Введение Развитие производственных и культурных связей человека привело к усложнению этих процессов и как следствие появилась необходимость в их систематизации. Философия одна из древнейших – плод развития мышления человека, зеркало истории человечества. Человек ищет ответы на вопросы с древнейших времен, которые касаются всех сфер его жизни, стоит отметить, что эти явления происходят естественным путем. Мышление человека привело его к современному многогранному взгляду на окружающий его мир. Мы поговорим о культурных, производственных и научных открытиях и оценим их влияние на ход человеческой истории, что позволит нам дать понимание современных общественных процессов. В социальной философии человек описывается как предмет социализации, которому присуще такое фундаментальное качество, как «спонтанность». Так характеризуется личность в работах американского мыслителя, Талькота Парсонса. Для его теории социального действия личность является самым непосредственным уровнем общественной жизни. Понятие спонтанности очень продуктивно для описания процессов социализации личности в обществе. Личность не формируется автоматически, она не может быть запрограммирована на схематическое поведение. Обладая волей, интеллектом, интуицией, эмоциями и чувствами, свободой и подсознанием, человек осознает спонтанную, иногда неожиданную адаптацию к социальной среде. Спонтанность личности является выражением принципа непроницаемости и автономии его внутреннего мира. Личная мотивация ее социального поведения заключается в глубинах индивидуальности, а не в формах институционального общения. Первичная социализация личности рано или поздно заканчивается. Его результатом является способность человека понять концепцию другого. В общем, другой - это образ общества в сознании человека. Как только мы освоим фундаментальное различие между собой и внешним миром, мы научимся различать различные сферы социального мира с точки зрения качества. С этого момента социализация становится вторичной - весь круг общественных отношений открывается перед человеком. Здесь наступает очередь социальных институтов. Любой пункт вторичной социализации связан с необходимостью включения социального института в сферу влияния. Миры вторичной социализации совсем не похожи на мир первичной социализации ребенка в семье: они полны условностей, норм правил, ограничений, искусственных ситуаций и т. д. Не случайно здесь личность опирается на такое социальные знания, которые в понимании науки называются «специфически - ролевым». Каждый социальный институт стимулирует конкретные специфические ролевые знания, присущие ему. Поэтому, например, рабочий в цирке иногда может не понимать научного работника, потому что у них есть свой собственный комплекс специфических знаний. Когда мы читаем интервью политика или экономиста, мы много узнаем о конкретных ролях их сфер деятельности. Глава 1. Первые системные процессы Принято считать, что первым человеком, который стал употреблять термин «философ», стал древнегреческий мыслитель Пифагор еще в 6 столетии до нашей эры. Все потому, что необходимо было разделить людей со знаниями на две категории: мудрецы и \"не мудрецы\". Первый философ тогда отстаивал точку зрения, что философ не может зваться мудрецом, поскольку первый только стремиться познать мудрость, а второй – это тот, кто уже её познал. Вся проблема социализации личности может быть представлена как отношение индивида и социальных институтов общества. Каким бы ни был аспект социализации, мы везде сталкиваемся с необходимостью того, чтобы индивид входил в систему социальных институциональных отношений. Например, высшее образование связано с институциональными формами деятельности, такими как применение, сдача экзаменов и конкурсный отбор, преподавание предметов средней школы, подготовка диссертации и т.д. Все это форма отношений, предусмотренных обществом в сфере высшего образование. По той же логике социальные отношения развиваются в других сферах человеческой деятельности: в труде, спорте, искусстве, военной службе, политике и т. д. В социальной философии важны концепции, описывающие отношение индивида к обществу. Первая такая концепция выражается терминами «экстернализация». Личность экстернализирует себя в обществе, т. е. открывает себя для общества, активно присоединяется к своей динамике. Другая концепция - «интернализация», что означает перевод объективных структур социального мира в субъективное личное состояние. В книге Петра Бергера и Томаса Лукмана «Социальное построение реальности» процесс интернализации характеризуется как явление первичной социализации. Поглощая социальные ценности, учась понимать других людей, расшифровывая внутренний мир других людей, человек приобретает способность жить в обществе. Этот этап социализации важен именно из-за его первенства - здесь есть общее социальное лицо личности. Это происходит в детстве, когда человек становится членом общества. Далее, уже есть вторичная социализация - каждое новое появление личности в разных сферах объективного мира общества. Интернализация, определяющая характер первичной социализации, позволяет нам изучать и понимать объективные свойства социального мира. Здесь мы учимся понимать мир социальных смыслов, мы узнаем, что действия людей в обществе не произвольны, а вписываются в систему значений. Постепенно мы понимаем ценности игры, дружбы, взаимопомощи, командной работы, соперничества, лидерства и т. Д. Столкнувшись с другим значением, мы интегрируем его в уже принятую систему социальных смыслов. Первичная социализация дает нам фундаментальный социальный опыт. Здесь мы не выбираем нашу среду - она навязывается нам волей судьбы. Осваивая наш основной социальный мир (в первую очередь родители, как правило, близкие люди), мы отождествляем себя с этим миром первичной социализации. Для ребенка его мир - это вообще единственный мир, за исключением которого нет ничего другого. На протяжении всей своей жизни человек переживает несколько относительно изолированных периодов социализации. Социализация - процесс не монотонен, а качественно дифференцирован. Любое участие человека в обществе каждый раз приобретает уникальный новый социальный опыт, усвоение других специфических ролевых знаний, понимание специфики конкретного вида отношений и т. д. С каждого такого этапа социализации человек выходит, приобретая для себя новый социальный детерминизм. Особенно важны изменения, происходящие в сознании человека. Объективно человек входит в новое социальное поле, субъективно, он поглощает новый взгляд на мир. Например, он обнаруживает, что не принято приходить в офис без привязки к новому месту работы. Ассимиляция новой нормы поведения - это не просто внешнее изменение, происходящее с индивидом, но и внутренняя трансформация сознания, новый взгляд на свою идентичность, новое понимание сущности. В личности есть своеобразный сдвиг в социальном восприятии. Часто это происходит в форме внутреннего конфликта. Например, молодой человек, становясь отцом, еще некоторое время не может привыкнуть к своей новой социальной роли отца, чтобы выбраться из восприятия самого себя как праздного гуляка. В личном самосознании всегда существует иерархия сфер социального самооценивания. С другой стороны, личный процесс социализации, однако индивидуализированный, происходит в более широком контексте конкретной социальной структуры. Человек всегда сталкивается с определенной институционализированной программой поведения, некоторым социальным и структурным порядком. Человек может «вписаться» в порядок институционализации - социализация будет «успешна». В любом случае человек всегда стремится устранить асимметрию между своим поведением и социальным порядком. Бывают ситуации, когда человек не только соответствует социальному строю, но и существенно влияет на него, меняет структуру институционального мира. Например, новый менеджер предприятия может предъявить общее требование всем сотрудникам ежемесячно сообщать о том, что они сделали, чтобы улучшить психологический климат команды. Но давайте зайдем немного вперед и поговорим об Аристотеле, ученике Платона, работа которого позволила систематизировать знания в общественные институты. Проживая в полисе Стагира, сын врача Аристотель отправился в Афины, где и стал учеником Платона, одного из величайших умов древнего мира. В нашем материале мы в первую очередь рассмотрим экономические отношения, как ключевой аспект развития человека и общества. Аристотель воспринимает государство как некую высшую форму общения, понимая, что существуют абсолютно другие более мелкие формы взаимодействия, общественные институты. В экономических отношениях Аристотель выделяет 3 категории: общение в границах отдельной семьи, или «дома»; общение в смысле ведения хозяйственных дел; общение для обмена благами. А теперь давайте подумаем почему эти 3 категории имеют для нас такое важное значения? Вывод: Систематизация знаний в этих категория фактически позволила создать прецедент для формирования системы права, регулирующего общественные институты, что является, по-моему мнению одним из основополагающих элементов любого общества (Dura lex sed lex – от лат. закон суров, но закон). Как говорит Аристотель Государство возникает лишь тогда, когда формируется союз между семействами и родами ради общего блага, как ни закону ли это равенство регулировать. Мысль о благе для собственного рода на определенном развитие рождает в человеке мысль о более сложном устройстве мира, ради общей цели, как было сказано в художественном рассказе о Короле Артуре: «Помогаю друг другу мы становимся равными». Глава 2. «Оставь надежду всяк суда входящий» (Надпись на входе в ад в Божественной комедии Данте) Значимым для философии в средневековой Европе можно назвать два основных этапа – патристику и схоластику. Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях. Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. После падения Римской империи средние века были очень тяжелым временем для Европы, фактически вся общественная жизнь регулировалась церковью и верховным правителем, ведь власть монарха шла от бога. Логическое мышление и развитие права тут заменило слово божье, но и тут были определенные различия духовного характера, которые в итоге привели к расколу в Христианском мире и оставлением Византии (одного из самых развитых государств в то время) на едине с турками сельджуками и другими народами захватчиками. Одним из самых ярких произведение того времени можно назвать труд патриста Аврелия Августина (Аврелий Блаженный) «Град божий, град Земной» в котором он, будучи свидетелем падения Рима под впечатлением от непостоянства людского мира сформировал правило «Богу — богово, кесарю — кесарево», фактически люди должны подчиняться законному правителю, чья власть от бога. Стоит отметить, что Аврелий считал Платона наиболее приближенным к христианству философом, так как-то говорил о боге Создателе. Аврелий считал, что государство должно быть основано на справедливости и вводит понятие «справедливой войны», по его мнению, смертные грехи не несут воины, палачи, фактически те, кто выполняют служение. Будучи одним из отцов церкви его взгляды находят массовую популярность в христианском обществе. Одним из наиболее известных представителей схоластики называют члена ордена доминиканцев Фому Аквинского, который связал труды Аристотеля с доказательством существования всевышнего («Пять доказательств существования бога»). Произведение «Сумма теологии» по праву можно назвать его главным трудом. Эта книга давала ответы на многие вопросы, которые волновали общество тех лет, а главное позиционировала существование бога с научной точки зрение, как неоспоримое и научно-доказанное. Фома в сужденьях был строг, но связывал свое ученье с любовью бога к человеку, его учение официальная позиция Католической смерти, папа Лев XIII ввел обязательное изучение Фомы Аквинского во всех католических школах. В целом же средневековье характеризовалось строго религиозной организацией жизни и все общественные институты складывались вокруг Церкви, а инакомыслящих судьба приводила к «разлучению их с миром посредством смерти». Глава 3. Мы не просим, мы требуем! Со временем человек под действием технического прогресса и как следствие развития собственного мышления осознал собственную значимость и данного ему богом стало мало, теперь человеку нужна собственность, нужны права, всегда, что-то нужно… Новое время для философии было настоящей революцией. Сотни восстаний и политических течений прокатились по Европе и везде люди требовали свободы и прав. Во многом на эти события повлияли такие мыслители тех лет как: Шарль Монтескье, Жан Жак Руссо, Фридрих Нитше, Карл Маркс, Фридрих Эннгельс. Все они говорили об ином, отличающимся от средних веков человеке, этот человек теперь обладал волей, а не покорностью, он вел классовую борьбу или вовсе был сверхчеловеком, он требует уважение и равенства. Все эти явления были продуктом развития промышленных и культурных связей в Европе, ведь она в тот момент переживала промышленные революции, новые изобретения создавали совершенно другой уклад жизни. Капитал и Экономические Формации Карла Маркса отражают политические и социальные процессы того времени как борьбу человека со старым укладом, но он оценивает эти события как неизбежные и называет классовую борьбу двигателем человеческого развития, а коммунизм высшей точкой. Труды Маркса и Энгельса послужили рожденью одного из величайших государств в истории, Союзу Советских Социалистических Республик (СССР), заложив основу социалистического лагеря. Труды Шарля Монтескье и Жан Жака Руссо повлияли на участников Великой Французской буржуазной революции (ВФБР). Как говорил Гиппократ «Ты, то что ты ешь» так, что, изучая историю, общественно-политические науки через философию как зеркало человека мы узнаем о явлениях прошлого, что позволяет человеку уверенно идти в будущее. Как говорил американский философ Джордж Сантаяна «кто не знает своего прошлого, тот обречён пережить его вновь». Глава 4. Исследования отечественных и зарубежных ученых. На практике Н. Ф. Головиной был выделен ряд подходов, характеризующих социализацию в психолого-педагогических аспектах социумов : - социологический - рассматривает социализацию как механизм передачи культуры из поколения в поколение, охватывая спонтанные взаимодействия и организованные процессы образования и воспитания; - факторно- институциональный - определяет социализацию как совокупность факторов, агентов социализации и институтов; - интеракционисский - выявление социализации как межличностного взаимодействия, общения, определения личности и ее внутреннего мировоззрения (нормы, ценности, стереотипы, отнешения); - интраиндивидуальный - определяет социализацию как адаптацию личности в социальной среде и ее творческую сферу. Понятие «социализация» было введено в психологию в 40-60-е гг. А.Бандурой и Дж. Кольманом. В разных научных школах эта концепция получила другое понимание: в необихеовиоризме это рассматривается как социальное обучение в школе символического интеракционизма - в результате социального взаимодействия в экзистенциальной психологии - как самоактуализация, «я - концепция». Психоаналитическая традиция, социализация понимается как вхождение первоначально антиобщественного или антиобщественного индивида в социальную среду и адаптацию к ее условиям. В соответствии с интеракционизмом он рассматривается как результат и процесс межличностного взаимодействия и развития. Большой интерес в теории социализации реализует работа Т. Парсонса. Согласно его взглядам индивид «впитывает» общую ценность в процессе приобщения со «значимыми другими», в результате чего приверженность общепринятым нормам стандарта становится частичкой его мотивационной структуры, ее необходимости. Относительно теории Т. Парсонса, абсолютно любые роли социализации, даже если это половые и возрастные роли, влечет за собой появление у индивида чувства неполноценности, т. к. его исполнение было разоблачено первой оценкой социоанализа и, в конечном итоге, частной самооценкой. Чувство неполноценности отражается как в индивидуальном девиантном поведении при создании субкультур. Компенсация переориентирует достижение целей оценочного комплекса (различные молодежные движения, теории, концепции, группы и т. д.) или реагирует отрицательно. Это краткое описание теории Т. Парсонса, но, ни одна теория не претендует на универсальность содержимого. Процессы и результаты социализации содержат внутреннее противоречие, внутренний конфликт. В идеале личность должна уметь в какой-то степени противостоять, если не обществу, то в той или иной жизненной ситуации. Однако очень часто мы встречаем людей, которые полностью социализированы, фактически плавают в обществе, не готовы и не способны к деятельности, необходимой для противостояния окружающей нас среде и влияния на нее. Отсюда и проблема пассивной социализации, вызванная нынешним положением нашего общества. В зарубежных исследованиях в развитых сферах, таких как раскрытие вопросов социализации биопсихологизированного (А. Фрейд, Фрейд, Э. Эриксон и др.), Социологизированное (Ч.Кули и др.), «Гуманистическая» социализация (Е.Клейн Э. Фромм и др.). Представители первых сфер считают, что процесс социализации продиктован характером человека и решает в этом отношении индивидуальные цели развития; во-вторых - представляют собой социализацию в результате межличностного общения, где существует «социальное воспроизводство» поведения; третья - социализация есть в контексте межличностного общения. В отечественной науке идентифицированы онтогенетические. И филогенетический подходит к социализации. Первое - характеризует социализацию как процесс освоения человеком социального опыта, его включение в систему общественных отношений; второй - определяет социализацию как особый способ передачи жизненного опыта от общества к индивиду. Между этими двумя подходами взаимодействие является связующим элементом, в котором индивид присваивает определенные ценности и нормы, социальные роли, тем самым обеспечивая результаты умственного и социокультурного развития. Содержание процесса социализации определяется интеграцией социокультурного опыта определенной среды и социального опыта общения. Средства социализации - это факторы (социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация); институты социализации (семья, общество сверстников, организации, средства массовой информации); разные типы отношений. Из этих фондов мы фокусируемся на семье, социально-культурной среде дошкольной организации и отношениях, которые создают определенную систему социальных связей, которые позволяют ребенку идентифицировать, взаимодействовать и сопротивляться. Именно эта система взаимоотношений - личность - семья - окружающая среда дошкольной образовательной организации - это особый механизм социализации. А. В. Мудрик определяет следующие универсальные механизмы социализации: традиционные, обеспечивающие индивидуальное присвоение норм правил поведения; институциональные, определяющие отношения с различными институтами социализации и влияющие на формирование поведения; стилизованы, действуют в рамках субкультуры (моральные и психологические черты, поведение, соответствующее возрасту) и способствуют развитию образа жизни; межличностный, обеспечивающий идентичность; Рефлексивный, помогая человеку принимать или отклонять ценности, передаваемые в данном сообществе. По нашему мнению, для социализации личности дошкольника особое значение приобретают межличностные и традиционные механизмы, но включение интеграции их в педагогический процесс сделает его управляемым и эффективным. По мнению психологов, к социальным и психологическим факторам относятся идентификация, подражание, соответствие, внушение, стыд и чувство вины. С нашей точки зрения, развитие методов психолого-педагогической поддержки в рамках функционирования механизмов социализации обеспечит возможности для дошкольного ребенка адаптироваться в условиях дошкольной жизни. Социализация понимается как процесс, который постоянно меняется и характеризуется определенными этапами - адаптация, самореализация, интеграция. Эти этапы позволяют учителям и психологам создавать систему дифференцированных методов психологической и педагогической поддержки дошкольников в процессе их адаптации к дошкольному коллективу. Взаимодействие всех компонентов социализации представляет собой определенную систему, состоящую из элементов названия, контента и эффективности деятельности. Самой сложной проблемой в педагогической науке и в меньшей степени является вопрос о критериях и показателях эффективности социализации. С точки зрения М.И.Шиловой три критерия могут говорить о показателе эффективности социализации: познавательной (характеризующейся осознанием целей социальной активности и интернализации социального опыта); мотивационные или эмоциональные (отношение к производительности, удовлетворение межличностных отношений, стремление к самоопределению); деятельность (интенсивность участия в поиске путей и средств самореализации). Процесс социализации определяется целым рядом факторов, которые понимаются как причины, которые важны для конкретного процесса. Кон, А.В.Мудрик - изолированные макрофакторы (пространство, земля, социальная и политическая система и т. Д.), Мезофакторы (этническая принадлежность, город, деревня и т. Д.), Микрофакторы (семья, группа, детский сад, окружающая среда сверстников). Знание характеристик макрофакторов позволяет психологам и педагогам развиваться основанные на фактических данных программы социализации молодого поколения в целом. Образование в процессе социализации можно рассматривать как феномен двойственности: государство через образование направлено на развитие определенного типа гражданина; у педагогов и родителей есть свои взгляды на цели образования, на его методы; сами дети с довольно раннего возраста имеют те же собственные (не сформулированные) концепции личности, которые отражают влияние менталитета нации, особенно преломленные из-за особенностей конкретной семьи, ближайшей социальной среды. Именно эти идеи определяют активность детей, определяют образ «я», который формируется в них, их отношение к миру, к себе и к себе. В период общественного «поломки» происходит значительная переоценка ценностей у взрослых и детей, что также усложняет процессы социализации человека. Таким образом, как институт социализации, семья отражает совокупность социальных отношений - общество, труд, людей, друзей, соседей, животных и т. Д. Согласно семье Д. Т. Лихачевой выполняет свои социальные и образовательные функции в областях долга и любви. Именно в этих сферах жизни у детей рождается гуманизм по отношению к другим людям, они формируют потребность в независимом самовыражении и самоутверждении. К сожалению, эти позитивные тенденции на современном этапе развития общества слабо проявляются в сфере нашей жизни. Дошкольная образовательная организация, как институт социализации, может действовать как фактор, который сможет исправить социальные ориентации ребенка в семье и оказать ему психологическую и педагогическую поддержку в социальной адаптации и социальном самоутверждении среди сверстников. Глава 5. Заключение. Все что имеет начало, имеет и конец Как учит нас обществознание, индивидуум – это человек прошедший процесс социализации в обществе. Теперь мы осознаем, что развитие общественных институтов всегда было связано с философией и будет сопровождать человечество весь его тернистый путь. Как говорил Михаил Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Уверена, что в будущем нас ждут совершенно новые идеи и мысли, новые философы и философии, есть вещи, которым не дать правового обоснования и не понять мыслящим сейчас. Спустя тысячелетия мы возвращаемся к одним и тем же вопросам, возможно суть грядущих событий нам неизвестна, и мы видим лишь тени в колодце Платона, но я уверена, что человека делает человеком все его качества, ибо жизнь без одного из них подобна злому Демону Рене Декарта, скрывающего от нас правду. Таким образом, между структурой социального мира и структурой личности всегда существует процесс взаимной адаптации. Со стороны индивида - это социализация, то есть объективное и субъективное вхождение в общество, привыкание определять структурный порядок. Со стороны общества это институционализация отношений, конституция системы норм, регуляторов и принципов, с которыми люди будут координировать свое индивидуальное поведение. Личность и общество взаимно определяют свое бытие.