УДК 159.9 НЕТИПИЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИЛИ ЭФФЕКТ БЕЛОЙ ВОРОНЫ. Волкова Юлия Сергеевна. Студент 1 курса, группы ТРДба-17-1а, Высшей школы туризма, индустрии гостеприимства и дизайна. iulia.volckova2011@yandex.ru ФГБОУ ВПО «Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса», Москва, Российская Федерация. Аннотация: В статье рассматривается понятие личности, исторического пространства, как различных факторов изменения жизни человека, которые делают его не похожим на всех, рассматриваются причинно-следственные связи статуса «белой вороны», приводятся примеры из истории и литературы. Ключевые слова: личность, историческое пространство, общество, белая ворона, непохожесть. Проблема роли личности в истории для каждого поколения всегда остается актуальной. Актуальность проблемы роли личности в современный нам период, также предстает в новом аспекте значимости. Это период глобализации, когда закладываются общие принципы и механизмы жизни для всего человечества как по-настоящему единой системы. Личность в самом широком понимании - это то, что внутренне отличает одного человека от другого. Это индивидуальность, принадлежащая только ему. Э. В. Ильенков, известный советский философ, автор работы, в название которой вынесен вопрос: «Что же такое личность?», отмечал: «Человеческая личность, по старинке называемая иногда «душой» , той самой «душой», которую каждый человек знает как свое «Я», как нечто уникально-неповторимое, неразложимое на какие-либо общие составляющие и, стало быть, принципиально ускользающее от научно-теоретических определений и даже невыразимое в словах...»[4]. В социально-философском плане в рамках онтологического подхода личность рассматривается как субъект социального взаимодействия, личность в ситуации. Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества. Первый тип - «деятели». Для таких личностей на первом месте - желание активно действовать, изменять мир и других людей, включаю самого себя. Данный тип характерен в основном для капиталистического общества, поскольку именно в это время он активно пропагандировался. Второй тип - «мыслители». Это люди, которые приходят в мир не для того, чтобы заниматься физическим трудом или иными ручными работами , а для того чтобы смотреть и размышлять, делая определенные выводы. Классическим примером являются мудрецы, чьи изречения очень важны для общества. Хотя очень часто «мыслители» испытывают непонимание и гонения при жизни. Третий тип - «эмоциональный». Это люди, которые остро чувствуют грань между искусством и реальной жизнью и имеют способность показать все тонкости устройства бытия посредствам творчества. Прежде всего это деятели литературы и искусства, творения которых часто опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов. Четвертый тип - «гуманисты». Данному типу личности характерно очень развитое чувство эмпатии, в отличие от остальных трех типов. Важно, что основными характеристиками личности являются: активность (стремление расширить сферу своей деятельности), направленность (система мотивов, потребностей, интересов, убеждений), совместная деятельность социальных групп, коллективов[5]. Историческое пространство рассматривает исторические процессы, с описанием задействованной территории, и занимает важное место в исторической науке. Историческая наука всегда рассматривает личность с разных ракурсов, к примеру, к какому слою принадлежит данный индивид, его происхождение, биография, какое место занимает данное лицо в жизни общества. Спор о степени зависимости индивида от общественных условий, исторического времени, господствующих в обществе идей, своей сословно-социальной принадлежности и т.п. имеет много вариантов разрешения. Даже если не может быть человека, совершенно независимого от общественно-исторических обстоятельств своего существования, степень этой зависимости, очевидно, может достаточно сильно варьироваться. И если мы возьмем крайнее значение этой величины, то получим такую «историческую» личность, которая всеми силами как раз и стремится оказаться «вне истории», вне данного ей судьбой социума, это явление и принято считать «эффектом белой вороны». Принадлежность человека к определенному «рою», классу или типу во многом облегчает написание биографий и включение этой личности в исторический контекст. Если же человек сознательно или инстинктивно противится любому сопоставлению себя с определенной группой и со своей исторической эпохой, возможно ли его включить в историческое пространство? Такой и многие другие вопросы можно задать себе, изучая данную тему. Историческая наука пытается собрать по классам разнообразие человеческой души, сравнивая человека с толпой, с «роем», тем самым автоматически приравнивая или нет человека к «белым воронам» Какие качества должны быть присуще человеку, чтобы он не отличался от других? Возможно, человек может целенаправленно пытаться выделиться из толпы, применяя нетипичные методы. Тема нетипичной личности в историческом пространстве является дискуссионной, актуальной, и весьма привлекательной, поскольку каждый из нас с одной стороны - не хочет применять к себе статус «белой вороны», но одновременно и не хочет отличаться и привлекать к себе внимание. Вполне вероятно, что кто-то не желая этого, становится ни таким как все, из-за своего воспитания, рода деятельности, места пребывания. Рассмотрим данную тему на примере князя Мышкина из романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Представленная выше личность не стремится быть похожим на кого то. У него свой внутренний мир, своя политика и свои принципы жизни. Он добрый и светлый, как ребенок, который прощает всем ошибки и унижения, что и отличает его от этой серой массы, которая называет его идиотом. Не характерное поведение человека уже является первым признаком к признанию толпы того, что этот человек не схож с ними, а следовательно является «врагом», которого следует презирать, колко над ним подшучивать, а может быть и игнорировать только потому что он не жесток и не видит в людях зла. Толпа считает его поведение диким и под влиянием общественного мнения герой автоматически становится изгоем. Он так и остается честным, прямолинейным и правдивым, чем и отличается от остальных героев и от общества, в котором его принимали. Почему-то никто из литературных авторов не рассматривает из этого же романа такого персонажа как Настасья Филипповна, как представителя «белой вороны» в своем обществе, которая является ни такой как все, со своими бездарными и грубыми повадками, отличающимися от этой интеллигенции, чувствуя себя обиженной и развращенной когда-то Тоцким. Чем не пример нетипичной личности, одинокой, обиженной женщины, с сильным характером внутри. Базаровский персонаж романа И.С. Тургенева, напротив, желал что бы все люди были одинаковые, и следовал моде нигилизма, что тоже можно рассмотреть с точки зрения «эффекта толпы». Эффектом толпы является стадное чувство следования процессам, новым веяниям моды, убеждениям и так далее, не подкрепляющееся своими интересами или увлечениями. В исторической литературе принято выделять понятия роевого и личностного поведения. И в определенный период времени эти персонажи существовали, меняя историю и оставляя свой след в ней. Героем номер один в мировой истории XIX века может быть назван Наполеон. Он олицетворял переход к новому пониманию судьбы и предназначения человека в этом мире. Подобные ему личности становятся знамениты еще при жизни, им суждены великие дела и великие успехи, ибо они \"тащат\" на себе эпоху, определяют ее лицо, облик, символ, т.е. в конечном итоге - ее «типическое» [6]. Сталин, Ленин - нетипичные личности в историческом пространстве, действующие наперекор сложившимся устоям в обществе. Благодаря таким личностям с их неординарными способностями, ход истории коренным образом преломляется под их призмой видения мира, который в дальнейшем будет преподнесен людям. К ним применим статус «белой вороны», который у разных категорий населения вызывает отличные от других мнения, что очень характерно для «белых ворон» - рассматривать их деятельность либо ненавидя и унижая, либо восхищаясь. Если рассмотреть статус «белой вороны» как лица которого не понимают и оно имеет статус потерпевшего, то необходимо проанализировать причинно-следственную связь такого индивидуального отличия от других. Причинно-следственные связи делятся на две основные группы: личностные и социальные аспекты общества в целом. К первой группе относятся семейные традиции, воспитание, развитие личностных способностей человека, таких как мышление, интуиция, логика и так далее. Ко второй группе следует отнести такие социальные явления как: навязанные стандарты эстетики и эстетичности, место человека в мире, во что ты должен быть одет, поскольку социальный статус и дальнейшее «продвижение» по жизни напрямую зависят от того, как вы выглядите и от того, какое у вас материальное состояние и положение в обществе. Ребенку будет тяжело найти свое призвание, свою индивидуальность, если его религиозное воспитание или иные привычки отличаются от привычек сверстников. Дети, как и многие взрослые люди становятся объектом насмешек и издевательств, лишь потому, что имеют свое, непохожее видение мира. К примеру, одевают несовременную одежду, не имеют современных гаджетов по каким-то разным причинам. Всегда найдется тот, кто не похож на всех, отличается своей умственной деятельностью, воспитанием, привычкой общения, стилистической речью, просто поведением. Необходимо просто научиться привыкать к таким людям, и не делать из этого события, а «белым воронам» стараться жить с обществом. Появление «странных» личностей, не разделяющих общественной шкалы ценностей, неизбежно. Массированный натиск однородной духовной информации не всегда может изменить внутренний каркас такой личности. Усваивая новую информацию, некоторые люди обладают силой оставаться собой даже в агрессивной культурной среде. А. Солженицын, А. Лосев, Д. Лихачев, А. Сахаров сумели сохранить свои нравственные устои и убеждения, пройдя даже через воздействие репрессивной культурной среды тюрем, ссылок и лагерей. Сопротивление общепринятому, типичному в данном обществе может стать и источником счастливой судьбы, и источником личной трагедии. Стереотипное поведение по сей день является предметом социологического и исторического анализа, поскольку через призму этих героев и \"типичных представителей\" проходит доминанта эпохи. Анализ судеб \"белых ворон\" дает другое - представление о диапазоне выбора в данную эпоху, об ее альтернативных возможностях. Ведущая, доминирующая духовная реальность имеет сопряженную систему знаков, образов, текстовых наименований явлений жизни и ее ценностной иерархии. «Белые вороны» обладают собственным вариантом реальности в иных, самобытных терминах, именах и знаках ценности. Явления реальности расположены у них в иной иерархической системе. С этой точки зрения мир «общепринятого», мир доминирующей культурной системы и мир каждой отдельной личности типа белая ворона\" - контрадикторны. Здравый смысл, основа психически стабильного общества воспринимает только то, что здраво в данной системе культурных координат. Здравомыслящий мир открыт к развитию, но чужая смысловая система для него просто не существует. Они в принципе недоступны друг для друга, их диалог условен и ограничен, а слияние невозможно. В литературе часто выделяют «белых ворон» по типу: пророки и раритеты или по другому - чудаки. К пророкам относили тех людей, которые были одиноки в своих взглядах, со стороны окружения, и не пользовались славой, но впоследствии их слова являлись неоспоримыми истинами. Их можно сопоставить со вторым типом личности – «мыслители». По статистике судьбы этих людей практически всегда трагичны, так как они мыслят, опережая время. Высокая общественная оценка таких людей возникает лишь с изменением общепринятой системы ценностей. Признание последующими поколениями превращает «пророческое» бунтарство в очередное типическое явление, принимаемое новой эпохой за обязательное и общепринятое. Чудаки это такие люди, которые живут исключительно в своем мире, по своим правилам, своими духовными ценностями. Раритеты очень часто удивляют людей нелогичностью и нерациональностью поступков, что и вызывает общественное негодование. Они живут как им нравится, тем самым выделяя себя из установленных правил, норм жизни. К примеру, это персонаж И.А. Гончарова - «Обломов», который живет в свое удовольствие, любит поспать, поесть и не старается многого добиться в обществе, довольствуясь малым. Таким образом, существуют «белые вороны» как безгеройские личности, только лишь своими решениями и поступками, отходящими от общепринятых рамок. Герои своего времени и адаптированные к их идеям люди, с одной стороны, и «белые вороны» - с другой, в культурном измерении существуют в параллельных мирах, своего рода в «виртуальных реальностях» смыслов. Почему же все таки в 21 веке человек разумный не научился принимать людей такими, какие они есть, не подгоняя всех под одну черту стереотипов? Общество в стремлении к интеллектуально-психологической устойчивости защищается от «белых ворон» путем вывода их за пределы своей ценностной иерархии, историческая наука старается этого эффекта духовной жизни просто не замечать. Для такой позиции есть весомая причина: практическая научная «нечитаемость» внеисторических явлений. Хотелось бы донести до общества, что «белая ворона» - личность, зачастую не желающая выделиться на общем фоне, требующая внимания и понимания со стороны окружающих. Человечество должно научиться уважительно принимать людей с различными особенностями, не заострять на этом внимания. Подводя итог, можно сделать вывод, что нетипичная личность в историческом пространстве это обыкновенный человек, огромное множество которых составляют человеческие типы, нацию и народ. Не менее устойчивым оказывается мнение о том, что чем глубже изучается эпоха и чем ниже общественное положение человека, тем меньше знаний сохраняется о его личности. Судить об индивидуальности человека становится невероятно трудно, но собранные по крупицам знания о людях позволяют реконструировать образ человека определенной эпохи в его важнейших чертах и выявить особенности, оказавшие влияние на события, в которые он оказался вовлеченным. Нетипичные люди отражают свое мироощущение и в искусстве. Вот слова пермской поэтессы Юлии Балабановой, которую когда-то обижали в детстве, называя «белой вороной» : «Я перестала чувствовать себя белой вороной, когда поняла, что сама меняю реальность вокруг, что задаю свои собственные правила игры. Когда ты играешь по своим правилам, и по ним играют другие — ну, какая же ты белая ворона? Нет, нет» [2, С.1]. Понять и оценить этих людей в категориях исторического «развития» нельзя - они жили не для \"эпохи\", были нейтральны к историческим тенденциям. Реконструкция уникальных, единичных исторически безразличных судеб всего лишь помогает сохранять общечеловеческую вечную мотивацию индивидуального бытия, что составляет один из мощных истоков культурного движения. Это момент соединения «личностного» и «роевого» начал на вечном, внеисторическом уровне. Сам факт существования «внеисторических» личностей как в прошлом, так и в настоящем может подтвердить только одно: самобытность «белых ворон» - это духовная гарантия присутствия личностного начала в коллективной истории. Возникновение и существование белых ворон в обществе неизбежно, так как человек - существо духовное, с собственным умом и волей. Эффект «белых ворон» - гарантия сохранения вневременной индивидуальности. Они создают особую культурную традицию, дающую право быть «не от мира сего», поступать наперекор общепринятому. Они - хранители своеобразной эстафеты духовной независимости. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Белые вороны в современном обществе [Электронный ресурс]. URL: https://uzoranet.livejournal.com/922334.html (дата обращения: 10.11.2017). 2.Данилович Т.М. Юлия Балабанова: Мы не белые вороны, а люди в белых одеждах / Т.М. Данилович // Журнал звезда. - 2017. - № 7. - С. 1-2. 3. Нетипичная личность в историческом пространстве или Эффект \"белой вороны\" // Мир знганий. URL: http://mirznanii.com/a/228087/netipichnaya-lichnost-v-istoricheskom-prostranstve-ili-effekt-beloy-vorony (дата обращения: 10.11.2017). 4. Ильенков Э.В Что же такое личность? «С чего начинается личность». - Москва, 1984. - 358с. 5. Романова Т.А. Личность как предмет научно-философского исследования / Т.А. Романова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. - С. 5-6. 6. 100 человек, которые изменили ход истории [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/topic/1173/ (дата обращения: 11.11.2017).