вопрос о смысле жизни будучи глубинной основой человеческой мотивации теснейшим образом связан с пониманием специфики человеческого существования его природой и сущностью. в переломные эпохи соединенные с глубинными мировоззренческими кризисами эта проблема становится особенно острой как сейчас. изменения происходящие в обществе создают качественно новую социально-духовную атмосферу ее характеризуют известная всем противоречивость и борьба взглядов активные нравственные поиски плюрализм мнений осознание человеком смысла собственной жизни активного поиска своего места и роли в условиях меняющейся действительности. сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна только тогда когда в нем пробуждается осознание своего я когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своего существования. эта проблема одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. речь идет прежде всего о личностной характеристике отношения к жизни об осознании целей и задач человеческого существования о соотношении индивидом своей позиции выработанной в обществе с системой ценностей о степени включения или не включения себя в социальную жизнь. размышляя над проблемами смысла жизни нельзя игнорировать ту первоначальную сферу в которой она как проблема может не осознаваться но в которой она назревает именно как проблема. сфера эта повседневность. человек сам определяет свое назначение и смысл жизни. поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни причем ценности не только самого человека но и общества и других людей. представление о смысле жизни у каждого человека свое. но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее что обусловлено целями и интересами общества к которым относится человек. вопрос о смысле жизни человека это ключевая мировоззренческая проблема. от ее решения зависит направленность социальной деятельности человека. как обнаружить смысл жизни что является смыслом жизни общий ли он для всех или для каждого свой эти и многие другие вопросы задавали себе и читателям философы писатели да в целом каждый человек рано или поздно приходит к необходимости найти для себя смысл жизни особенно если речь идет о тяжелой жизненной ситуации практически безысходности. счастливому здоровому человеку искать смысл некогда: он к чему-то стремится имеет свои цели планы и т.д. но человек смертельно больной не может с такой же легкостью решить ради чего ему стоит жить и в этом плане наглядным примером является главный герой повести л.н. толстого смерть ивана ильича. перед неизбежной смертью у человека возникают вопросы: для чего он жил что останется после него и ради чего ему следует продолжать жить. иван ильич главный герой повести уже понимает что у него остается один путь смерть и чувство безысходности которое им овладевает показывает ему что бессмысленными являются не только его последние дни и минуты но и вся его жизнь была стремлением прожить приятно и прилично но это не скрашивает ни одиночество ни тем более ужас перед грядущей смертью. развивает идею необходимости поиска смысла жизни и другое произведение льва николаевича толстого исповедь которая является не только автобиографическим произведением но и по своей сути философским произведением направленным на осмысление своей жизни поиску смысла жизни который не обесценивался бы после его смерти. л.н. толстой как человек который добился многого не только в творчестве но и в личной жизни имеющий все то что многие даже не мечтали получить испытывал ужас перед пониманием что он умрет и вместе с ним умрет все остальное останется лишь пустота. можно предположить что поиск смысла жизни это индивидуальный процесс который не только по своему итогу но и по процессу его поиска не может быть единым для всех тем не менее смысл жизни который открылся льву толстому в его исповеди действительно может стать началом пути для любого даже тяжело больного человека. вера в бога жизнь после смерти позволяет не запирать себя только прожитыми годами а надеяться на то что жизнь вечна и также вечна душа которая тянется к свету и добру. еще одной тяжелой ситуацией для человека является не только болезнь но и одиночество наверное это один из самых страшных кошмаров любого человека остаться без близких никому не нужным. в ситуации одиночества смысл жизни искать еще сложнее ведь человек как социальное существо стремится к жизни в обществе к общению дружбе и т.д. каждый находит смысл жизни для себя сам: кто-то может заботиться о животном кто-то помогать другим людям будь то финансовая или моральная помощь. тем не менее можно предположить как к этому и пришел в конце концов л.н. толстой смысл жизни можно найти лишь в вере которая для каждого человека своя. в болезни одиночестве человек не может ни осознавать что пройденный прежде путь остался позади а то что грядет не может быть столь же светлым и радостным начинается осознание что с потерей телесности может закончиться все следовательно изначально вся жизнь не имела смысла. следует отметить что биологическая сущность человека есть основа его конечности; именно конечное бытие определяет тот факт что человек обнаруживает объективные пределы собственным жизненным поискам: творчества потенций переживаний и т.д. человек в философском контексте это представляется особенно важным стремится отыскать смысл собственной жизни в условиях собственной неизбежной смертности особо остро ощущая трагизм своего бытия в пограничных ситуациях. теория дарвина как апологет эволюционного концепта полагает человека как результат длительной динамики когда последовательное прохождение живой природой множества точек бифуркации привело к усложнению физических и мыслительных процессов предка человека и в конечном итоге становлению человека как царя природы как наивысшее звено в эволюционной цепи. природа человека есть феномен который и сегодня в начале второго десятилетия двадцать первого века не имеет какой либо единственной единообразной признанной трактовки единственного осмысления. кто есть человек наивысшее звено эволюции существо созданное по образу и подобию что превалирует в его природе: биологическое или социальное кто он создатель и носитель культуры либо лишь элемент поступательного развития биологического природой определенного начала ответы на эти вопросы есть место приложений усилий во множестве наук ответы на эти вопросы и сегодня не имеют единственного спектра ответов а значит этот общенаучный философский естествоведческий поиск нельзя считать завершенным. в чем сложность человека как объекта философского анализа и почему так сложно возможно ли однозначно и единообразно определить то что составляет смысл его жизни человек это чудо; чудо уже потому что обладает одновременно телом и душой: феноменами понимаемыми как противоположные. справедливо ли это в контексте всего сказанного выше стоит предположить что да. нас формируют те поступки которые мы совершаем. подобный схожий с аристотелевским посыл можем обнаружить в некоторый фразеологизмах: с волками жить по волчьи выть жизнь имеет только лишь ту ценность которую мы сами ей придаем человек делает то что он есть и становится тем что он делает человек это существо которое устремляется навстречу будущему и сознает что он себя проектирует в будущее.можно вспомнить также своеобразную поговорку: посеешь поступок пожнешь привычку посеешь привычку пожнешь характер посеешь характер пожнешь судьбу человек существо как говорилось выше с определенным социальным компонентом: все мы живем в обществе все мы члены социума; жить в обществе и быть свободным от него совершенно невозможно. человек его социальное естество формируется безусловно на основании совершаемых им в данном социуме действий поведения поступков; человек в любом случае воспитывается в социуме формируется в соответствии с принятым в нем комплексом морально–этических и нравственных норм которые могут быть формализованными так и неформальными гласными и негласными. фактически имеет место двунаправленный вектор обоюдоострый в своей сути: человека формирует общество но и человек в свою очередь формирует общество. исключительную важность в данном разрезе имеет опыт: в течение жизни каждый человек совершает поступки многие из которых как выясняет после являются ошибочными. опыт это своеобразный ограничитель: человек разумный единожды ошибившись в принятии того или иного решения в следующий раз оказавшись перед схожим выбором уже будет научен горьким опытом следовательно вероятность принятия еще одного неверного решения будет существенно ниже. на самом деле фраза аристотеля имеет некоторое продолжение: нас формируют те поступки которые мы совершаем; практикуясь в самоконтроле мы приобретаем способность контролировать себя; совершая поступки требующие мужества мы становимся мужественными. быть может именно в этом и состоит смысл жизни человека социальное бытие человека уровень его опытности определяет во многом характер совершаемых им поступков их частоту и направленность. для многих людей смысл жизни как он им представляется заключен в личностной свободе. дефиниция свобода в рассматриваемом контексте не имеет некоторого единственного прочтения: феномен свободы можно одновременно трактовать как некоторое нивелирование отсутствие социальных ограничений которые обнаруживаются в качестве преграды преграда на пути реализации индивидом его личностных устремлений цель которых состоит в удовлетворении комплекса актуальных конкретному индивиду желаний им осознанных. свобода не имеет единственной дефиниции: феномен свободы можно одновременно трактовать как некоторое нивелирование отсутствие социальных ограничений которые обнаруживаются в качестве преграды преграда на пути реализации индивидом его личностных устремлений цель которых состоит в удовлетворении комплекса актуальных конкретному индивиду желаний им осознанных. свобода в её социальном контексте есть не свойство или атрибут человека но комплекс социальных отношений которые связывают его с прочими членами социума а также различного рода социальными институтами и обществом в целом. социальные науки рассматривая свободу в качестве естественного и универсального состояния человека по устоявшейся практике оказываются сконцентрированы на феноменах несвободы и всевозможных ограничениях свободы однако свобода это результат определённого общественного устройства социальной организации социальных практик установлений и соглашений и в этом смысле он детерминирован историческим развитием и прогрессом. свобода понимается как некоторое полное или частичное отсутствие внешнего вмешательства в сферу действий человека; отсутствие физического насильственного воздействия в индивидуальную сферу личности. свобода это не благо и не роскошь: современный человек обнаруживает свободу как колоссальный груз и бремя как психологическую проблему. человек одновременно обнаруживается находящимся в оковах общества: оно посредством социально-исторических условий концентрирующихся в негативном опыте в отрицательной эмпирике оказывает колоссальной силы сдерживающее и подавляющее воздействие на процесс индивидуализации личностного становления и самореализации человека при этом у последнего обнаруживается комплекс болезненных негативных внутренне болезненно переживаемых чувства бессилия неуверенности ничтожности и изоляции. таким образом можно подвести следующий итог. отыскать однозначный смысл жизни невозможно. он для каждого свой неповторимый и порой до последнего не осознаваемый. однако допустимо предположить что искать смысл жизни и не нужно: сам поиск это уже смысл; сама жизнь бесценна; надо научиться радоваться каждому дню и быть может тогда смысл жизни станет чем-то осязаемым. список литературы 1. бауман з. свобода пер. с англ. г. дашевского предисл. ю. левады. москва: новое издательство 2012. с. 73 2. толстой л.н. исповедь. м.: эксмо 2011. с. 58 3. толстой л.н. смерть ивана ильича. м.: эксмо 2011. с. 17 4. философия новейший философский словарь:3-е изд. исправл. мн.: книжный дом. 2013 с. 65.
Уникальность текста: 88.5
Подсветить все совпадения