Что есть Бог? Пути и методы его познания Аннотация: Данная статья рассматривает проблему рационального доказательства существования Бога. Выдвигаются аргументы, доказательства и рассуждения о бытие Творца. Приведены примеры из жизни известных людей, которые прославились за счет значительных вкладов в философию, юриспруденцию, политику существования Бога, в частности. Также присутствуют цитаты и высказывания важных для науки философов и ученых. Данная статья несет в себе лишь познавательный характер и личные рассуждения. Она не пропагандирует атеизм и оскорбления чувств верующих. Ключевые слова: Политеизм, пантеизм, деизм, монотеизм, Бог, концепция, доказательства, религия. ТИПЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГАХ Политеизм - представление о множестве богов, персонифицирующих какую-либо из сторон человеческой жизни. Исходя из того, что сказано в Библии политеизм можно назвать язычеством, проще говоря, измена единому Богу, что и делали евреи. Во время правления Соломона и последующих царей, стоящих во главе Израильского царства, существовали, при чем легально, священные рощи и горы, в которые люди приходили поклоняться разным языческим богам: Ваалу, Дагону, Молоху, Астарте, Хамосу и другим. Данные Боги были хорошо известны в Средиземноморье и Передней Азии. В Ветхом Завете говорится, что из-за отказа от монотеистического поклонения Единому Богу Израилеву, Бог способом завоевания языческими же народами наказал евреев. Ассирией было захвачено Северно-Израильское царство, а затем Вавилон поработил Иудейское царство, уведя евреев в плен. Пантеизм - вера в Бога, тождественного природе и миру в целом. Пантеизм предполагает, что представление «Господь» возможно осознать правильнее в целом только лишь вместе с определением Мира. Пантеисты верят в индивидуального, антропоморфического Господа либо Господа-Создателя. Невзирая на разнообразные направления изнутри пантеизма, основные мысли в основной массе конфигураций пантеизма неизменны: Мир как безграничная целостность и священность натуры. Пантеизм отрицает мировоззрение, признавая базовую целостность и потребность уважительного взаимоотношения к натуре. Деизм - идея Бога - Творца универсума, не вмешивающегося в человеческую историю. Духовно-общефилософское течение, признающее наличие Господа и создание им общества, однако отвергающее большую часть необычных и фантастических явлений. Многие деисты считают, что Господь уже после формирования общества никак не вторгается в течение происходящих событий (например, как часовщик сделал часы и больше не вмешивается в их ход); Однако, существует и другое мнение среди иных деистов, которое предполагает, что Господь все же воздействует на явления, но не управляет ими всецело. Внутри деизма имеется большое количество направлений. Границы деизма невозможно точно установить, так как теория деизма не подразумевает жестких правил. Одновременно с этим, деизм подразумевает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Для деизма характерна высокая оценка человеческого разума и свободы. Данное течение старается послужить причиной гармонии науки и идеи о существовании Господа, а никак не противопоставлять их друг другу. Монотеизм или теизм (эти понятия часто используют как синонимы) - вера в единого Бога, ответственного за свое творение. Духовно-общефилософский взгляд на жизнь, ратифицирующий наличие монотеистического Господа, создавшего общество и продолжающего в нём собственную деятельность. В первый раз слово «теизм» использовал Ральф Кедворт в работе «Истинная интеллектуальная система универсума». К теизму принято относить такие вероучения как иудаизм, христианство и ислам. Имена, атрибуты и сущности Демиург — творец, отец и создатель Присутствует в единобожии и язычестве как сущность, сотворившая начало времён и окружающий мир. В широком смысле, как начало и конец существования чего бы то ни было. В праиндоевропейской религии богом-Отцом является божество ясного неба (Небо-Отец), противопоставляемое Матери-Земле. В деизме функция демиурга является единственной, которой наделён бог. Бог единый В христианстве Бог единый. Недопустимо мыслить о том, что он является одинокой скучающей или самовлюблённой, абсолютной монадой, так как в Нём различаются три Лица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. При этом Троица называется простой, а не составной из отдельных частей. Бог всемогущий Религии говорят о том, что Бог может всё: создание, уничтожение, восстановление как предметов, так и живых существ. Но некоторые философы такие как Фома Аквинский, Блаженный Августин, Клайв Льюис, опираясь на парадокс Всемогущества, сомневаются в этом. Иудаизм В отличие от языческих религий древности, состоявших большей частью в идолопоклонстве и политеизме — поклонении «святым» предметам и нескольким богам, иудаизм основывается на вере в единого Бога, создавшего весь мир. Впоследствии древнееврейские канонические тексты Торы, Писаний и Пророков были обобщены и канонизированы христианской церковью в виде Ветхого Завета, первой части Библии. ХРИСТИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ БОГА В статье предлагается новый подход к христианской концепции Бога на основе сотериологических аргументов, которые сыграли решающую роль в истории христианского богословия. Традиционная концепция, также известная как «классический теизм», описывает Бога как величайшее возможное существо, максимум всех совершенств: знания, силы, добра. Кроме того, этот Бог абсолютно прост, вечен, неизменен, непроходим и трансцендентен. Проблема данной концепции заключается в том, что неясно, как такой Бог может создавать, любить творение и реагировать на страдания существ. Современные христианские философы стремятся свести к минимуму несовместимость классического теизма с библейским Богом, создавая разумные, но все же не вполне убедительные решения. Они отбрасывают один из классических атрибутов, например, простота, безвременность или знание будущего. «Тестисты процесса» отрицают абсолютную не временность Бога, неизменность и неприкосновенность. Все эти подходы действуют в логике максимально совершенного существа и просто корректируют список совершенств. Однако, изменение одного или двух атрибутов не имеет большого значения, если конечный принцип максимального совершенства остается неизменным. В то время как история критических христологических дебатов показывает, что наиболее влиятельные ортодоксальные аргументы были построены по другому принципу: максимальное спасение. Независимо от того, что именно было понято спасением, существовала общая интуиция, чтобы максимизировать ее даже за счет Божьего совершенства. Поэтому христианскому мышлению не чуждо вводить понятие Бога, основанное на сотериологическом принципе, где Бог скорее является максимальным спасителем, чем максимально совершенным существом. Недостаточно просто добавить спасение в список совершенств; его следует рассматривать как принадлежащее определению самого Бога. Поскольку для Бога характерно спасти, а спасение является его основной деятельностью, то есть он всегда всех спасает. Поэтому «спасать» следует понимать в том же смысле, что и «создавать»: сделать что-то из ничего, жизнь от смерти, святой от грешника. Как и в классическом теизме, Бог по-прежнему радикально отличается от мира, поскольку только он создает и спасает. Но, как и в процессе теизма, Бог скорее динамичен, чем статичен, всегда вовлечен в жизнь мира. Таким образом, предложенный сотериологический теизм может служить промежуточным звеном между традиционной классической концепцией Бога и концепцией процесса. 12 ОСНОВНЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА, ИЛИ ФИЛОСОФЫ И МЫСЛИТЕЛИ В ПОИСКАХ АРГУМЕНТОВ Сегодня очень многие люди говорят, что полностью доказать существование Бога невозможно. И, к моему удивлению, это говорят, как неверующие люди, так и верующие, говорят они это по различным причинам. Верующие люди считают, что Бог открывается тому, у кого чистое сердце и душа, а неверующие уверены, что если ученые не могут доказать существование Бога, то его нет, потому что только наука может сказать правду. Лишь некоторые люди знают, что традицию доказательства существования Бога проносили через многие века. В Средние века Ансель Кентерберийский и Фома Аквинский успешно продвигали эти доказательства и теории. Эти философы аргументировали свои мысли, обращаясь к верующим –для того, чтобы рациональным способом доказать существование Бога. Все эти аргументы и доказательства были очевидными, и в жизни философы так же пытались найти очевидные и разумные подтверждения. Современному человеку тоже иногда хочется разобраться в существовании Бога и доказать это самому себе. В православии не было такой традиции, доказывать и аргументировать существование Бога. Православные люди по-другому понимают это все, и пытаются свести вместе свою веру и разум. Самым важным аргументом в православии является - человек. Если в своем сердце человек встретился с Богом, то ему не нужны никакие аргументы и доказательства. Современные люди мыслят, так сказать, по-западному. Даже мне много раз говорили: «А ты докажи, аргументируй и рационально объясни, что он существует!». Такие разговоры и доказательства не могут привести человека к вере и пониманию, а значит, бесполезно что-то им объяснять и доказывать. Мы с вами не из времен Фомы и Анселя. Огромное количество времени прошло с тех пор, но люди не перестали искать новые доказательства и рациональные аргументы существования Творца. Ниже я представлю несколько аргументов бытия Бога. 1. «Экзистенциональное» доказательство, то есть «доказательство от существования» формулируется как: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет? На много сложнее создать что-то и развивать это, поддерживая и помогая, чем вообще ничего не делать и не иметь. Проведите тогда эксперимент, спроектируйте постройку дома, выберете участок, где он будет стоять, затем постройте и постоянно поддерживайте в нем чистоту и исправность всех труб, стен, систем. Или, чтобы дачный огород приносил плоды, за ним нужно постоянно ухаживать, поливать, полоть, вскапывать. Если этого всего не делать, то огород превратится в лес, а дом в сарай. Если выражаться другим языком, то любые вещи нуждаются в уходе, если этот уход прервать, то вещь перестает быть такой же прекрасной и значимой, она просто разрушается. Именно поэтому многовековая жизнь людей и Вселенной невозможна без Бога и противоречит второму началу термодинамики, согласно которому все звезды и планеты во Вселенной погасли бы либо взорвались. Вселенная существует, только потому что в один миг ее кто-то сотворил и с тех пор поддерживает. Этот Творец – Бог, о котором сэр Исаак Ньютон, сформулировавший законы всемирного тяготения и движения, открывший дифференциальное исчисление, сказал: «Он пребывает вовеки; присутствует везде; Он конституирует длительность времени и пространство». 2. Почему все, что есть, закономерно и поразительно упорядочено, несет на себе несомненный отпечаток разумного плана устройства целого? Ведь такой план не может не предполагать существования сверхчеловеческого по своим возможностям Ума, подлинно божественного Планировщика (так как закономерность — свойство разума)? Николай Коперник, говорил: «Кто еще мог бы поместить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую позицию?», указывая на то, что его модель вращения Земли вокруг Солнца показывает и доказывает мудрость Создателя при сотворении мира. Альберт Эйнштейн, сформулировавший теорию относительности, выразил эту мысль так: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием». Он подразумевал, что человек является лишь маленьким механизмом в работе всей Вселенной и играет самую малейшую в ней роль. Древние греки говорили, что весь мир, то есть вся система и бытие, состоит из миллионов деталей и механизмов, которые связаны между собой, управляются особыми законами и комбинациями и если изменить один из механизмов, то есть возможность перевернуть всю систему с ног на голову Поэтому нельзя допустить того, чтобы вся эта система подчинялась случайности. 3. «Космологическое доказательство»: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности нельзя – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным. Пастер говорил о причине: «Следовало бы резервировать для единственного Божественного импульса, который сформировал эту Вселенную». Так же он придумал процесс очищения молока, который назвали его именем, высказывал свое мнение о «космической асимметричной Силе», которая создала жизнь. Бог не такой как люди, он идеален, словно мысль, он духовен, для него не существует времени, пространства, ведь он вечен, значит, это не физическое тело, но в физическом значении этого слова, он является Создателем всей Вселенной и ее законов. 4. «Антропный принцип Вселенной». Исключительно только жесткие и маловероятные условия могли способствовать зарождению жизни на Земле. Это такие условия, как расстояние от Солнца до Земли, вращение Земли вокруг Солнца, размеры Луны. Некоторые ученые считают, что Вселенная и Солнечная система расположена таким образом, чтобы человек смог все в ней разглядеть и познать. Теория того, что все это случайно, возможность зарождения жизни и существования, просто полностью исключается. 5. «Телеологическое». Современные ученые и биологи доказали, что в человеческом теле все системно и имеет много механизмов, общеобязательно для всех живых организмов, работоспособности всех этих механизмов. Еще в момент зачатия организм знает, через что ему нужно будет пройти и кем стать, это называется «предустановленная гармония». При раскопках древних захоронений и анализе найденных тел, ученые пришли к выводу, что органы древних людей были бы бесполезны в наше время, были бы не пригодны для существования, но за то пригодятся через сотни поколений, когда среда и экология изменятся и понадобится что-то новое в организме. Тут появляется вопрос, на который очень сложно ответить, а может быть и вовсе нельзя: «Откуда у человеческого тела может быть такое предзнание будущего и как оно может само менять в себе строение органов?!» Этот аргумент говорит о том, что в человеке заложена определенная программа жизни и развития, проще говоря - Промысел Божий. 6. «Трансцендентальное» доказательство было открыто Кантом и гласит о том, что есть Божий мир, который так же не имеет время, места, а лишь имеет мысли, разум, волю, интеллект, этот мир не принадлежит отрезку времени, он способен перемещаться во времени и пространстве. Каждый человек может сказать, что мысли в его голову приходят из вне, откуда-то сверху, словно лучик солнца с неба – от этих мыслей не убежать и никуда не деться, они всегда приходят тогда, когда это нужно им. Можно сказать, что мысли человека рождаются в голове, находятся в черепной коробке, но в то же время эти мысли вне материи, пространства и времени. Человек понимает, что духовная природа и мысли так же обладают разумом и волей, как и сам человек. 7. «Креационистское» –это доказательство гласит о том, что живые системы и организмы созданы как единое целое, как один организм, друг без друга они не могут существовать. Здесь же может быть упомянута и приведена в пример система взаимодействия легких, сердца, кровообращения у человека. Не бывает такого, что сначала работает сердце, потом легкие и через некоторое время по организму начинает течь кровь. 8. Доказательство существования Бога и духовного мира из личного опыта — большинство людей встречалось в своей жизни со «странными» проявлениями божественного и сверхчеловеческого: как благотворного, Божественного, так и зловредного, демонического, или, наверное, чаще всего, того и другого вместе. Расскажу историю, которая случилась с моим знакомым. Этот человек из верующей семьи, но сам пропагандировал атеизм, при этом вел не совсем хороший образ жизни. После ряда трагедий в своей жизни он решил пойти в храм. После того, как священник прочитал молитву над его головой, то его охватила сильная слабость, что он чуть ли не начал валиться с ног. В этот момент он понял, что он очень грешен, и как будто его к полу пытается опустить какая-то сила. Подобных примеров можно было бы привести довольно много. 9. Доказательство от веры в Бога большинства выдающихся гениев человечества, например, большинства Нобелевских лауреатов. Такие ученые как: Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн верили в Бога. Роберт Бойль молился каждый день. Большую часть своих доходов он отдавал церкви и бедным людям. Френсис Коллинз говорил: «Когда мы узнаем о человеческом геноме что-то новое, я каждый раз испытываю чувство благоговения от того, что человечество теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что научные исследования могут как-то угрожать Богу. Напротив, я думаю, что Бог только выигрывает от нашего любопытства». 10. Появление в истории человечества великих святых людей и религиозных деятелей, которые рассказывали о существовании Бога и имели с ним «духовные откровения» Моисей, Исайя, Иезекииль одни из тех, кто общался с богом, так же и праведники, которые помогали людям в их жизни и наставлявшие их на правильный путь. Серафим Саровский или Иоанн Кронштадский - яркие представители того, что и в наши дни Бог обращается к людям и разговаривает с нами, как и в древние времена, просто это нужно видеть и слышать, что не все хотят или могут делать. Бог всегда пытался говорить с людьми, это люди то уходят от него, то подходят слишком близко. 11. Доказательство от противного: трагическая судьба проектов выдающихся атеистов. Пример «дела Ленина-Сталина» и их последователей, впервые в истории попытавшихся построить атеистическое государство на «научной основе» как в России, так и в других странах Европы и Азии. Эвальд Васильевич Ильенков был лучшим философом СССР. Всю жизнь обосновывая атеистический тезис о «саморазвитии материи». Он покончил жизнь самоубийством в следствии глубокой депрессии. 12. «Эстетический аргумент» гласит о том, что на Земле есть невероятная красота природы, цветов, рассветов, морей, закатов, звезд, которая как будто специально предназначена для эстетического наслаждения разумного существа - человека, потому что помимо него в самой природе созерцать ее просто некому. Роберт Бойль любовался природой и часто говорил: «Когда я изучаю книгу природы, то часто принужден воскликнуть вместе с псалмопевцем: О, сколь многообразны Твои творения, Господи, в мудрости Твоей Ты создал их всех!». Таким образом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рассматривать окружающий человека мир, все дороги неизбежно ведут к Тому, Кто его создал и украсил, Кто его постоянно поддерживает и направляет, и без Кого он бы не мог просуществовать и мгновения – к Богу. ДВА СПОСОБА ПОЗНАНИЯ БОГА В ТЕОЛОГИИ Бог рассматривается в рационалистическом и мистическом отношениях. Рационалистическое представление предполагает наличие Бога подобно совершенному разуму, функционирующему согласно постоянным и требуемым законам. Данная точка зрения существовала в античности и средние века, с XVII столетия и по сей день она считается преобладающей из числа теологов и попросту верующих людей. В отношении познания такого рода взгляд признает познаваемость мира, его законов, а кроме того постижимость Бога. А мистическое же представление Господа больше тяготит к агностицизму. Бог подразумевается в качестве совершенной безграничной свободы, божественного произвола, таинственного для человека. Разум никак не способен постичь Бога, однако несмотря на это, ратифицируется вероятность определенной интуиции либо откровения, мистического единения с Богом. Уже в античности данные две позиции замечались в так именуемой апофатической (отрицательной) и катафатической (положительной) теологии. В отрицательной теологии Господь непознаваем, ему не может быть приписан ни один предикат; в положительной теологии Господу может быть приписано безграничное множество предикатов. Встречаются в свою очередь теории, которые \"колеблются\" посреди двух данных полюсов. Христианство, как и иудаизм, с данной точки зрения является религией душеизлияния. Адам и Ева были изгнаны из-за того, что постигли добро и зло, стали мудрыми. Для Бога нет добра и зла, проще изъясняясь, Бог \"выше\" этого, и по этой причине возможна благосклонность Божья и спасение. В мире, где властвует абсолютный разум и царит нескончаемая безусловная справедливость - как может быть допустимо раскаяние и помилование в таком мире? Иисус свидетельствует: \"Прости им, ибо не ведают, что творят\". Хотелось бы отметить ещё в завершении, собственно если разговор заходит о мифологии Древнего Египта либо Греции, наша цель - пояснить и осознать данные мифы, понять древнейших. Однако в случае если разговор заходит о христианстве, весьма зачастую судят не просто несправедливо, а уже с некой конкретной целью - во что бы то ни стало осмеять, опошлить, показать все без исключения в глупом свете, \"обстебать\". Возможно ли осознать что-либо таким методом? Почему так происходит? Видать, не пережили мы ещё христианство. ХРИСТИАНСКИЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Многовековой опыт восточно-церковной мудрости принес много полезных вещей в восприятии каких-либо целей, смыслов, методов познания, отношения смысла и рационализма. Христианское учение гласит по-разному об истине и конкретно ее критериях, о сознании, знании и мудрости человека, в частности. Святые отцы долгое время работали над всеми этими упомянутыми проблемами и другими вопросами и оставили культуру нашего времени бесценным духовным опытом и практическими предложениями о жизни. В соответствии с Библией, человек был сотворен согласно образу и подобию Божию. Следовательно, познавая Господа, человек со временем постигает и себя. Логические размышления в нелегком труде познания Непознаваемого отнюдь не являются определяющими. Духовная практика, рвение к Господу, каждодневный труд над собой, чтобы хотя бы чуть-чуть приблизиться к безупречному образу, которым для каждого христианина считается Иисус, — вот путь, которым завоевывается знание. Сострадание, сочувствие и любовь ко всему, что основано Господом, и в первую очередь к другим людям, — ключевые методы самосовершенствования. Иными методами считаются очищение от грехов (понимание и раскаяние в плохих деяниях, словах и мыслях) и пост. Когда человек добивается определенного уровня, необходимое знание ему даруется свыше. В различные периоды данные знания приходят к народам не одинаково. Когда большая часть людей была не сильна в абстрактной логике и владела образным мышлением, знания приходили к людям в виде видений либо сновидений, в некоторых случаях — голосов. Или же наподобие подсознательного озарения, когда человек попросту понимает, что правильно, однако никак не способен объяснить почему (тут не идет разговор об откровениях либо предсказаниях, касающихся массовых перемен в судьбах стран и народов, посылаемых избранным, а кроме того о даре ясновидения и яснослышания, которыми человек может быть награжден с рождения). Так как значительная часть наших современников употребляет образное мышление намного реже, нежели логическое, на сегодняшний день знание чаще всего поступает в словесной форме. Человек открывает знакомую книгу, к примеру Евангелие, и внезапно начинает наблюдать в известных строчках незнакомый ему в первую очередь смысл либо выявляет в случайно раскрытой газете ответ на терзавший его вопрос. Тем немногим, кто именно в настоящее время использует два типа мышления, знание способно явиться в виде интуитивно-логического комплекса. В данном случае человек не только видит либо чувствует истину, но и способен подвести под нее логическую базу. Значит ли это, что человек, не достигший внутреннего просветления, не способен рассчитывать на дарование ему знаний? Вовсе нет. Ни один человек не может дать оценку, насколько он достоин либо недостоин дара познания. В Евангелии от Луки сказано: «Просите, и дано будет вам». Следовательно, молитвенное прошение к Богу — ещё один метод получить знание свыше. Если знание даруется человеку, из этого следует, что логическим путем приблизиться к нему немыслимо? Это не совсем верно. Любое стремление к Господу найдет собственную цель, все пути познания Господа в конечном итоге приведут к Нему: «Ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Однако одной работой мысли полного знания никак не достичь. Получив толику знаний вследствие своего упорства, человек непременно должен измениться в лучшую сторону, применяя то, что узнал. Ни один дар Господа не должен пропасть напрасно, наоборот, благодаря трудам человека он должен быть приумножен. Иначе, как в притче о нерадивом слуге, зарывшем в землю (чтобы не потерять) данный ему талант (серебряную монету), дар отнимется и будет передан другому, доказавшему, что он сможет приумножить данное ему богатство. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что доказать и опровергнуть существование Бога нельзя. Кто-то всю свою жизнь посвящает познанию Бога и способам подтверждения его бытия, а кто-то придерживается науки и отрицает Всевышнего, разбрасываясь разными фразами о том, что это невозможно. В любом случае, если нельзя рационально доказать или опровергнуть бытие Творца, то почему бы просто не смириться с этим и просто думать, что он есть? При этом получив дополнительную психологическую и духовную раскрепощенность и свободу мысли и совести. Литература 1. «Проблема разума в философии Л.Н. Толстого» Волохова Н.В. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 2 (23). С. 203-212. 2. «К вопросу о предопределении» Капульцевич А.Е. Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 3 (25). С. 105-112. 3. «Монархистские идеи, рационализирующее откровение раннего христианства» Земецкий Н.Г. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. Т. 5. № 5А. С. 42-53. 4. «Научное доказательство существования души и Бога» Ечкал Д.Н. Мир современной науки. 2015. № 2 (30). С. 35-36. 5. «Богоискательство как философская проблема» Ильин А.Н., Данилова И.Ю. Теория и практика современного профессионального образования. 2016. Т. 1. С. 202-206. 6. «Религия и вера в сверхъестественное» Субботский Е.В. Sententia. European Journal of Humanities and Social Sciences. 2016. № 4. С. 24-43. 7. «Философская проблема «существования»» Джахая Л. Philosophy and Cosmology. 2016. Т. 16. С. 43-53.