https://yadi.sk/i/190CBy4c3Pqf2J Эволюция понятия морали Работу выполнила Лёвина Юлия Александровна студентка 1 курса, группы ТРДба-17-1б, Высшей школы туризма,гостеприимства и дизайна, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация mrs.levina@mail.ru Аннтотация. В данной статье рассмотрены понятие морали и её общечеловеческие основания, которые на протяжении всего существования человечества способствовали привитию системы ценностей и ценностных ориентаций, этических чувств, моральных суждений, а также нравственных идеалов. Проанализированы характерные особенности морали. Выделены и охарактеризованы основные этапы эволюции понятия морали. Ключевые слова: мораль, нравственность, общество, философия Темой научной статьи является рассмотрение эволюции понятия морали. Причина выбора данной темы не случайна. В последнее время мы все активнее говорим о коммерции, политике, благополучии, удовольствиях и все меньше о таких понятиях, как мораль, совесть, честь, нравственность и т.п. Эти слова, тем не менее, еще употребляются и означают в повседневности некий нравственный императив. Вопрос морали был насущным всегда и сейчас не потерял своей актуальности. Актуальность темы данной научной статьи, по моему мнению, определяется тем, что она диктуется также современной духовной ситуацией в мире, которая касается морального сознания, характеризуется отсутствием общих идей, и в том, что касается этики - отсутствием акцентированного интереса к ним. Свидетельство первого можно видеть, например, в нарастании духовно-разделяющих линий как между народами, обществами, цивилизациями, так и внутри них, в релятивировании традиционных ценностей, свидетельство второго - в слиянии теоретической этики с прикладной, резком ослаблении концептуальных философско-этических дискуссий, отказе от нравственного пафоса истины. В настоящее время не то, что отсутствует общезначимое понятие морали, но по сути дела ставится под сомнение сама его возможность (как, впрочем, и нужность). Вообще, быть моральным, руководствоваться в своем поведении нормами морали необходимо человеку, поскольку он живет в обществе, это является обязательным условием личного счастья. Моральные качества есть, прежде всего, качества характера. Они формируются в реальном опыте общения, борьбы и сотрудничества человека. В этом отношении они отличаются, а нередко и противостоят интеллектуальным свойствам личности, которые выражают познавательную мощь, способность проникнуть в глубь причинно-следственных взаимосвязей окружающего мира. Моральные нормы и оценочные представления выражают интересы той или иной социальной группы и выставляют их в качестве общечеловеческой основы морали. Они представляют собой общественно значимый знаменатель многообразия индивидуальных действий, один из способов сведения индивидуального к социальному, задают тип поведения, который необходим данному обществу. Таким образом, качества, и моральные нормы являются основой отношений между людьми, и формируют их общественную связь. Мораль — общественное явление, она передается от одного поколения к другому путем социального, а не биологического наследования. Конечно, могут существовать какие-то наследуемые предпосылки морального поведения, например определенные особенности темперамента или эмоционального склада, которые в конкретных общественных условиях будут способствовать добрым или злым поступкам. Но бесспорно, что моральным или аморальным человек становится только в обществе. На ранних ступенях человеческого общества нравственность выступает главным образом в эмоциональных, наглядно-чувственных формах. Она скудна на рациональном уровне, то есть на уровне понятий, принципов, обоснований, носит преимущественно конкретный и чувственный характер, не осознаваясь в виде абстракций. Нравственность сводится к восхвалению физической силы, утверждению взаимоподдержки, повиновения старшим и т.п. Лишь постепенно, позднее конкретно-чувственное обобщение приходит к абстракциям морального значения - принципам, нормам, оценкам, понятиям. Огромное значение имело подражание в практической жизни. Этическое и эстетическое еще не отделились друг от друга. Мораль закреплялась в сознании людей через сказания, мифы, песни, ритуалы и т.п. Равенство всех членов родоплеменного коллектива. Все равно трудятся, имеют равное отношение к результатам труда, накрепко закрепленные в обычаях, табу (запретах) и т.д. Мораль первобытного строя распространяется только на членов рода, племени, но не на других людей, \"чужаков\". Представление о моральной ценности каждого человека впервые возникает на вершинах культуры рабовладельческой цивилизации. Моральные оценки распространяются на явления природы. Человек не выделяет себя из природы. Он как бы живет в мире добрых и злых стихий, животных, явлений (благодарит \"доброго\" медведя или оленя, \"позволившего\" убить себя на охоте). Мышление первобытного человека сориентировано на внешний мир. Самосознание, самооценка только зарождались. В период родового строя люди, как правило, не отличают мотивов поступка от самого поступка, не различают, например, убийство с умыслом от убийства в результате несчастного случая (на охоте и т.д.). В обоих случаях в силу вступал закон возмездия - кровная месть. Таким образом, моральное регулирование поведения первобытного общества осуществлялось посредством обычаев, традиций, табу, производственных и праздничных ритуалов и т.п. Человек первобытного общества не был развит как личность. Нравственность первобытного человека носила относительно непротиворечивый характер. При переходе к классовому обществу постепенно из родо-племенного «мы» выделяется личностное «я». Функция морали из карающей постепенно превращается пока в пассивно-субъективную, а в последствии и в активно-субъективную. Спор между безлично-объективным и личностно-субъективным четко можно проследить на примере «Республики» Платона. До определенного момента в этом трактате Платон отрицает какие-либо процедуры, букву закона у него заменяет мораль или «справедливость» как он ее называет. Это показывает эволюцию морали от сакрально-запретительной к субъективно-личностной. Человек уже не боится гнева богов, которое было до поры катализатором всех его действий, теперь человек наедине сам с собой решает вопрос допустимости каждого действия и идет тем путем, который ему указала его совесть. В тот самый момент, когда происходит превращение совести в активно-субъективную, мы видим рождение ее в том виде, в каком она дошла до наших дней. Однако кроме социальной нагрузки, которая была рассмотрена выше, мораль несет и большой качественный потенциал, который менялся на протяжении времени в силу многих факторов. Анализ качественных изменений, которые мораль претерпела от начала времен и до наших дней и является основной темой моего небольшого исследования. Для начала хотелось бы определить все те факторы, которые в той или иной мере могут влиять на качественные изменения нравственности в умах людей того или иного общества. Можно выделить следующие, наиболее значимые факторы: религия, политический строй, традиции и культура и опыт предыдущих поколений. Таким образом, работа подходит к кульминационному вопросу. Я уже сказала об истории развития морали в социальном аспекте, но с тех пор как Сократ говорил о справедливости до сегодняшнего дня, от Афин и до современной Китайской Народной Республики устои морали сильно эволюционировали. Выше я упомянула, что у морали есть «начинка», тот качественный материал, на котором построено чувство. «Что такое хорошо, и что такое плохо?..» - вопрос актуальный во все времена и для всех воспитателей, а вот ответ на него вряд ли можно получить однозначный. Добродетели - тот наполнитель, из которого состоит мораль и тут уместно сделать сравнение с генокодом человека. Так же, как каждый человек получает уникальный, неповторимый набор генов при рождении, так и нравственность и мораль состоит из разных добродетелей, в зависимости от места и времени действия. Совокупность всех добродетелей составляет единую субстанцию, некий пример для подражания остальных. То что в данном конкретном обществе считается правильным, добродетельным. Таким образом создается стереотип. Но так как стереотипам присуща тенденция к окостенению и отставанию от социальных перемен, они способствуют искажению действительности, превращаясь в бастионы традиции, которая затрудняет действия в меняющихся обстоятельствах. И тогда уходит постепенное отторжение стереотипа и как правило, со временем сам данный стереотип становится антиподом образа действий. Устаревшие стереотипы как бы подталкивают людей к стремлению выйти за рамки и опровергнуть штампы поведения. Во все времена человечество создавало клише и им следовала, но почему же добродетели так изменились. Если в Древней Греции и Риме мужчины гордились умением ораторствовать, то на Востоке это считалось пустословием, мужество и сила превозносились в древности, ловкое убийство врага считалось добродетелью, а в средние века, стало грехом. Как было упомянуто выше, мораль стоит на четырех столпах - религии, политике, традициях и опыте предков. Кстати говоря, слово «religio» произошло от «relegere», что означало совестливость, беспокойство совести, т.е. чувство ответственности и лишь в дальнейшем - богопочитание, богослужение, религию, веру. Хотелось бы сделать небольшой экскурс в прошлое, для того чтобы проследить изменение в понятиях морального-аморального, по цепочке, которую показывает Блум. Для этого понадобится реанимировать все возможные стилистические формы вида \"человек\": \"классического\" человека, \"библейского\" человека, \"готического\" человека, \"ренессансного\" человека, \"латинско-католического\" человека (Франция), человека-\"мусульманина\", человека-\"гражданина\" и т. д. Итак, Древняя Греция, времена Гомера, Сократа, Платона. Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие всего мира и положили начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах. Личностно-субъективная оценка моральных ценностей уже развита в Греции настолько, что позволяет ученым мужам спорить в Агоре о том, что есть благо, а что - зло. И что же мы здесь видим? Во-первых , города-государства с рабовладельческим строем. Равенство есть привилегия сильных, а рабов не считают людьми, правит элита, консервативные греки не принимают ничего чужого за благо, почитают богов и считают плотское совершенство во всем - превыше всего остального. Греческая элита очень дорожит своим достоинством - Эллины - это сильные, красивые мужчины, умеющие хладнокровно убивать врагов, знающие свою родословную и родословную себе подобных, любящие красиво говорить, вкусно поесть и хорошо выпить на пиру. Благородное происхождение было необходимым условием благородства, подобно тому как слово «kakos» означало человека низкого во всех отношениях. Простолюдин, изображается, как Терсит в «Илиаде»: Муж безобразнейший, он меж данаев пришел к Илиону; Был косоглаз, хромоног; совершенно горбатые сзади Плечи на персях сходились; глава у него подымалась Вверх острием и была лишь редким усеяна пухом. С происхождением связано не только благородство, но и красота. Гомеровские мужи особенно чувствительны к красоте человеческого тела. Парису многое прощается за его красоту. Никто не осудит троянцев за то, что они так долго сносят бедствия войны из-за женщины, ибо «истинно, вечным богиням она красотою подобна!» (Иллиада). Облик мужчины должен излучать силу. Мужчина должен быть высок ростом и широкоплеч. Не каждый поднял бы щит, выкованный для Ахилла, а копье Гектора было одиннадцати локтей в длину. Благородный муж должен быть искусным атлетом и с честью выходить из состязаний на играх. Эти умения опять-таки служат его отличительным классовым признаком, ведь их приобретение требует свободного времени. Излишне добавлять, что в этой культуре, где рыцарь завоевывает свое положение с оружием в руках, отвага - необходимейшая добродетель, а обвинение в трусости - наихудшее из оскорблений. Но главная, стержневая черта гомеровского героя, черта, от которой зависят все остальные, - это забота о чести, стремление к славе и отличию. Огромную роль в истории и становлении человеческой нравственности сыграли монотеистические библейские религии - иудаизм, христианство, ислам. Дело в том, что долгое время каждая из этих религий представляла собой не просто религию, она являлась образом жизни, политикой и философией целых народов. Сфера ее влияния была просто огромна, и лишь совсем недавно, с наряду с секуляризацией общества стало слабеть ее влияние в мировом аспекте, хотя до сих пор невозможно переоценить ее роль в жизни общества. В библейских религиях конечное предназначение человека усматривается в приобщении к Богу - через личное совершенствование и спасение. Бог здесь выступает как абсолют, а мораль - как одно из средств обретения человеком этого абсолюта. Богом заповедованы и санкционированы основные нравственные ценности и требования. Соответственно все, что приближает к Богу, возвышает человека. Высшие ценности - это ценности, посредством которых человек приобщается к Богу, низшие - такие, которые отвращают человека от Бога. Иначе: посредством высших ценностей личность получает возможность трансценденции, выхода за пределы своего частного существования, возвышения над ними, а ориентируясь на низшие, индивид погрязает в обыденности и суете, обрекает себя на духовное прозябание в потаканиях плоти. Первая из библейских религий - иудаизм, наиболее замкнутая из всех, так как она по сей день осталась религией одного народа, однако мы коротко скажем об иудейской интерпритации нравственности, так как Тора - есть источник и краеугольный камень в религиях преемниках иудаизма - христианстве и исламе - они-то и по сей день играют огромную роль на мировой арене. В христианстве Тора это - Ветхий Завет, а в исламе - Таурат. Иудаизм первым в истории человечества провозгласил монотеизм, углублённый учением о сотворении человека Богом по своему образу и подобию -- следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. Это учение дало и даёт повод к глубочайшим философским и религиозным прозрениям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон. Ветхий Завет интерпритирует совесть следующим образом. Наличие совести свидетельствует о Боге Творце, Который при создании человека, сотворил его по Своему образу и подобию, вложив в его сердце Свой Святой Закон (способность различать добро и зло) и стремление поступать по истине. Но грех испортил Божий образ и подобие в человеке. Повреждённая грехом совесть стала менее чувствительна, утратив способность и силу поступать в соответствием с требованиями внутреннего Закона Божия - совести. И чем более умножался на земле грех, тем слабее в человеке звучал голос его совести. Если бы человек не был повреждён и испорчен грехом, ему не нужен был бы письменный Закон Божий. Он бы полагался на свою совесть, которая руководила бы всеми его поступками так, как это угодно Господу. Но испорченная грехом совесть перестала быть стандартом нравственности, а омрачённый страстями после грехопадения человек перестал слышать голос совести. Поэтому и возникла необходимость в письменном Законе. При помощи Закона Господь начал заново «настраивать» совесть человека, делая её чувствительной и способной различать добро и зло. Для этого он послал Моисея с заповедями. Как видно из вышесказанного иудаизм - это свод догматов, необходимый минимум моральных обязательств, налагаемых на всё человечество: в то время как евреи обязаны соблюдать все 613 извлеченных из Пятикнижия предписаний нееврей, который считается участником завета. Материал из Википедии - свободной энциклопедии, статья «Семь законов потомков Ноя»: 1. Запрет идолопоклонства - признание единственного Бога 2. Запрет богохульства - почитание Бога 3. Запрет убийства - уважение к жизни 4. Запрет прелюбодеяния - уважение к семье 5. Запрет воровства - уважение к имуществу ближнего 6. Запрет употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного - уважение к живым существам 7. Обязанность создать справедливую судебную систему По закону Торы, нееврей, соблюдающий данные Ною законы, имеет статус жителя-пришельца. Маймонид считает, что все народы мира обязаны принять законы потомков Ноя, и подтверждает, что всякий нееврей, соблюдающий эти законы, войдет в царство небесное. Такое ветхозаветное понятие как «Страх Господень», говорит о том, что у иудеев не существовало субъективно-личностной оценки мира, иудею не пристало испытывать угрызений совести - за нарушение заповедей Тора предписывает бескомпромиссное практическое наказание. Индивидуальная же совесть склонна к компромиссам. Главный принцип иудаизма: \"Израиль - один человек\". Тора есть сердце и совесть Израиля. Принцип наказания в иудаизме - равное содеянному (око за око, зуб за зуб) - говорит не о жестокости Закона, а обусловлен принципом \"Израиль - один человек\": иудей, причиняющий ущерб другому, причиняет ущерб самому себе. Как правило, Ветхий Завет ассоциирует совесть человека с его сердцем. Так, например, совесть царя Давида обличила его и подтолкнула к покаянию, когда он сделал исчисление народа, тем самым, нарушив повеление Господа. Можно подвести черту и провести сравнение двух вышеперечисленных концепций нравственности - мир классический -мир аврамистический: 1. Классическая мораль превозносит физическую красоту и силу. Справедливость всегда на стороне сильнейших, а рабы не считаются людьми, большое значение придается физическому развитию, тогда как Тора - это учение об абсолютной ценности Человека (как индивидуума, так и народов и также всего человечества в целом) -- как бессмертного духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании. 2. В классической интерпритации важны происхождение и родословная, в библейской интерпритации - равенство всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения -- свободная воля и божественная помощь. Однако, здесь присутствует небольшая оговорка. У еврейского народа есть особая Миссия (то есть Избранность), заключающаяся в том, чтобы донести эти Божественные истины до человечества и через это помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим; и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Избранность прослеживается и далее в христианстве и в исламе. В средневековой морали духовное равенство всех перед Богом не означало одинаковости пути к нему, не отменяло различий между людьми, различий житейских, социальных, сословных, имущественных. Наоборот, доминировало поддерживаемое церковью представление о том, что разделение людей по слоям, сословиям, имущественному и социальному положению - установлено Богом, что власть земная проистекает от Бога, богатство дается Богом, который, правда, может его и отнять. Средневековая мораль, несмотря на то, что в основе ее были одни и те же христианские заповеди, нормы, ценности, - явно \"слоилась\". Нормы нравственности, нормы поведения устанавливались как корпоративные (сословные, цеховые и т. д.), и уже внутри корпорации выявляли свою традиционность. Мораль крестьянства, духовенства, рыцарства, горожан в Средние века существенно разнилась. Так, например, норма \"не убий\" для крестьян и для рыцарей имела разный смысл. Черты аскетичности, мужественного благородного самопожертвования оказались связанными с эротической стороной жизни. Эта сторона жизни, начавшая проявляться в определенных этизированных и эстетизированных формах, была как бы заново и по-новому создана. Все более популярная аскеза ставила свои условия. Любовь должна была быть платонической. Появилось рыцарство. Первичным романтическим мотивом стали отношения рыцаря и дамы его сердца, проявления героизма ради любви. Обозначился, самый непосредственный переход чувственного влечения в нравственную самоотдачу, самоотверженность, при необходимости перед лицом дамы выказывать мужество, красиво демонстрировать силу, подвергаться опасностям, терпеть страдания, истекать кровью и даже умирать, проявляя благородство. Росла и распространялась томительная мечта о подвиге во имя любви, мечта, переполнявшая сердца, опьянявшая. Здесь можно проследить параллель с древнегреческим геройством, с одной лишь разницей - любовь к даме в Греции не была платонической. Однако, отношение к женщине в период средневековья весьма неоднозначно. Очевидно в общем подчиненное положение женщины в мужском военном обществе. Христианство вполне официально освящало такое положение, ибо \"Муж есть глава жены\". На женщину возлагалась основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольских искушений наихудшими считались именно те, что были связаны с женщиной. Но в крестьянской работе женщина была почти равной мужчине. Уважение к матери семейства обычно поддерживалось и у крестьян и у горожан. В высших слоях общества женщина проявляла себя в качестве хозяйки дома, где, в условиях натурального хозяйства, изготавливались предметы потребностей и роскоши (дорогие ткани, вышивки и т. д.). Женщины ценились и в том плане, что они рожали детей, новых работников (у крестьянства и ремесленников), обеспечивали продолжение жизни знатных родов. Это было тем более ценно в условиях высочайшей детской смертности. Хотя, вот кроме этого утилитарного, никакого особого интереса дети в средневековье не вызывали. Специальное внимание к воспитанию стало проявляться кое-где уже в позднем средневековье. А для всей эпохи характерна масса внебрачных и брошенных детей. При малой продолжительности жизни и высокой смертности, ребенок или рано умирал, или быстро взрослел, и был занят в изнурительном крестьянском и ремесленном труде, или в ратном деле. Так что отношение и к ребенку и к женщине в средневековье отличалось утилитарностью. Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Сотни людей были замучены в подвалах либо сожжены на кострах инквизиции по обвинению в ереси и колдовстве. Наступает период, когда христианство становится орудием манипуляции. Католическая церковь во главе с папой берут в свои руки светскую власть. Мотивируют это указом императора Константина. «Константиновым даром» именовалась грамота, якобы выданная императором Константином Великим папе Сильвестру, в которой император объявлял, что передаёт папе власть над всей западной частью Римской империи, сам же удаляется в Константинополь. Грамота эта в реальности была сфабрикована около середины VIII века для обоснования возникшей светской власти пап и в особенности их притязаний на верховенство над мирскими властями на Западе. В 1096 году начался первый крестовый поход. Это, еще одно детище пап, призванное служить их политическим хищническим интересам, навсегда расставило приоритеты в последующих отношениях Запада и Востока. Таким образом, как мы видим в средние века произошли следующие перемены в нравственности: 1. Христианство потеряло девственную чистоту морали и стала орудием в руках алчных правителей 2. Появились такие институты как монашество и инквизиция 3. Расцвело рыцарство, с той оговоркой, что любовь к даме рыцари питали лишь платоническую, в почете была девственная невинность женщины 4. Крестовые походы послужили толчком к встрече культур запада и востока, и навсегда упрочили тип отношений христиан с мусульманами Еще в 1453 г. окончилась тысячелетняя слава христианской Византии; Святая София, самая прославленная церковь греко-православного Востока, стала мечетью; не успело пройти, однако, и полстолетия, как открытие Колумба начало историю христианства по ту сторону Океана. Работа миссионеров, противоречиво переплетавшаяся в исторической реальности с колониальной экспансией Европы, никоим образом однако не сводилась к ней и дала импульс для новых, еще невиданных этно-культурных воплощений разносимой ими веры. Эпоха Возрождения XV--XVIII вв. - период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «Возрождение» употребляется для того, чтобы обозначить стремление ведущих деятелей этого времени, возродить ценности и идеалы античности. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Дело в том, что процесс, происходивший в то время никак нельзя охарактеризовать как «возрождение античности». Возрождение носило в себе не возврат к античности, а отказ от религиозных догматов в том виде, в каком они присутствовали в жизни средневекового человека. Это был процесс секуляризации общества, плоды которого дошли до наших дней. Правда, художники, философы, поэты того времени и говорили, что подражают античности, но не будем сбрасывать со счетов пятнадцать веков религиозного правления, которые прочно укоренились в подсознательном и сознательном каждого человека. Опыт поколений невозможно стереть как ластиком и хотя, Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры. Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека. Если в центре внимания философии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - религиозная жизнь - проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья человека в этой жизни, на Земле. Новый этап в развитии человечества был связан с формированием более прогрессивной общественно-экономической формации - феодализма в странах Западной Европы. Феодальный строй характеризуется целой системой зависимостей, из которых стержневой является крепостная зависимость от феодалов. Складывается феодальная мораль – патернализм. Нравственность состоит из ряда замкнутых кодексов, очерчивающих обязанности человека по отношению к \"покровителю\" или социальной группе, которая его защищает (рыцарские и монашеские ордены, цехи и гильдии, корпорации или религиозные секты). Средневековая этика возникла как полное отрицание Античной. Основное внимание она сместила на внешне-объективированные формы. Критерии добра и зла были вынесены за пределы личности. Мораль была оторвана от нравов. Ей была придана форма, позволяющая использовать ее как орудие духовного угнетения масс. Важнейшие особенности феодальной морали состоят в следующем. Во-первых, в условиях феодализма складываются представления о неравных моральных качествах, различной ценности людей \"высших\" и \"низших\" сословий. Формируются взгляды о справедливости как воздаянии людям в неравной степени, \"по достоинству\", определяемому его сословным статусом. Во-вторых, этическое осмысление мира совершается в рамках религиозного мировоззрения. Господствует традиционализм. Обычаи, существующие \"от века\", закрепляются силой государственного насилия. В-третьих, феодальная мораль ограничивала \"экономические аппетиты индивида. Богатство должно соответствовать его общественному положению. Стремление к богатству \"не по статусу\" расценивается как жадность, а она есть \"смертельный грех\". В-четвертых, господствующая в феодальном обществе нравственность состоит из ряда основных норм и установлений. Это сословная честь, верность \"старшим\", воинская храбрость и слава, щедрость, гостеприимство, обязанность покровительства членам своей корпорации, набожность. Например, сословная честь предписывала человеку образ жизни и действий, не унижающий достоинства того сословия, к которому он принадлежал. Феодалы, в частности, презирают физический труд, оценивают его как удел низших сословий. В условиях же капитализма складывается новая мораль. Частный интерес, успех в предпринимательской деятельности открыто провозглашаются высшей целью и мотивом деятельности людей. Умножение собственности, стремление к власти, влиянию, завоеванию престижа - таковы главные требования буржуазной морали. Она освящает фактическое неравенство, санкционирует отношение к другим людям как к потенциальным противникам, конкурентам, дает молчаливое согласие на цинизм, фарисейство, черствость, мелочную расчетливость, социальное честолюбие, тщеславие и т.п. Мораль допускает захватнические войны, колониальный разбой, подавление социального недовольства, политическое интриганство. С другой стороны, стремление к частному интересу повышает активность людей, цементирует их связи, стимулирует материальное и духовное развитие общества и личности. Буржуазная мораль предполагает формальное признание равенства прав и возможностей каждого члена общества на деятельность, ведущую к частному успеху. Общество, основанное на личной зависимости, уступает место обществу, основанному на вещных отношениях. По сравнению с феодальной (сословной, корпоративной) моралью, буржуазный индивидуализм более прогрессивен, поскольку открывает личности возможности для более свободного развития. В развитии буржуазной морали можно выделить три основных этапа. Во-первых, зарождение раннебуржуазной морали. По времени этот этап совпадает с процессом первоначального накопления капитала. Он сопровождается экспроприацией мелкой собственности крестьян и ремесленников, колониальной экспансией и вызвал тяжелые моральные последствия. Во-вторых, классическая буржуазная мораль эпохи свободной конкуренции. На данном этапе развития буржуазная мораль обнаруживает двойственный характер. Она соединяет в себе защиту интересов бизнеса, \"дела\", осуждает расточительность, проповедует аскетизм. С другой стороны, провозглашается мораль \"гедонизма\", представления о ценности лишь того, что человек хочет в отрыве от его долженствования, руководствуясь правилом: \"Успеха достоин тот, кто его добился\". В-третьих, мораль государственно-капиталистического общества. Она преодолевает идеалы и представления традиционного индивидуализма. Вновь складывается \"корпоративная\" мораль, требующая преданности интересам монополий, приспособленчества и самой исполнительности. Мораль ориентирует на отношение от установок на бережливость, вовлекает индивида в соревнование затрат, в потребительскую гонку, направленную на завоевание престижа. Возникает так называемый рыночный человек, который воспринимает все как товар, - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки. Люди ориентируются на наслаждения и вещепоклонничество, на превращение в \"человека развлекающегося\". Как реакция на потребительскую мораль буржуазного общества возникает ее антипод - \"нигилистическая\" мораль. Она отражает критическое отношение к капиталистической действительности, опирается на чисто эмоциональные протесты, незрелые в политическом и нравственном отношении воззрения. Своих приверженцев она черпает преимущественно в мелкобуржуазных слоях населения, в среде отсталых и слабо организованных трудящихся, учащейся молодежи, иммигрантских групп. Нигилистическая мораль осуждает карьеризм, приспособленчество, утрату моральных критериев в современно буржуазном мире. Одновременно она принижает значение нравственности, навязывает установки на подрыв общепринятых форм общественного устройства. С появлением производителя, вовлеченного в производственный процесс как собственника лишь своих рабочих рук, приобрело новые черты и понятие \"права человека\". Крупным прогрессивным шагом правового положения личности явились буржуазные революции. Идеи прав человека формируются и развиваются в течении всей истории государственности, когда потребовалось определить оптимальное соотношение в системе \"человек-государство-общество\", однако особый расцвет они получают в трудах идеологов буржуазных революций ХVII-ХIХ вв. В этот период в Западной Европе происходила ломка феодальных и становление буржуазных отношений, распространялись идеи гражданского общества. Современная мораль во многом публична. Мировая глобализация привела к возникновению проблем, связанных с отношениями между собой крупных территорий, стран и больших групп людей – наций, народов, между гражданами государства и властью. Отдельные люди начинают выполнять публичные функции и встают в особое положение к остальным гражданам. Появилось много категорий граждан, к которым предъявляются особые требования. Это находит выражение в появлении корпоративных и профессиональных кодексов и закрепления определенных норм и правил поведения. Это касается также экономических регионов и городов. В силу этого мораль перестает базироваться на универсальных нравственных принципах. Мораль в обществе из теоретических обоснований переходит в сферу практической деятельности. Создаются комитеты и комиссии по этике, апелляционные комитеты. Отдельным лицам дано право выносить нравственные суждения. Они по форме являются администраторами и осуществляют контакт с различными звеньями: школой, государственными предприятиями, бизнес структурами. Мораль стала прогнозировать будущее развитие событий, чего ранее не делала или не могла делать из-за отсутствия возможности производить анализ ситуации, предвидеть кризисы развития в экономической, демографической и экологической областях. Мораль и нравственность практически вышли из сферы религиозного влияния и развиваются, как светские направления науки. В связи с этим по-новому оценивается смысл жизни человека. Его больше заботят проблемы материального, чем духовного характера. Новая мораль порождает новое отношение к таким нравственным ценностям, как патриотизм, мужество, героизм. Изменение моральных принципов произошло в связи с усилением всеобщей глобализации. Иммиграционные процессы настолько сильны, что для людей перестала иметь значение общепринятая мораль в рамках одной страны. Вопрос защиты своего Отечества перестал быть ценностной добродетелью, так как рождение человека на данной территории могло быть случайным. радиционные моральные ценности, такие как смирение, непротивление злу насилием, необходимости отвечать добром на зло в современном мире практически нивелированы. Общество поддерживает развитие в людях эгоизма, себялюбия, достижения личных целей любыми средствами. Мораль утрачивает свое воспитательное значение для формирования личности и перемещается в сферу корпоративных отношений. Итак, подведем итоги нашей работы. Мы проследили важнейшие этапы эволюции понятия морали и выяснили их сущность, а также отличительные черты каждого этапа. В целом, на протяжении долгих лет понятие морали менялось и продолжает меняться. Да, в наше время понятие морали, возможно, опускается и на первый план выдвигаются другие, зачастую материальные, ценности. Но вопрос морали остается важным, и главными принципами морали, по моему мнению, всегда будут оставаться универсальные моральные принципы – принцип нравственности, принцип золотой середины, принцип справедливости. Я также думаю, что у каждого человека имеется своя мораль, свои моральные ценности и принципы. Кто-то следует всем моральным установкам, а кто-то не имеет никаких нравственных убеждений. Всё зависит от воспитания человека, от общества, в котором человек находится, от его характера и собственных предпочтений. Список использованной литературы: 1. Материалы из Википедии - свободной энциклопедии 2. Абрамова Лариса Петровна, «Курс лекций по этике», Санкт - Петербург 2001 3. Словарь практического психолога, с. Р-С, Copyright 4. М.К.Мамардашвили, Введение в философию В кн.: М.К.Мамардашвили. Необходимость себя. М.: \"Лабиринт\", 1996 5. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия (полемические заметки), А.П.Назаретян, Общественные науки и современность. 1994 6. Истоки истории и ее цель, Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991 7. Гомер, «Илиада» в переводе Н. И. Гнедича, © Электронная публикация - РВБ, 2000--2003, http://www.rvb.ru/homerus/iliada/toc.htm 8. Т.Веблен, Теория праздного класса - Москва 1984