введение учение ницше сыграло фатальную роль в истории прошлого века. мировоззрение философа сформировалось под влиянием трагических событий жизни тесно связанных с его воззрениями. многие современники ницше считали что за свою дерзость и вольнодумство он заплатил безумием сломившим его дух в последние годы жизни погрузившим его в атмосферу одиночества и мучений. мировоззрение так возмущавшее многих современников и личная драма ницше отразились в учении потрясшем европу и россию в конце xix начале xx века. до сих пор все существа создавали нечто что превосходило их а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям чем преодолеть человека что такое обезьяна для человека посмешище или мучительный позор. и тем же самым должен быть человек для сверхчеловека посмешищем или мучительным позором. ф. ницше так говорил заратустра. пламя вот моя душа упоминание имени ницше вызывает неоднозначную реакцию: кто-то думает что он гений и провидец предсказавший катаклизмы хх века другие считают его чудовищем создавшим философскую идеологию оправдавшую фашизм. кто же ницше на самом деле фридрих ницше родился в 1844 году в саксонии в семье пастора. в детстве он обладал болезненным восприятием и остро переживал даже незначительные свои ошибки и несовершенства поэтому стремился к саморазвитию и внутренней дисциплине. еще в детстве он говорил сестре: когда умеешь владеть собой то начинаешь владеть всем миром. ницше был самолюбив медленно сходился с незнакомыми людьми потребность в стабильности лежит в основе его привязанности к месту. он трепетно дорожил как счастливыми воспоминаниями так и грустными. ницше окончил пфортскую школу которая давала прекрасное образование в области классических языков и поступил в боннский университет где изучал античную литературу историю и искусство. затем обучение в лейпцигском университете. вскоре он получает степень доктора наук. среди других студентов фридрих ницше выделялся способностями к языкам глубоким интересом к филологии к поэзии. в будущем филологическое литературное начало наложит отпечаток на неповторимый стиль ницше философа. ницше приглашают на кафедру университета базеля где он проработает вплоть до 1879 года. однако позже по состоянию здоровья ученый уходит из университета и посвящает себя философии. жизнь ницше кажется настоящим подвигом постоянным преодолением слабости и физических и нравственных страданий. ему приходилось бороться с мучительными головными болями спазмами желудка а позднее он практически ослеп. в это время ницше пишет свои самые известные произведения: человеческое чересчур человеческое так говорил заратустра по ту сторону добра и зла антихрист. не просто в это поверить но ницше был скорее спокойным мягким и сострадательным человеком чем воплощением того холодного надчеловеческого начала о котором столько писал. распиная в себе человеческое гуманистическое подвергая его критике противопоставляя восхищающему его антигуманизму образ которого притягивает внимание читателей его книг ницше погружается в пучину глубочайших внутренних конфликтов. что возможно было одной из причин его безумия. выражаясь метафорически ницше сгорел в огне своих идей воплощая в себе ненасытное искание невозможного и страстное стремление к совершенству. да я знаю знаю кто я: я как пламя чужд покоя. жгу сгорая и спеша. охвачу сверканье чуда отпущу и пепла груда. пламя вот моя душа. что мы ищем серьезное влияние на мировоззрение ф. ницше оказали творчество а. шопенгауэра ставшего его учителем и вдохновителем и теория эволюции ч. дарвина упрощенное толкование которой стало основой для философии ницше. чего мы ищем покоя счастья нет только одну истину как бы ужасна и отвратительна она ни была. идеи борьбы видов были некритически поняты перенесены на социальные отношения и вдохновили на создание образа идеального человека сверхчеловека ницше отрицает отождествление разума и жизни и критикует картезианское мыслю следовательно существую. на первый план в его философии выходит воля которая играет ведущую роль в борьбе противоборствующих сил. сущностью жизни является воля к власти это заложенное природой в человека творческое начало активная деятельность энергия подчиняющая себе весь мир. мироздание представляет собой беспорядок и череду случайностей а воля не разум вносит смысл и порядок в этот хаос. воля к власти у истоков образа сверхчеловека занимающего главное место в трудах ницше. сверхчеловек ключевой концепт мифологема вокруг которой и строится учение философа. сверхчеловек воплощенное отрицание. он отрицает социально предустановленное религию и этику нормы и правила. это воплощенный бунт против христианства обвиняемого в ханжестве насаждении рабской морали и замещении слабостью и состраданием истинно важного силы и мужества одиночек которым история обязана своим развитием. сверхчеловек ницше не признает стереотипов и отвергает идею бога который придуман для слабых и трусливых. он пришел для того чтобы уничтожить ложь в все что враждебно истинной жизни: бог умер да здравствует сверхчеловек. философ отходит от ценности образа смиренного страдающего влачащего жизнь в молитвах человека созданного религией как он считает для управления людьми и возвращается к идеалам античности и возрождения интерпретируя эти идеалы в русле своих идей в которых человек воспевается во всей силе и красоте. позднее идея о сверхчеловеке нашедшая множество последователей привлекла внимание и сторонников германского фашизма тоже в своей идеологии обращавшегося к корням минуя гуманистические идеалы христианства с его идеей всечеловечности и равенства и провозглашавшего право силы. сверхчеловек бросает вызов богу на смену богу в новом учении ницше может прийти только сверхчеловек так как человек обычный по ницше не может взять на себя всю меру страданий и ответственности которые раньше возлагались на бога. сущность сверхчеловека описана в книге так говорил заратустра. именно в этом произведении ницше раскрыл идею о сверхчеловеке. это существо умеющее управлять своей волей и разумом и презирающее человеческий мир. для совершенствования мыслей и поступков сверхчеловек уходит в горы где в одиночестве постигает суть жизни. предтечей сверхчеловека ницше считает древнего персидского пророка и основателя религии зороастризма заратустру который и становится главным героем книги. ницше верит что каждый кто хочет приблизиться к идеалу должен изменить мировоззрение и понять что мир людей достоин только презрения и многие кто отвернулись от жизни отвернулись только от отребья: они не хотели делить с отребьем ни источника ни пламени ни плода так говорил заратустра глава о людском отребье отдалившись от мира он сосредоточивается на своих мыслях и стремлении к совершенству. дух человека стремящегося к идеалу по мнению ницше проходит этапы трансформации: верблюд тянущий за собой груз традиций правил культурных штампов; лев отрицающий в себе верблюда и отказывающийся от всего что не позволяет ему возвыситься над толпой; ребенок чистый лист открытый для нового и готовый самостоятельно управлять своей жизнью и создавать законы бытия; ницше убежден что человек это болезнь земли в нем заложено нечто ошибочное и неправильное. поэтому рождается сверхчеловек который воплощает человеческий идеал дает смысл жизни и побеждает бытие. честность перед собой одна из основных характеристик сверхчеловека. он прежде всего по мнению ницше должен обладать самоконтролем и не иметь общепринятых моральных принципов которые будут управлять им. главная проблема человека заключается в слабости духа это отвага свобода выносливость и утверждение своей воли человек должен стремиться к жизни а не к удовольствиям или утешению в религии. жизнь в свою очередь является волей к власти а борьба проявляется в битве за превосходство становление нового идеального человека. человек это канат протянутый между животными и сверхчеловеком. воля к власти формирует стремление стать выше и лучше других возвыситься за счет ума и таланта и властвовать над ничтожной толпой. воля к власти заставляет в борьбе доказывать превосходство однако это не естественный отбор во время которого выживают приспособленцы хитрые и подлые а триумф железной воли и разума. теперь обобщим основные черты сверхчеловека: 1. личность самостоятельно управляющая своей судьбой. аристократ духа человек возвышающийся над серой массой. жизнь это источник наслаждения но там где пьет толпа все источники отравлены. 2. он стоит над понятиями добра и зла самостоятельно определяя моральные правила. сверхчеловек преодолевает все мелочное и прорывается к вершине человеческого духа: навстречу своему высшему страданию и своей высшей надежде. жизнь проходит в постоянной борьбе и надо с мужеством смотреть в лицо смерти. 3. цель жизни в поиске истины творческом и созидательном труде преодолении себя. на это способны только избранные те кто наделен волей к мощи. ницше призывает истребить тварь внутри человека и созидать в себе творца. не следует забывать также что заратустра не просто воплощение ницшеанского идеала он образ трагический. несмотря на то что сама философия ницше кажется органичной и словно отлитой из бронзы на самом деле это результат работы его почитателей и критиков. случалось что его труды противоречили один другому. создавая восхищающий образ человеко-бога он одновременно открывает перед читателем не только бездны его ума и понимания низости человеческой природы но и бездны его одиночества. многие считают что именно пламенная вера в собственные идеи привела к тому что ницше умер в одиночестве бедности и болезни без друзей и близких. герой ницше как и его создатель оказывается противопоставлен не только общественной морали насколько бы она действительно не была лжива и несправедлива в сущности своей но и собственно социальному началу. в антихристе ницше убеждает читателя в том что нужно воспитывать силу воли и перестать сострадать слабым. пытаясь противопоставить эту идею религиозной проповеди жалости и слабости. возникают вопросы: почему ницше считал что необходимо перестать проявлять милосердие к слабым и зачем он противопоставлял в своей работе ницше призывал человечество произвести тотальную переоценку ценностей прежней культуры и прежде всего культуры христианской. он изначально говорил что существует два класса людей: люди с сильной волей к власти и люди со слабой волей. основной вопрос христианства может ли существовать равенство между людьми. и ницше не задумываясь отвечает нет. почему потому что никакого равенство не может быть между людьми где кто-то может делает и будет делать больше чем другие. это и есть сильная сторона человечества на котором держится все существующее в стране. христианство же возводит на пьедестал людей со слабой волей к власти; людей которые не способны к самостоятельному существованию. люди такого класса в случае отказа проявления милосердия со стороны христианства могут погибнуть от неспособности к выживанию. от неспособности приспособиться к условиям предоставляемых природой. это большинство которое по своей натуре не является борцами они слабое звено человечества тянущее к регрессу. и по мнению философа христианство как и большинство людей на земле помогая бедным нуждающимся и слабым со временем само становится слабым тем самым не жизнеспособным элементом. человечеству же нужны люди ведущие к прогрессу. коротко говоря по мнению ницше люди делятся на слабых и сильных. сильные ценят достоинство несгибаемую волю и энергию в достижении целей. слабые стремятся к состраданию альтруизму мягкосердечию. было время когда хозяева правили миром но потом их победили рабы которых было намного больше и навязали свою мораль. ницше верил что признанные ценности таковыми не являются он ставил себя по ту сторону добра и зла стремился создать новую мораль. хозяева не отягощены моральными бытовыми религиозными ограничениями они идут по жизни гордо и независимо. объективной морали нет каждый принимает ту которая ему подходит а правильная только мораль хозяев. господствующая мораль навязанная рабами основывается на принципах равенства и свободы а ницше оспаривает данные тезисы. свобода должна принадлежать сильному. равенства тоже не существует: в зависимости от того сколько жизненной силы заключено в людях они могут быть лучше или хуже. поэтому навязанная нам справедливость это ложь. еще одна идея христианства к которой ницше был крайне категоричен это библейская заповедь возлюби ближнего своего как самого себя. ницше говорит: как возможно любить ближнего который может быть ленив ужасно себя ведет. ближнего от которого дурно пахнет или он беспредельно глуп он задает вопрос почему я должен любить такого человека и сразу же отвечает если уж мне и суждено кого-то любить в этом мире то только дальнего своего. по той простой причине что чем меньше я знаю о человеке чем дальше он от меня тем меньше я рискую разочароваться в нем. и я согласна с позицией философа ведь чем ближе становится тебе человек тем сильнее он может причинить боль. ницше настаивает на том что истинная справедливость заключается в том что каждый имеет столько сколько заслуживает. изменяя качество самого понятия которое исключается из системы ценностей автор вступает в логические игры с читателем и возможно с сами собой. ложным по ницше является и понятие альтруизма понятие полезности. уважения и поклонения достойны только лучшие а альтруизм это эгоизм слабого милосердие пустая трата времени и сил. господствующая мораль не учитывает природных инстинктов человека и заставляет его идти против природы культивируя посредственность разрушает единственную ценность бытия жизнь: вокруг творцов новых ценностей вертится мир; он вращается неслышно. общество должно поменять существующие ценности основой которых было христианство с его культом слабого человека. с некоторого момента людей со слабой волей стало значительно больше и они создали свою религию христианство с целью защиты. быть сильным в современном обществе стало неприлично. фридрих считал что такую мораль необходимо разрушить и утвердить новую мораль сильных людей. однако xix век не самое подходящее время для перемен. борьба и бессмертие жизнь ницше состояла из болезненных ощущений и сомнений депрессий и одиночества взлетов и падений постоянного стремления к идеалу борьбы с существующими догмами которым он противопоставлял свои и утверждения высокого предназначения человека. борьба с собственными демонами привела к безумию а за бессмертие он заплатил жизнью. в тот момент когда он решил что приблизился к совершенству его разум одолела болезнь. перед тем как безумие поглотило философа он видел себя спасителем человечества приравнивая себя к христу который терпел физические и моральные муки во имя людей. деятельность ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. оно произошло после припадка вызванного избиением лошади на глазах у ницше. существует несколько версий объясняющих причину болезни. среди них плохая наследственность душевной болезнью в конце жизни страдал отец ницше возможное заболевание нейросифилисом спровоцировавшим безумие. вскоре философ был помещён в базельскую психиатрическую больницу своим другом профессором теологии франсом овербэком где оставался до марта 1890 года когда мать ницше забрала его к себе домой в наумбург. после смерти матери 1897 фридрих не может ни двигаться ни говорить: его поражает 2-й и 3-й апоплексический удар. к концу жизни ницше лишился всякой поддержки: веры друзей семьи. умер фридрих ницше в 1900 году. заключение философия фридриха ницше достаточно тяжелая для понимания и его темы не редко подвергаются критике в особенности тема сверхчеловека. одни из-за его идей считают фридриха основоположником фашизма есть сходства с этой идеологией другие боготворят. тема сверхчеловека была и будет актуальной по сей день. человечество нуждается в сильной стороне. в любой стране в любом обществе найдутся люди отличавшиеся от других своими способностями. прежде всего способностями выживать и управлять. управлять не только собой но и другими людьми. издревле так и зародилось государство в котором появились управляющие и управляемые то бишь люди с сильной волей к власти и слабой никогда не будет людей одинаково сильных и одинаково слабых. я согласна с позицией философа что на сильном обществе держится все существующее. сверхчеловек это человек способный прежде всего выжить. лишенный моральных ценностей и совести милосердия и сочувствия. существо которое имеет ключ к будущему. литература: 1. галеви д. жизнь фр. ницше. 2. сумерки богов /под ред. а. яколева: перевод. м. 1989. 3. ницше ф. по ту сторону добра и зла; к генеалогии морали. м. 1988. 4. ницше ф. сочинение в 2 т. /пер. с нем; под ред. к. сваскян. м. 1990. 5. ницше ф. так говорил заратустра. книга для всех и ни для кого. м. 1990.источник: https://psychosearch.ru/masters/fridrikh-nitsshe/141-sverkhchelovek-fridrikha-nitsshe
Уникальность текста: 21.2
Подсветить все совпадения