Аннотация: Данная статья посвящена философским размышлениям на тему такой религии, как буддизм. В ней представлены основные тенденции в развитии и современное состояние этой религии. Также в статье рассматривается одна из мировых религий, её нравственность и практика. Считается, что это одна из древнейших мировых религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями. В наше время на Западе очень многие люди обращаются к учениям древнекитайских мудрецов, для того, чтобы получить ответы, которые они не могут найти в своей культуре. Тем, кто ступил на путь духовного развития, недостает попутчика, поэтому он всегда может обратиться к буддийским практикам и медитациям. В статье затрагивается история основания буддизма, его основателя – Сиддхартхи Гаутамы, известным нам как Будды. По представлению буддистов, каждое существо, достигшее высшей святости, может стать буддой, т. е. просветленным. Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание - состояние бытия проявленного, освобождение - непроявленного. То и другое, будучи нераздельным, выступает, однако, в раннем буддизме как психологическая реальность, в развитых формах буддизма – как космическая реальность. Ключевые слова: Буддизм, практика, медитация, традиции, культура, религия Буддизм – одна из первых религий, основанная на религиозно-философском учение. Он зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционно господствовашему в то в время брахманизму . Существует множество направлений буддизма, из-за которых это направление стремительно расширяется. Любой человек хоть немного интересующейся буддизмом будут доступны теория и практика этого учения. Буддизм несёт в себе отказ от собственности, равенству всех людей. Он отрекается от всех ритуальных форм религиозной жизни абстрактно-догматических исканий. Сиддхартхой Гаутамой, известный всем как Будда, является основоположником буддизма. Он был сыном и наследником племени шакья. Однажды Сиддхартха покинул дворец, и встретились ему отшельник, старик, прокаженный и похоронная процессия. Для него такое столкновение оказалось открытием, ведь о существовании болезней, старости и смерти наследник даже не знал. Сиддхартха был в шоке от увиденного, бежал из дворца и присоединился к странствующим отшельникам. Он изучал технику и состояния йоги, но понял, что по средствам просветления достичь их невозможно. Будду пошёл путём молитв, размышлений и медитации, что в будущем привело его к просветлению. Сидхаритхи начал проповедовать и проповеди его были направлены на всех людей самых различных слоёв общества. Он находил нужное поучение для каждого. Сидхартха рассказывал о методах буддийской концентрации и о правильном образе жизни. Учения буддизма носило чёткий практический характер, не опираясь на священные писания. Лишь иногда для большей доходчивости в проповедях использовались привычные метафоры и понятия из вед. Однако это не означает, что Будда исповедовал какую-то ветвь индуизма. Изначально буддизм считался протестом против ортодоксальных брахманов и их учения о священности существующей сословно-варновой системы общества. Буддизм был создан для очищения имеющихся религий, но в результате сформировался в самостоятельную религию, которая была предназначена для постоянного обновления и самоочищения. Основной идеей существования буддизма является страдание. Главные положения данной религии говорят о том, что страдание может быть не только физическим, но и душевным. Наше рождение изначально предначертано страданием. Страдание – это неизменная составляющая человеческой жизни, но оно противоестественно, поэтому необходимо избавляться от него. Полный отказ от всех земных чувств и желаний в буддизме означает понятие праведности или совершенства. Идеалом раннего буддизма был человек думающий только о своём спасении, а то есть эгоист. Считалось, что истинный буддист должен со спокойной душой смотреть на окружающие мучения и страдания людей. Так как это считалось иллюзией. Буддист не имеет права защищать своих близких или себя от угнетений, потому что всякое настоящее злое действие, обращённое против кого бы то ни было, приведёт к новым неблагоприятным возрождениям. Особенно опасными считаются все человеческие чувства, так как они приковывают к миру страданий. В буддизме считается, что борьба против насилия и угнетения бессмысленна, это лишь результат грехов, совершённых в прошлых жизнях. Поэтому, нужно терпение и смирение всех своих мучений, стремление избавиться от них в будущей жизни. Для этого буддисты использовали медитацю. Предполагается, что во время медитации буддист не думает, но это не так, потому что мысли – это естественное свойство ума. Медитирующий может пытаться не думать, но в его разуме появится определённый проводник, стремящийся к чему-либо. Но сама медитация представляет собой полное расслабление и разрешает поддаться происходящему, ничего не контролируя и не оценивая. Буддийские практики не похожи друг на друга, они имеют огромную силу. Но не смотря на это существуют стереотипы о невероятных чудесах, позволяющих летать, растворяться в счете и другое. Несомненно, результатом длительной практики могут возникать так называемые сиддхи , они проявляются при отсутствии ограничений в уме практикующего. Но, в отличие от магических практик, в которых к этим способностям стремятся намеренно, в буддизме они возникают спонтанно, как побочный результат практики. Нередко сиддхи становятся препятствием в практиках, ведь когда происходят не понятные для разума вещи, человек отдаёт им слишком много внимания, отвлекаясь и думая о достижении невероятных высот. Иначе говоря, буддизм очень практичен, и если удивительные способности не могут помочь другим людям, то какой в них смысл? Практики постепенно меняют отношение к миру, и тогда все способности становятся удивительными - ведь способности любить, ходить, танцевать не менее чудесны, чем способность летать. Учение буддизма уже две с половиной тысячи лет створяет не только лишь философию и религию, но и культуру, систему образования, искусство, можно сказать, высокоразвитую цивилизацию. Согласно суждению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, течений, школ религиозных движений и организаций. Однако это «одеяло» уже как тысячи лет согревает души миллионов последователей буддизма по всей земле. Буддизм собрал в себе традиции различных народов, попавших под его влияние, а также установил определённый образ жизни, мысли и понимание многих людей. Буддизм- это религия, которой свойственно принимать различные формы, подстраиваясь под местность, где её распространяют. Например, китайский буддизм считается религией, говорящей с верующими на языке китайской культуры и традиций, национальных представлениях о важнейших жизненных ценностях. А японский буддизм — это синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и так далее. Именно благодаря этим способностям гармонично вписываться в культуру стран и народов, идти на уступки буддизм резко выделяется среди остальных религий. За это часто упрекались последователи Будды. Но, несомненно, именно способность приспосабливаться помогла буддизму собрать в себе огромное количество культов, народных обрядов, верований, идеологий культур, художественных и литературных традиций на всём географическом пространстве. Буддизм пришёлся по душе многим людям, так как он не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, а так же отказа от традиционных обрядов. Количество буддистов очень сложно установить, потому что буддисту не запрещено одновременно исповедовать любую другую религию. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно миллион. Точное же число последователей буддизма определить просто невозможно. Литература: 1) Корниенко А. Буддизм. Фолио, 2012 с.165 2) С. Ф. Анисимов, Н. А. Аширов, М. С. Беленький Настольная книга атеиста. Политиздат, 1987 с.254 4) Кочетов А.Н. Буддизм. Издание 2-е переработанное. – М.: Издание «Наука», 1983. – 175 5). Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии . – Росто-на-Дону: «Феникс», 1996. – 672 с 6)Максимов В. В. Алмазная Сутра. // Ежемесячный научно-популярный журнал Наука и религия. - № 8. – 1991. – с.46-50. 7)Торчинов Е.Н. Страницы мировой культуры. Алмазная Праджняпарамита Сутра. // Ежемесячный научно-популярный журнал Наука и религия. - №12. – 1992. – с.48-54. 8)Лазарев Е. Тибетская «Книга великого освобождения». // Ежемесячный научно-популярный журнал Наука и религия. - № 10. – 1990. – с.12-18. 9)Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 1600 с.