УДК 17.7:177.7 Альтруизм Масалова Анна Павловна, студент 1 курса, группа ГДДбп-17-1а, факультет туризма, индустрии гостеприимства и дизайна, amass9823@gmail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация Аннотация. Статья посвящена такому понятию, как альтруизм, основным видам, формам альтруизма. Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт. С тех пор альтруизм стал одним из самых противоречивых понятий в социальных и поведенческих науках, хотя альтруистическое поведение и смежные темы были успешно изучены в ряде областей. Как ни странно, в то время как тема альтруизма имела первостепенное значение в классической социологии морали, современной социологии, она, по-видимому, относительно мало заинтересована в изучении альтруизма и альтруистического поведения (хотя есть некоторые исключения), и на поле в значительной степени доминируют другие социальные и поведенческие науки. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат. Альтруизм - это термин, который происходит от латинского языка, означает «другим» и «другим». Альтруизм может соотноситься с такими душевным чувствами симпатия, милосердие, сочувствие и доброжелательность. Поступки, которые же совершаются за пределами родственных и знакомых отношений, называются филантропией. Альтруизм может различаться в зависимости гендерных признаком, так например, мужчины более склонным к кратковременным порывам альтруизма: спасти тонущего из воды или помочь человеку, попавшему в трудную ситуацию. Женщины склонны к более долгосрочным поступкам: занятие благотворительностью, становление волонтером в какой-либо организации, также забота о родственниках. Существует несколько видов альтруизма, такие как: моральный и нормативный альтруизм, альтруизм из симпатии и сочувствия и рациональный альтруизм, о которых в этой статье будет подробно объясняться. Ключевые слова: Альтруизм, эгоизм, филантроп, виды альтруизма. В современном мире исследователи все больше внимания уделяют человеческому общению. Это обуславливается большим ростом агрессивности в нашем мире из - за постоянного стресса, которому подвержена большая часть населения, с одной стороны, а с другой, выраженный рост эгоистической направленности у человека, который становится все более заметным. Эгоизм стал нормой для большинства людей, также он является средством достижения многих целей. Автор «Сердца альтруизма: восприятие общего человечества», Кристен Ренвик Монро, определяет альтруизм как «влекущее за собой действие, без каких-либо условий или поощрения, вознаграждения, который призван принести пользу другому, независимо от личного уменьшения, которое может произойти.\" Монро объясняет концепцию, описывая альтруистов, у которых она брала интервью. Она утверждает, что все они считали, что они являются неотъемлемой частью общего человечества. Они не могли считать себя отдельными от тех людей, которые нуждались в их помощи. Таким образом, когда их спросили, почему они решили действовать альтруистически и потенциально подвергнуть себя риску, они ответили: «Что еще я должен был сделать? Они были людьми, как вы и я!» Этот ответ показал, что «единство человечества превыше всего или сильно ограничивает (выбор альтруиста)». Монро предлагает свою теорию: «Восприятие общего человечества представляет собой такое сильное ядро, что человек не имеет выбора в своем поведении по отношению к другим ...» Большой вклад в исследование альтруистического поведения внес русско – американский социолог Питирим Александрович Сорокин. Он обратил внимание исследователей на изучение социальной жизни людей и на мотивы, побуждающие человека на альтруистические поступки. Важнейшим мотивом всех бескорыстных поступков он считал добровольный характер действий и внутренний долг перед обществом. Основными качествами альтруиста можно считать мягкость и спокойствие, не любят говорить о себе, а предпочитают слушать. Им характерна чрезмерная скромность. Им свойственно радоваться за чужие успехи, нежели зависть. Если они дают свое обещание, они непременно его исполнят, такие люди никогда не предают. В противовес альтруистам идут эгоисты. Это достаточно сильные личности, которые считают своим долгом удовлетворение своих потребностей за счет других, несмотря на интересы окружающих. Часто эгоисты достигают высот в карьере, переступает через мораль и нормы. Самое интересное, что альтруисты еще и помогают эгоистам и радуются их успехам. Присутствует некое различие между альтруистами, они разделяются на «универсальных» и «взаимных». «Взаимные» альтруисты это люди, совершающие жертвенные поступки только для тех людей, от которых они жду аналогичного, то есть это люди, которые ищут выгоду, что уже сложно сопоставить с альтруизмом. «Универсалы» же наоборот, совершают свои поступки бескорыстно, потому что следуют только благим намерениям. Альтруисты бывают разные, очень часто встречаются люди с желанием поскорее отдать все, что у них есть посторонним людям, только потому, что они нуждаются в этом. Отрицательной чертой альтруистов является то, что многие забывают заботиться о себе, некоторые считают, что заботиться о себе не нужно, мне кажется это очень глупым и неправильным, потому что в первую очередь нужно заботиться о себе, ведь только сытый, одетый и ухоженный человек может по-настоящему заботиться о других. Даже появилось такое понятие как «синдром альтруиста», который объясняет такое поведение, как у описанных выше людей. Альтруизм во вред себе. Существует несколько видов альтруизма, эти виды можно считать примерами альтруизма. Например, родительский альтруизм, идея которого бескорыстное самопожертвование, родители прекрасно понимают, что должны обеспечивать своих детей всеми благами, которые они имеют. Нравственный альтруизм является удовлетворением внутренних потребностей у людей, у которых остро развито чувство долга перед другими, они готовы помогать другим без вознаграждения и какой-либо выгоды для себя, для получения внутреннего удовлетворения. Также выделяют такой вид альтруизма, как социумный. Его смысл заключается в помощи людям из ближнего окружения: родственники, знакомые, коллеги. Они помогают бесплатно и такими людьми часто манипулируют для собственной выгоды. Сочувственный альтруизм близок тем людям, которые часто испытывают сочувствие к окружающим и испытывают искреннее желание помочь. Демонстративный тип альтруистического поведения появляется в поведении, которое контролируется общепринятыми нормами поведения. Такими альтруистами движет правило «так положено». Их альтруизм проявляется в бескорыстных и жертвенных поступках, они готовы тратить свое личное время и свои материальные, интеллектуальные и духовные ресурсы. Альтруизм в психологии это макет поведения и качество характера индивида. Это очень самостоятельный и ответственный человек, который готов нести ответственность за свои поступки. Он готов ставить интересы других людей выше своих, он владеет всей свободой выбора, ведь все альтруистские поступки совершаются по собственному желанию. Альтруисты одинаково остается удовлетворенным, даже если его интересы уходят на «второй план». Общество можно поделить на людей, которыми правит только альтруистическая или эгоистическая мотивация, на тех, кто проявляет агрессию и тех, кто, приносит себя в «жертву». Но в реальной жизни один и тот же человек может вести себя, но каждый все равно имеет к чему – то одному большую склонность. Люди, которые окружают вас могу способствовать развитию тех или иных качеств и чувств различными методами похвалы и поощрения и наоборот. В цивилизации больший вес несет в себе инстинктивный альтруизм, то есть забота о близких. Происхождение альтруизма в современном мире представлено в трех теориях: эволюционной, теория социального обмена и теория социальных норм. Смысл эволюционной теории заключается в сохранении человеческого рода, это и является главной движущей силой данной теории. В каждом человеческом организме заложена своя биологическая программа, следуя которой он должен совершать жертвенные поступки, которые не приносят ему никакой пользы и удовольствия. Но он должен понимать, что его деяния идут на пользу всего общества. Теория социального обмена подразумевает в себе подсознательный расчет взаимной пользу, которую человек сможет получить после совершения какого-либо поступка. Поэтому оказавшись перед выбором помочь или не помогать человеку, он высчитывает потраченные усилия и потенциальную выгоду. Эта теория показывает обратную сторону альтруизма – эгоизм. Она заостряет свое внимание, на том, что люди обмениваются не только деньгами или товарами, но и духовными ценностями, тем самым они отмечают, что оказывая помощь другим, получают удовольствие и снимают стресс. Именно поэтому эта теория опровергает альтруизм как таковой, потому что помощь не является бескорыстной. Теория социальных норм твердит, что совершение безвозмездных поступков – естественная необходимость для любого человека. Эта теория основана на принципах обоюдной помощи равным, социальной ответственности и помощи людям, которые не имеют возможности ответить тем же, например, маленькие дети, пожилые, больные люди и малоимущие. Здесь мотивацией служат социальные нормы. Эта теория, по своей сути, показывает, как социум добивается от своих членов альтруистических поступков. Сейчас описаны две социальные нормы. Норма взаимности, по которой человек стремится оказывать помощь тем, от кого помощь когда – либо уже была получена. Или в отношении слабых – норма социальной ответственности. Эти теории анализируют происхождение альтруизма с разных сторон, они несут в себе социологический характер и это ограничивает изучение альтруизма как личностного качества, не позволяет полностью понять, что же побуждает человека совершать бескорыстные поступки. Большинство людей заинтересованы в «зрителях». То есть, если происходит ситуация, где посторонние люди смогут побывать в роли «зрителя», то, скорее всего индивид, который совершает этот альтруистский поступок, будет заинтересован в более длительном действии, нежели ситуация, в которой никто за ним наблюдать не будет. Это связано со стремлением человека выглядеть хорошо перед окружающими людьми. Особенно, если в роли «зрителей» значимые люди, чье мнение важно для него. Человек будет пытаться придать своему поступку еще больше благородности, демонстрировать свою бескорыстность и все время ожидать благодарности. Бывают такие ситуации, в которых вероятен риск того, что при отказе в помощи конкретному человеку это значит, что индивиду нужно будет нести ответственность, например, по закону, тогда он будет более склонен действовать альтруистически, даже если сам этого не хочет делать. Очень мало информации было известно до настоящего времени о том, как становление альтруистом проходит у детей. Но благодаря специальным экспериментам стало известно, что большинство детей в трехлетнем и четырехлетнем возрасте ведут себя как чистые эгоисты. При принятии какого – либо решения ребенок думает только о собственной выгоде, не замечая последствий для окружающих, но в возрасте пяти и шести лет ситуация немного меняется, а в семилетнем и восьмилетнем возрасте ребенок готов оказать помощь ближнему. Но, как говорят исследователи, то вызвано не желанием бескорыстной помощи, а скорее стремлением к справедливости и честности. Альтруистические поступки у детей проявляются через подражание взрослым, то есть родители, подавая правильный пример своему ребенку, могут заложить альтруистические наклонности, что в будущем может послужить развитию благородных черт в характере ребенка. Такое поведение также может быть результатом подражание в группе, в которой люди, окружающие этого человека, совершают бескорыстные поступки. Очень часто человек на подсознательном уровне готов помогать людям, на которых он похож. Такое альтруистическое поведение объясняется сходством и, наоборот, различием. Также существует альтруизм, основанный на гендерных признаках. С давних времен считается, что женщины – «слабый пол», который нуждаются в поддержке и помощи. Поэтому изначальное альтруистическое поведение через культуру происходит от мужчин. Но когда сам мужчина нуждается в женской помощи, тогда альтруистически ведут себя и женщины. Также происходит, когда речь касается возрастных категорий. Например, дети и пожилые люди намного чаще нуждаются в альтруистической помощи, нежели люди среднего возраста. Именно поэтому этим возрастным категориям нужно уделять большую часть внимания. Хочу рассказать вам о пяти интересных фактах об альтруизме, которые показались мне очень познавательными: 1.Подлинный альтруизм. Большое количество исследований в современном мире направлено на доказательство бескорыстного альтруизма. Матье Рикар вспоминает опрос доноров крови, который показывает, что менее двух процентов донор рассчитывают на какую-нибудь выгоду для себя. Практически все делают это, чтобы помочь нуждающимся в этом. Матье объясняет это: «Когда мы дарим кому-то от всей души хороший подарок, то главное удовольствие получаем от возможности порадовать человека, а не от предвкушения, что получим что-то взамен». 2.Альтруизм – врожденное качество. Работы психолога Майкла Томаселло утверждают, что первые порывы бескорыстной помощи замечаются у детей между четырнадцатью и шестнадцатью месяцами. Это значит, мы можем считать, что у детей есть природная склонность к деланию добра, которая не объясняется ни культурой, ни воспитанием. 3.Альтруизм улучшает физическое и душевное состояние. Психолог Алан Люкс наблюдал за участниками добровольных многочисленных акций, объединений. И выяснил, что люди, занимающиеся благотворительностью, имеют лучшее здоровье, у них почти всегда хорошее настроение, они менее подвержены стрессам. Также исследования показали, что депрессия вследствие трагических событий, проходит быстрее, если вы тратите свое время на помощь другим людям. Матье Рикар приводят в пример спасателей, которые, спасая и помогая людям десятилетиями, чувствуют, что стали внутренне богаче. 4. Альтруизм как каждодневный труд. Далай- Лама делит альтруизм на два типа. Первый, по его мнению, появляется внезапно и объясняется биологическими механизмами, зародившимися в ходе эволюции. Он выражается в желании защитить наших близких и тех, кто к нам по – доброму относится. Альтруистическая любовь второго типа, наоборот, не избирательна. У большинства людей она не возникает внезапно и нуждается в том, чтобы ее «разбудили». Это делается с помощью разных видов медитации, с заботы о близких и постепенно переходят на заботу обо всех окружающих. Развивать в себе альтруизм можно с помощью добрых дел. Но в нашем обществе полнейшей конкуренции люди ставят сои интересы выше интересов других людей, абсолютно не думаю об окружающих. А в обществе взаимовыручки отношения строятся на доверии, так и возникает круг солидарности и взаимопонимания, питающий гармоничные отношения. 5.Альтруизм – это не жертва. В психоанализе альтруизм есть форма защитного поведения. По словам психоаналитика, Анна Фрейд, альтруизм – проявление «мазохизма». Матье Рикар абсолютно такое понятие отвергает, так как считает, что если речь и идет о каких - либо жертвах, то это «внешние затраты», например, финансы или физический комфорт. Существует буддийская пословица, согласно которой различают внешние внутренние затраты. То есть, если происходит борьба за денежные ресурсы, то человек становится богаче внешне и затрачивает свои внутренние силы. И наоборот, бескорыстные и щедрые деяния лишь внешне обедняют человека, то есть его материальные ресурсы, но обогащают его моральное благополучие. Таким образом, я хочу подвести итог, что ген альтруизма может быть унаследован при рождении; также альтруизм может и должен воспитываться в детях с раннего возраста, нужно своим примером показывать модель альтруистического поведения; известно, что по исследованию психолога Мак – Фарленда и Майерса люди, которые постоянно оказывают помощь окружающим сами чаще начинают ее получать. Истинный альтруизм делает человека духовно богаче, учит его сопереживать и сочувствовать другим людям. Литература. 1. http://psihomed.com/altruizm/ 2. http://www.psychologies.ru/self-knowledge/behavior/5-faktov-ob-altruizme/ 3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности.− Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 4. Майерс Д. Социальная психология. – СП-б: Питер, 1998. 5. «Психология альтруизма» Ryo Oda, Yuki Niwa, Atsushi Honma, Kai Hiraishi. An eye-like painting enhances the expectation of a good reputation // Evolution and Human Behavior. 2011 (article in press); 6. «Экономисты исследуют альтруизм» по материалам американского журнала «The Economist, 21.03.02 7. Лоренц К. Так называемое зло. - М.: Культурная революция, 2008. 8. Менингер К. Война с самим собой. − М.: «ЭКСМО-Пресс», 2001; 9. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Н. Луман ; пер. с нем. И. Д. Га-зиева ; под ред. Н. А. Головина. - СПб. : Наука, 2007. - 643 с. 10. Быков, А. В. Теоретико-методологические подходы к изучению альтруизма : аналитический обзор / А. В. Быков // Социология: методология, методы, матем. моделирование. - 2013. 11. Бабосов, Е. М. Нравственная культура личности / Е. М. Бабосов. - Минск : Наука и техника, 1985. 12. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М. : Канон, 1995.