+7 (903) 100 31 62 kortunov@bk.ru

Модуль 1

Научно-методологические основания преподавания курса «История и философия» в условиях реализации ФГОС. Цели и предмет дисциплины «История и философия науки».

Содержание:

Актуальность проблемы преподавания курса «История и философия науки» в системе высшего образования в соответствии с ФГОС в условиях реализации стратегических инициатив промышленного роста России. Цели и предмет дисциплины «История и философия науки». Определения науки.

Лекция

  1. Актуальность проблемы преподавания курса «История и философия науки» в системе высшего образования в соответствии с ФГОС в условиях реализации стратегических инициатив промышленного роста России

В нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [1], существует три уровня ВО: бакалавриат; магистратура и подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая, прежде всего, в аспирантуре. В соответствии с ФГОС каждый из этих трёх уровней необходимо включает изучение философии как общемировоззренческой и методологической дисциплины. С каждым уровнем углубляется изучение философских оснований и повышается научная направленность. Исторически в вузах всегда изучали «философию», а в магистратуре и аспирантуре «Историю и философию науки». В программах сдачи кандидатского минимума для аспирантов и соискателей уже много лет значится дисциплина «История и философия науки».

Задачи высшего профессионального образования нацелены, главным образом, на реализацию государственных запросов. Сегодня одним из наиболее актуальных направлений магистратуры и аспирантуры является научная подготовка, связанная, в первую очередь, с основными стратегическими инициативами страны в плане экономического роста. Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. сказано, что новая экономика – это экономика знаний и высоких технологий [2]. Будущее России в среднесрочной перспективе зависит от того, сможет ли страна освоить возможности, предоставляемые новым технологическим укладом, а также сможет ли сформировать новую социальную группу, которая станет локомотивом новой промышленной революции.

Задача научного сообщества, которое формируется в вузовских стенах, — вырастить поколение высококвалифицированных специалистов с высоким научным уровнем и ответственностью за будущее. Задачей вузов в условиях быстроразвивающегося общества высоких технологий является синхронизация практически рамочных ФГОС с требованием времени, государственными стратегиями, новой научной «картиной мира». Эти факторы обусловили то, что во многих вузах, в магистратурах и аспирантурах преподаётся дисциплина «История и философия науки». В связи с ростом научного знания, поиском новых подходов в изложении и преподавании материала, систематически происходит совершенствование рабочих программ по дисциплине «История и философия науки». Поэтому всегда имеется потребность в современном лекционном и методическом материале.

  • Цели и предмет дисциплины «История и философия науки»

История и философия науки является академической дисциплиной, которая включает в себя философию науки и историю науки. Одним из оснований единой дисциплины является исторический подход к дисциплине философии науки. Как остроумно заметил в 1962 году американский представитель философии науки Норвуд Рассел Хансон «История науки без философии науки слепа … философия науки без истории науки пуста» (переработав цитату Канта — «Мысли без содержания пусты, интуиции без понятий слепы»).

Термин «философия науки» (Wissenschaftstheorie) впервые появился в работе немецкого философа Карла Евгения Дюринга (1833-1921) «Логика и философия науки» (1878). Намерение Дюринга построить философию науки как «не только преобразование, но и существенное расширение сферы логики» не было им реализовано, однако данная терминологическая новация оказалась весьма своевременной.

Изучение истории науки и её философии является очень важным потому, что сегодняшние знания включают в себя открытия, сделанные в прошлом, а также методы, с помощью которых эти открытия были сделаны. Таким образом, если мы хотим оценить теорию и её вклад, мы должны знать что-то о том, как и когда она возникла и как она развивалась до нынешнего состояния. Изучение истории и философии науки будет мотивировать студентов сделать свой собственный вклад в общественное развитие, по какому бы направлению они ни занимались наукой.

Но, если принцип историзма понимается в контексте изучения науки более или менее однозначно, то вопрос об области познания дисциплины философии науки является открытым. Даже практикующие философы науки часто расходятся во мнениях относительно надлежащего предмета своей дисциплины. Примером отсутствия такого согласия является дискуссия между Стивеном Тулмином и Эрнестом Нагелем на предмет того, должна ли философия науки представлять собой изучение научных достижений in vivo (в живом контексте) или изучение проблем объяснения и формулировки утверждений в терминах дедуктивной логики. Чтобы создать основу для последующего изучения предмета, будет полезно дать представление о четырёх точках зрения на дисциплину философии науки.

Первая точка зрения заключается в том, что философия науки является разработкой мировоззрения, которая соотносится или основывается на важных научных теориях. С этой точки зрения задача философа разработать более общие научные выводы. Это может принять форму предположения об онтологических категориях, которые будут использоваться, говоря о бытии «как-таковом». Так, Альфред Норт Уайтхед убедительно говорил, что недавние события в физике требуют, чтобы категории «вещество» и «атрибут» были заменены категориями «процесс» «воздействие». Или это может принимать форму заявлений о последствиях научных теорий на оценку человеческого поведения, как и в социал-дарвинизме или в теории этического релятивизма. Настоящие исследования в этом смысле не касаются «философии науки».

Вторая точка зрения состоит в том, что философия науки является изложением предпосылок и предположений учёных. Философ может указать на то, что учёные предполагают, что в природе существуют закономерности определённой сложности и доступны для исследователей. Кроме того, философ может выявить предпочтения учёных, к примеру, что они больше предпочитают детерминированные законы, нежели статистические, или механистические объяснения взамен телеологическим. Эта точка зрения имеет тенденцию к ассимиляции философии науки с социологией.

В данном ключе даёт определение «философии науки» знаменитый отечественный философ В.С. Степин в своем академическом учебнике по «истории и философии науки»: «Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социальном контексте» [9, C. 8].

Третья точка зрения отводит философии науки роль дисциплины, в которой научные концепции и теории анализируются и уточняются. Философия науки здесь не занимается полу-популярным изложением новейших теорий. Здесь она задаётся вопросом прояснения значения таких терминов как «частица», «волна», «потенциал» и «комплекс» в их научном употреблении.

Но, как заметил английский философ, один из основоположников лингвистической философии Гилберт Райл, в этой точке зрения на философию науки есть что-то претенциозное, когда философы нужны учёным для того, чтобы объяснить им смысл научных понятий. Здесь видится два варианта. Либо учёный действительно понимает понятия, которые использует, — в этом случае не требуется никаких разъяснений. Или не понимает, — тогда он должен выяснять эти понятия через их отношения с другими понятиями и операциями измерения. Такое выяснение является типичной научной деятельностью. Никто не будет утверждать, что каждый раз, когда ученый проводит такое выяснение, он занимается философией науки. По крайней мере, мы должны сделать вывод, что не каждый анализ научных понятий квалифицируется как философия науки. И все же некоторые виды концептуального анализа должны быть классифицированы как предмет философии науки. Этот вопрос остается открытым до рассмотрения четвертой точки зрения на философию науки.

Четвертая точка зрения представляет философию науки как критериологию[1] второго порядка. Философ ищет ответы на такие вопросы, как:

1. Какие черты отличают научное исследование от других видов исследования?

2. Каким методам должны следовать учёные в исследовании природы?

3. Какие условия должны быть соблюдены в научном объяснении, чтобы оно было истинным?

4. Что такое когнитивный статус научных законов и принципов?

Чтобы задать эти вопросы надо занять позицию на один шаг удалённую от практики самой науки. Существует различие между тем, что наука делает и пониманием того, как она должна это делать.

Цели науки хорошо прописаны в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), — «описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов» [6].

Говоря о философии, мы находим, что она «исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру» [6]. А также под философией подразумевают «методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки» [7]. Уже из последней трактовки философии видна её связь с наукой как дисциплиной второго порядка, занимающейся анализом научных методов. Это понимание можно упрощённо отобразить в таблице:

Таблица 1

УровеньДисциплинаПредмет
0Факты
1НаукаОбъяснение фактов
2Философия наукиАнализ методов и логики научного объяснения

Четвёртая точка зрения на философию науки включает в себя некоторые аспекты второго и третьего подходов. Например, исследование предрасположенности учёных к определённым теориям может иметь отношение к проблеме оценки научных теорий. Это особенно верно для суждения о полноте объяснений. Эйнштейн, например, настаивал на том, что статистические подсчёты радиоактивного распада были неполными. Он утверждал, что полная интерпретация может быть спрогнозирована исходя из поведения отдельных атомов.

Кроме того, анализ значения понятий может иметь отношение к демаркации научного исследования от других видов исследований. Например, если будет показано, что термин используется таким образом, что нет возможности предусмотреть отличие корректного и некорректного использования, то толкование, в котором термин используется, может быть исключено из научной области. Нечто подобное имело место в случае понятия «абсолютная одновременность»[2].

Различие между наукой и философией науки не является жёстким. Оно основано на различии в целях, а не в предмете. Допустим, имеем вопрос об оценке волновой теории света Юнга или электромагнитной теории Максвелла. Есть учёный, занимающийся наукой, который оценивает теорию Юнга или Максвелла как превосходную. И есть учёный-философ (представитель философии науки), который исследует общие критерии допустимости, предусмотренные в суждениях подобного типа. Очевидно, что деятельность обоих учёных взаимопроникает. Учёный, который безграмотен в оценке теорий, вероятно, неадекватно оценит рассматриваемую теорию. И учёный-философ, который не знает о научной практике, вероятно, не сделает глубоких заявления о научном методе.

Признание того, что грань между наукой и философией науки не столь ощутима, находит своё отражение в выборе методики изложения данной дисциплины. Важным является то, что учёные и философы говорили о научном методе. В некоторых случаях этого достаточно. Можно обсудить философию науки исключительно с точки зрения того, что написано о научном методе. В других случаях, однако, это не является достаточным. Для того, чтобы представить философию науки Галилея и Ньютона, необходимо найти баланс между тем, что они писали о научных методах и их реальной научной практикой.

Кроме того, эволюция в науке вводит новые виды интерпретации, что впоследствии может обеспечить материалом для обсуждений философию науки. Именно по этой причине в философию науки включаются, среди прочего, краткие описания работ Евклида, Архимеда и классических атомистов.

  • Определения науки

Что приходит на ум при упоминании термина «наука»? Это химия, физика, биология или математика? Слово «наука» в латинском языке пишется как «ciencia», что означает «знание», а в переводе с древнерусского «учение», «учити», «выкнуть» [3], обучение [4]. Для словаря Даля характерно практическое понимание науки: «Жизнь наука, она учит опытом» [4].

На самом простом уровне науку можно определить как теоретические и практические знания: 

Наукаодна из сфер человеческой деятельности, функцией которой является производство и систематизация знаний о природе, обществе и сознании. Наука включает в себя деятельность по производству знания [5].

Термин «Наука» употребляется также для обозначения отдельных областей научного познания — физики, химии, биологии и т. п. [5].

Однако данное определение не исчерпывает весь смысл науки. Более точное определение науки дано в БСЭ:

Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания [6].

В литературе нет однозначного определения науки. Однако можно говорить о существовании трёх основных подходов [8, C. 17], [9, C. 6]:

  1. Наука как совокупность знаний.
  2. Наука как деятельность, направленная на приобретение знаний с помощью определённых методов и подходов к изучению и пониманию мира.
  3. Наука как социальный институт.

Рассмотрим подробнее эти три подхода.

Наука как совокупность знаний.

В совокупность научного знания обычно включаются такие науки, как химия, биология, физика, математика, микробиология, фармация, медицина и др. Эти знания отличаются от других форм знания, таких, как религия и искусство, как по содержанию, так и по форме. Так понимали науку ещё Парменид, Платон, Аристотель, Кант.

Наука как деятельность, направленная на приобретение знаний с помощью определённых методов и подходов к изучению и пониманию мира.

Науке известны методы получения знания. Две ветви науки, которые представлены как эмпирические и теоретические науки, имеют в своём основании то, что называется научными методами. Эти научные методы включают в себя: наблюдение, постановку проблемы, гипотезу, эксперимент, выводы и формулировку теории. Теоретические науки используют понятия, правила и теории и выражают их в количественной и статистической форме. Любой, кто использует научный метод для получения знания, говорит, что занимаются наукой.

Такой подход к науке всегда имел место в философии. Но в 50-60-е годы 20-го века стали появляться работы, в которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате она стала трактоваться ещё и как своеобразный вид производства, как особая сфера профессиональной деятельности [8, C. 18]. В рамках такой профессиональной деятельности вырабатывается и систематизируется новое знание.

Наука как социальный институт.

Наука может рассматриваться как институт, который включает в себя миллионы специалистов. Эти специалисты занимаются изучением и развитием человеческого знания. Эксперты или учёные могут быть обнаружены в различных научно-исследовательских и образовательных учреждений, промышленных предприятий, больницах, предприятиях и т. д. Сотрудничество и взаимодействие между ними делают развитие науки возможным и надёжным. «Цель и назначение науки как социального института – производство и распространение научного знания и технологии, <…>, подготовка учёных и обеспечение выполнения ими своих функций» [8, C. 18].

Несмотря на наличие трёх подходов к пониманию науки, в современном мире все они находятся во взаимосвязи и органическом единстве.

Литература, рекомендуемая для изучения:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362:0. — Система «ГАРАНТ».
  2.  Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
  3. Этимологический словарь Фасмера [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/fasmer.html
  4. Даль, В. Толковый словарь живого Русского Языка  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/dal/n/nauka.html
  5. Словарь логики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/log/n/nauka.html
  6. Большой Энциклопедический Словарь (БСЭ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.299.ru/enc.php?find_word=%ED%E0%F3%EA%E0&slovar=2
  7. Ожегов, С. Толковый словарь Русского Языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovari.299.ru/oj.php?find_word=%F4%E8%EB%EE%F1%EE%F4%E8%FF&slovar=4
  8. Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук [Текст] : учеб. пос. / И. Н. Тяпин. – М. : Логос, 2014. – 216 с.
  9. Степин, В.С. История и философия науки [Текст] : учеб. для аспирантов и соискателей уч.степ.канд.наук. – М.: Академический Проект; Трикста, 2011.- 423 с.

[1] Критериология – раздел логики, связанный с установлением критериев.

[2] Абсолютная одновременность — гипотетическое совпадение двух или более событий в разных точках пространства для всех наблюдателей во Вселенной. В теории относительности показано, что всегда найдутся наблюдатели, для которых одновременность не будет соответствовать тем же моментам времени, и поэтому одновременность всегда относительна.