УДК 128 Человеческая вера в жизнь после смерти Чернобровина Полина Сергеевна Студентка 1 курса Группа ССДб-17-3 Высшая школа Сервиса polu99@mail.ru ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» Москва, Российская Федерация Аннотация: В статье рассматривается проблема жизни после смерти в контексте иммортологической проблематики. Охарактеризована проблема «жизнь-смерть», которая является одной из фундаментальных в философском дискурсе. Описаны вопросы о смерти и бессмертии, неразрывно связанные с сознанием личности. Дано определение понятию «вера» в контексте представлений о бессмертии души, обусловленных данным феноменом. Описана структура веры с психологической точки зрения. Дана характеристика смерти в понимании религиозных систем мира, которая является одним из циклов жизни и важнейшим переходом в ее другое качественное измерение. Описаны иммортологические представления ведущих философов и ученых, разрабатывавших данную тематику: вера в бессмертие с точки зрения Л. Фейербаха; научные понятия о бессмертии И.В. Вишева, который создал учение «иммортологию»; анализ проблемы иммортализма в христианстве К. Ламонта; исследования немецкого философа и теолога Ф. Шлеермахера, которые касались иммортализма религиозного мировоззрения и позиции абсолютного единства; взгляды И. Канта, для которого бессмертие в религии частности, и в целом, как явление, является условием необходимого выполнения категорического императива; исследования Р. Моуди, который в своих работах показывал явление иммортализма с точки зрения медицины и психологии. Отмечено, что понимать бессмертие (иммортализм) следует только через его главного оппонента, который образует дихотомичность в сознании человеческого бытия – смерть (танатос). Выявлено, что для носителя религиозной веры гарант бессмертия так же важен, и не менее важен, как сама божественная сущность во всей ее полноте. Ключевые слова: жизнь; смерть; смысл жизни; бессмертие; клиническая смерть. Жизнь и смерть – вечные темы духовной культуры человечества. О ней рассуждали пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования, смерти и достижения бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям, и совсем юным людям, и взрослым. Об этом говорят стихи и прозы, драмы и трагедии, письма и дневники. Вопрос о смерти и бессмертии неразрывно связано с сознанием личности, с личной судьбой. Если потерять острое сознание личности и забыть о ее единственной и вечной судьбе, то можно утешить себя тем, что жизнь в природе вечно возрождается и бессмертна. Человек, как личность, борется со смертью во имя бессмертия. Дихотомия проблемы «жизнь-смерть» является одной из фундаментальных в философском дискурсе. Имеет место немалое количество попыток подать проблему бессмертия, которая включает в себя универсальную систему понятий, вектором которой является разработка единого описания философской проблемы иммортализма [11]. Однако, проанализировав данную проблему, можно наблюдать многогранность и многомерность этого явления. Ведь под определенным углом зрения на проблему жизни и смерти смотрит физиология и психология, витология, аксиология в рамках подхода, сформированного научным мировоззрением. Не менее значимым становится и взаимосвязь философско-религиоведческого анализа по данной проблеме. Ведь именно религиозное мировоззрение на уровне обыденного сознания раскрывает всю систему представлений о загробной жизни, возмездия человека за все его поступки, совершенные во время земного бытия. Итак, проблема жизни после смерти была и остается одной из фундаментальных проблем человечества. Свои взгляды и понимание формировали, пропагандировали и утверждали Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Сократ, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Григорий Сковорода, Иммануил Кант, Фридрих Ницше, Лев Толстой и многие другие. Жизнь после смерти, или загробная жизнь, – религиозно-философское представление о продолжении сознательной жизни человека после смерти. В большинстве случаев подобные представления обусловлены верой в бессмертие души, характерной для большинства религиозных и религиозно-философских мировоззрений [8]. Для того, чтобы понять, что такое вера, необходимо рассмотреть ее психологическую структуру, выявить ее основные компоненты, которые помогут создать целостное представление о процессах, характерных для нее. Наиболее распространенным является определение, согласно которому вера – это внутреннее состояние человека, характеризующее отношение последнего к предмету веры [2]. В структуру веры входит три компонента: внутреннее «я» личности, образ предмета и те связи, которые соединяют предыдущие два компонента. Внутреннее «я» – это не что иное, как осознание лицом самого себя (интеллектуальное развитие, чувства, эмоции, самооценка и т. д.). Когда человек воспринимает любой объект, понятно, что в его сознании обязательно появляется определенная чувственная оценка предмета восприятия, что же касается образа самого предмета восприятия, то он может полностью или частично соответствовать своей сути, а может и вообще быть плодом воображения. Несмотря на это, верующий воспринимает этот образ как истинный, ведь достаточно быстро воспринимается определенный образ, когда он для субъекта носит психологически значимый характер. После рационального осмысления вера превращается в значимый компонент сознания [12]. Стоит отметить, что смерть в понимании почти всех религий мира является одним из циклов жизни и важнейшим переходом в ее другое качественное измерение. Если учитывать религиозное мировосприятие, направленное на улучшение удела души в потустороннем мире, а также социально-психологическое влияние на личность в течение жизни, то есть основания предположить, что такие действия имеют больше положительное влияние на уменьшение первичной танатической тревоги. Тем не менее, человек получает определенный смысл существования, как в заключительном периоде жизни, так и после смерти, или формирует вторичную танатическую тревогу, или уменьшает ее [18]. Вера в бессмертие представляет, как подчеркивает Л. Фейербах, также как и вера в Божественный Абсолют «Всеобщую веру человечества» [21]. Религиоведческая наука показывает, что практически не существует ни одной религиозной системы, которая не проявляла бы в своих постулатах и принципах онтологического существования внеземного мира. Онтология любой религиозной системы убеждений предусматривает подготовку носителя религиозной веры в мир духовного в зависимости от способа бытия в мире земном. Однако, религия не только явление духовное. Религия возникает своеобразным коммуникатором между бытием земным (исследованием религиозным правил, постановлений, предписаний) и бытием небесным (взаимодействие индивида с объектом его религиозной веры). Л. Фейербах приводит пример полководца и императора Цезаря, который отмечал о галлах, что все, что по их мнению, «дорогое для покойного и близко к их сердцу при жизни, они вместе с трупом бросают в огонь» [21]. Научные понятия о бессмертии одним из первых в конце XX в. систематизировал философ И.В. Вишев [6], который назвал это учение «иммортологией» (от латинского immortalitas – «бессмертие»). Человек будущего, по мнению ученого, – «человек бессмертный». В понятие «бессмертие» также входят следующие составляющие: - бессмертие души – религиозное представление о том, что человеческая душа живет вечно, независимо от тела; - бессмертие физического тела – представление о вечно живом человеке; также создавать или делать бессмертным (бессмертными) в относительном смысле – это сохранять объект бессмертие в памяти. Религиозный иммортализм имеет свою специфику, которая проявляется в зависимости от исторических условий формирования религиозной системы; представлений о морально-этической составляющей; - синкретическое содержание предыдущих религиозных представлений, которые накладываются на новое мировоззрение; - общественная психология [6]. Исследования в области иммортологической проблематики смогли осмыслить и более древние источники, в которых содержатся идентичные факты и явления. Встречаются они и в античной историографии, в частности в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха, римского историка Плиния Старшего. Однако наиболее насыщеннее и интереснее объясняет бессмертие, загробную жизнь и даже «клиническую смерть» древнегреческий философ Платон (428 г. до н. э – 348 гг. до н.э.) в диалоге «Государство» [14]. Для того, чтобы объяснить веру в загробную жизнь в религии, необходимо начать с того, насколько важным в ней есть сакральное Бог, духовный мир. Фактически без учения, которое не определяет загробную жизнь, или не предусматривает определенных иммортологических представлений, религия теряет какой-либо смысл. Протестантский богослов Мартин Лютер писал: «Если вы не верите в будущую жизнь, то я и грош не дам за вашего Бога». Американский философ XX века У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» подчеркивает то, что «для большинства людей ... религия означает, прежде всего бессмертие». Бесспорно, что Бог в мировоззрении верующего человека выступает в качестве «гаранта» бессмертия и выполняет роль предохранителя по выполнению определенных благих и праведных деяний. Американский философ К. Ламонт, анализируя проблему иммортализма в христианстве, заключает: «Все [христианские авторы] писали в духе христианской традиции. И, возможно, ни одна другая великая религия так не настаивала крепко на бессмертии, как христианство» [11]. Бессмертная душа не имеет целью оспорить космогоническую картину мира; не противоречит и материальной субстанции во время пребывания земного бытия. Она лишь стремится к его «одушевлению», к совместному служению вечной жизни. Покидая тело в момент смерти, душа ждет, чтобы снова соединиться с телом в день общего воскрешения. Этот тезис является ключевым в христианском мировоззрении. Итак, идея бессмертия души предполагает вечность души и вечность тела (хотя не в предметно-земной форме). Поэтому человека радует все, что созвучно с желанием избежать смерти. Основным онтологическим содержанием иммортологических убеждений является вера в загробную жизнь, продолжение жизни после смерти, или возврата снова к жизни в теле после нее. Однако, как утверждает немецкий философ и теолог Ф. Шлеермахер, что это подводит к мысли, что «онтологически в основе бытия лежит абсолютное мировое единство» [7], что включает в себя «всеобщее» и Бога в частности. Его божественная сущность раскрывает себя в понятии «целого» или того, что Ф. Шлеермахер понимал, как «Бог». Учение об абсолютном единстве отражается в отношении мыслителя к религии и бессмертию. По его мнению, ошибочным является точка зрения, которая предполагает понимание бессмертия и загробной жизни в религии в качестве компенсации – возмездия за свои поступки человека. Это объясняется Ф. Шлеермахером двумя аспектами: - философ исходит из позиции абсолютного единства, которая включает в себя комбинированный подход к пониманию дуалистической картины в религии. Об этом мыслитель отмечает: «Бог никогда не существовал вне мира, мы познаем его только в самих себе и в вещах»; - иммортализм религиозного мировоззрения, по Ф. Шлеермахеру, заключается в раскрытии сущности бессмертия не в потустороннем, а в настоящем бытии: «Цель и характер религиозной жизни, – отмечает философ, – есть не бессмертие в этой форме, в которой верят в него ... а бессмертие, которое мы имеем в этой жизни, то есть среди конечного соединиться с бесконечным и быть вечным ежесекундно – в этом бессмертие в религии». В религиозных представлениях можно увидеть, что онтологическое представления о потустороннем мире в основном идеализируется в зависимости от факторов, которые способствовали образованию определенной религиозной системы. Если определенного элемента земного блага и счастья не хватало в жизни человека, то именно в бытии потустороннем оно реализуется. Представление о Боге возникают в иммортализме религиозного человека, как о «высшем объекте потустороннего мира, что дает наслаждение» [7]. Для И. Канта бессмертие в религии, и в целом, как явление, является условием необходимого выполнения категорического императива. Для И. Канта, в религии мораль предстает как основная платформа, за которой следуют представление о бессмертии. В своем труде «Критика чистого разума», И. Кант подводит к мысли, что «Сущность и назначение Бога – быть гарантом бессмертия» [10]. В результате содержание бессмертия возникает, по И. Канту, как условие нравственного закона. Американский исследователь Р. Моуди в своих работах показывает явление иммортализма с точки зрения медицины и психологии. В исследованиях и медицинской практике Р. Моуди – тысячи свидетельств пациентов, переживших явление клинической смерти и исследования их описаний [13]. Широкий спектр исследований бессмертия включает в себя различные аспекты, в частности, биологический, морально-этический, психологический, антрополого-философский и тому подобное. Анализируя данную проблему, следует отметить, что понимать бессмертие (иммортализм) следует только через его главного оппонента, который образует дихотомичность в сознании человеческого бытия – смерть (танатос). Без «танатоса» проблема бессмертия не раскрывается полностью. Ведь само явление смерти производит постановку проблемы вечного бытия, отсутствия умирания и постановка вопроса философской антропологии – смысла бытия человека. Почему смерть касается каждого не только с биологической точки зрения, а, прежде всего, со смысложизненной? Л. Шестов писал: «... Чтобы мы не говорили, и как бы мы не думали о смерти, под всеми нашими словами и мыслями будет всегда скрываться огромная тревога и огромное напряжение. И чем глубже мы станем углубляться мыслями о смерти, тем больше будет расти наша тревога» [16]. Это явление является ничем иным, что З. Фрейд называет «животворящий инстинкт». «Животворящий инстинкт» – это явление которому, по мнению З. Фрейда, всегда противостоит бессознательное стремление индивида к смерти. Именно З. Фрейд называет его «танатос» – именем древнегреческого бога смерти [18]. Большинство иммортологов и исследователей, которые как опровергают, так и подтверждают тезис о возможности бессмертия и загробной жизни склонны считать, что именно религиозное мировоззрение носит четко очерченную позицию, подтверждая веру в загробную жизнь. Причем К. Ламон, И. Вишев, и другие настаивают на том, что для религиозного человека идея бессмертия более важнее, чем идея Бога. Бог, не гарантирующий бессмертие человеку и его участие в загробной жизни, теряет авторитет и гарантию. По поводу этого К. Ламонт утверждает, что «если бы привилегия вечной жизни был бы предметом сбыта, то он продавался бы дороже всех товаров, которые когда-нибудь предлагались человечеству» [11]. Фактически, для носителя религиозной веры гарант бессмертия такой же важный, и не менее важный, как сама божественная сущность во всей ее полноте. Таким образом, несмотря на сложность онтологической проблемы иммортализма, остается констатировать следующее. Иммортализм является основой религиозного мировоззрения, без которого невозможным является существование и дальнейшее функционирование религиозной системы верований. Онтологическая нагрузка идеи бессмертия не всегда ставит Бога в качестве главной цели религии, скорее в качестве гаранта бессмертия души в потустороннем мире. Функция иммортализма не предстает в виде дифференциации духовного бытия и материального, скорее – как попытка выразить с помощью понятие «универсальное всеединства». Список использованных источников 1. Антонова Е.В. Погребальный обряды и представления о смерти / Е.В. Антонова // Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. – М.: 2013. – С. 5-30. 2. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес; пер. с франц. С.В. Оболенской. – М: Прогресс, 1992. – 528 с. 3. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение/ В.Ю. Баскаков. – М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2014. – 473 с. 4. Бердышев Г.Д. Наука и религия о смерти и бессмертии / Г.Д. Бардышев. – М.: Политиздат, 2011. – 254 с. 5. Василиадис Н. Таинство смерти / Н. Василиадис. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2012. – С. 88-115. 6. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия / И.В. Вишев. – Новосибирск: Наука. СПб отделление, 2016. – 247 с. 7. Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма: Гёльдерлин, Шлейермахер. – М., 1989. - С. 96-120. 8. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. / Перевод с английского: А. Неклесс, научная редакция к. ф. н. Владимира Майкова. – М.: Издательство Трансперсонального Института, 2013. – 376 с. 9. Калиновский П. Переход: последняя болезнь, смерть и после / П. Калиновский. – М.: Наука, 2013. – 121 с. 10. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверена и отредактирован Ц.Г. Арзаканяном и М.И. Иткиным; Примеч. Ц.Г. Арзаковняна. – М .: Эксмо, 2015. – С. 250-290. 11. Ламонт К. Иллюзия бессмертия: [пер. с англ. А.Р. Старостина] / К. Ламонт. – М.: Политиздат, 1984. – 286 с. 12. Леонтьев Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. –М.: Смысл, 2012. – 476 с. 13. Моуди Р.А. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. Пер. с англ. / Р.А.Моуди. – К.: София, 1994. – 352 с. 14. Платон Государство [Текст] / Платон; Пер. с древнегреч. и коммент. Д. Коваль. – М.: Основы, 2015. – 355 с 15. Платон Диалоги [Текст] / Платон; Пер. с древнегреч. и коммент. Д. Коваль. – М .: Основы, 2015. – 355 с. 16. Потапов В.В. По ту сторону смерти / В.В. Потапов. – М.: Книга, 2014. – С. 86-102. 17. Рассел Б. Почему я не христианин? // Мир философии. – М., 2013. – Ч. 2. – С. 108-115. 18. Роменец В.А. Жизнь и смерть в научном и религиозном воспитании / В.А. Роменец. – М .: Здоровье, 2015. – 191 с. 19. Свинцова Н.В. Два лика смерти / В кн. Психология умирания и смерти: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 2015. – 656 с. 20. Спиноза Б. О Боге, человеке и его счастье // Избранные произведения: в 2-х томах. – Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1957. – С. 67-90. 21. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии души с точки зрения антропологи // Избранные философские произведения. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 276-439. 22. Цехмистер Я. В., Короленко В.В. Философские и медицинские аспекты проблемы бессмертия // Высокие технологии; Научно-медицинский молодежный журнал. – № 4. – 2015. – С. 5-11.