Аннотация. Данная статья посвящена философским размышлениям на тему гедонизма. В ней затрагиваются вопросы, касающиеся методов достижения удовольствий и получения от этого гормонов счастья. Данный аспект рассматривается, не как получение плотского желания, а как комплекс положительных эмоций, получаемых от отсутствия разочарований и бед. В Древней Греции одним из первых представителей гедонизма был основоположник киренской школы Аристипп (начало 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в получении чувственного удовольствия. В ином плане гедонизм получил развитие у Эпикура и его последователей, где они пересекались с принципами эвдемонизма, поскольку характеристикой удовольствия рассматривалось отсутствие страданий и невозмутимое состояние духа (атараксия). Ключевые слова: страдания, наслаждение, гедонизм, эпикуреизм, счастье, удовольствие [Из всех пороков пьянство более других несовместимо с величием духа] - утверждал Вальтер Скотт. Людям вообще крайне свойственны вредные привычки. Согласно сведениям, напечатанным в журнале «National Geographic», в 2014 году насчитывалось 240 млн. алкоголиков и 1 млрд. курящих людей. Однако это лишь статистика, реальные цифры, возможно, в несколько раз больше. Ну да, это, что касается алкоголя и табака – основных вредных привычек. Но ведь есть и другие, так сказать, наркотики и я сейчас не про психотропные. Если задуматься, много ли людей балуют себя сладким? А сколько среди нас кофеманов? Любителей специй? Практически все мы, так или иначе, зависимы и виной тому удовольствие. Удовольствие - это положительно окрашенная эмоция, сопровождающая удовлетворение той или иной потребности. Людей, как и животных, побуждает к охоте за наслаждением их собственный мозг, точнее система поощрения. Этот нейрохимический механизм в основном использует дофамин. Дофамин – это нейромедиатор, отвечающий за удовольствие. Если представить в голове объект наибольшего вожделения, тогда прямо сейчас в мозге начал вырабатываться дофамин, преобразуя мысли в приятные фантазии и ассоциации, далее превращая все это в жизнь. Если получить желаемое, то свойства дофамина усилятся, после активизируется серотонин, что приведет к получению сильного удовольствия в совокупности с радостью и счастьем. Это заставляет повторять, воображать объект наслаждения вновь и вновь. Так вот, подробно суть механизма поощрения мы разобрали совсем недавно, но ведь удовольствие, являясь столь заметной и эмпирически важной составляющей человеческой жизни, интересовало любопытные умы с давних времен. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.). Он считал единственным истинным жизненным благом телесные наслаждения. Именно его этическое учение, утверждающее удовольствие целью человеческого существования получило название гедонизм. К гедонизму всегда было множество вопросов. Самый главный из которых - как избежать страданий в поисках наслаждений, если сама потребность в наслаждениях и есть страдание? Эта дилемма даже породила пессимистичных гедонистов, не считающих возможным существование счастья для человека и проповедующих самоубийство посредством голодания. Вернемся к учению. Аристипп делил душу человека на две составляющие: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое проявление души. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, минуя при этом физическую боль. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического наслаждения. Как известно, идеям свойственно развиваться, и на смену Аристиппу пришел Эпикур. Эпикур - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура») - описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Его философия не принимает за конечную цель нахождение теоретической истины, она не устанавливает перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным и понятным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: - Отсутствие телесного страдания; - Невозмутимость души; - Дружба. Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип - удовольствие. Однако Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и примитивно, а благородно, как уравновешенное спокойствие. Он утверждал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения имеют строгий лимит. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых влечет за собой страдания. От прочих желаний следует отказаться. По правде сказать, этот мыслитель не был гедонистом. Однако, вплетя идеи Аристиппа в свою философию, он вдохнул в них новую жизнь. Эпикурейцы считали смыслом жизни не получение наслаждения, а отсутствие страданий. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами. Их учитель делил удовольствие на истинные и мнимые. Он утверждал, что не любое желание достойно удовлетворения, поскольку за некоторыми из них могут последовать страдания. Мечтой Эпикура была атараксия - это спокойное безмятежное состояние, лишенное нужд, а потому тождественное удовольствию. Эпикурейский идеал, скорее всего, недостижим, да и не факт, что это плохо. Скорее всего, наслаждение – редкая ценность. Система поощрения, к слову, работает в свою очередь ради предвкушения удовольствия, а не ради непосредственного его переживания. Таким образом, природа отправляет животных на нескончаемую охоту за пищей. Однако обещанной награды в конце зачастую не оказывается. В диких условиях удовольствия строго лимитированы и достаются не каждому. Человечество построило цивилизацию, изменив правила игры. Теперь мы надежно ограждены от множества опасностей, а удовольствия можно купить в ближайшем ларьке. Правда, большинство из них после сулят одни страдания, так что Эпикур, безусловно, прав, считая, что человек должен быть осмотрителен. Однако жизнь происходит здесь. Нет ничего важней данного момента. Как говорил Аристипп: [Только им мы можем свободно распоряжаться]. К сожалению, в нашей действительности не все это могут себе позволить. Во-первых, потому, что для этого требуются либо большие деньги, либо связи и возможности. А во-вторых, потому, что вокруг есть много людей, осуждающих подобный образ жизни, вот они своим мнением и сковывают гедонистов. Есть стереотипное предположение, что гедонист – это, грубо говоря, «балбес», который только и делает, что пьянствует, тусуется, получает удовольствие от этого. На самом деле это люди, которые живут ради своего удовольствия, но не каждое удовольствие является истинным. Истинным удовольствием является то, которое не имеет негативных последствий. Никаких страданий! Гедонизм исключает страдания. Нужно следить за тем, что расстраивает и почему это расстраивает. Необходимо сразу избавиться от таких вещей как общественное мнение. Гедонист не уделяет никакого внимания общественному мнению. Нужно прислушиваться к себе и делать только то, что нравится, и не бояться осуждения со стороны. Если вы не хотите куда-то идти - вы не идете, если вы не хотите чего-то пить или есть - вы не пьете и не едите, если вы не хотите здесь быть - уходите! Все просто. Выражается какой-то эгоизм. Да, с какой-то стороны это, грубо говоря, синонимы. Не ждите поддержки, гедонисту это не характерно, он сам гордится собой. Когда вы гордитесь собой, вы чувствуете круговорот благодарности, гордости и внутреннего роста, что стимулирует вас жить с собой вечно. Таким образом, общество в некотором смысле контролирует человека при помощи «жетонного метода»: поучился, потрудился – насладись. При этом понятно, что жизнь не может состоять из бесконечного потока удовольствий, потому что подобная форма существования, хоть она и возможна для некоторых (например, дети очень богатых родителей), ведет к моральному распаду и в итоге к социальной деградации. Есть один очень известный эксперимент: к центру удовольствия в мозге крысы присоединили электрод, а провод, идущий от него, соединили с педалью и сделали так, чтобы каждый раз, когда крыса нажимала на нее, электрический разряд стимулировал центр удовольствия. Через некоторое время крыса полностью отказалась от воды и еды и только жала на педаль, беспрестанно наслаждаясь, но удовольствие постепенно убивало ее. Именно поэтому гедонизм – это система ценностей, нуждающаяся в нравственно-моральном ограничителе, ведь без этого мы не сможем получать приятные эмоции от долгожданных событий или подарков. Может быть, это прозвучит надменно и цинично, но алкоголики и наркоманы – это такие же \"крысы\", которые забыли мир ради наслаждения: алкоголик ради бутылки, наркоман ради дозы, из-за чего они не могут больше наслаждаться этим процессом, его предвкушением и последствиями. Уловка зависимостей в том, что они дают быстрое ощущение счастья. А вообще-то в жизни момент счастья следует заслужить. Например, человек трудится-трудится, и когда работа закончена, он испытывает внезапный «укол» счастья. Но через некоторое время снова надо работать. Одним из подражаний данного учения является итальянский миллионер Джанлука Вакки. Девиз Вакки звучит как «Наслаждайтесь» (или Enjoy). По собственным словам, он однажды с ужасом осознал, что он ощущает себя грязным как внешне, так и в душе. И избрал путь к избавлению – приносить радость и себе, и окружающим. Своему стилю жизни он посвятил целую книгу и считает его предметом для подражания. Сам он является тем еще бездельником. Его поколение работает в разных сферах бизнеса, а он за свои 49 лет работал лишь 6. Сам же он наслаждается жизнью со своей женой, танцует и снимает это в интернет, отдыхает на островах. Ну что еще делать заядлому гедонисту? Вооружившись вышесказанным, нетрудно понять, что девиз «смысл жизни – гедонизм» может существовать только в случае, если удовольствие одухотворено и подчиняется определенным моральным ограничениям. Сами наслаждения не могут быть положены в основу жизни или человеческого счастья, потому что они всегда приводят вместе с собой скуку, и этого никак не избежать. Другое дело, когда человек находит удовольствие в труде или самопожертвовании, тогда выигрывает и он, и общество. К тому же любая, даже самая незначительная деятельность, которая не причиняет вреда окружающим и ведет к гармонизации внутреннего мира, может стать источником смысла жизни для человека. За редким исключением так полагали и мудрецы (Например, А. Шопенгауэр). Для них гедонизм в философии – это, прежде всего, не интенсивность удовольствий, а отсутствие страданий. Но сейчас и так большинство людей буквально сошли с ума на почве поклонения удовольствиям. Современный человек отчаянно жаждет наслаждений, гармонии внутренней и внешней жизни и поэтому покупает и покупает разные вещи, надеясь, что они заменят ему счастье. Таким образом, можно сделать вывод о том, что гедонизм в философии – это, главным образом, отсутствие страданий, а не постоянный мутный поток сомнительных чувственных удовольствий. В современном мире в бизнесе получил распространение такой термин, как инфантильный гедонизм – основной бич существующего общества. Подразумевает почти то же самое, что и обычный гедонизм – человек хочет, ничего не вкладывая или добавляя какой-то определенный минимум, получать всевозможные удовольствия жизни, и к этому приучает нас все наше окружение. Жизнь делится на два этапа: первый и второй. Детство, молодость – зрелость, старость. Есть четыре основополагающих ресурса: деньги, статус, время, энергия. Молодой человек – это высший статус, старик – низший. А как большинство людей на первом этапе жизни используют эти ресурсы? Они их бесполезно тратят. В молодости деньги очень быстро расходуются! Силы – без толку, а большая их часть уходит на развлечения, неразумный отдых. Что происходит на втором этапе в таком случае? Наступает дефицит ресурсов. И приходится прилагать усилия, чтобы заработать деньги, поддерживать форму! Ты должен уже созерцать, а у тебя нет на это времени. Ты начинаешь активно работать, но не имеешь для этого достаточного количества сил и времени. Но если представить, что на первом этапе жизни человек инвестирует эти ресурсы. Например, появляющиеся деньги и время он тратит на саморазвитие. Тогда на втором этапе жизни у него появляется профицит, то есть успех. Теперь вы понимаете, почему богатые люди настаивают на том, чтобы дети не пользовались всеми теми привилегиями, которые они заработали? Они хотят держать детей в дефиците ресурсов, чтобы они стремились выбраться из него. Надо ли говорить, что сейчас большинство человек на земле инфантильные гедонисты? Взять даже меня. Могла бы выбрать более интересную тему, расписала бы ее так же как и эту. Нет. Зачем? Проще же взять тему, которая хорошо известна, и не надо ничего искать, читать и так далее. Вернемся к сути. Если брать сферу бизнеса, то инфантильный гедонист хочет, чтобы компания обеспечила ему социальный пакет, чтобы он мог валяться на больничном, но при этом получать деньги, ходить на корпоративные вечера за счет компании. То есть он приходит в большие компании, чтобы получить удовольствие, а не развивать свой потенциал и добиваться успеха и так далее. Он приходит, чтобы получать удовольствие априори. Причем это проникло настолько глубоко в наше общество, что власть ограничивает возможность бизнесу давить на работника и вынуждает обеспечивать его все больше и больше бесплатными наслаждениями. Бизнес оказывается, так сказать, между «молотом и наковальней». То есть гедонисты и у власти и в низших социальных эшелонах. Но на самом деле надо все равно совершать аскезы, надо работать над собой, потому что, если ты использовал хоть одно мгновение жизни напрасно, впустую, ты увеличил страдания в своей судьбе. Когда человек стремится к работе над собой, развивается, раскаивается, что возрастает в его жизни? Счастье возрастает… Но здесь я никого не прошу становиться гедонистами или наоборот аскетами. Я призываю наслаждаться, предлагаю обратить внимание на настоящий момент и сделать его лучше. Обними любимого человека или налей себе кофе, наслаждаясь одиночеством, поставь музыку. Представь, несметные полчища живых существ тратят свои скоротечные жизни на жестокую борьбу в погоне за мимолетным счастьем, пожиная невзгоды и в большинстве своем, погибая, так и не получив желаемого. Самые счастливые из них, насладившись сиюминутным удовольствием. обречены на продолжение борьбы, будучи прикованы к огромному космическому кому, который несется сквозь пустоту из неоткуда в никуда. И посреди всей этой вакханалии ты, сидишь, читаешь, наслаждаешься чашечкой кофе.… Так, наслаждайся! Литература: 1) http://studbooks.net/824274/filosofiya/gedonizm 2) Т. Адорно. // «Социологические исследования.» -1993.-№ 3. С.20-36 3) С.Ф. Анисимов, «Ценности реальные и мнимые» /1972.-159 с. 4) М.М. Шахнович «Эпикуреизм в европейской философии XV-XVII вв.» С. 56-81.