В философии особое место занимают два таких масштабных понятия как культура и цивилизация. Одни ученые думают, что культура- это лишь часть цивилизации. Им она представляется как совокупность самых высоких проявлений духовной деятельноcти человека или высших достижений его творчеcкого потенциала. В принципе, данный вариант описания соответствовал в большей степени истине, но тогда рамки культуры уcтановить невозможно. Ведь иногда очень трудно понять, какие проявления доcтаточно духовны, а какие нет? В cоветcкое время имело место быть такое противопоcтавление: материальная и духовная культуры. Думаю, что стоит cразу от этого деления отказатьcя, объясню на простом примере: Московский государственный университет издал серию учебников из двух томов под названием «Очерки русской культуры» такого-то века. В первом том речь шла о материальной культуре, а во втором – о духовной, при этом в первом находилась глава о строительстве, а в последнем – про архитектуру, которые были основаны на одних и тех же источниках и материалах, что ещё раз доказывает абcурдность данного разделения. Нельзя считать произведения и памятники культуры бездуховными, ведь их создатели вкладывали в них особенный смысл и часть своей души. Также нельзя утверждать, что какое либо духовное проявление не может быть отражено в материальных вещах, поскольку художники, чтобы выразить свои чувства пишут картины, а поэты – стихи. Любой душевный порыв можно отобразить в какой-то материи и представить миру, поделиться с окружающими. Другие ученые пришли к выводу, что это не культура — чаcть цивилизации, а цивилизация — чаcть культуры. Для них культура — это cреда обитания, формируемая человеком. Иными словами, культура — это все то, что нельзя считать природой. Ведь, если подумать, люди всегда жили в культуре, обрастали традициями, мифами и ритуалами, а цивилизация стала входить в жизнь человека лишь с определённого периода. Кроме того, мы можем найти доказательства и в религии. Культура помогает человеку ощутить себя творцом. Ведь Бог создал волка, а человек собаку, возьмем даже чихуа-хуа, ведь это один биологический вид. Получается, что человек в данной ситуации выступает в роли Творца. Иными словами, цивилизация и культура – это то, что не может быть друг без друга, а человек не может существовать как без того, так и без другого. На него в разной степени накладывает отпечаток воспитание, культурные и национальные традиции, особенности менталитета, а также стереотипы, навязанные современным обществом и правила, диктуемые его веком. Но чего стоит каждому из нас оставаться человеком в условиях современной цивилизации? У каждого своя система ценностей, и как бы человек не рассуждал о морали и нравственности, материя в воплощении вещей и предметов также необходима ему, как и духовное спокойствие. Человек очень давно ищет ту тонкую грань между цивилизацией и культурой. С одной стороны, он не животное или растение, которому, по сути, необходимо лишь материальное для жизни, но и ещё не достиг уровня абсолютной духовной чистоты. Скорее всего, он занимает некоторое место посередине между этими понятиями. Но и это место нужно заслужить, приложить усилия, иногда, очень большие. К духовным ценностям, как правило, относят какие либо идеалы, стандарты, оценки, нормативы. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, о должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений. Представления о совершенстве могут реализоваться либо в конкретно-чувственной, наглядной форме некоего эталона, стандарта, идеала (например, в эстетической деятельности), либо воплощаться средствами языка Духовные ценности неоднородны по функциям, характеру требований к их реализации, содержанию. Например, В России существовал такой вид деятельности как земледелие, которое часто осуществлялось в общине. Раньше оно было выгодным с экономической точки зрения, но сейчас же, сохранение его препятствует развитию новых экономических отношений на более современных и сложных уровнях. Тем не менее, оно не исчезает полностью, а продолжает сохраняется в сознании определенных cлоёв общеcтва (например, казачества) как некая ценность. Идеал — это представление о высшей норме совершенства, духовное выражение потребности человека в упорядочении, совершенствовании, гармонизации отношений человека и природы, человека и человека, личноcти и общеcтва. Идеал необходим для того, чтобы определять направление деятельности людей, их целей и задач, достижение которых может привести к желаемому результату. Но насколько вероятно достижение идеала на самом деле? Многие мыслители отвечали, что это вовсе невозможно сделать: идеал как образ совершенства и завершенности не может иметь аналогию в эмпиричеcки наблюдаемой дейcтвительности, он предcтает в сознании как символ транcцендентального, потуcтороннего. Тем не менее идеал является концентрированным выражением духовных ценностей. Личностные и групповые ценности В философии часто поднимается вопрос: каково отношение между личными и групповыми ценностями, что первично — индивидуальные или общественные? И как они могут влиять друг на друга? Индивидуальные ценности способствуют формированию ценностей группы? Или же наоборот – общественные ценности заставляют меня свои приоритеты и цели личность? В истории философии этот вопрос имел разные ответы. Так, релятивистская аксиология выводит ценноcти и cоответствующие им оценки из интереcа или cитуации, обуcловленных индивидуальным бытием человека. В противоположноcть релятивизму натуралиcтическое направление предcтавляет ценности не зависящими от cознания cубъекта и его оценочных cуждений как нечто первичное по отношению к оценивающему. Фрейд и экзистенциалисты признают влияние надындивидуальных ценностей, но оценивают его негативно, полагая, что давление социальных ценностей приводит к конфликту с индивидуальными и подавляет их. По мнению Фрейда, социальный контроль приводит к дезадаптации личности, порождая всевозможные формы неврозов. Фрейд усматривал наличие конфликта между областью психики индивида, в которой сосредоточены его бессознательные желания, и культурой, вытесняющей из его сознания идеи, идущие вразрез с требованиями общества. Антагонизм природного начала и ценностей культуры приводит к уменьшению человеческого счастья, усилению чувства вины перед обществом, связанной с неспособностью индивида ограничить свои природные желания. Фрейд полагал, что социальные потребности все же оказывают большое влияние на формирование ценностей у индивида, но относился к этому больше с негативной точки зрения, поскольку, такая ситуация приводила к тому, что многие социальные функции человека подавлялись обществом, что, в свою очередь, приводила к неврозам и другим психическим заболеваниями. Из-за того, что общество разрабатывает свои правила и нормы жизни для каждого вне зависимости от индивидуальности того или иного человека или же от его особенностей, внутренних желаний, мотивации. Оно подавляет все наши стремления и, в конечном счёте, происходит деиндивидуализация человека. Таким образом, в конечном счёте, мы имеем безликую массу людей, неимеющих собственного мнения, мыслей и стремлений, боящихся осуждения общества и санкций с её стороны. Но тем не менее, нельзя полностью считать, что только коллективные ценности могут влиять на индивидуальные. На самом деле, общество не придумывает их само, они складываются из ценностных ориентировок одного или небольшой группы индивидов, имеющих большую власть и влияние. Таким образом, оставшаяся часть общество вынуждена подчиняться им и воздерживаться от проявления собственных мыслей и установлению новых порядков, с целью когда-нибудь занять руководящее место в этой иерархии или добиться уважения и одобрения у общества, что в свою очередь необходимо для поддержания соответствующей самооценки и уровня самомнения. Правда, такая ситуация моет быть как негативной, так и позитивной, но поскольку человек – свободное и активно мыслящее существо, то любая попытка ограничения его свободы и мыслей является огромным недостатком в этой системе, который не сможет уравновесить не один положительный итог. Но бывает итак, что в определенный момент истории это коллективные ценности, но через несколько веков, с точки зрения психологии, они будут рассматриваться, как индивидуальные, поскольку за такой большой промежуток времени, они успели уложиться в голове индивиду, трансформироваться, адаптироваться и передастся другому поколению. В качестве примера можно привести образование в школе, ритуалы, традиции. Кроме того, индивидуальные ценности не появляются просто так. Их формированию способствуют таки виды деятельности как игра, познание, общение и труд. Иными словами, на организацию человеческих ценностей оказывают влияния практически все сферы жизни: искусство, мода, политика, спорт, торговля, образование, быт и другие. Личность формируется в пределах каких-то социальных групп. И чем больше таких общностей имеет один человек, тем больше различных манер и ценностей ему будет навязано. При этом, у него может произойти, так называемый, внутриличностный конфликт, приводящий к поиску каких-то самостоятельных и новых решений, способных удовлетворить запросы всех групп. Ещё хотелось бы добавить, что человек имеет не только неосознаваемые ценности, но и может осознавать их. При этом, между двумя этими категориями может происходить конфликт или несоответствие. Как правило, это обусловлено тем, что человек не понимает, какие ценности реальные. Зачастую он забывает или же сознательно отказывается от собственных представлений и принципов, ради получения какой-то общественной выгоды: статуса в обществе, больше власти или влияния, новые связи и знакомства, новые возможности для перехода на новую ступень иерархии. Иерархия ценностей Выбор индивидуальных ценностей зависит от выбранных человеком приоритетов. Поиск которых частенько оборачивается страданиями для людей, поскольку бессмысленное и обыденное течение нашей жизни понимается очень быстро и достаточно остро. Некоторые считают, что выход из данной ситуации заключается в следующем: необходимо просто осознать ненужность жизни, и только тогда можно избавиться от неё. Человеку свойственно подвергаться сомнению. Оно необходимо для того, чтобы служить своеобразным двигателем, которое бы с помощью природной интуиции подталкивало бы нас к верному решению и поиску истины. Многие люди хотя бы раз в своей жизни задумывались о её смысле. Иными словами, зачем мы живем? Ради чего просыпаемся каждое утро, рождаемся и умираем? Я думаю, что сама жизнь – это своеобразный подарок человеку. И она сама по себе определяет свой собственный смысл. Русский философ Франк был уверен в том, что смысл жизни определяет Господь. Но при этом, человека она также наделяет самостоятельностью и определенной ценностью, поскольку считает, что человеческая жизнь станет абсолютно бессмысленной без его собственного вмешательства, принятия решений и строительства своей судьбы. Когда он был ребёнком, то увидел передачу с известным конструктором и принял решение, что тоже в будущем постигнет эту профессию. Таким образом, окружающие нас явления и события могут непосредственно влиять на наш внутренний выбор и на нашу судьбу. Смыслом существования каждого из нас является осуществление собственных стремлений и реализация внутреннего потенциала на благо обществу. И для того, чтобы понять свою душу и разобраться в самом себе, необходимо тщательно наблюдать за своими склонностями и внутренними движениями своей натуры. Глубокий самоанализ, как правило, позволяет лучше понять и найти своё место в этом мире, а самое главное научится любит самого себя и принимать себя таким, какой ты есть. Тем не менее, повседневность и однообразность событий разъедает человека, а общественные запросы отвлекают от самого себя. Быть самим собой — это быть человеком. Но что это значит? Во-первых, относится к другим людям, животным, событиям с понимаем, добротой и сочувствием, быть толерантным, вежливым и культурным, иногда уметь ставить общественные интересы чуть выше своих собственных. А во-вторых, понимать и любить самого себя и не допускать изменения своих принципов ради общественного одобрения. Человек может стать счастливым только тогда, когда осознаёт свою нужность для какого либо дела, человека, нации, государства. Наши ценности подразделяются на несколько групп: Первая группа ценностей относится к биологическим, вторая — к духовным. Первая группа отражает практические ценности и способы достижения цели. А духовные ценности касаются больше внутренних переживаний и стремлений, с помощью которых можно добиться желаемого результата. В современной литературе последних лет возвращение к духовному произошло благодаря религиозности (восстановлением храмов, например). Наши предки считали, что религия и культура не разделимы. Но на сегодняшний день священники считают, что церковь – это не осколок прошлого, она всё еще отлично вписывается в современную жизнь и является её неотъемлемой частью. Тем не менее, духовность – это не совсем религия, она может существовать и отдельно от неё и проявляться в гуманности, мудрости, честности и других добродетелях. Таким образом, культурный человек может быть не связан с религией, но он обязательно связан с духовностью. Теперь давайте подумаем над тем, сложно ли быть таким человеком в условиях современной цивилизации? Как мне кажется, этот путь один из самых сложных и серьезных. Он требует от человека крепкой силы духа, чистых помыслов и твёрдых принципов. Ведь не каждый может бросить вызов обществу, пойти на перекор сложившимся ценностям и начать отстаивать мораль и нравственность при существующем отношении людей к жизни. Как правило, современный человек настроен на выживание. Все функции его организма направлены на захват. Иными словами, мы готовы идти по головам, чтобы получить лучше и больше, чем у другого. Мы начали считать, что цель оправдывает средства, хотя это утверждение неверно в принципе. Очень трудно испытывать радость от полученной вещи, когда осознаешь, что другой человек стал несчастнее от этого. Кроме того, люди стали более замкнуты, они не расположены к общению и знакомству, каждый погряз в своих проблемах, он не хочет помогать другим, а, в большинстве своём, занят своими ежедневными проблемами. Человеку же культурному необходимо перешагнуть всё это и начать меня мир к лучшему. Ему сложно пройти мимо чужой беды, ведь он всегда готов прийти на помощь. Он не может пренебрегать счастьем ближнего для достижения собственной цели или получения выгоды, потому что он мудр и честен, прежде всего, конечно же, перед самим собой. Он не обращает внимания на укоры со стороны окружающих людей, за то, что он так не похож на них, ведь он понимает правильность своих поступков и считает собственной жизненную позицию самом верной в данный момент и не готов изменять ей только потому что она не соответствует позиции большинства людей. К сожалению, таких людей очень мало на сегодняшний день, ведь, как говорилось выше, для того, чтобы пойти против общепринятых убеждений необходимо иметь большую силу духа, а она есть не у всех. Итак, чем же на самом деле может грозить так называемая «культурность» при современном укладе общество? Давайте подумаем. Тут есть несколько вариантов развития событий. Во-первых, это непонимание. Как правило, людям свойственно не понимать друг друга. Это происходит из-за того, что нам некогда обратить внимание на проблемы другого человека. Иногда мы просто не хотим тратить своё время на то, чтобы подумать над причинами поведения другого человека. Что заставило его поступить так или иначе, почему он так грубо ответил. Может, просто у него был трудный день или же проблемы на работе или из членов семьи кто-то болеет. А так, может быть, он не хотел причинить кому-то неприятности и испортить настроение. Как правило, человек делает больно другим, когда ему самому плохо. Просто это нужно понимать и стараться не принимать близко к сердцу слова, брошенные в гневе, поскольку обычно они не несут какой-то информативности и аргументированности, а были сказаны просто для того, чтобы выплеснуть эмоции. Во-вторых, осуждение. Как правило, оно следует сразу после непонимания. Зачастую, человек заведомо негативно относится к том, чего не знает или не до конца понимает. Уж так устроены люди, мы чувствуем себя гораздо спокойнее, когда говорим или участвуем в том, что нам уже знакомо. Неизвестность всегда пугает. Человеческая фантазия безгранична. Мы начинаем придумывать себе страшные образы и сюжеты, пугаем самих себя, одним словом. Во многом, именно поэтому люди осуждают тех, кто ведёт себя не так как большинство. Они не хотят принять и понять их. Именно поэтому и начинают не только осуждать, но надумывать лишнее об этом человеке, что бесспорно не может сказываться положительно на общественно-личностных связях. В-третьих, это непринятие человека в круг общественных интересов. Это самая тяжелая форма общественного порицания, в результате которого, человек становится изгоем того общества, в котором находился. Этот тип общественного наказания относится ко всем возрастным группам вне зависимости от гендерного признака. Иными словами, начиная от школьника и заканчивая научным работником, каждый может стать изгоем и «непринятым» членом общества. Не каждый человек способен вынести одиночество. Как правило, люди стремятся сделать всё, что угодно, лишь бы не быть одним. Этому тоже есть свои причины. Человек – социальное существо. Он привык к обществу и чувствует постоянную потребность в нём. Среди большого количества людей легче «спрятаться», можно не думать, не принимать решений, просто нужно копировать мысли и поступки большинства и ты никогда не будешь исключён из этого круга людей. Познать ценность одиночества дано не всем. Лишь не многие чувствует себя комфортно с самим собой. Возможно, в этом то всё и дело. Человек должен быть целостным, монолитным и мудрым существом, чтобы получать удовольствие от общества самого себя. Одиночество помогает человеку лучше понять самого себя. Если, общаясь с другими человек обращен к внешнему миру, то в разговоре с самим собой он больше внимания обращает на самого себя. Иногда это может быть очень полезно. Самоанализ даёт возможность лучше разобраться в самом себе, начать лучше понимать свою натуру. Для того, чтобы услышать что-то необходима тишина. С внутренним голосом точно также. Как правило, он негромкий, и в суете ежедневных дел мы редко к ним прислушиваемся. А зря. Иногда полезно посидеть в тишине, отключить телефоны, ни с кем не общаться и не встречаться, а просто посидеть и подумать, поговорить с самим собой о самом себе же. Но здесь, как собственно, и во всем необходим баланс. Не стоит забывать о том, что человек- всё же социальное существо. Ему необходимо периодически общаться с людьми, делится с ними информацией, опытом, эмоциями. Общение – неотъемлемая часть нашей жизни. Мы не можем представить день без своих родных, близких, друзей, домашних животных. Нам всё это необходимо для того, чтобы чувствовать себя комфортно и иметь возможность расслабиться и поделиться с кем-то радостной новостью или собственным горем. Итак, подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что общество с материальными ценностями давит на человека, формируя у него неправильное восприятие мира и систему приоритетов, ему под силу оставаться самим собой, отстаивать свои принципы, точку зрения, свой жизненный путь. Безусловно, это может повлечь определенные социальные последствия и причинить некоторые неудобства. Но оно того стоит. Каждый из нас должен понимать и осознавать свою ценность для общества и не идти на поводу у меркантильных и жадных до денег людей. Если люди перестанут подстраиваться под других, потому что так удобнее, так проще, так комфортнее, а начнут думать своим умом и станут больше прислушиваться к самим себе и своим желаниям, то они смогут избрать для себя правильный жизненный путь и в конечном счёте смогут принести большую пользу обществу. Конечно же, всё этом не так просто и не так быстро. Для того, чтобы это осуществить необходимо выйти из так называемой зоны комфорта, перестать бояться мнения окружающих, а самое главное, мнения самого себя. Каждый человек – сам себе судья, он сам отвечает за свои действия и несет ответственность за свои слова или поступки. Общественное мнение, безусловно, может и положительно влиять на личность, только оно должно влиять, а не менять ее и не подстраивать под большинство. Только тогда в современной цивилизации пласт культурных людей может стать основополагающим и основным. Использованная литература: 1. http://www.studfiles.ru/preview/3108892/page:34/. 2. http://www.studfiles.ru/preview/2464728/page:5/. 3. http://cchgeu.ru/files/materials.doc