УДК 128 Цель и смысл человеческой жизни ? Карпань Арина Дмитриевна , студентка 1 курса , группа ГДДбп-17-1а, Высшая школа индустрии туризма, гостеприимства и дизайна, arinakarpan54531@gmail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва , Российская Федерация Аннотация. Статья посвящена смыслу и цели человеческой жизни. В ней рассматриваются различные подходы к пониманию смысла жизни, взгляды философов на протяжении веков о данном вопросе .Используются такие теоретические понятия как: человек, смысл жизни , нигилизм , экзистенциализм,ценности , гедонизм,цинизм, утилитаризм, прагматизм . Так же затрагиваются различные философские деятели — Аристотель, Сократ ,Платон,Фома Аквинский, Камю, Сартр. Многие философы ищут ответ на вопрос о смысле жизни, но однозначного ответа не находят , так как его нет. Это объясняется историческим развитием- на протяжении веков у человечества разные ценности, материальным положением, уровнем образования, положением в обществе. В терминологическом словаре смысл жизни определяется как духовная или философская проблема , выражающая конечную цель существования человека . Поиском смысла жизни занимались с древнейших времен и на протяжении веков. Для античных философов смысл жизни заключался в счастье, благосостоянии, гедонизме; известные философы данного времени- Эпикур, Платон , Аристотель, Сократ. Для средневековых- в служении Богу, сохранении сословных традиций и обычаев. Известные философы — Фома Аквинский и Блаженный Августин. В 19-20 вв человеческая жизнь приравнивалась к абсурду и господствовали такие направления , как нигилизм, экзистенциализм; наиболее известными философами данного периода, являются Камю и Сартр. В современном мире наиболее популярными течениями являются прагматизм и позитивизм; каждый человек сам волен выбирать смысл своей жизни, у любого индивида он свой, ведь каждый из нас придает значение абсолютно разным вещам . В чем заключается смысл жизни человека? Человек-это живое существо, наделенное разумом и неразрывно связанное с обществом.. В отличии от животных, люди обладают членораздельной речью, прямохождением , большим развитым пальцем .Каждый индивид понимает, что не будет жить вечно и необходимо иметь смысл жизни. Для каждого он свой, ибо ,что важно для одного человека , может не играть никакого значения для другого. Смысл жизни складывается на основе психологических и мировоззренческих особенностей индивида. На протяжении жизни, человек может ставить различные цели. Например,девушка в 21 год решила разбогатеть, каждая новая сделка приносила небывалые дивиденды, но через 6 лет , она начала понимать - деньги не главное, что также необходимо иметь семью. То есть, она ставит перед собой новую цель- семья. Это доказывает, что человеку просто жизненно необходимо иметь цель в жизни. Потому что когда человек не имеет смысла жизни, он ни к чему не стремится , ни чем не увлекается, морально слаб, депрессивен . Такими людьми очень легко управлять, они чаще попадают в плохие компании, секты , становятся наркоманами , алкоголиками или кончают жизнь самоубийством .Именно поэтому необходима цель, к которой человек будет стремиться . Смысл жизни-это осознание своей ценности , расстановка целей и выполнение их. Существуют различные подходы к пониманию смысла жизни : 1.Духовные основы,другими словами, сама жизнь. 2.Смысл создается самим субъектом 3.Смысл кроется за пределами жизни. Духовные основы — это религия. То есть, смысл заключается в служении Богу,созерцании,следовательно, человек должен быть похож на него. Смысл жизни сводится к духовному очищению и развитию. Следующий подход охватывает человеческую жизнь немного глобальнее и рассматривает ее влияние на социум в целом, его прогресс, будущее. В данном подходе смысл жизни заключается в счастье и благополучии будущего поколения. Подход строится на началах добра, сострадания, справедливости и предполагает борьбу со злом и ненавистью. Третий подход говорит о том, что в человеческой жизни конкретного смысла нет, он сам его вносит . Человек , как разумное существо, на основе своего опыта, психологического развития, самостоятельно ставит перед собой цель. Полноценный смысл открывается только тогда, когда ,действительно , необходим индивиду, когда он в полной мере готов воспринять и понять смысл своего существования. Осознание своей ценности не только человеком , но и обществом , избавляет индивида от ощущения ненужности, бесполезности, страха смерти. С древнейших времен многие философы пытались ответить на данный вопрос, но однозначного ответа нет, так как каждый человек в своей жизни придает значение различным вещам, что для одного человека может играть главнейшую роль, для другого не имеет никакого смысла и значения. Именно поэтому однозначного ответа нет . Античные философы- Аристотель,ученик Платона, был еще одним античным и влиятельным философом, который утверждал, что этическое знание не является определенным знанием (как метафизика и эпистемология), а является общим знанием. Поскольку это не теоретическая дисциплина, человек должен был учиться и практиковаться, чтобы стать \"хорошим\", таким образом, человек должен был стать добродетельным, он не мог просто изучить, что такое добродетель, он должен был быть добродетельным, через добрыую деятельность. Поэтому добро справедливо называют объектом всех усилий;Сократ - описывает форму добра,идея добра-это совокупность терпимости , идеала, справедливости. Сократ говорил о том, что смысл жизни заключается в совершенствовании человеческой души, радости , счастье, благополучии. В средние века смысл жизни был прочно связан с религией, обычаями , сословными традициями , другими словами , человек большое значение придавал служению Богу . Индивид думал, что за всю свою жизнь он накапливает массу грехов, которые необходимо искупить. Средневековый человек жил ,можно сказать, в вечности, то есть вне времени. Он занимался повседневными делами , которые служили отсрочкой перед главнейшим событием — Божьим Судом. Ярким философом данного времени, является Августин Блаженный , который разъяснял категории времени. Он утверждал , что все что происходит , является реализацией Божественного плана . Так же был Фома Аквинский, который пытался разобраться и разъяснить основные принципы христианской теологии . Средневековая философия теоцентрична. В семнадцатом — двадцатом веке философы вообще не видели смысла человеческой жизни. В данный период времени правили такие течения , как нигилизм , экзистенциализм, которые опирались на умственные способности индивида и ставили их превыше всего. Философы данного времени — Камю, Сартр , утверждали , что человек своими мыслями, знаниями, действиями вносит смысл , если индивид не будет этого делать, то есть мыслить, рассуждать, то в его жизни не будет смысла . В своей книге Жан-Поль Сартр говорил о том, что суть экзистенциализма заключается не только в ношении черной одежды и распитии спиртных напитков, но в идее , которая выражается в :» Существование предшествует сущности». Другими словами, люди склонны думать, что занимают определенную нишу в обществе, так и есть, но эту нишу они получили своими действиями , стараниями . Каждый наш поступок несет последствия и абсолютно каждый человек играет определенную роль в обществе. Так же философ задумывается о человеческой реальности . Альбер Камю говорил о том, что « мир сам по себе не разумен» , следовательно, в нем нет никакого смысла и значения. Но человек , как разумное существо , пытается все-таки постичь смысл жизни. Философ утверждал, что абсурд человеческой жизни придает жесткость, бесчеловечность , общество. Человек постоянно совершает какие-либо действия и чаще всего они превращаются в рутину , что очень угнетает. Но не смотря на это, Камю не признавал бездействия , он утверждал, что необходимо выбираться из этого абсурда и становиться счастливым. Он был против самоубийств и говорил, что это удел слабых. Нужно выбираться из абсурда и бунтовать . Смысл сводится к осознанию всей абсурдности и борьбе с ней. Вообще Камю схож с Достоевским , так как он тоже говорил о том, что именно красота спасет мир. Современные философы считают, что однозначного, конкретного смысла в жизни нет, так как каждый человек своими собственными усилиями, потребностями , действиями, вносит его в свою жизнь. У каждого человека свой смысл жизни, у кого-то — карьера, деньги, у кого-то семья, дети. Кто-то делает своим смыслом достижения творческих вершин, самоутверждение. Большинство современных людей солидарны с нынешними философами , потому что у каждого человека свой смысл и цель жизни . Cмысл жизни представляет собой философский вопрос о самой цели и смысле в жизни или существования в целом. Эта концепция может быть выражена через множество смежных вопросов, таких как \"Почему мы здесь?\", \"Что такое жизнь?\", и \"В чем смысл?\" Эта тема рассматривалась у многих философских, научных, и теологических работах на протяжении истории. Смысл в жизни – это философские и религиозные представления о существовании, социальных отношениях, сознании, и счастье, затрагиваеющие множество других вопросов, таких как символический смысл, онтология, ценности, цели, этика, добро и зло, воля, представления о Боге, существование Бога, душа, реинкарнация . Научный вклад сосредоточился больше на описания обзоров эмпирических фактов о самой Вселенной; они в значительной степени переориентировались на вопрос от \"почему?\" до \"как?\" и обеспечили контекст и параметры для конструктивных разговоров на такие темы. Платонизм Платон был одним из самых влиятельных философов античности. Для него смысл жизни заключался в достижении самой высшей формы знания и получения удовольствия . Знания так же должны быть не практическими , а эфемерными, т.е для самого себя . Так же Платон разделял удовольствия на благие и не очень. Удовольствие заключается в прекрасном, в его созерцании . Сократ Сократ не записывал своих размышлений, философских взглядов . Он концентрировал внимание на человеческой душе, которая была разумной частью человека и занималась решением проблем. В следствии этого , смысл жизни сводится к совершенствованию своей души, ее чистоте. Сократ призывал к моральному богатству , а не материальному, а так же заботиться о своей моральной чистоте. Аристотелизм Аристотель, один из учеников Платона, который утверждал, что этические знания - это неопределенные знания (как метафизика и эпистемология), но это общие знания. Благосостояние и счастье — это конечная цель человеческой жизни .Но самой главной целью является душевное благо, которое заключается в получении новых знаний, умений , любви. Так же для полноценной жизни требуется справедливость , которая связана со всем социумом , она выражается в благосостоянии всех людей. Аристотель выделяется добродетель, которая основывается на привычке поступать правильно. Он говорил о том, что вредные привычки — это своего рода, пороки . Для Аристотеля разум человека является высшей ценностью . Цинизм Это некая философия дерзости ,характерная для эгоистов, которые достигают своих целей, благосостояния любой ценой. Так же он проявляется в презрительном отношении к моральным устоям и общественным отношениям. Эпикур В наибольшей степени акцентировал внимание на поисках скромных удовольствий, чтобы обрести спокойствие и свободу через знания, дружбу, и добродетели, умеренной жизни; В сочетании, свобода от боли и свобода от страха это счастье в его высшей форме. Эпикур хвалил наслаждение от простых удовольствий .Удовольствие является конечной целью. Он в отрицает бессмертие и мистику; Душа смертна, как и тело. Стоицизм Объясняет причины нашего несчастья, которое заключается в неблагодарности и неспособности людей ценить то, что они имеют. Стоики ценят то, что имеют и обучают этому других. Средневековая философия В средние века человечество было тесно связано с религией. Поэтому отличительными особенностями данной философии являются такие течения как — теоцентризм, монотеизм,эсхатолизм . Монотеизм ставит Бога на первое место и делает его идеалом, предметом для подражания.. Он является предметом для подражания . Эсхатолизм — человек играет значительную роль , как образ Божий, и поэтому должен подражать ему и вести праведный образ жизни, безгрешный Классический либерализм Классический либерализм представляет собой набор идей , которые возникли в 17-м и 18-м веках, конфликтые ситуации в обществе возрастают,так как состоятельный, имущий класс и аристократия обладает правами и привилегиями и устанавливает религиозные порядки , которые господствовали в Европе. Либерализм основан на средствах баланса прав через общество. В целом говоря, он утверждает , индивидуальную свободу , которая является главной целью , потому что только через нее обеспечивается свобода и другие неотъемлемые права. Существуют и другие формы и производные от либерализма. Ранние мыслители , такие как Джон Локк, Жан-Жак Руссо и Адам Смит говорили, что человечество является неотъемлемой частью природы;для того,чтобы найти смысл существования люди много трудятся и постепенно возникает собственность и различные социальные отношения, группы. Кантианство Это в философия , основанная на этических, эпистемологических, и метафизических работах Иммануила Канта. Его теории имели большое влияние на современников, они активно их обсуждали , опровергали , поддерживали . Так же статьи Канта публиковались в различных журналах и газетах. Он получил огромную популярность среди просвещенной элиты, его сравнивали с Сократом , Моисеем . Философ утверждал , что смысл жизни заключается в саморазвитии, четкой постановке цели , которую он способен выполнить. Кант придерживался такого мнения, что человек может стать счастливым , если его действия подчинены всеобщему характеру, другими словами моральным является то действие , которому можно придать всеобщий характер . Важно всегда оставаться человеком и проявлять сочувствие по отношению к другим . Так же он подчеркивал, что категорически нельзя использовать людей ради удовлетворения своих интересов, это очень гнусно и аморально. Нигилизм Нигилизм берет свое начало еще в средневековье. Затем этим направлением активно заинтересовались философы, которые представляли его по-разному. Один из философов — Сёрен Кьеркегор видел источником нигилизма в кризисе христианства. Для Ницше нигилизм заключался в непостоянстве и иллюзорности прогресса и религии. Шпенгер отмечал, что нигилизм -это часть культуры ,которая переживала переломный момент и должна была в скором времени достичь высшего расцвета . Хайдер видел в нигилизме некое движение, которое может привести к бедствиям, катастрофе и хаосу. Другими словами ,человеческая жизнь подчинена абсурду и лишена всякого смысла. Человек- это личность, которая сама себе ставит цели, приоритеты , обладает неким авторитетом , а семья, религия, дружба, моральные нормы -это лишь механизмы , используемые для контроля над ним. Достаточно часто нигилизм путают с социопатией и мизантропией. Но если социопатия и мизонтропия заключается в замкнутости и одиночестве,то нигилизм предполагает работу над собой. Нигилисты не строят перед собой воздушных замков, эфемерных мечт , они смотрят на мир трезво и здраво .Для них мир-это лишь механизм , который нужно использовать для достижения своих целей. Они обычно презирают социум , эгоистичны , проявляют заботу только к себе. Считают себя абсолютно свободными , не обремененными обязанностями . Французский философ Альбер Камю придерживался экзистенциализма. Он придерживался мнения, что мир несправедлив к человеку и крайне неразумен. Все наши знания — относительны. Разум и познание для него -это источник преобразования окружающего мира , но он отмечает и нерациональное использование знаний. Он признает и уважает науку, отмечая , что она помогает человеку получать знания, духовно обогащаться, но все эти знания неполные, относительные . Камю в одной из своих работ говорил о смысле жизни и утверждал, что человек смертен и он должен осознать смысл своей жизни и придерживаться его. Жизнь — это абсурд , который необходимо исследовать и бороться с ним. По его мнению у человека есть два пути — просто жить и смириться с абсурдом или бороться и достигать своих целей. Если мир абсурден , следовательно и искусство в нем тоже абсурдно. Искусство учит терпению и здравомыслию. Оно требует постоянных характера, который будет проявляется во владении самим собой , видении границ реальности и вымысла, моральной силы. Искусство помогает отрешиться от мира со своим абсурдом и радостями. Он уделяет внимание общественной обстановке и говорит о том, что количество преступлений заметно увеличивается и мир погряз в нигилизме . Понимание всей неидеальности мира призывает к революции , бунту, одной из целью, которого является — преобразования мира. По его мнению революция- это закономерной состояние в обществе . И для того, чтобы жить полноценной жизнью человек должен постоянно бунтовать , бороться с с абсурдом. Альбер Камю утверждал, чтобы быть счастливым деньги не нужны. Он презирал людей, которые для достижения своего счастья причиняют боль окружающим, используют их . Философия 20-го века. В данный период уже произошли радикальные изменения в представлениях о человеческой природе. Наука заметно перестроилась в отношении к человечеству , В социальной сфере, достиженя в медицине и технологии уже освободили людей от многочисленных болезней ,которые были в предыдущих эпохах, и философией—особенно после того лингвистического поворота—перемены во взаимоотношениях людей- как вести себя друг с другом. Вопросы о смысле жизни увидели много столь радикальных изменений-от попыток переосмыслить человеческое существование в биологическом и научном плане (как прагматизм и логический позитивизм), до деятельности (экзистенциализм, светский гуманизм). Прагматизм Сводит смысл жизни к достижению богатства ,престижа . Первым, кто сформулировал такое понятие как прагматизм -был американский философ Чарльз Пирс , затем его развивали Джеймс и Сантаян. Активно прагматизм начал развиваться в 20 веке с появлением новых философских взглядов , которые заключались в критике позитивизма .Данная теория основывается на способности людей строить теоретические цепочки и рационально мыслить. Философы предполагают, что не стоит заниматься поисками жизни , необходимо просто жить и брать от жизни максимально много. Истину жизни можно только создать, ее нельзя найти .Так же человеческие потребности должны взаимодействовать с человеческими исследованиями. Кроме того в практике, теоретические требования должны быть практически проверяемым, то есть один может прогнозированить и тестированить требований, и, что, в конечном счете, потребности человечества должны направлять человеческие интеллектуальные исследования. Прагматические философы предполагают, что практическая, полезная деятельность для понимания жизни, является более важной , чем поиск для себя нецелесообразной абстрактной истины в жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть сделаной, но не найденной .Для прагматиков смысл в жизни - можно обнаружить только через опыт. Что значит \" смысл жизни’? В аналитической философии носителями смысла обычно считаются словами, фразами, пунктами и предложениями. Поэтому сама жизнь, как правило, не считается носителем смысла, но слово \"жизнь\" есть. Понимание смысла последнего само по себе является важной философской задачей, чтобы определить, включает ли жизнь какую-либо нефизическую субстанцию, или она просто включает в себя определенную форму или расположение определенного типа физической материи. Поэтому задача логически должна решаться прежде, чем задача понимания смысла жизни в смысле, как правило, предназначенном для серьезного допроса. Однако, человек, который спрашивает “в чем смысл жизни?\"Обычно не спрашивает определения слова \"жизнь\". Что я думаю, значит спросить, что объясненяет наличие жизни или существования живых существ. Питер ван Инваген дает полезную аналогию: \"Если Алиса застает доверенного сотрудника, который работает в ее офисе и крадет ее конфиденциальные файлы, она говорит ‘\" В чем смысл этого? она запрашивает объяснения какого-либо положения дел с точки зрения целей ее сотрудников или тех, чей агент работник.” Так, если кто-то попросил объяснить тот факт, что вода кипит, вы отвечаете, что нагревательный элемент дает молекулам воды энергию-данный ответ не будет правильным , ни сказать, что вода достигла 100ºC. Ответ был бы таким(например) кто-то вскипятил чайник для того, чтобы иметь горячую воду и сделать чашку чая. Если было очевидно, что никто не отвечал за данное событие, если, скажем, событие было просто кипением воды в естественном гейзере, то человек спрашивал: “В чем смысл того, что вода кипит?\"получил бы ответ, что смысла не было (или, возможно, получил бы просто озадаченный взгляд). Томас Моррис называет это “Дотация тезис\": \"что-то имеет смысл, если и только если оно наделено смыслом или значимостью целеустремленным личным агентом или группой таких агентов.” Он продолжает, \"Это, кажется, правдой о смысле любого рода. Человеческие языки являются самым простым и понятным примером этого. Ни одно слово, ни в одном человеческом языке не несет в себе его значение как одного из его внутренних свойств. Никакой звук или форма по существу не означают, что бы это ни значило, когда носитель английского языка создает в качестве значимого лингвистического выражения... Он был наделен каким бы то ни было смыслом или значениями, которые он не имел под лингвистической конвенцией, по соглашению между говорящими или пользователями языка. Для того чтобы иметь смысл любого рода, вещь должна быть доведена до управления каким-то целенаправленным намерением, будь то намерение ссылаться, выражаться, передавать или действовать в производстве какой-то признанной ценности. Это верно во всех смыслах.” Что касается жизни, то жизнь имеет смысл только в том случае, если есть объяснение ее человеком, который привел к жизни. Хотя жизнь конкретного человека может быть объяснена с точки зрения целей ее, его или его родителей, такого рода объяснений не хватит на всю жизнь во времени и пространстве, так как кажется, что жизнь не продолжается вечно, так что должно быть в истории мира хотя бы одно живое существо, у которого не было живых предков. В любом случае, вопреки тому, что говорит Дэвид Хьюм, это не похоже, как будто объяснение каждого члена серии складывается в объяснение целого. Даже если бы мы могли объяснить каждую индивидуальную жизнь с точки зрения действий родителей, что живое существо-это шаг назад к бесконечности, это все равно не объясняет, почему у нас был бесконечный ряд живых существ, а не бесконечный ряд неживых вещей. Таким образом, он не смог бы в полной мере объяснить феномен жизни. И наконец, хотя действие родителей может (как правило) быть физически необходимым условием жизни, оно не является физически достаточным условием жизни, и поэтому не может функционировать как полное объяснение, поскольку не все физически способны быть родителями. Вы можете возразить, что для того, чтобы жизнь имела смысл, нет необходимости, чтобы какой-то дизайнер имел цели для нее или ее создания. Возможно, все, что на самом деле необходимо, это то, что у кого-то есть цель. Так, например, я могу использовать чашку предназначенную для питья и держать мои пальцы внутри. Моя цель для чашки отличается от цели дизайнера. Я не думаю, что это предложение полностью отражает интуитивное понятие \"смысл\", однако. Если бы кто-то спросил, в чем смысл (существования) чаши, она или он хотели бы знать, кто сделал это и почему. Она или он не хотел бы, я думаю знать для чего я использовал его (если я не сделал это). Во-вторых, на этом этапе никто не может иметь цели на всю ее жизнь, так как часть нашей жизни уже прошла к тому времени, когда мы способны формировать цели. Я думаю, что у нас не может быть цели для чего-то уже прошедшего. Цель чего-то заключается в том, чтобы использовать его для достижения конкретного положения дел, но нельзя использовать прошлые государства для достижения чего-либо. В-третьих, поскольку мы рассматриваем здесь весь феномен жизни, то только первое живое существо могло иметь цель почти на всю жизнь. Но палеонтологи говорят нам, что первые в мире живые организмы не были вещами такого рода, которые могли бы иметь цели – они были слишком биологически просты, чтобы иметь любую психическую жизнь вообще. Вера в Творца, очень важна, для тех, кто думает, что жизнь имеет смысл. Знаменитый аргумент дизайна стремится отождествить такого дизайнера с Богом. Хотя он, кажется, уверен, что обязательно Бог является дизайнером и создателем всего, что есть, то не факт, что обязательно любой дизайнер-это Бог. Не мог бы там быть, например, дизайнер, который знал много, но не все, или что может сделать много, но не все? Похоже, что не могли. Иногда соображения простоты ссылаются (например, Ричард Свинберн) на то, что более рационально верить в якобы более простую гипотезу всезнающего, всемогущего Бога, чем в того, кто не совсем всемогущ и не совсем всезнающего. В любом случае, идентификация не может быть сделана со 100% уверенностью. Поскольку у меня нет здесь места для углубленного обсуждения этого тернистого вопроса, я буду считать, что из откровения, религиозного опыта или какого-то другого источника можно сделать эту идентификацию. Поэтому атеисты обязательно должны отрицать, что жизнь имеет смысл, так как никакое полное объяснение существования живых существ не может быть дано с точки зрения целей любого набора небожественных агентов. Теисты, с другой стороны, верят, что Божьи цели образуют необходимое условие всей жизни (кроме Божьей) и, возможно, достаточное условие тоже. Конечно, они скажут, что объединение множества Божьих целей и множества целей всех родителей будет достаточным условием, так как любой физический фактор сводим к одному из этих множеств. Так, для богослова, смысл жизни будет дан в терминах целей Бога и родителей. Божьи цели важнее, потому что если, как говорят ученые, когда-то в мире существовала хотя бы одно первое живое существо, то существование этой вещи может быть дано только с точки зрения Божьих целей. Во-вторых, из всемогущества Бога следует, что воля Бога является необходимым условием для любого родителя, рождающего ребенка. Таким образом, Бог, будучи рациональным, имеет цель какого-то рода за существованием каждой жизни. Но ни один человеческий родитель не имеет цели принести о больше чем относительно немногие жизни. Поэтому я сосредоточусь на Божьих целях. Каковы эти цели? Существует бесконечное количество возможных целей для конструктора, некоторые хорошие и некоторые плохие, но Бог может иметь только хорошую цель, так как Бог, по определению, хороший. Более того, не может быть, чтобы Бог создал жизнь, ибо Бог по определению самодостаточен. Но не кажется ли, что Бог мог бы создать живые вещи на их благо – имеет ли смысл говорить о том, чтобы принести пользу чему-то, привнося ее в существование? Не думаю, что так, ибо не кажется разумным сравнивать существующую и несуществующую вещь по отношению к счастью. Так что кажется, что Бог создал жизнь ради Бога. Причина? Ну, хотя Богу не нужна похвала от любого другого существа, хорошо, что Бог хвалится, так как по определению Бог есть высшее существо, наиболее достойное похвалы. Также, кажется, хорошо, хотя и не важно, что существо, отличное от Бога, должно прославлять Бога. Художник создает картину не ради картины, а ради нее или ради себя, чтобы околдовать ее или свою собственную заслугу. Это может звучать как будто Бог- самовлюбленный эгоист, но на самом деле эгоист-это тот, кто имеет чрезмерно завышенные требования и самооценку. Бог не есть это, так как Бог действительно является высшим существом,. В заключении хотелось бы сказать, что определенного смысла жизни нет и у каждого человека он свой. У любого индивида свои ценности и идеалы , которым он придерживается и поклоняется,их не стоит презирать и относиться к ним неуважительно.,- их необходимо разделять и относиться с пониманием и терпимостью. Список литературы : Алексеев П.В. Философия :учебник 4 изд, перераб. И доп.-М: Проспект, 2010 Тургенев И.С «Отцы и дети «: книга 10 изд. 1995 Уайльд О. « Портрет Дориана Грея» : «Э» изд. 2017 Кохановский В.П Философия -учебник — 2-е изд. 2011 Камю А. « Миф о Сизифе»- книга - АСТ, Астрель изд. 2011 Миронов В.В « Смысл жизни и назначение человека»