией познания а анализом языка и языковых структур. апель разработал отличную от позиции в. дильтея по этому вопросу систему взглядов на соотношение понимания и интерпретации. в основу наук об обществе и этики немецкий философ вкладывал разрабатываемую им теорию коммуникации. общая рациональность согласно апелю должна основываться именно на коммуникативной рациональности. он пытался прояснить важнейшие предпосылки трансцендентально-герменевтического понятия языка на основе изучения объективно-субъективных условий общения. важнейшей категорией понимания сторонники теории герменевтики считают так называемый герменевтический круг. философы-герменевты понимают любое целое как систему в которых происходит взаимодействие между целым и его составляющими элементами. чтобы понять целое нужно иметь представление о его элементах и в то же время невозможно понять отдельные элементы без общего понимания целого. для понимания целого необходимо понять его отдельные части но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. чтобы понять себя как индивидуума человек должен понять то частью чего он является в чем он находится. поэтому человек как мыслящее существо постоянно находится в герменевтическом круге. если индивид покидает герменевтический круг он перестает быть индивидом. таким образом герменевтика искусство и теория истолкования имеющего целью выявить смысл текста исходя из его объективных значения слов и их исторически обусловленные вариации и субъективных намерения авторов оснований. возникает в период эллинизма в связи с интерпретациями и исследованием классических текстов например гомера и развивается в средние вв. и эпоху возрождения в рамках толкования священного писания экзегетика литература 1. апель к.-о. трансцедентально-герменевтическое понятие языка вопросы философии. 1997. №1. с.71. 2. губин в.д. философия. электронный учебник. 3. золкин а. л. философия. учебник для вузов. м. юнити-дана. с. 552. 4. реале д. антисери д. западная философия от истоков до наших дней. т.4. спб. 1997. c. 463. 5. спиркин а.г. философия: учебник. электронная версия.
Уникальность текста: 100.0
Подсветить все совпадения