Человек в мире современных высоких технологий. Алетина Марина Евгеньевна, студентка 1 курса, группа ГДДбп-17-1а, факультет Гостиничное дело, marina_aletina@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация. Аннотация. Общество 21 века вступило в эпоху высоких технологий. Они вызвали определенные положительные и негативные культурные и социальные изменения во всех сферах современного общества. Высокие технологии оказывают значительное влияние на образ жизни, ценности и тело современного человека. Человек, философии, наука и техника в течении всей истории влияют друг на друга. Связи с этим, возникает необходимость в разъяснении влияния высоких технологий на науку и общество, а также анализ последствий такого влияния. Разработка высоких технологий в огромной степени влияет на социум и человека. Разворачивается информационная (компьютерная) революция. Расширяется сфера применения технических и технологических инновация, разрабатываются новые модели вычислительной техники и информационно-коммуникативных технологий. Благодаря научно-техническому прогрессу возникает и продолжает изменяться информационное общество, и оно уже рассматривается как ступень развития современной цивилизации. И, так как техника меняет само существование человека, возникает необходимости философского разъяснений над взаимодействием и взаимовлиянием двух этих сфер, а также встает вопрос об их взаимодействии с философией. Чем быстрее развиваются современных технологий, тем больше эта проблема растет и вносит негативный элемент в жизнь общества. Все меньше аспектов человеческой деятельности остаются независимыми от влияния техники. Технологические инновации расшатывают традиционные основы общественной жизни. Эти изменения существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и самого человека, организацию любых видов его деятельности, систему образования и, наконец, на нормы и законы. Все выше сказанное, свидетельствует о том, что сегодня актуализируется необходимость философского обсуждения самой проблемы взаимодействия человека с информационной средой. Ключевые слова: человек, техника, научный прогресс, виртуальность. Введение. Современное общество представляет собой сложную динамическую систему, правильно и всесторонне понимать которую нельзя без некоторых философских размышлений. В наши дни в мире существуют высочайшие достижения общечеловеческого прогресса. Успехи в области высоких технологий как раз доказывают эти достижения: сельскохозяйственное и промышленное производство становится более результативным и машинным, информационные сети и сеть Интернет становятся все более разветвлёнными. Домашние и мобильные телефоны, телевидение и электронная почти, да и вся компьютерная сеть — все это взаимно интегрирует самые отдаленные уголки Земли. На сегодняшний день наиболее важными вопросами философии техники являются: Какова истинная природа и технического роста? Каково влияние развитие техники на человека и его культуру? Как происходит обезличивание человека перед техникой? Основываясь на исторические этапы развития общества, можно выделить несколько способов соединения человека и техники. В первый этап человек представляет собой материальную основу технологического процесса, труд при этом носит ручной характер, орудия труда лишь удлиняют и усиливают рабочие органы человека. Следующий этап обусловлен появлением машин, как основой технологического производства, наряду с этим труд становится механизированным, а человек лишь является дополнительным технологическим элементом машины. На третьем этапе человек перестает быть прямым звеном технологического процесса, получая условия для творческого применения своих способностей, труд становится автоматизированным. На сегодняшней ступени развития человечества можно выделить и четвертый, информационный этап взаимоотношений человека и техники. С информатизацией связано внедрение компьютеров и компьютерных сетей, усовершенствование средств связи. Компьютер оказался уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности. Раньше средства автоматизации лишь облегчали работу рук, затрагивая лишь сферу материального производства, то компьютерно-информационные технологии затронули умственную деятельность мозга, вторглись в интеллектуальную сферу, возможности которой значительно возросли по сравнению с периодом до появления компьютеров. Ключевыми условиями постиндустриального развития является сознательное и целенаправленное использование в экономике и социальной практике систем искусственного интеллекта, и, особенно, компьютерных информационно-коммуникативных технологий, телекоммуникаций и сети Интернет. Характеризуя современную цивилизацию, можно выделить появлению качественно новых форм эволюции в социальной и экономической сферах жизни. Знаковой чертой развития становится формирование глобальной информационной индустрии, которая трансформирует роль информации и знаний в социально-экономической сфере и влияет на сознание и самосознание человека. Его положение и место в современном мире стремительно изменяется. Технологический детерминизм изменяет состояние социальной среды, социальной дифференциации и формы социальной мобильности. Неизбежной нависает проблема изменения системы ценностей и форм в культуре человека в связи с динамичными темпами развития информационно-технологического мира. I. Проблема потери человеческого в техническом. Внедрение техники в человеческую жизнь можно сравнить с революцией. На первый взгляд, никто не потерпел убытков в этой революции, однако, на самом деле, человек начал терять связь с природой - одну из важных частей себя, свое биологическое начало. Теперь эта связь предстает в виде схемы «природа-техника-человек». Многие считают, что беспрестанное развитие техники в нашем веке — это верх человеческого разума и сможет реализовать многие мечты людей. К сожалению, всё совсем не так. Технический прогресс затмевает человеческое начало, превращая человека сначала в придаток машины, а потом в полноценный элемент машинного производства. Человек получил желаемое – свободу от невыносимого, непрекращающегося труда, он стал рабом стандартов, отнимающих у него даже самое святое – его чувства. Люди, которые принимают участие в процессе производства, потеряли своё истинное лицо, они считают себя незаменимой частью процесса производства, хотя на самом деле не являются такими уникальными. Техника делает человека творцом действительности, но и это далеко не осознанные действия самого человека. Прежние орудия труда кажутся человеку игрушками, не способными принести реальной пользы, по сравнению с инструментами современной техники. Вместе с научно-технической революцией началась стандартизация общественной и личной жизни человека. Достижения научно-технического прогресса ограничили свободы человека, превратили его личность в бездушный автомат, духовность, одно из важнейших качеств человека, утратила свою значимость для людей. Массовая организация жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта. Новая техническая форма жизни уничтожает любую индивидуальность, разнообразие и оригинальность, все явления, предметы, действия становится безличными, лишенными образа, анонимными. Забитость техникой всей жизни человека умножает катастрофы, аварии. Наряду с этим прогресс в нечистых руках может оказаться колоссальной возможностью для манипулирования сознанием людей в личных целях. Постоянное изменение морально - этических норм современность является результатом напряженной борьбы между интенсивным развитием техники и нравственными понятиями, которые уже кажутся устаревшими и искаженными из-за ново пришедших технических изменений. Человека морально не успевает вовремя отреагировать на постоянно появляющиеся технические новшества, они просто поглощают человека без осознания им этого. Техническая деятельность не может оставаться в стороне от нравственных категорий: добра и зла, чести, свободы, ответственности. С развитием технической сферы появляется вопрос о правомочности техники и границах ее расширения, ведь техника до сих пор остается не нормированной и не истолкованной этически. Самым страшным результатом технической революции будет потеря индивидуальности. Даже уже в наше время на бытовом уровне, все люди начинают терять свои индивидуальные черты, становятся похожими друг на друга. Одинаковые - одежда, пища, жилище, транспорт, бытовая техника, одинаковая жизнь. Все это обезличивает человека. Следствием потери индивидуальности уже начали становится различные фобии и страхи, в конце концов депрессии. Технический прогресс выбил человека из привычной колеи жизни. Люди находятся в постоянной растерянности, но еще хуже в постоянной зависимости от техники. Еще сильнее становятся опасения за будущее всей Земли и выдвигаются предположения, что человеческий мозг вскоре будет захвачен роботами. Конечно, в прошлом тоже существовали предположения о гибели человечества, но основаны они были на том, что ресурсов земли будет не хватать для удовлетворения все возрастающих потребностей людей, и многие видели спасение как раз в научно-технической революции. И чего же мы добились? Технический прогресс убивает человека. Мы больше не способны на выполнение обычных действий, не прибегая к использованию техники. Техника зашла слишком далеко. Люди уже не могут даже нормально размножаться. Человек наполнен современной медицинской аппаратурой, и она добралась до самого важного - процесса деторождения. Почти все сферы жизни общества безжалостно эксплуатируют технику, потому что она способствует продуктивности и производительности, быстрому восприятию, но пока техника является неупорядоченной и необузданной, она лишь препятствует достижению тех самых целей, ради которых существует человечество. Мы развиваем и умножаем технические новшества, но вовсе не приумножаем способность человека воспринимать их и разумно использовать. Внешний мир властно и беспрерывно навязывает нам эти новшества, несмотря на то, что многие из них не нужны человеку, это не важно, главное, чтобы человек начал ими пользоваться, именно поэтому внутренний мир человека становится бесформенным, стандартным и серым: все это приводит человека к развитию быстрыми темпами понятия «ущербность личности». Активная деятельность человека уступает место пассивному и полному поглощению его техникой. Человек становится зависимым от техники, трансформация его сознания теперь требует от него выполнения постоянного действия – нажимания на кнопки – новый для человеческой руки инструмент труда. И действительно, в настоящее время человек проводит за ПК слишком много времени и быстро привыкает к работе с ним, что кнопка становится некой реликвией в его жизни. В неконтролируемого потоке информационных ресурсов и неограниченного доступа к ним у людей возникает некоторые проблемы: мы не успеваем переработать информацию, осознать ее, пропустить через мозг и понять, какой именно объем поступившей информации нужен для дальнейших действий. Компьютер может лишь выдать результат поиска, он не помогает воспринять данную информацию, ее анализ – задача человеческого мозга и мышления. А они не всегда готовы к тому, чтобы принимать и обрабатывать ее, и тогда наступает снижение скорости восприятия и мыслительных способностей нашего мозга и сознания. За несколько последних лет развития общества появилась еще одна важная проблема - психологическая зависимость человека (особенно людей подросткового и молодого возраста) от новых информационных технологий. Существует несколько видов этого феномена: - зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с ним, играм и другим видам деятельности с ПК; - «информационная перегрузка», т.е. непрерывная поиск в удаленных базах; - неестественная привязанность к азартным играм в Интернете и электронным покупкам; - зависимость от кибер-отношений, т.е. отказ от общения в реальности и переход к замене Интернетом социальных каналов связи. Это проявляется в общении в чатах, групповых, ролевых играх, проведение телеконференций и предоставление образования через Интернет. Все это может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными, не способными на какие-либо чувства. Сейчас одна из главных задач в науке – это развитие мышления. И оперирование формальными понятиями и объектами становится сейчас во власти техническо-информационной среды, которая вносит радикальные изменения в человеческое сознание. Таким образом, в научных представлениях рождаются новые парадигмы и, следовательно, изменения в привычках и взглядах людей. Они формируют новое восприятие человеком своего места, социального статута и социальной роли, по отношению к информационной среде и соответственно новое осознание себя и своей свободы. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что проблема взаимоотношений человека и современной техническо-информационной революции является очень актуальной для нынешнего этапа цивилизационного развития всего человечества. II. Виртуальная реальность. Уже в индустриальном обществе человек начал мыслиться как средство в техническом процессе. Было положено начало к обезличиванию человека в сфере производства. Человек поставил между ним и природой перегородку в виде техники. Но сейчас, в постиндустриальном обществе, существует и развивается, как мне кажется, другая проблема – изобретение виртуального пространства и погружение в него человеческого сознания. Для начала дадим определение виртуальной реальности: это мир, созданный человеком с помощью технических средств, включающий объекты и субъекты реального мира или вымышленного, передаваемый человеку с помощью его чувств и восприятия, а именно, зрения, слуха, обоняния, осязания и других. Виртуальная реальность может не только погружать человека, но и имитировать как его воздействие, так и реакции на это воздействие. Можно сказать, что развитие и разработка \"человек-техника\" стала источником создания виртуальной реальности. Это не сама техника, и не сам человек, это их обоюдное взаимодействие. В нем главное - не элементы, а то, где они взаимодействуют - среда, говоря научным языком, кибернетическое пространство (Cyberspace). Например, уже сейчас человек, летящий в обычном самолете, изолирован от внешнего мира и погружен в техническое пространство. Следующий шаг в развитии науки, симуляция или моделирование внешней среды, привел к созданию полноценной виртуальной среды. Несомненно, что виртуальный мир нельзя считать частью природной, социальной или духовной реальности. Он новая система, четвёртая реальность, созданная человеком, и она полностью техническая. Во-первых, по своему происхождению она, как и вся техническая реальность, антропогена. Во-вторых, она бездушна и искусственна, как и вся техника в целом. Интерпретировать виртуальную реальность однозначно очень трудно. Нельзя приравнивать ее к понятию «иллюзия», т.к. она вполне себе фиксируема. Причем, человек, находящийся в ней, считает ее объективной реальностью. А наблюдатель, смотрящий на это извне, из реального мира, видит ее как субъективную реальность, так как он не находится в виртуальном мире и не ограничен в своих ощущениях от внешней реальности. Виртуальная реальность не может существовать без взаимодействия человека и техники, поэтому она амбивалентна. Виртуальная реальность понемногу начинает вытеснять реальный мир, но пока не берет верх над ним. Современный человек продолжает взаимодействовать и с духовной, и с социальной, и с природной средой. Когда индивид глубоко погружает в виртуальную реальность, воздействие происходит не только на его чувства, но и на воображение, интуицию, и творческие способности. Кроме того, его сознание становится двойственным из-за постоянной смены ординарной к виртуальной реальности и наоборот. Именно такого человека можно назвать человеком виртуальности. Стремление человечества к жизни в виртуальной реальности многие воспринимают, как протест существующей природной, социальной и технической реальности. Этот феномен, как и многие другие, имеет не только положительные, но и отрицательные последствия. Массовое производство технических оборудований, их внедрение на рынок, постоянная реклама, опережают интеллектуальный и нравственный уровень массового сознания. Люди начинают задумываться об защите людей от беспощадного натиска такой продукции, как говорят англичане fool proof (защита от дурака). Жизнь людей становится переполнена техникой, которая только увеличивает катастрофы, аварии, гибель людей. Наряду с этим появляется возможность манипулировать людьми, пользуясь огромной силой для массового уничтожения, в корыстных целях это может использоваться для удовлетворения чужих целей. Прогресс в материальной сфере сопровождается деградацией нравственной жизнью людей, тогда сам вопрос об правильности и пользы общественного прогрессе становится под вопросом. А. Швейцер, великий гуманист современности, писал: «Роковым для нашей культуры является то, что ее материальная сторона развивалась намного сильнее, чем духовная. ... Восторгаясь успехами науки и практики, мы пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоцениваем материальные достижения и не признаем значения духовного начала в той мере, в какой следовало бы. Культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе». И, сейчас мы не можем с уверенностью сказать, в каком мире мы будем жить реальном или созданном виртуально. В ХХ веке телевизор и компьютер вошли в каждый дом и стали обыденностью, тоже самое ждет нас в ближайшем будущем с виртуальным миром. Он станет обычным явлением, будет деформировать и изменять человека, его культуру, мысли, образ и смысл жизни. Поэтому уже сейчас, на ранних стадиях развития техники виртуальной реальности необходимо поставить под социальный и нравственный контроль ее прогресс, а также сценарии развития, для которых она будет создаваться, предотвратив хотя бы частично ее негативные последствия и защитив человечество от захвата их под контроль техники. III. Взаимодействие человека и информационной среды. Современные технологии становятся важным фактором социальных изменений в общественных отношениях. Безличная техника перестраивает духовную культуру человека. Кроме того, происходят изменения в сфере духовной культуры, и человек зачастую не осознает это. Люди сейчас вовлечены в обширный и непрекращающийся обмен информацией, и именно она становится средством психологического давления, нелегально вмешиваясь в эмоционально волевую зону человека. Различные информационные технологии делают почти всю информацию доступной, что позволяет ей трансформировать индивидуальное и массовое сознание людей. В результате создания общего источника информации не только интегрируются культуры народов, но и утрачиваются их традиционные ценности. Многие исследователи стали выделять такую проблему, как адаптация человека в информационной среде, потому что это напрямую касается его сущности - вечного вопроса философии. Информационная среда становится частью окружающего мира и начинает играть в ней более важную роль, и перед человеком появляется задача адаптироваться в ней, что включает возрастающие требования. На протяжении своей жизни человек учиться жить в природной и в искусственно созданной им среде, но в современном мире ему приходить адаптироваться еще и в информационной среде, что обременяет его жизнь новыми реалями, новыми экологическими и социальными обстоятельствами. Поэтому сейчас очень важно анализировать плюсы и минусы процесса адаптации, обдумывание новых способов адаптации человека к современной жизни и новых способов формирования информационной среды, ответственной за запросы общества и личности. У современной информационной эпохи есть преимущества: во-первых, человек научился взаимодействовать с компьютером достаточно хорошо. Компьютер стал персональным помощником человека и готов заменить все существующие средства массовой информации. Человек уже сам выбирает с помощью каких средств он будет получать и передавать информацию. Во-вторых, компьютер предоставляет нам уже готовые модели, различные статистические данные, проверенные теории, благодаря им мы можем рассмотреть многообразие идей и проблем, соединить информацию из различных источников и подкрепить наше наглядное «видение» мира. В-третьих, развитие информационных технологий, в частности Интернета, способствует успешной адаптации человека в новой для него информационной среде. При использовании сети Интернет человек расширяет свои коммуникативные способности, учится сосуществовать с другими людьми. Также плюсом является то, что уменьшает издержки на передачу информацию, появление новых социальных общностей расширяет социальные сети взаимодействия, несмотря на то что члены этих общностей раскиданы на разных территориях. Сегодня в своей жизнедеятельности человек активно использует технические устройства(гаджеты), хотя раньше они всего лишь усиливали физический потенциал, в нашем веке компьютер уже способен выполнять сложную интеллектуальную работу, он сотрудник человека в любом виде его деятельности. Человек живет и работает в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимает ее реалии и, более того, успешно развивает её. Можно сделать вывод, что это изменяет не только условия жизни человека, но и его самого. Однако вернемся к негативным последствиям информационной среды. Во-первых, новейшие информационные средства отрицательно влияют на здоровье людей, особенно в раннем возрасте. Во-вторых, требуется разработка новых подходов к воспитанию современного поколения. В-третьих, появляется проблема сохранения самобытности человеческой личности и переосмысление места человека в современном обществе. Есть опасения, что человек превратится в придаток машины, лишиться своих творческих способностей, если не будет обладать фундаментальными знаниями решения познавательных задач, компьютеризация поглотит его. Наконец, болезненная ломка различных структур (социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто информационных и др.) и трудности культурно-психологической адаптации человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Взаимоотношений высоких технологий и социальной сферы требует решения некоторых задач. Во-первых, необходимо рассмотреть современные технологии с философской точки зрения. Во-вторых, определить сходные явлений в конвергенцию с социально-гуманитарной сферой. Нанотехнологии являются областью науки и техники. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Появление мобильной связи, сети Интернет, развитие телекоммуникации, меняющих поведение общества, приводит к трансформации ценностных ориентаций человека. Опасности современных технологий, с одной стороны, ставят под угрозу само существование человека, а с другой стороны, они обещают сделать человечество бессмертным, не стареющим, вечным. Появляются различные высокие гуманитарные технологии, воздействующие на индивидуальное и массовое сознание для достижения определенных манипулирующих действий. Если высокие технологии меняют существующую реальность, то высокие гуманитарные технологии целенаправленно мифологизируют и искажают общественное представления о технологиях. В конце концов, от репликации продуктов высоких технологий возникает определенный социокультурный эффект. Исследование этого двойственного феномена высоких технологий должно находиться у философии. Именно с помощью ее нужно установить стратегии и методы изучения развития техники в условиях современности. Конечно, высокие технологи, как любое «новое» явление, таят для человечества скрытую опасность. Человек до сих пор сомневается в необходимости их использования. Но с другой стороны, подобные технологии могут помочь страдающему человеку. Поэтому необходимо развеять сомнения общественного сознания о нанотехнологиях. Только глубокие исследования современных технологий, философии, науки, техники и общества со всех точек зрения, в первую очередь, с философской, приведут к желаемому результату. Литература 1. Тарасенко В. В. Антропология .Интернет: самоорганизация «человека кликающего» /Тарасенко В. В. // Общественные науки и современность, 2000. - №5. 2. Информационное общество. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. 3. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. 4. Г.Б.Жданов. Плюсы и минусы тотальной компьютеризации. \"Высокие технологи и современная цивилизация\". Материалы конференции, м., 2000 Н.А.Носов. Виртуальные и компьютерные технологии и культура. \"Высокие технологии и современная цивилизация\". Материалы конференции. М., 2000