В большинстве западноевропейских языков это понятие формируется из основы, обозначающей разумение, и приставки «c»; это указывает на тесную взаимосвязь, в которой народная мудрость сопоставляет понятия совести и рассудка. Поскольку рассудок это есть основа и центральная точка всех психологических явлений, поэтому совесть является основой проявления нравственности людей. Слово «совесть» означает тот универсальный факт, что люди осуществляют моральную оценку своих собственных действий (до и после их совершения) и действий других. Эта проявляется в форме решения, в котором главным критерием является понимание различия между добром и злом; он имеет абсолютный характер и неотделим от чувства некоего самодовольства, если этот акт согласуется с личной оценкой добра и зла или с раскаянием, если такого совпадения нет. Природа и основные черты самоудовлетворения и муки совести беспредельно различаются как по насыщенности, так и по уровню. Хотя показания совести кажутся всегда несложными и естественными, но на самом деле совесть, как проявление нравственности, явление очень сложное. В толковании его характера и, главным образом, о его происхождении и значимости, мыслители категорически не согласны. Ухватить природу совести непросто из-за того, что она связана с многими другими явлениями. Большая часть учёных и философов прямо приравнивают совесть к нравственному смыслу, хотя было бы лучше разграничить эти понятия и увидеть в совести корень нравственности. Совесть в неких критериях связана со свободой решения, поскольку человек только в таких ситуациях может упрекнуть себя за то или иное деяние, если он предполагает, что он находился во власти поступка и не выполнял всё верно. Всё, что практически делает человек, оценивается совестью. Заключение совести является не только безоговорочным, то есть универсальным, но и прямым или непроизводным. В конце концов, совесть является чем-то индивидуальным и сокравенным, хотя она, конечно, способна объективировать мораль и правовые концепции людей. Совесть также бывает классовой, и объективная совесть может столкнуться с субъективным. Совести как явление изначально есть только у человека, так как у него есть тенденция к совершенству и правде, можно сказать, что он занимает как бы среднюю позицию между правдой и неправдой, благом и худом; из этого следует то, что в магических писаниях совесть присуща \"только человеку\". Если мы добавим ко всему вышеперечисленному то, что не малое количество философов говорили, что совесть никогда не ошибается, имеется ввиду, что её мнение не только сто процентов верное, но и безоговорочно правильно - она показывает, как по-разному интерпретировался характер совести. Совесть тесно связана с этикой. Этика как наука прослеживает отношения в социуме, ядром которого является нравственность. Человеческие нравы характеризуют поведение в социуме из-за того, что з он близко сопряжён с остальными людьми. Он должен регулировать своё личное поведение, не забывая обо всех общих моральных нормах. Можно сказать, что следование правилам приличия важно. Чувство вины и другие подобные чувства объясняющий муки совести. Умение оценивать свои поступки, идеи и принимать волевые решения, принимая во внимание, что хорошо, а что плохо. Совесть является внутренним регулятором человека ограждающим его от ошибок и неверных решений. Если нет людей, способных повлиять на выбор человека в той или иной ситуации, если затруднён контроль со стороны общества, именно совестью в основном руководствуется человек, принимая решение. Человеку, безусловно, не может быть всё равно на мнение окружающих, общественное мнение, обусловленное не законом, а авторитетом. Но никогда нельзя утверждать, что именно мнение индивида неверно, как и отдельная личность, так и общество может ошибаться, в этом нет никакой разницы. Наоборот общество часто бывает слишком консервативным и не может угнаться за новым нравственным развитием, что не всегда правильно. Совесть является одной из основных нравственных категорий в этике. Именно поэтому многие философы, с античности до наших времён, интересовались вопросом этики. Можно сказать, что мы разобрали основные понятия, такие как совесть и этика и как они взаимосвязаны. Теперь хотелось бы поговорить об этом поподробнее. Откуда же возникла совесть? Смотря на проблему с разных сторон, учёные пришли к выводу, что существует две основных теории возникновения совести: эволюционизм и интуитивизм. Эволюционизм развивает теорию возникновение совести из психологических и социальных признаков. Суть этой теории заключается в том, что действия, основанные на эгоизме, порицаются обществом, а действия, в основе которых лежит общественный характер, одобряются. Со временем такие понятия как эгоизм и порицание, общеполезное и одобрение прочно скрепляются между собой. Но нельзя забывать, что у действия несущие общественный характер имеют различные причины. Одобрение этих действий закрепилось в подсознании уже много лет назад. С того момента как люди жили племенами и всё у них было общее. Тоже можно сказать и про эгоизм, ведь именно из-за него, можно сказать, эта община и развалилась. Интуитивизм заключается в том, что совесть является врождённым качеством человека, что совесть это наше внутреннее добро и что она есть в каждом человеке, независимо от возраста, пола, расы. Эта теория заключается в том, что совесть выступает частью внутреннего врождённого регулятора. Но если совесть это врождённое, то как можно объяснить аморальные поступки и полное отсутствие её у некоторых преступников? В следующей части хотелось бы рассмотреть философские взгляды на совесть. Очень сложно проследить развитие учений о совести, потому что совесть тесно связана с другими сопряженными чувствами. Определяющую роль в понятии совесть как этической составляющей играют личностные качества человека, умение брать ответственность за свои поступки и правильно оценивать результаты своей деятельности. Поговорим об античности. В древнегреческой философии, по результатам исследования, не было слова, которое бы соответствовало этому понятию в современном мире. Поддержать это понятие можно с помощью исследования В.Н. Ярхо, который писал о том, что в древнегреческой философии, литературе и легендах, греки испытывали ни в коем случае не угрызения совести, а страх перед божественными силами, вспомним хотя бы один подвиг любого греческого героя, конечно в греческом языке были слова близкие по смыслу или похожие на понятие совесть, но всё же значение у них было другое. Первым человеком в античной истории, кто говорил о свести как о внутреннем регуляторе был Сократ. Он говорил о том, что совесть вытекает из нравственного развития человека, из его стремления к осознанию себя, эгоизма и личных предпочтений. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Сократ создал понятие личностной совести. Следующим человеком, заговорившим о совести был Платон, он развивал мысль о том, что совесть – это стыдливость из-за мнения общества. Он выступал против самовлюблённости и развивал теорию развития стыда. Платон считал нравственность врождённым чувством, которое не существует в нашей реальности, а представляет собой отдельный мир, основанный на идейной составляющей. Таким образом, в нашем мире совесть существует только в прообразах, а не как что-то существенное. Противником Платона являлся Демокрит, который говорил о совести не как об теоритическом понятии, а как конкретное качество, присущее каждому человеку во взаимоотношении с другими людьми. Теория Демокрита заключается в том, что главный регулятор поведения человека – это сам человек, только он может управлять своими мыслями, поведением и чувствами, его не должно волновать то, станет ли это общеизвестным фактом или нет. Он говорил, что очень важно человеку самому понимать, что он должен следить за своими поступками, а не за проступками других. Главенствующей чертой совести является внутреннее саморегулирование. Совесть считал Демокрит можно воспитать, если начать с детства, для этого нужно делать упор на приучение к труду ребёнка и к саморазвитию. Демокрит одним из первых заговорил о том, что человек должен нести ответственность не только за свои действия, но и за свои намерения что- либо сделать. Аристотель же говорил о том, что нельзя отделять советь от общественной жизни и о том, что между ними есть неразрывная связь. Философы античности часто отождествляли такие понятия как стыд и совесть. Философ чётко определял грани совести, он говорил, что совесть или стыд не может проявляться вне социума, это он доказывал тем, что люди не чувствуют угрызения совести перед маленькими детьми и»братьями нашими меньшими». Аристотель считал, что если человек стыдится своих неправильных поступков, то можно сказать о том, что человек испытывает к обществу некое уважение. Об этом он говорил в своём учении о середине. В нём говорилось, что нестыдливый человек может вести себя безответственно и неуважительно, человек, который многого стыдится, напротив всегда придерживается среднего. Таким образом, именно чувство стыда является основной движущей силой жизни человека в обществе и контакте его с другими людьми. В Древнем Риме было такое направление в философии как стоицизм, учения которого также изучали совесть и её составляющие. Человеком основавшим это направление в Древнем Риме является Сенека. Для стоиков совесть была чем-то данным Богом, что-то призванное судить нас и наказывать. Нравственная составляющая по Сенеке является отделённой от внешнего мира и никак с ним не связанной. Это мнение сложилось под влиянием веры в судьбу. Это вера заставляла людей думать о том, что ничего в этом мире нельзя изменить, так как судьба нам не подвластна. По мнению стоиков, единственно верное решение это плыть по течению судьбы, полностью повиноваться ей и не пытаться противостоять. Но говоря об этом, Сенека также говорит о том, что все должны быть одинаковыми и не отличаться ни от кого, независимо от того, кем мы являемся внутри. Другой известный стоик Цицерон исследовал другую проблему, такую как невозможность избавиться от мук совести. Он уверенно заявлял, что, если человек хочет совершить какой-либо поступок, он должен быть на сто процентов уверен в его правильности. Если же это не так, то лучше ничего не делать, иначе, если поступок окажется неправильным, то угрызения совести замучают его, а с этим уже никак нельзя справиться и она будет разъедать человека изнутри. То есть он имеет ввиду, что правила, установленные совестью влияют на человека намного сильнее, нежели общественное мнение и другие его проявления. Можно сказать, что Цицерон говорит о том, что все общественные связи завязаны на совести, то есть нет совести – нет общества. Мораль как отдельное понятие Цицерон завязывал на общественном одобрении и религиозных канонах. По мнению философа общественное мнение никак не влияет на становление совести человека, он считал, что истоки её лежат в религии и что они идут от Бога. Не только совесть, но и само понятие нравственности исходит от единого создателя. Все наши духовные ценности, совесть, мораль являются проявлением божественной силы, которая всем управляет. Можно сказать, что для Цицерона всё, что происходит в мире, все наши поступки идут от Бога. В Риме был ещё один известный философ Эпиктет, который говорил о важности совести для человека. Он говорит о том, что не зря совестью обладают только люди, и никто кроме них её не имеет. Эпикрет тоже считал, что совесть можно развить, если создать для себя так называемую систему, по которой человек будет определять нравственность своих поступков. Правильное построенная система может помочь человеку стать более мудрым. Марк Аврелий определяет совесть как оценку нравственности. В его понимании разум и совесть неразрывно связаны, он можно сказать отождествляет совесть и со здравым смыслом. Из этого вытекает и то, что он часто обращается к мукам совести. Философ считает, что столкновение совести с разумом, а также если поступки идут в разрез с природой, то всё это и вызывает угрызения совести. Философия в христианстве была категорически против того, что совесть считали проявлением природного в человеке. Главным критерием стала божественность совести и её религиозное представление. Совесть стала рассматриваться с религиозной стороны, как впрочем и другие чувства, но это уже тема для другой статьи. Религия ввела такие новые теоретические понятия как грех, раскаяние. Они стали также приписываться понятию нравственность. Для религиозной философии характерна такая черта как мысль о том, что всё, включая нравственные составляющие произошли от Бога. И неважно, что разные философы используют разные слова, но суть и основа их учений остаётся одна, совесть идёт от Бога и является доказательством его присутствия. Согласно религии совесть развивается и имеет своё присутствие в причащении, молитвах и других религиозных мероприятиях. Но христианство в этом плане довольно двойственное : совесть является средством очищения и проявлением Бога; но поступки без совести совершаются каждый день в повседневной жизни. Максимальное распространение христианское сознание получило в Средневековье. Средневековье – это время, которое обусловлено обоснованием этики с помощью религиозного мировоззрения. Личности человека в то время уделялось минимум внимания, так как центром мира был Бог. Человеческое существо принималось только как Его творение, стали появляться такие понятия как падший человек, всё чаще говорилось о его греховности и о том, что все люди подвержены греху, а совесть, честь и достоинство уходили на второй план. В Средневековье почти никто из философов не развивал тему совести и этики, так как это было не модно, но у некоторых можно всё-таки найти какую-либо информацию. Одним из таких философов был Аврелий Августин. Можно даже не говорить о том, что он тоже раскрывал это понятие через религию. Так в своей книге он показал его приход к Богу и становление христианином, поэтому прообраз Бога постепенно вытесняет личность. Августин называет совесть подобием помощника, который можно сказать «привёл» его к божественному просветлению. Совесть даёт человеку возможность услышать голос Божий и встать на истинный путь, ведущий к просветлению, к церковному служению и к христианству. А чтобы человек услышал Бога, он должен уметь находить покой и комфорт оставаясь с собой наедине. Муки совести заставляют человека страдать и грызут его изнутри, что является своеобразным божьим судом и заставляют задуматься о пути, который человек избрал для себя. К Богу люди приходят через совесть или другие этические нормы. Но человек не может спрятать свои мысли от Бога, поэтому совесть изначально известна. А исповедь является неким подобием очищения совести, когда ты сам признаёшь неправильность своих действий. В эпоху реформации личность стала выходить на первый план и заменять религиозное представление о совести. В это время начали подниматься вопросы о правах индивида и о его роли в обществе. Католически человека считали «грязным» существом, подверженным грехам. Религия давала человеку представление о загробном мире, человек начинал задумывается о том, как ему жить при жизни, чтобы после смерти обрести покой. Стало нормой покупка индульгенций и откуп от своих грехов. Совесть стала иметь всё меньшее значение в жизни людей, они начали думать, что можно творить всё что угодно и потом просто откупиться. Совесть для людей того времени стала лишней роскошью, которая никому не нужна. Это не могло не отразиться на людях для которых совесть была важной частью жизни, люди, которые жили бережливо и с достоинством и не хотели становиться безответственными хамами. Такие люди (граждане, которые жили по совести, хотели подняться за счёт своих усилий и стремились к благополучию) находили своё счастье в жизни по совести и пользование личных качеств для личностного роста. По Мартину Лютеру человек не просто полностью состоит из греха, а осознаёт свои грехи , но ничего не делает с этим. В своей книге Лютер говорит о человеке как о существе осознающем насколько он греховен и имеющего возможность что-либо с этим сделал. И в его книге он это делает и преодолевает утверждение о чисто божественном проявлении совести, как бы выходя за рамки. Волевое решение становится намного важнее, чем просто откуп от своих грехов. Философ говорит о том, что римская церковь полностью прогнила и продавать прощение это неправильно, что церковь просто зарабатывает на людях и уже никак не связана с Богом. Лютер говорит о том, что в Библии говорится, что Богу нужно искреннее повиновение в своих грехах и больше ничего. Отрицается посредничество церкви между Богом и человеком и то, что человек становится самостоятельной единицей. Развитие совести по Лютеру – это саморазвитие человека, его личностный рост. Именно философия Лютера заложила основу будущим европейским классическим направлениям в философии, которые основаны на самосознании, развитии знаний, проблеме свободы, личности, развития новых моральных принципах и дала начало для развития той культуры, которую называют классикой. В эпоху просвещения всё важнее для личности становится развитие нравственно ориентированных взглядов на жизнь. Религия продолжает связываться с совестью, только уже в немного другом контексте. Так, главной целью в жизни человека становится счастливая жизнь. Совесть обретает абсолютный характер и она является главным регулятором человеческого поведения во всех ситуациях, становится важным понятие свободы выбора и возможность использовать эту свободу. Свобода совести помогает людям обрести понимание индивидуальности и развивается теория о том, что гонения на «других» людей это неправильно, глупо и является пережитком прошлого. Но всё равно несмотря на возникновение и развитие многими философами этой теории, нельзя сказать, что пик её популярности пришёлся на это время, всё также оставалось много скептиков и религиозных фанатиков. Часто совесть считали лишь божественной искрой в человеке, через которую Бог мог направлять грешное существо. Немецкая философия говорит, что это может развиться и разгореться во внутреннее пламя, исключающее возможность ошибок, но это слишком идеально. Основателем классической философии в Германии стал Иммануил Кант, который в свою очередь утверждал, что нет ничего лучше, чем действовать по совести, так сказать не общественное мнение важно, а твоё внутреннее. Ведь совесть, по его мнению, является врождённым качеством, имеющим безусловную правдивость, ведь совесть не может ошибаться. Фитхе же был более жестким в своих высказываниях. Он заговорил о жёстком критерии, который мог бы быть установлен для понимания долга и совести, чтобы более чётко структурировать данные действия. Философ называет долгом не что иное как совесть, тем самым отождествляя эти понятия. То есть совесть становится важнейшей частью. Ведь именно совесть является тем, что никогда не может обмануть, так как муки совести начинают мучить человека, если есть хоть какая-либо вероятность того, что он не прав. В философии современного мира люди начали задумываться, а откуда же появилась совесть, многие ли философы изучали эту тему. То есть людей начало интересовать не только настоящее, но и прошлое и будущее, и так как технологии уже дошли до невероятного прогресса это стало возможным. Хотелось бы привести некоторые примеры. Как писатель и философ Ницше известен своей неординарностью. В большей степени он является сторонником эволюционной теории, но и её он поддерживает не во всём. Причины сомнения в этой теории я описала выше. Он согласен с философами просвещения в том, что религиозный аспект совести не является важнейшим, но в тоже время он считает совесть неоднозначным явлением и разделяет её на совесть хозяев и «тварей дрожащих». В его понимании есть сверх-люди, которым дозволено всё и те, кто ничего не может и ничего не достоин. В его произведениях часто можно заметить, что он отдаёт своё предпочтение первой категории . Хотелось бы сделать вывод из всего этого запутанного и непоследовательного исследования, затронувшего многие аспекты совести. Исходя из всех мнений, можно сказать, что совесть всё-таки врождённое чувство, которое скорее можно отождествлять с чувством стыда или на худой конец долга. Совесть не меняется на протяжении жизни и не зависит от участия человека в жизни социума. Но нельзя не принять во внимание то , что совесть тесно связана со здравым смыслом, на который социум имеет влияние. Ведь именно с помощью мозга мы можем спрятать совесть. Нельзя правда забывать, что угрызения совести убить нельзя и они будут продолжать разъедать человека изнутри, когда он останется наедине с собой. Она постоянно напоминает о себе своими угрызениями, являясь единственным мерилом верности принятия решений. Для себя я сделала вывод, что если не воспитывать детей с чувством совести, то это приведёт к моральному разложению общества. Список литературы: 1. https://traditio.wiki/Совесть 2. http://www.rudata.ru/wiki/Совесть 3. http://enc-dic.com/brokgause/Sovest-19461.html