+7 (903) 100 31 62 kortunov@bk.ru

Тема 1. «Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения»

Тема 1. «Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения»

С зарождения человека и общества все знания были одним целым, хотя и относились к различным видам жизнедеятельности людей. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным, возникло понимание всеобщих (философских) и более конкретных, практических знаний.

Сам термин «философия«, как считают, возник в Древней Греции в конце VI-начале V века до н. э. из словосочетания «любить мудрость». Слово «мудрость» — имеет более древнее происхождение. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н. э. в Средиземноморье мудрецами считали многих богов, но были известны также «7 мудрецов» из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес из Милета. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Современное понимание мудрости можно определить как «способность наилучшим образом достигать наилучших целей» (В. Соловьев).

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Два слова «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Он означал любовь к мудрости (или любомудрие, как говорили на Руси), а потом — особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

Философия как совокупное, а затем и особое знание определяла главное содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений людей. Иными словами, она из знания может превращаться в мировоззрение. Мировоззрение представляет такую переосмысленную человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая формирует отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Уже в мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы, выражают позицию людей.

Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования. Философия как область знания — это система понятий и образов в сознании, отражающая бытие, его свойства, общие закономерности, структуру, виды и формы. Часть философских знаний можно доказать или опровергнуть экспериментально, как в любой конкретной науке. Но значительная часть философских знаний может быть обоснована логически или приниматься человеком на основе выбора. Философские знания в отличие от философского мировоззрения нейтральны по отношению к интересам субъектов, способам и формам их жизнедеятельности.

Структуру мировоззрения составляют переосмысленные (мировоззренческие) знания, идеалы, нормы и принципы жизнедеятельности, ценностные ориентации, убеждения и верования. Мировоззрение является качественной, основной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. Структура сознания иная. Она включает все знания субъекта, отражение его эмоционально-чувственных и волевых состояний, его ценностные ориентации.

Философия есть и знание-ценность. Содержанием и характером знаний философия формирует у человека ценностное (аксиологическое; от понятия «аксиология» — философская дисциплина о ценностях) отношение к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психики и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь частью того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т. п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими видами знаний они используются в мировоззрении для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от характера тех или иных знаний, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (миропониманием); светским (нерелигиозным) или религиозным; ориентированным преимущественно на природу, технику или на общество и человека. Теоретическое мировоззрение включает философские теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства, «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально, конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и основа мировоззрения содержит в себе и теоретический, и научно-теоретический аспекты. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщённые знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяема современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести не к научно-теоретическому, а только к теоретическому знанию.

Обобщая изложенное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:- знания всеобщего и общего характера; — универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов; — знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного; — знание о сущностях — закономерностях бытия; — знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук; — знание, которое часто обосновано логически; — ценностное, аксиологическое знание; — этическое (этика — учение о нравственности) и эстетическое (эстетика — учение о прекрасном) знание; — многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это «вечные истины«.

Следовательно, философия — это особое знание и тип мировоззрения, система наиболее общих теоретических взглядов на мир и место человека в этом мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Структура философского знания

Онтология — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия, существующее в единстве с теорией познания и логикой.

Гносеология — философско-методологическая дисциплина, исследующая знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие. Нередко (особенно в английском языке) слово выступает как синоним эпистемологии.

Логика — «наука о правильном мышлении», «способность к рассуждению» от др.-греч. λόγος — «рассуждение», «мысль», «разум») — раздел философиинормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Этика — философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.

Эстетика — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.