+7 (903) 100 31 62 kortunov@bk.ru

Ситуационные задачи (для портфолио)

I. Выберите три любые ситуационные задачи:

  1. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной, философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив – разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?
  2. Какие аргументы Вы могли бы привести в доказательство того, что разум является высшей познавательной способностью, если бы жили в Древней Греции и посещали одну из философских школ?
  3. Кто, по Вашему мнению, прав и почему? — А. Человек есть мера всех вещей (Протагор). Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
  4. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте: А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро). Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).
  5. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания: Гегель: “… все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31). Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).
  6. Прокомментируйте: “Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р.Киплинг)
  7. Что хотел сказать автор? Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).
  8. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д.И.Менделеев) возразил ему: «Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем…» (“Основы химии”). Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
  9. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте: А.: “…художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они… должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]. Б. “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души. Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)
  10. Прав ли Ф.И. Тютчев, говоря: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У нас особенная стать — В Россию можно только верить. Прокомментируйте.
  11. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”. Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
  12. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы? “Сила женщины — в ее слабости”.
  13. Сократ: «Легко быть нравственной, если ты некрасивая, кривая, косая и никому не нужна». Что имел в виду Сократ?
  14. Артур Шопенгауэр: «Даже в самой красивой, изящной и утонченной девушке есть кишечник, в котором содержатся экскременты». Что хотел сказать этим Шопенгауэр?
  15. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: А. Правда хорошо, а счастье лучше. Б. Платон мне друг, но истина дороже.
  16. Как Вы оцениваете утверждение: “Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.
  17. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте: В суде разводится пожилая пара. Судья спрашивает у мужа о причинах развода. Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка. В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.
  18. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.
  19. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.
  20. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.
  21. Прокомментируйте следующее утверждение: “Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.
  22. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений: А. Один ум хорошо, а два лучше. Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.
  23. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему? А. “Не в силе правда, а в правде сила”. Б. “Всё моё – сказал булат” (вариант: “Сильный всегда прав”).
  24. В чем изъян следующего утверждения: “С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).
  25. Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы — русские» (Телепередача «Русский дом», 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.
  26. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения: «Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)» (цитата из книги).
  27. Прав ли Бисмарк, говоря: «Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других.» — Оцените и прокомментируйте.
  28. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине». Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”. — Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.
  29. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. «Назад к природе!» – его призыв. На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”. Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.
  30. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)? Дайте развернутый ответ.
  31. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»? — Попробуйте реконструировать ход его мысли.
  32. Рассудите: Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: “Человека образуют обстоятельства”. Балашов Л.Е.: “Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств”.
  33. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом». Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора. Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.
  34. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «…во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст). Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).
  35. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей? Дайте развернутый ответ.
  36. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: А. «…ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24). Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский). Дайте развернутый ответ.
  37. Существуют два полярных мнения о смерти. А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление» (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])». Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576). Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.
  38. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями: Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор). // Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

II. Напишите ответы в шаблоне.

III. Отсканируйте шаблон и вставьте его в своё портфолио.

IV. Получите рецензию на свою работу от преподавателя — удовлетворительно, хорошо, отлично.

V. Сохраните рецензию в PDF или JPEG файле и также вставьте в свое портфолио.