УДК 128 Цель и смысл жизни человека Колокольчикова Влада Евгеньевна Студентка 1 курса Высшая школа сервиса Группа ССДб-17-2 Электронная почта: vlada_msk@mail.ru ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Москва, Россия Аннотация: Данная статья посвящена одной из ключевых проблем, как философии, так и всего человечества в целом – проблеме смысла жизни. Смысл жизни – это вопрос о предназначении человека в этом мире, для чего человек живёт? В различные исторические эпохи люди по-разному определяли цель своего существования. В современном мире существует несколько ответов на этот вопрос: для одних жизненная цель – это успешность, семейная жизнь, религия, а для других – это полный отказ от поисков смысла бытия. В данной статье будет рассмотрена краткая история вопроса и современные точки зрения. Также я рассмотрела основные концепции смысла человеческого существования: пессимистическую, скептическую и оптимистическую. Целью статьи является определение полного смысла существования в условиях современного мира. Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым. И нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в ближайшем будущем. Ключевые слова: смысл жизни, цель жизни, человек, личность. Миллионы людей, независимо от пола, возраста, расы, места проживания, очень часто задаются вопросом «Зачем я живу? Что является смыслом моей жизни?». Каждый человек отвечает по-своему. Это зависит от личного опыта и полученных знаний. Именно поэтому проблема бытия является одной из главных философских проблем. Эти мысли приходят в голову детям и всему молодому поколению, о чём говорят рассуждения в стихах и различных литературных произведениях. Поэтому актуальность выбранной темы возникла со времён существования человечества. Данная проблема очень сложна, её пытались решить многие философы и мыслители прошлого, также она находится в центре внимания современной философии. С древнейших времён разные идеологии по-разному пытались ответить на эти вопросы: • Древнеиндийская религия, буддизм, считала целью существования достижение «высшего состояния» - нирваны. • Древнекитайское направление, даосизм, видело основной смысл жизни в постижении Дао (единого объективного закона, которому подчинён весь мир). Одной из древнейших является концепция Экклесиаста. В ней подчёркивается, что жизнь человека ничтожна. Экклесиаст считает, что это «бессмыслица», «нелепость» и «чепуха». Античная философия подарила миру великих философов: • Сократ считал, что назначение человечества – исследовать природу, совершенствовать душу на основе этических знаний. • Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое он получает, когда совершает эти поступки. • Эпикур – достижение личного счастья, покоя и блаженства. • Диоген Синопский – внутренняя свобода, презрение богатства. В эпоху Средневековья произошёл переход от плюрализма мнений и взглядов к единой общеобразовательной идеологии – христианству. Ключевой идеей тут является спасение души, обретение Царства Небесного (путём служения Богу). Европейские философы, также как и античные, имели разные точки зрения по решению этого вопроса: • Маркс – борьба за коммунизм. • Ницше – «воля к власти» • и т. д. Одна из точек зрения утверждает, что смысл жизни в поиске удовольствия. В словарях описывают удовольствие как положительно окрашенные эмоции, сопровождающие удовлетворение одной или нескольких потребностей. Так, например, сон для уставшего, ванна для замёрзшего, еда для голодного – будет проявлением наслаждения. Впервые данную концепцию выдвинул Эпикур. По прошествии времени его концепция потерпела некоторые изменения. Если следовать теории Эпикура, то человек начинает зависеть от наслаждения и готов пойти на любые жертвы для преодоления этого чувства. Но в современном обществе распространяются очень сомнительные удовольствия: наркотики, табак и алкоголь. Употребляя эти «удовольствия», человек становится очень зависимым от них, принося огромный вред своему организму (физическому и психическому состоянию организма). Также, данные привычки могут очень плохо отразиться на моральном облике человека. Однако в обществе, очень часто, увлекаясь удовлетворением даже здоровых потребностей, делается из этого культ. Например, чтобы наесться человеку становится не достаточно стандартного обеда, он начинает включать в свой рацион деликатесы. В его гардеробе становится очень много лишних и ненужных ему вещей. Сначала может показаться, что в этом нет ничего плохого, но если задуматься, то можно понять, что такие привычки очень плохо сказываются на нравственном облике человека. Ужасно то, что для удовлетворения своих потребностей, человек может переступать через социальные, моральные, а иногда и даже через правовые нормы. Безусловно, вещи, которые приносят нам удовольствия, делают нашу жизнь ярче, но я считаю, что не стоит видеть смысл всей своей жизни в наслаждении. На сегодняшний день всё больше и больше распространяется мнение, что основная цель жизни – это завоевание успеха. Но каждый человек трактует это определение по-разному: для одних, это достижение в области карьеры и образования; а для других, слава, власть и денежное благосостояние. Люди готовы потратить все свои силы, чтобы преуспеть в какой-либо сфере жизнедеятельности. Он стремится доказать то, что нужен обществу. Данную концепцию можно охарактеризовать как самосовершенствование. Развитие личности должно быть средством познания смысла существования, но не являться этим смыслом. Для того, чтобы это доказать существует хороший исторический пример – «Эпос о Гильгамеше» из Древней Месопотамии. Главный герой произведения Гильгамеш – могучий герой, проводящий молодость в развлечениях, плотских утехах и ратных подвигах. Он ищет славы, полагая, что память людей сделает его бессмертным. Однако столкнувшись лицом к лицу со смертью (умирает лучший друг Гильгамеша Энкиду), герой отказывается от прежних идеалов, отправляется на поиски истинного источника вечной жизни. Таким образом, «Эпос о Гильгамеше» демонстрирует несостоятельность утверждения об успешности, как смысле жизни. Успех – это скорее мотивация, а не цель. Для многих людей смыслом жизни является семья. Можно по-разному рассматривать этот подход. С одной стороны, это создание и здоровое развитие данного социального института. С другой же, это жизнь для будущих потомков (более широкий смысл). Человек, для которого смыслом жизни является семья, считает себя частью огромного организма – человечества, он рад внести в эту систему любой вклад и передаёт ей свой опыт. Очень ярко этот принцип проявлялся в СССР: весь советский народ верил, что его дети, внуки и правнуки будут жить при коммунизме и делали всё возможное для осуществления этой цели. Конечно, данная концепция очень благородна, по сравнению с предыдущими, но если каждое поколение так надеется на будущее, то что же останется настоящему? Я считаю, что стоит искать смысл жизни в рамках собственного бытия, при этом, не забывая, что от наших поступков, хотя и в микроскопической степени, зависит судьба всего человечества. Рождение и воспитание новых членов социума – важная задача каждого из нас, но не центральная. Как столетия назад, так и сейчас, миллионы людей посвящают свою жизнь религии. Проблема смысла жизни и смерти является одной из главных в любой религии. Вера помогает преодолеть страх смерти, предполагая, что человек обретёт бессмертие «на том свете». Но не стоит забывать, что вечное блаженство нужно заслужить, прожив земную жизнь по Божьим законам. Таким образом, целью существования является служение Богу. Духовный путь христианской религии заключается в том, чтобы жить по заповедям Божьим, в смирении, кротости, телесном воздержании, любви к ближнему и самоотречении. Подобным образом жизни, молитвой и постом, человек познаёт Бога, становится ближе к нему, а значит ближе и к Царству Небесному. «Основное назначение души – в познании необозримых по своему числу истин, источником которых является Бог» - утверждает христианский теолог и философ Августин Блаженный. Видеть смысл жизни в том, чтобы следовать путём, предрешённым Богом, максимально используя свои способности, - одно из самых достойных убеждений человечества. Однако люди не замечают важнейших законов религии, пренебрегая постулатом о том, что свобода личности одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Существует множество примеров того, как люди, считая себя носителями той или иной веры, совершают вещи, не только не относящиеся к данному религиозному учению, но и прямо противоположные ему. Например, святая инквизиция – карательный орган католической церкви, который преследовал любых противников церкви и наводил ужас на жителей Средневековой Европы. Церковь, карала всех подряд, в том числе и невинных людей, для упрочнения своей позиции и распространения католицизма. Также Средневековая церковь была очень коррумпирована. Существовала бумага, индульгенция, которая предполагала отпущение грехов за выплату. По сути, средневековые власти вели очень выгодную политику, прикрываясь религией. Но учение Христа не предполагало ни жестокости инквизиции, ни отпущения грехов за деньги. Всё это доказывает, что в процессе общественного развития люди искажают религиозные учения, потакая собственным порокам. Кроме того, рассматривая религию в качестве смысла существования, можно столкнуться с проблемой, которая была затронута при обосновании тезиса о семье: смысл жизни выносится за её пределы. В наши дни данный вопрос не потерял актуальности, он стал одним из центральных вопросов философской антропологии. Рассмотрим несколько наиболее распространённых современных точек зрения по этой теме. Обратим внимание на ещё одно мнение, которое формулируется так: «Смысл жизни – это сама жизнь». По-другому можно сказать, что я существую здесь и сейчас, именно от меня зависит то, какой будет моя жизнь и какими событиями она будет наполнена. Данную точку зрения отстаивал немецкий философ Эрих Фромм: «В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придаёт ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно. Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, кем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность». Концепция «смысл жизни – сама жизнь» очень контрастна с религиозной. Первая – материалистическая – предполагает, что люди не знают, что же будет дальше. Они живут сегодняшним днём. Другие, напротив, стараются достичь блаженства после своей смерти. Следовательно, согласно первой точки зрения, смысл жизни убивается смертью. Тем самым между этими двумя концепциями возникает дилемма. Может быть, стоит найти какой-то баланс, которого можно достичь, наполнив свою жизнь любовью. Любовь – чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность и устремлённость к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии – таково классическое определение. Но понятие «любовь» является очень многозначным. В нашей статье речь пойдёт об агапэ, о жертвенной и бескорыстной любви. Человек, который любит, готов принести себя в жертву ради любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым. Данный вид любви можно встретить даже у друзей. Также речь о такой любви идёт в христианстве – жертвенная любовь к ближнему. Данный вид любви не даётся человеку свыше, он получает её в процессе развития личности. Наполняя свою жизнь агапэ, человек познаёт как самого себя, так и Вселенную. Он находится в гармонии с окружающим миром, значит, он правильно понял религию и находит единение с Богом. Любовь и бережное отношение к людям, к природе – это источник, из которого рождается смысл жизни. Человек, который может наполнить свою жизнь смыслом – это человек, который несёт любовь людям. Ведь зачастую мы находим смысл своей жизни в людях, которых мы очень сильно любим. В данной статье мне хотелось бы упомянуть точку зрения русского философа Е. Н. Трубецкого. Он считал, что смысла, который мы пытаемся найти в повседневной жизни, не существует вовсе. Будничный опыт свидетельствует о том, что человеческое существование абсолютно бессмысленно. По мнению Трубецкого, когда человек начал размышлять о смысле жизни, вся жизнь представлялась ему в виде замкнутого круга. Таким образом, философ приходит к выводу, что вся жизнь должна представлять собой стремление к какой-либо цели. Многие философы утверждают, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов – объективных и субъективных. Безусловно, они в этом правы. К объективным факторам относятся социально-экономические условия, которые сложились в обществе, политическая система, которая функционирует в этом обществе, состояние войны и мира и т. д. Важную роль в выборе смысла жизни играют также субъективные качества личности – характер, воля, практичность и т. д. М. Горький писал: «Смысл жизни в красоте и силе стремления к целям, и нужно, чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель». Прочитав данную цитату, у меня возник вопрос, что же понимается под понятием «высокая цель». Высокой целью можно считать ту, которая приводит человека к истине. Стремление человека к истине вдохновляет и направляет его в правильное русло, тем самым наполняет его жизнь смыслом. Понятие смысл жизни можно рассмотреть с разных позиций: • с рациональных, • с иррациональных религиозных традиций, • как проблема реализации содержания некоего мирового духа, абсолютной идеи (Гегель), • как психологическое состояние индивида и деятельное осуществление себя личностью. Смысл жизни оказывается для человека стержнем, на котором держится «Я» и без которого он не может существовать. Всю трудность смысла жизни человек начинает осознавать тогда, когда задумывается о смерти. Чтобы найти смысл жизни, человек должен быть личностью, способной это сделать. Личность, умеющая наполнить свою жизнь смыслом – это личность, несущая любовь к людям в своем сердце. Сегодня общественно-исторические условия в России и в мире, казалось бы, кардинально позитивно изменяются. Открываются качественно новые каналы информации и просторы свободомыслия. И возникает впечатление, что в результате этих изменений создаются основания и условия для абсолютного «снятия» вопроса о смысле жизни. Однако именно в наши дни человек испытывает «дефицит» смысла жизни, возможно, самый острый, чем когда-либо прежде: для современного человека проблема всеобщего смысла истории становится особенно трудной и дробится на множество мелких, но тяжёлых осколков индивидуальных вопросов о смысле конкретных человеческих жизней. Для большинства людей насущной повседневной задачей становится выживание. А нередким результатом усилий выйти к жизни, достойной человека, оказывается абсурд. Это крайне опасная ситуация: если в человеческой жизни смысл вытесняется абсурдом, то происходит разрушение личности, приобретающее масштабы общественного явления, а значит, деградирует и общество. При сохранении кризисных тенденций распад личности и общества может стать необратимым. Положение усугубляется тем, что ценность самой человеческой жизни сведена до минимума. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс. Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом – далеко не одно и то же. К. Маркс писал: «Время – это простор для развития способностей». Смысл жизни индивидуален, субъективен. Он создаётся человеком благодаря его собственным усилиям. Жизнь должна иметь смысл в себе, а не за своими пределами. Индивидуальная жизнь получает смысл как частица совместной общей жизни людей, в то время как человек, живущий только для себя, теряет смысл жизни потому, что отрывает свою индивидуальную жизнь от общей жизни. Человек, живущий только для себя, боится смерти, так как смерть для него является жестоким и бессмысленным концом всего. Размышления о смысле жизни и смерти у каждого человека индивидуальны. Каждый из нас по-своему переживает этапы своей жизни. Всем рано или поздно приходится подводить итог. Именно перед лицом смерти мы начинаем осознавать, что же было для нас смыслом жизни. Это происходит потому, что перед глазами начинает мелькать кинолента всей нашей жизни, и только тогда мы понимаем, в какие моменты всё могло бы пойти иначе. Однако найти смысл это ещё полдела, его необходимо ещё осуществить. у каждого из нас смысл жизни уникален и мы сами несём ответственность за его осуществление. Осуществление смысла жизни – процесс очень не простой, он не совершается автоматически, если смысл жизни найден. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым себя; происходит процесс самоактуализации. Он является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее, человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и т.д. Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в высочайшей степени. «…Смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чём смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращён вопрос» Человечество тысячи лет пытается ответить на вопрос о смысле жизни. Но даже современное общество не может дать на него однозначный ответ. Каждый из нас сам выбирает, как ему прожить эту жизнь: будет ли он существовать ради служения религии, ради получения удовольствия, завоевания успеха или же это будет бытие ради бытия. Однако не стоит забывать наполнять свою жизнь единственным верным чувством – любовью. Смысл жизни способен найти каждый. Это сделать не просто. Каждый человек вследствие своей индивидуальности найдёт свой смысл. Жизнь, прожитая без сожалений, наполненная радостью, любовью, надеждой и трудом обретает смысл. Литература Горобец Т.Н. Значение смысла жизни в формировании современного российского общества - 2002. - 32 с. Иконникова Н.И. Бытие человека как целостная система: автореф. дисс. д-ра филос. н. М., 2004. - 39 с. Смысл человеческой жизни. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 1992.-С. 20-24