Китай – одна из самых древнейших держав античной истории, культуры, философии; одна из старейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, невзирая на все катаклизмы, свою особенность и целостность, свой уникальный менталитет. В общую культуру Китая внесли свой вклад большинство народов Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие свои уникальные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот особенный феномен, который называют китайской цивилизацией. Весьма значимым фактором в истории формирование культуры Китая является зарождение конфуцианства. В трудный период истории Китая оно сыграло роль великого социального интегратора и способствовало сплочению и упрочнению страны. Так что же такое конфуцианство, и какова роль учения Конфуция для китайского народа? Конфуцианство-это китайская этическая и философская система, разработанная на основе учения китайского философа Конфуция (551-478 гг. до н. э.). Это сложная система нравственной, социальной, политической, философской мысли, оказавшая огромное влияние на культуру и историю Восточной Азии. Основы Конфуцианства были заложены в 6 до н.э Конфуцием. Кун Фу-цзы (551-479 до н. э.) - мыслитель, политический деятель, педагог и основатель школы китайской мысли. Его учения, сохранившиеся в «Лун Юй» ( главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция фиксирующая его высказывания, заметки, диалоги ), легли в основу многих последующих китайских домыслов об образовании идеального человека, о том, как такой человек должен жить своей жизнью и взаимодействовать с другими, и о формах общества и власти, в которых он должен участвовать. Многие из легенд, окружающих Конфуция, были включены историком двора династии Хань, Сыма Цянь (145-С. 85 г. до н. э.), в его известную и часто цитируемую книгу «Ши Цзи» (переводиться как «Исторические записки» является первой всеобщей историей Китая) в конце 2 века до нашей эры. Согласно этому сборнику записок, предки Конфуция были членами Королевского государства. Его великий Дед, спасаясь от смуты в родной деревне, переехал в Лу, где-то недалеко от нынешнего города Куфу на юго-востоке Шаньдуна, где семья обнищала. Конфуций, по словам Сыма Цянь и других источников, пережил нищее и унижающее детство и был вынужден, по достижении совершеннолетия, заниматься такими мелочными делами, как учет и уход за скотом, сбор урожая. Сыма Цянь рассказывал историю о том, как Конфуций родился в ответ на молитвы своих родителей на священном холме и ему дали прозвище Чжун Ни ,Цю — холм, Ни — глина.. В Китае и в определьных странах с иероглифической письменности Конфуций известен как Кун Цю или Чжун Ни. Самое интересное, что фамилия Конфуция Кун означает буквально слова благодарности, когда молитвам ответили. Никто не знает, как был образован Конфуций, но традиция говорит о том, что он изучал ритуал с даосским мастером Лао Дэном, музыку с Чанг Хонгом, а лютню с музыкальным мастером Сианем. В своем среднем возрасте Конфуций собрал около себя группу учеников. Сыма Цянь и другие источники зафиксировали, что их было около трех тысяч. В возрасте пятидесяти лет, когда герцог Лу Дин был на троне, таланты Конфуция были признаны и он был назначен министром общественных работ, а затем министром преступности. Тем не менее, Конфуций, видимо, оскорбил членов Лу дворян, которые враждовали с Дюком Дином за власть и поэтому он был впоследствии вынужден уйти в отставку и пойти в ссылку. В компании своих учеников Конфуций покинул Лу и путешествовал по штатам Вэй, Песня, Чэнь, Кай, и, Чу, якобы ища правителя, который мог бы нанять его, но вместо встречи с таким правителем он сталкивался с равнодушием а, иногда, с серьезными трудностями и опасностями. Конфуций вернулся в Лу в 484 г. до н. э. и провел остаток своей жизни там. К 4-му веку до н. э., Конфуций был признан одним из самых ярчайших мыслителей всех веков. Китайский философ, Мэн-цзы сказал о Конфуции так: «с тех пор, как человек пришел в этот мир, там никогда не было более великого человека, чем Конфуций». Мэн-цзы подразумевает, что Конфуций был одним из великих мудреца царей, которые, по его расчетам, возникает каждые 500 лет. Так все же в чем состоит суть учение Конфуция? Конфуций изложил систему социальной и политической философии, которую он передал группе учеников. Его учения и поговорки позже были собраны учениками Конфуция в книге, известной на Западе как «Аналекты Конфуция». Конфуций также традиционно считался автором или, по крайней мере, редактором классических конфуцианских текстов, называемых пятью классиками. Конфуций сказал, что он не новатор, и что все его учения были лишь повторением того, что было правдой в прошлом. Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю, в древность и люблю ее». («Лунь Юй,»7.1).Он говорил, что общество отошло от прежнего Золотого века, и его задача - вернуть его в надлежащее состояние. Обращения к древней власти, вероятно, были обычными в то время, и это не правда, что Конфуций просто связывал идеи, которые существовали раньше. На самом деле, есть основания полагать, что многое из того, чему учил Конфуций, было революционным в то время, о чем свидетельствует тот факт, что после его смерти китайские императоры пытались подавить распространение конфуцианства путем сжигания его книг и изгнания конфуцианских ученых. Однако конфуцианство и учение Конфуция в конечном итоге победило (возобладало), и конфуцианство получило высочайшее одобрение и пришло к тому, чтобы быть принятым в качестве государственной \"религии\". Привилегированное положение конфуцианства в китайском обществе длилось в течение многих столетий, вплоть до коммунистического захвата, и оказало глубокое влияние на развитие Китая. Учения Конфуция сосредоточены на двух взаимосвязанных областях: социальные учения, которые касаются надлежащего поведения личности в обществе и его коллег, и политические учения, которые касаются искусства управления и надлежащего отношения правителя к правящем. По его мнению, образование имеет центральное значение для обеспечения надлежащего поведения, как в обществе, так и в правительстве. Социальные учения Конфуция. Конфуций учил, что люди должны проявлять сострадание к другим, и, чтобы они относились к другим, таким образом, так как бы они хотели, чтобы относились к ним: «чего не желаешь себе, не делай другим» («Лунь Юй»12.2) Чтобы быть сострадательными, люди должны избегать самовлюбленности и быть «простыми в манере и медленными словами». Они должны практиковать альтруизм и сдержанность. Конфуций учил, что ключом к достижению должного самообладания – это соблюдение правильного ритуала. В учении Конфуция, ритуал включает в себя как почитание умерших предков, а также более широкое понятие этикета и правильного социального взаимодействия. Конфуций учил, что между членами социальных отношений возникают взаимные обязательства, например, между мужем и женой, родителями и детьми, старшим братом и младшим братом, и так далее. Соблюдение надлежащего поведения, ожидаемого между членами этих групп, гарантировало бы гармоничные отношения между ними, а также послужило бы основой справедливого стабильного общества. Учения Конфуция подчеркнули важность соблюдения ритуала. Он сказал: «Посмотрите ни на что не вопреки ритуалу, ничего не слушайте вопреки ритуалу, ничего не говорите вопреки ритуалу или ритуалу, никогда не мешайте руке или ноге вопреки ритуалу» («Лунь Юй» 12.1) В обществе Конфуций предписывал следующие основные обряды или ритуалы: Покрывание (радостный случай, когда сын достиг мужества в свой двадцатый день рождения - аналог Бар-Мицвы), брак, траурные обряды, жертвы, праздники . Эти церемонии были достаточно сложными и обрядовыми. Хотя для западных жителей упор на ритуал может показаться ошеломляющим и угнетающим, следует помнить, что руководящий принцип в социальных учениях Конфуция состоит в том, что люди должны следовать пяти добродетелям и любить друг друга и относиться друг к другу с добротой, которая является концепцией, разделяемой всеми великими религиями и гуманистическими философиями. По мнению Конфуция Человечество является ядром конфуцианства. Есть классическая Учан (五常), состоящая из пяти элементов: Жэнь (仁, человечность), И (义, справедливость), Ли (礼, ритуал), Чжи (智, знания), Синь (信, целостность), а также классические Сизи (四字) с четырьмя стихиями: Чжун (忠, лояльность), Сяо (孝, Сыновней почтительности), Цзе (节, Continency), Йи (义, праведность). Есть еще много других элементов, таких как Чэн (诚, честность), Шу (恕, доброта и прощение), лиан (廉, честность и чистота), Чи (恥, позор, судья и чувство правильного и неправильного), Ен (勇, храбрость), Вэнь (温, добрая и ласковая), Лян (良, хорошими, добрыми), Гун (恭, уважительное, благоговейное), Цзянь(俭, бережливый), РАН (让 скромно, скромный). Среди всех элементов основы Рен (человечество) и Йи (праведность). Так все же, какой должен быть идеал, по мнению Конфуция? В учении Конфуция «благородный муж» играет роль «абсолюта», и этот образ на долгое время стал для китайского народа эталоном, к которому нужно стремиться. Чтобы понять, кто такой и каким должен быть «благородный муж» нужно знать истоки его появления, с чего все начиналось. А начиналось все с изучение Дао одной из основных категорий древнекитайской философии. Центральная идея трактата «Дао-дэ цзин», которая не могла оставить Конфуция равнодушным: «Дао предшествовало всем вещам, оно породило их, оно - Мать Поднебесной» [4;187] Дао воплощает в себе идею вечности, что близко к понятию природы. Высказываясь о существе человеческой природы, Конфуций не случайно обратился к понятию «Дао». Он мог бы воздействовать на стремление к богатству и знатности при помощи терминов и понятий, таких как ли - правила, ритуал, - и фа - установления, законы. Использование понятия «Дао» Кун Цю связывает с человеком, цель - показать большое значение, которое он придавал проблеме воспитания нового человека. Вся суть учения Дао - вступить на путь познания истины. Когда человек познает Дао, ему открывается истина, а это означает, то что его жизненный путь окончен. Но не каждый человек способен овладеть Дао, и именно поэтому Конфуций делит людей на три категории: 1)Цзюнь-цзы («благородный муж») - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям. 2)Жэнь - обычные люди. 3)Сяо жэнь - «низкий человек» Так все же какими качествами обладает идеальный человек («благородный муж») по мнению Конфуция? Конфуций наделил «благородного мужа» разными качествами, но мы выделим самые главные: «Учитель сказал: благородный муж думает о правильном пути и не думает о еде. Когда работаешь на пашне, тебя подстерегает голод; когда занимаешься учением, тебя ждет довольство. Благородный муж беспокоится о правильном пути и не беспокоится о бедности». [5; 117] «Кун-цзы сказал: благородный муж думает о девяти [вещах]: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». [5; 124]. «Если благородный муж утратит человеколюбие, то можно ли считать его благородным мужем? Благородный муж обладает человеколюбием даже во время еды. Он должен следовать человеколюбию, будучи крайне занятым. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи». [5;23] Появляется понятие «жэнь» - человеколюбие, гуманность. «Благородный муж не выделяет в Поднебесной одни дела и не пренебрегает другими, он поступает так, как велит долг». [5; 26] «Учитель сказал: благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». [5; 24] Мораль и закон также важны в поведении благородного мужа. Исходя из всего выше перечисленного, по мнению Конфуция можно выделить два наиболее важных фактора: «жэнь» и «вэнь». Первый фактор «жэнь» как было уже сказано, обозначает «человеколюбие». По мнению Конфуция, благородный человек должен относиться к людям очень гуманно, так как гуманность, человеколюбие является одним из основных положений его учения. Второй фактор «вэнь», можно перевести как - «культура». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без нее человек не может стать благородным. Конфуций считал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - так как оно потеряет жизнеспособность, не будет, происходит никакого развития , и, произойдет в конце концов, деградация . И в то же время общество не может включать в себя одних «вэнь» в этом случае развития тоже не будет происходить. Чтобы происходило развитие человека, он должен сочетать «вэнь» и «жэнь» в балансе, то есть сочетание природных качеств и приобретенных знаний, должно находиться на равном уровне. Главный ценностный критерий благородного мужа является «Хэ», с китайского переводиться как гармония. Когда благородный муж приобретает «Хэ», он открывает в себе все то, что не могли дать ему «вэнь» и «жэнь»: самостоятельность мышления, активность. Благородный муж склонен к гармонии, однако никак не к приноравливание к окружающим, низкий, же человек - наоборот. В этом и состоит суть «Хэ». «Философ сказал: благородный муж миролюбив, но не льстив, а низкий льстив, но не миролюбив». [3; 231] Конфуций считал человека центром его учения, он - основа общества и государства. Отходя от темы человека, «благородного мужа», так же очень важно то, что Конфуций думал об обществе в целом. Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Он понимал, какую угрозу несло распространение доносительства, тем более на близких родственников и считал, что подобное общество просто не имеет будущего. Конфуций считал, что нужно создать каркас, который укрепил бы общество на нравственных ценностях , и добился того, чтобы общество само избавилось от доносительства. По мнению Конфуция ,этот каркас должен основываться на таких понятиях как «жэнь», то есть «человеколюбие», «сяо», то есть «сыновья почтительность», что является ключевым в решении проблемы доносительства, «ли» - «этикет, ритуал»,. «чжи» - «ум, знание», «и» - «справедливость, долг»,. «чжун» - «преданность». «дэ» - «добродетель, одарённость, мораль». «чи» - «стыд».чжун юн - «принцип середины» «Учитель сказал: Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу [о старших]». [5; 34] Дальше Конфуций развивал это понятие, так как считал, что оно должно стать каркасом для общества. Он учил, что одной заботы о родителях мало, нужно проявлять искреннюю любовь и чувство глубокого уважения. «Сыновняя почтительность и братская любовь - это корень гуманности». [3; 143]. Конфуций отрицательно относился к богатству, и призывал людей к скромности в одежде и питании. И считал, что одна из важнейших частей здорового общества это то , что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности Так же Конфуций вывел четыре принципа взаимоотношения общества и Природы: 1) Чтобы стать достойным членом обществом, человек обязан углублять свои знания о природе, так как знания о природе обогащает духовный мир 2)Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. 3)Нужно бережно относиться, как к живому миру, так и к природным ресурсам. 4)Нужно регулярно благодарить Природу. Как было уже сказано выше, человек является основной единицей общества и от каждого человека зависит, какое будет общество. Кроме того, что Конфуций думал о человеке ,об обществе в целом, так же одним из его учении было учение о государстве. Большая часть учения Конфуция о государстве сосредоточена на искусстве управления и на том, как должен действовать правитель. В отличие от Макиавелли, который изложил концепцию аморальной государственности, в которой он советовал правителю о том, чтобы явиться справедливым, чтобы завоевать доверие народа, в то же время, занимаясь угнетением и стратегиями, Конфуций же выступал за истинную справедливость и сострадание со стороны правителя и правящих. Как и в своих социальных учениях, Конфуций считал, что ключ к благому управлению лежит в каждом человеке, выполняющем свои обязанности, как предписано его положением в иерархии. Он заявил: «хорошее правительство состоит в том, что правитель является правителем, министр- министром, отец- отцом, а сын сыном.» («Лунь Юй» 12.11) Важно, чтобы правитель обладал добродетелью. Добродетель позволит правителю сохранить высшую позицию. Замечательно, учитывая насильственный характер своего времени, Конфуций считал, что правителям не следует прибегать к силе или угрозе наказания для поддержания власти. Он заявил: «Ваша работа - управлять, а не убивать». Как и в случае общественных отношений, таких как отношения, между родителями и детьми, мужьями и женами, Конфуций считал, что правители должны соблюдать надлежащий ритуал, чтобы сохранить свое положение и право на власть. Эти ритуалы включали в себя выдачу соответствующих жертвоприношений предкам в храмах предков, обмен подарками между представителями дворянства, которые связывали их вместе в паутине обязательств и актов этикета и приличий и то, как правильно кланяться. Политическая мысль Конфуция основывалась на его этической мысли и его убеждении, что правитель должен учиться самодисциплине, управлять своими предметами на собственном примере и относиться к ним с любовью и заботой. Он утверждал, что лучшей властью является та, которая правит через “обряды” (Ли) и естественную нравственность людей, а не с помощью взяточничества и принуждения. Он сказал: «Если люди будут руководствоваться законами, и единообразие между ними будет изыскиваться наказаниями, они будут пытаться избежать наказания и не имеют никакого чувства стыда. Если они будут руководить добродетелью и единообразием, стремящимися среди них через практику ритуальной добропорядочности, они будут обладать чувством стыда и придут к вам по собственному согласию» («Лунь Юй») Согласно разработанной Конфуцием схеме, всё управление государством строится на «ли», то есть соблюдении ритуала, правил. Исходя из этой схемы, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Что позволяет сделать вывод, что государство подобно обычной семье только больше. Из этого следует, что в государстве должны действовать те же принципы, что и в обществе, то есть отношения, построенные на гуманности, всеобщей любви и искренности. Весьма негативно Конфуций отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая зафиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом основывается на насилии над личностью. Так же была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, является принцип «Хэ». Наиболее тревожным для Конфуция было его восприятие того, что политические институты его времени были полностью разрушены. Он приписал этот крах тому факту, что те, кто обладал властью, а также те, кто занимал подчиненные должности, сделали это, претендуя на титулы, которых они не достойны. Так же важная роль отводилась Конфуцием внедрению Правил в общество. По его мнению, правитель должен следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция Правил Конфуция была тесно связана с идеей благородного мужа, потому что именно он являлся идеалом воплощения всех правил. По отношению к управлению государством Конфуций делил людей на два типа: управляющие и управляемые. Что касается управляющих, то этот образ пользуется готовым образом благородного мужа. И для управляющих Конфуцием были выведены четыре Дао, а именно то чем должен обладать каждый управляющий: 1)Чувство самоуважения. То есть люди, которые уважают себя, способны уважать и народ, и проявлять это уважении при принятие решений. 2)Чувство ответственности. То есть, тот кто управляет должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. 3)Чувство доброты при воспитании народа. То есть люди, которые обладают чувством доброты, способны не только лучше воспитать народ ,но и повысить на высокий уровень их моральные качества и образованность. 4)Чувство справедливости. То есть тот, кто управляет должен относиться ко всем со справедливостью, не выделяя никого. Так же при формирование модели идеального государства Конфуций уделил особое внимание традиционному верованию в божественную силу Неба, Оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которых зависит жизнь жителей Поднебесной. И именно, благородный муж способен правильно толковать земные проявления этой силы. Конфуций считал, что стабильность государства зависит от доверия народа. Очень большое внимание Конфуций уделял тяге к знаниям, и всячески её поощрял. Он заложил основы уважительности к труду, которые впоследствии обогатили духовную культуру Китая, став характерной чертой нации. Конфуций учил, что ключ к самообладанию - это самодисциплина и учеба. Он заявил, что «тот, кто учится, но не думает, потерян. Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности» («Лунь Юй» 2.15) В своем учении Конфуций не излагал, а скорее использовал заданные вопросы своих учеников и использовал аналогии с классическими текстами. По словам Конфуция: «Я только наставляю жаждущих и просвещаю пылких. Если я держу один угол, и студент не может вернуться ко мне с тремя другими, я не иду на урок» («Лунь Юй» 7.8). Призывая мужчин стать джентльменами или превосходящими мужчинами, Конфуций рекомендовал усердно учиться у мастера, знакомого с правилами правильного поведения. Он рекомендовал учиться у классиков. Со временем упор Конфуция на образование и его убеждение, что должность и звание должны основываться на заслугах, привели к созданию имперской бюрократии, в которой прием был основан не на рождении, а на том, насколько хорошо заявитель сделал на имперских экзаменах. Это была замечательная система, которая теоретически как минимум вознаграждала заслуги и поэтому набирала лучших кандидатов; Однако на практике школьная программа, основанная на соблюдении требований государственных экзаменов, стала тупиковой. Слишком большой упор был сделан на знание и способность. Цитировать классиков в науке и экономике, были проигнорированы. Хотя это и не было намерением Конфуция, результатом стало то, что китайская система образования создала традиционалистскую бюрократию, плохо оснащенную для решения военных и экономических проблем. Китай, в конце концов, был завоеван соседними варварами, которые создали свои династии, хотя они поддерживали систему образования и экзаменов. Когда стремительно растущие европейские державы пришли в Китай, Китай медленно перенял западные технологические инновации и в результате Китай пострадал от дальнейших унижений, так как был разделен между сферами влияния Германией, Англией и другими европейскими державами от 1800-х годов до Второй мировой войны. Таким образом, хочется сказать, что Учение Конфуция, довольно интересные и многосторонние, как и сама личность Конфуция и, безусловно, их нельзя рассматривать по отдельности. Его учения имеет большое значение для китайского народа, как и сама религия, конфуцианство, в ней заложена огромная система ценностей и современное общество, безусловно, может многое почерпнуть из учения Конфуция, хотя оно, для нынешнего народа, и не открывает ничего принципиально нового. В первую очередь наверно самое важно то, что его учения были основаны на древнекитайских традициях, что позволяет сохранить особенности и память о предках, свою уникальность. Разграничить учения Конфуция очень трудно, но можно рассматривать определенные сферы, такие как учение о человеке, обществе и государстве, об образование. В каждой такой сфере Конфуции выделял особенности, для него человек являлся центром его учения, он - основа общества и государства. По мнению Конфуция, благородный муж является идеальным человеком, он носитель «жэнь» и «вэнь». Главный ценностный критерий благородного мужа является «Хэ», с китайского переводиться как гармония. Когда благородный муж приобретает «Хэ», он открывает в себе все то, что не могли дать ему «вэнь» и «жэнь»: самостоятельность мышления, активность. Благородный муж обладает такими качествами: миролюбивый, справедливый, искренней, всегда думает о других, гуманный, для него важен долг и мораль. Что касается общество, то Конфуций считал, что каркас общество должен состоять из таких понятий как «жэнь», то есть «человеколюбие», «сяо», то есть «сыновья почтительность», что является ключевым в решении проблемы доносительства, «ли» - «этикет, ритуал»,. «чжи» - «ум, знание», «и» - «справедливость, долг»,. «чжун» - «преданность». «дэ» - «добродетель, одарённость, мораль». «чи» - «стыд».чжун юн - «принцип середины».Только то общество способно существованию в котором соблюдаются все эти нравственные ценности. Так же очень важную роль отводилась Конфуцием, поведенческому блоку «ли», то есть «ритуал». Каждый член общества с рождения и до самой смерти должен руководствоваться правилами этикета. Конфуций учил, что ключом к достижению должного самообладания – это соблюдение правильного ритуала. В учении Конфуция, ритуал включает в себя как почитание умерших предков, а также более широкое понятие этикета и правильного социального взаимодействия. Что касается учения о государстве, то большая часть учения была сосредоточена на искусстве управления и на том, как должен действовать правитель. Важно, чтобы правитель обладал добродетелью. Добродетель позволит правителю сохранить высшую позицию. Правитель должен учиться самодисциплине, управлять своими предметами на собственном примере и относиться к ним с любовью и заботой. Конфуций утверждал, что лучшей властью является та, которая правит через “обряды” (Ли) и естественную нравственность людей, а не с помощью взяточничества и принуждения. Что касается образования, Конфуций учил, что ключ к самообладанию - это самодисциплина и учеба. Чтобы добиться чего-то, нужно упорно учиться. Конфуций был великим человеком и философом, и его учения должны ставиться в пример нынешнему обществу, так как эти учения многому могут научить: как правильно поступать, как к чему относиться, какими нравственными ценностями должен обладать человек.