аннотация. статья посвящена исследованию альтруизма наблюдению за проявлением альтруизма индивидами по отношению друг к другу. перевоплощение альтруизма начиная с самой истории то как менялось само понятие альтруизм с течением времени. подчеркивается большое значение духовного и гуманистического содержания в работах н. а. бердяева изучавшего главные принципы альтруизма его виды а также основные различия альтруизма и эгоизма. ведь нужно сказать что изначально в своем истинном смысле альтруизм воплощался в заповеди любви. в христианстве а точнее сказать в пятикнижии где впервые встречается данный термин главным принципом альтруизма являлась заповедь милосердия. а сам альтруизм был принят в качестве основополагающего высоконравственного закона. далее альтруизм стал предметом критики православных мыслителей которые полагали что новоевропейский альтруизм неприемлем. это было связано с тем что альтруизм сам по себе предполагал человекоугодие при котором можно забыть о боге и обязанности человека угождать богу выполнять все его заповеди и так далее. более того концепция альтруизма вырастала из традиций европейского гуманизма где понимается добродетель человека а нравственность выражалась в потребностях и интересов человека который в свою очередь включен в отношения с другими людьми в некие общественные связи именно этим и была обусловлена христианская критика. принцип альтруизма несет в себе долю абстрактности условности a также зависим от мышления человека его мировоззрения. с точки зрения морали христианства альтруистические представления отражаются в заповеди служение ближнему. человек наследует инстинктивный соединяющий индивида и род альтруизм отличный от животных. однако данный альтруизм сносится цивилизацией. в рамках цивилизации развертывается высоконравственный альтруизм который со временем преобразуется в неожиданное соединяющее всех людей качество. по сути дела альтруистическое поведение представляет из себя прямую противоположность эгоизму а в психологии помимо прочего рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. альтруизм отражается прежде всего в высоком интеллекте a именно в результативности в решении серьезных и очень трудных задач. с высоким разумом альтруистов связана их самоотверженность которая немыслима без храбрости и отваги. ключевые слова: альтруизм милосердие принцип справедливости эгоизм теории альтруизма потенциал личности термин альтруизм предполагает нравственный принцип который указывает бескорыстные действия направленные на удовлетворение интересов других людей. данный термин был введен франсуа ксавье контом основоположником социологии для закрепления понятия обратного понятию эгоизм. далее оно активно использовалось г.спенсером. уже в 19 веке под неким влиянием утилитаризма альтруизм постигался как ограниченность собственного интереса ради общественного. альтруизм отличается от принципа уважения который в полной мере запрещает отношение к другому человеку как к средству достижения своих целей. более того альтруизм также шире принципа справедливости который запрещает ущемление интересов других людей. в своем истинном смысле принцип альтруизма изначально воплощался в заповеди любви. в христианстве а точнее сказать в пятикнижии где впервые встречается данный термин главным принципом альтруизма являлась заповедь милосердия. а сам альтруизм был принят в качестве основополагающего высоконравственного закона. в новоевропейской философии в духе альтруизма уже трактуется милосердие a содействие благу другого рассматривается как основа морали. в целом можно сказать что блага других являются приоритетными личному благу имеют исключительное значение. начиная с середины 19 века альтруизм в качестве нравственного принципа стал предметом критики христианских а в большей степени православных мыслителей которые полагали что новоевропейский альтруизм неприемлем. это связано с тем что альтруизм предполагает человекоугодие при котором можно забыть о боге и обязанности человека угождать богу выполнять все его заповеди и так далее [1]. к тому же концепция альтруизма выросла из традиций европейского гуманизма где понимается добродетель человека а нравственность выражалась в потребностях и интересов человека который в свою очередь включен в отношения с другими людьми в некие общественные связи именно этим и была обусловлена христианская критика. как нравственный принцип альтруизм отвергался и в качестве учения буржуазно-демократической морали н.а.бердяев тем не менее в.с.соловьев распространял альтруизм именно в духе заповеди любви трактуя ее на открытое безвозмездное отношение как к другим людям так и к другим народам. не стоит упускать и того факта что в марксизме альтруизм и вовсе отвергался как идеологическое средство которое по словам марксистов призвано оправдывать капиталистическую эксплуатацию. во второй половине 20 века философско-этическая проблематика которая была связана с альтруизмом начала свое развитие в исследованиях просоциального поведения. в этих исследованиях альтруизм анализировался в контексте практических отношений между людьми на основе таких форм как солидарность благодеяние благотворительность и так далее. эта проблема переосмысливалась и в контексте этики заботы к. гиллиган н. ноддингс представители социобиологии р. триверс и э. уилсон старались показать в эволюционной генетике все биологические предпосылки альтруизма а также неопределенность того что именно принято считать так называемым личным интересом [2]. однако настоящая проблема которая отражается в проблеме альтруизм-эгоизм содержится в противоречии не просто частного и общего интересов a моего и чужого. как мы можем видеть из определения альтруизма речь идет о содействии интересу другого человека как возможно равного и ближнего. уточним что альтруизм отличается от коллективизма как принципа ориентирующего человека на благо целого сообщества людей. вероятно такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации относительно того кто именно судит o совершенном благе в особенности когда другой не может в полной мере оценить что составляет его действительный интерес. современное общество все явственнее следует модели золотой миллиард согласно которой продолжительность качество жизни образование карьера в сумме определяется для человека как счастье и становится уделом избранных. остальные вынуждены довольствоваться сублиматом счастья получая свою долю радости и восторга в соответствии с лозунгом хлеба и зрелищ. общество утрачивает человеческий облик и поднимает вопросы весьма сходные с известными вопросами н.г. чернышевского: в чем заключается корень зла превращающего человеческое в нечеловеческое и возможно ли удержание общества от падения в пропасть бесчеловечности [2]. разумеется ответы на эти вопросы остаются нераскрытыми. тем не менее в настоящее время эгоизм уже необходимость. под эгоизмом обычно понимается забота о себе большая любовь к себе. сколько времени мы тратим на себя а сколько на других разумеется ответ прост практически во всех случаях больше времени мы тратим на себя нежели на других. здесь хорошо подходят слова аристотеля: помимо всего прочего трудно выразить словами сколько наслаждения в сознании того что нечто принадлежит тебе ведь свойственное каждому чувство любви к самому себе не случайно но внедрено в нас самой природой. правда эгоизм справедливо порицается но он заключается не в любви к самому себе а в большей чем должно степени этой любви; то же приложимо и к корыстолюбию; тому и другому чувству подвержены так сказать все люди. политика как расценивать эти слова пожалуй данная формулировка чересчур широка и неопределенна. она позволяет нам трактовать эгоизм как всякую любовь к себе. по сути дела аристотель абсолютно не дает определенных критериев для определения должного. напротив указывает на эгоизм как на большую любовь к себе что кажется для нас вполне понятно и убедительно. отрицательная критика эгоизма означает по закону противопоставления нравственный запрет на любовь к себе вообще так как не определен подобающий размер любви к себе и хоть какое в том числе обманчивое чувство якобы большей любви к себе имеют все шансы объяснять эгоизм как что-то дурное. но моральный запрет на любовь к себе по большому счету противоестественен. альтруизм самопожертвование самоотверженность самоотречение. в некоторых случаях альтруизм означает заботу о других в ущерб себе может быть вплоть до самоуничтожения. оскар уайльд в пьесе идеальный муж говорит: самопожертвование следовало бы запретить законом так как оно развращает тех кому приносится жертва. альтруизм порой действительно несет разрушительные катастрофические последствия. не стоит однако забывать что сам принцип альтруизма несет в себе долю абстрактности условности a также зависим от мышления человека его мировоззрения. с точки зрения морали христианства альтруистические представления отражаются в заповеди служение ближнему. человек наследует инстинктивный соединяющий индивида и род альтруизм отличный от животных. однако данный альтруизм сносится цивилизацией. в рамках цивилизации развертывается высоконравственный альтруизм который со временем преобразуется в неожиданное соединяющее всех людей качество. принцип альтруизма обретает религиозную форму. интересно проблему альтруизма раскрывает русский религиозный и политический философ н.а бердяев. он кладет в основу альтруизма не просто бытие a индивидуальность неповторимость человеческой личности. в реальности философия известного российского мыслителя считается отличительным отображением духа конца xix первой половины xx вв. что совпало с эрой политических катаклизмов абсолютной тоталитарной безжалостности. конкретно в данных условиях н.а. бердяев обосновывает что в отсутствии свободы человек будет мертв общество исчезнет. а свобода в свою очередь необходима как в социальных так и в экономических религиозных и иных проявлениях. по суждению н.а. бердяева учения его времени социально-классовое государственно-расовое в том числе и христианство в современном облике содействуют обесцениванию человека ведут к дегуманизации утрате миром сакрального измерения. возрождение новейшей духовности философ связывал с обновлением христианской концепции с новейшей христианской духовностью. н.а. бердяев писал o людях грядущего. альтруизм как модель социальности безличная объективация родовая общность противоположна воле встречается мыслителем внешнеусловной ненастоящей относительно личности [4]. личность никак не считается частью общества как не считается она и частью рода. николай александрович искал спасение людей не в отстаивании своих эгоистических индивидуальностей а в защите прав на заслуживающее существование на творчество которое реализуется в духовном поиске истины. н.а. бердяев всегда в своих работах акцентировал внимание на свободе личности свободном общении индивидуальностей критикуя насильственные формы общности которые называл не альтруизмом a коллективизмом [5]. раздумывая о так называемом бердяевском постижении альтруизма обратим внимание на то что мыслитель не сумел бы принять факта формирования высоконравственного альтруизма как ценности которая объединяет людей потому что относясь к истории с точки зрения личного персоналистического начала считал историю саму по себе чрезвычайной и беспощадной [4]. в предшествующий период история была роком человека но судьба человека никогда не интересовала историю. разумеется новая социокультурная реальность всеобъемлющие различия в сфере общественных взаимоотношений культуры коммуникации порождают потребность в обновлении мировоззренческих ориентаций. обращение к творчеству м.а. бердяева дает неподдельно гуманистический побудитель к формулировке этических канонов альтруизма xxi в. по сути дела альтруистическое поведение представляет из себя прямую противоположность эгоизму а в психологии помимо прочего рассматривается в качестве синонима просоциального поведения. однако определения альтруизм и эгоизм не настолько неделимы во всяком случае они оба являются сторонами одной медали. на сегодняшний день можно выделить три основные теории альтруизма. первая из них неразрывно связана с эволюцией и формируется на мнении что побуждения альтруизма изначально программируются в живых существах а так же сохраняют генотип. следующая теория это теория социального обмена. она рассматривает альтруизм в качестве эгоизма поскольку когда человек делает что-то для других он не упускает момент высчитывать в этом и собственную выгоду тоже. теория социальных норм строится на таких началах как взаимность и социальная ответственность. без сомнения истинную природу альтруизма справедливо и детально не истолковывает ни одна из выдвинутых теорий вполне вероятно потому что такое явление должно рассматриваться не в научной a в духовной сфере. альтруизм может быть моральным осмысленным нормативным но также и патологическим. в соответствии с вышеперечисленными теориями в свой черед можно выделить следующие виды альтруизма: нравственный родительский сочувственный и социумный парохиальный в качестве примера нравственных альтруистов могут служить волонтеры заботящиеся за тяжело больными людьми или бездомными животными. показывая великодушную любовь об окружающих человек удовлетворяет собственные духовные потребности и достигает чувства внутреннего комфорта. родительский вид альтруизма проявляется в бескорыстно-жертвенном отношении к детям которое часто принимает безрассудный характер выражается в готовности сделать буквально все для ребенка. сочувственный вид альтруизма показывает сопереживание людям которые попали в трудные обстоятельства по тем или иным причинам. человек будто проецирует эту обстановку на себя при этом помощь всегда четка и на нацелена на установленный результат. демонстративный вид несет в себе общепринятые нормы поведения которые человек выполняет автоматически поскольку так принято и так должно быть. далее социумный или парохиальный альтруизм. он распространяется лишь на определенное окружение. примером может являться семья соседи или же коллеги по работе. парохиальный альтруизм поддерживает комфорт тем не менее очень часто делает альтруиста объектом манипуляций. чтобы хоть немного понять суть настоящего альтруизма нужно рассмотреть примеры из реальной жизни. солдат прикрывающий всем своим телом товарища во время атаки противников многодетные матери которые не находят времени для себя тратящие всю свою энергию на воспитание и развитие своих детей вот они настоящие образцы альтруизма. более того в качестве одного из примеров альтруизма можно рассмотреть наставничество. наставничество является ярким примером бескорыстной заботы o благополучии людей которые нуждаются в помощи. альтруизм проявляется в том что более опытные люди передают свои знания умения и навыки другим людям например менее опытным коллегам по работе и так далее. в литературе вдобавок можно найти изрядное количество ярких примеров. так образцы альтруистического поведения описал максим горький в своем знаменитом произведении старуха изергиль. в той части когда герой по имени данко вывел племя из гиблого леса вырвал из груди собственное сердце и осветил им дорогу людям которые были вынуждены пробираться через бесконечные дебри. это и есть пример настоящего альтруизма когда герой отдает свою жизнь и не получает ничего взамен. понаблюдаем как максим горький в своем произведении раскрывает не только положительные стороны альтруизма. альтруизм всегда связан с отказом от своих интересов но в повседневной жизни такие подвиги не бывают уместны. довольно часто люди неправильно понимают сам термин альтруизма. они путают данное понятие с милосердием или филантропией. альтруистическому поведению часто присущи такие особенности как чувство ответственности бескорыстие жертвенность свобода выбора приоритетность и чувство удовлетворения. иными словами альтруисты всегда отвечают за последствия своих поступков не ищут выгоды от действий а так же несут определенные материальные временные интеллектуальные и прочие затраты. сами действия альтруистов всегда являются личным выбором каждого человека он ставит интересы окружающих на первое место нередко забывая о собственных жертвует собственными ресурсами. альтруизм во многом раскрывает потенциал личности ведь каждый человек может сделать для других людей намного больше чем для самого себя. в психологии даже распространяется мнение что натура альтруиста ощущает себя гораздо лучше нежели натура эгоистов. однако в чистом виде понаблюдать за таким явлением практически невозможно в связи с чем многие личности гармонично могут сочетать в себе и альтруизм и эгоизм. что действительно интересно существует некая разница между проявлениями альтруизма у женщин и мужчин. женщины показывают долгосрочное поведение например заботясь o близких. мужчины же совершают единичные поступки то и дело нарушая при этом общепризнанные социальные нормы. альтруизм отражается прежде всего в высоком интеллекте a именно в результативности в решении серьезных и очень трудных задач. с высоким разумом альтруистов связана их самоотверженность которая немыслима без храбрости и отваги. в свете проблематики альтруизма следует отличать мораль от нравственности [2]. мораль это некая договоренность в группах. a нравственность проявление альтруизма в поведении индивида. именно поэтому в современном обществе возможна констатация: в той мере в какой человек морален он безнравственен. в применении к людям таких слов как альтруизм и человеческое приобретаются синонимичный смысл в том случае если личность в свою очередь будет пониматься как нравственный индивид который способен проявить заботу. однако к большому сожалению нарисованная выше картина разумного устройства общества практически не может быть реализована. с точки зрения высших человеческих ценностей добра любви уважения мир это скопление зла основа которого содержится в эгоизме отдельных природных систем который проявляется откровеннее всего в борьбе за ресурсы. o том что является препятствием к сотворению общества совести и как преодолеть эти препятствия тойнби изрекает следующее: без наличия доброй воли в душах людей необходимой для достижения согласия между ними сотрудничество даже на самом низком уровне будет практически неосуществимо [6]. литература 1. соловьев в.с. оправдание добра гл. з. соч. в 2 т. т. 1. м. 1988. 2. балашов л. е. философия: учебник. 2-я редакция с изменениями и дополнениями. м. 2005. 3. шопенгауэр а. две основные проблемы нравственности. в кн.: свобода воли и нравственность. м. 1992. 4. бердяев м.а. философия свободы. смысл творчества. м. 1989. 5. бердяев н.а. самопознание опыт философской автобиографии м. 1990. 336 с 6. гидлевский а.в. максименко л.а. альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека// фундаментальные исследования. 2014. http://www.fundamental-research.ru/ru/article/viewid=34219 дата обращения: 27.11.2016
Уникальность текста: 93.6
Подсветить все совпадения